Курсовая работа

«Текущее обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6

1.1 Экономическое содержание государственного долга 6

1.2 Государство как гарант и кредитор 8

1.3 Управление государственным долгом 11

2 ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В 2005-2010гг. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ 15

2.1 Понятие обслуживания государственного долга 15

2.2 Обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2010гг 17

2.3 Повышение эффективности управления государственным долгом Российской Федерации 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Приложение 1 33

Приложение 2 34

Введение

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, обслуживанием и погашением, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий, процесс обслуживания и погашения государственного долга. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления, обслуживания и погашения и изучив накопленный опыт.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, рассмотрение процессов его эффективного управления, анализ его текущего обслуживания и погашения.

Цель работы потребовала решения следующих задач:

- отражение экономического содержания государственного долга;

- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;

- рассмотрение понятия управления государственным долгом;

- рассмотрение понятия обслуживания государственного долга;

- анализ обслуживания и погашения внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации;

- повышение эффективности управления государственным долгом России.

В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2005-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.

Заключение

Под обслуживанием государственного долга, согласно БК РФ, понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконты, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:

1) выплаты кредиторам;

2) погашение внешних и внутренних займов;

3) предоставление гарантий;

4) изменение условий выпущенных займов;

5) определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Сравнивая объем государственного внутреннего и внешнего долга и его структуру в 2005 и 2009гг, можно констатировать уменьшение объема долга на 408 млрд. руб. с 3030 млрд. руб. до 2622 млрд. рублей и замещение внешнего долга внутренним с более поздним сроком погашения. Отношение суммы долга к ВВП также уменьшилось с 11,3 до 6,7%, что является успехом в долговой политике государства. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине долга, а в непомерной тяжести его обслуживания и погашения за счет расходов федерального бюджета. В 2005-2009гг. на обслуживание и погашение государственного долга было выделено более 2500 млрд. рублей. Однако отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета сократилось с 17,4 до 4,5%, что является положительным моментом.

Выделим основные принципы долговой политики Российской Федерации, следование которым позитивно скажется на структуре государственного долга в целом и на стоимости его обслуживания и погашения в частности. Главными целями долговой политики Российской Федерации должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

На примере современной стратегии Правительства России, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец, улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.

Список литературы

1. ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995

2. Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская газета», N 279, 29.12.1992

3. Постановление правительства РСФСР №78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991г.//Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992 г., № 5, ст. 26

4. Постановление Правительства Российской Федерации №931 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» от 29.12.2001г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.11.2002г. №829)//Собрание законодательства РФ, 18.11.2002г., №46, ст. 4598

5. Постановление Правительства Российской Федерации №980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации,1998г., № 34, ст. 4098

6. Постановление Правительства Российской Федерации №1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.1999г. и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от 25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., №35, ст. 4409

7. Постановление Правительства Российской Федерации №1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» от 29.11.1999г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999

8. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184

9. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 277 с.

10. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2008. – 256 с.

11. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 176 с.

12. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

13. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 224 с.

14. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.: «Экономика», 2009. – 393 с.

15. Сайт Министерства финансов Российской Федерации// URL: h**t://w*w.minfin.r*/

16. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// URL: h**t://w*w.economy.gov.r*/

Примечания

Работа защищена на "отлично". Антиплагиат составляет - 66%. Проанализированы обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2009 гг.

Приложение 1 Объём и структура государственного долга в 2005-2009гг.

Приложение 2 Обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2009гг.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика