Курсовая работа

«Текущее обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации»

  • 32 страниц(ы)
  • 3647 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: Alpha

ВВЕДЕНИЕ 4

1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6

1.1 Экономическое содержание государственного долга 6

1.2 Государство как гарант и кредитор 8

1.3 Управление государственным долгом 11

2 ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В 2005-2010гг. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ 15

2.1 Понятие обслуживания государственного долга 15

2.2 Обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2010гг 17

2.3 Повышение эффективности управления государственным долгом Российской Федерации 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Приложение 1 33

Приложение 2 34

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, обслуживанием и погашением, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий, процесс обслуживания и погашения государственного долга. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления, обслуживания и погашения и изучив накопленный опыт.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, рассмотрение процессов его эффективного управления, анализ его текущего обслуживания и погашения.

Цель работы потребовала решения следующих задач:

- отражение экономического содержания государственного долга;

- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;

- рассмотрение понятия управления государственным долгом;

- рассмотрение понятия обслуживания государственного долга;

- анализ обслуживания и погашения внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации;

- повышение эффективности управления государственным долгом России.

В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2005-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.

Под обслуживанием государственного долга, согласно БК РФ, понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконты, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:

1) выплаты кредиторам;

2) погашение внешних и внутренних займов;

3) предоставление гарантий;

4) изменение условий выпущенных займов;

5) определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Сравнивая объем государственного внутреннего и внешнего долга и его структуру в 2005 и 2009гг, можно констатировать уменьшение объема долга на 408 млрд. руб. с 3030 млрд. руб. до 2622 млрд. рублей и замещение внешнего долга внутренним с более поздним сроком погашения. Отношение суммы долга к ВВП также уменьшилось с 11,3 до 6,7%, что является успехом в долговой политике государства. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине долга, а в непомерной тяжести его обслуживания и погашения за счет расходов федерального бюджета. В 2005-2009гг. на обслуживание и погашение государственного долга было выделено более 2500 млрд. рублей. Однако отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета сократилось с 17,4 до 4,5%, что является положительным моментом.

Выделим основные принципы долговой политики Российской Федерации, следование которым позитивно скажется на структуре государственного долга в целом и на стоимости его обслуживания и погашения в частности. Главными целями долговой политики Российской Федерации должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

На примере современной стратегии Правительства России, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец, улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.

1. ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995

2. Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская газета», N 279, 29.12.1992

3. Постановление правительства РСФСР №78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991г.//Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992 г., № 5, ст. 26

4. Постановление Правительства Российской Федерации №931 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» от 29.12.2001г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.11.2002г. №829)//Собрание законодательства РФ, 18.11.2002г., №46, ст. 4598

5. Постановление Правительства Российской Федерации №980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации,1998г., № 34, ст. 4098

6. Постановление Правительства Российской Федерации №1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.1999г. и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от 25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., №35, ст. 4409

7. Постановление Правительства Российской Федерации №1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» от 29.11.1999г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999

8. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184

9. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 277 с.

10. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2008. – 256 с.

11. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 176 с.

12. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

13. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 224 с.

14. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.: «Экономика», 2009. – 393 с.

15. Сайт Министерства финансов Российской Федерации// URL: h**t://w*w.minfin.r*/

16. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// URL: h**t://w*w.economy.gov.r*/

Примечания к работе

Работа защищена на "отлично". Антиплагиат составляет - 66%. Проанализированы обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2009 гг.

Приложение 1 Объём и структура государственного долга в 2005-2009гг.

Приложение 2 Обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2009гг.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика