Курсовая работа
«Текущее обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации»
- 32 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6
1.1 Экономическое содержание государственного долга 6
1.2 Государство как гарант и кредитор 8
1.3 Управление государственным долгом 11
2 ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В 2005-2010гг. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ 15
2.1 Понятие обслуживания государственного долга 15
2.2 Обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2010гг 17
2.3 Повышение эффективности управления государственным долгом Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, обслуживанием и погашением, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий, процесс обслуживания и погашения государственного долга. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления, обслуживания и погашения и изучив накопленный опыт.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, рассмотрение процессов его эффективного управления, анализ его текущего обслуживания и погашения.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
- рассмотрение понятия управления государственным долгом;
- рассмотрение понятия обслуживания государственного долга;
- анализ обслуживания и погашения внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации;
- повышение эффективности управления государственным долгом России.
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2005-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.
Под обслуживанием государственного долга, согласно БК РФ, понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконты, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:
1) выплаты кредиторам;
2) погашение внешних и внутренних займов;
3) предоставление гарантий;
4) изменение условий выпущенных займов;
5) определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.
Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.
Сравнивая объем государственного внутреннего и внешнего долга и его структуру в 2005 и 2009гг, можно констатировать уменьшение объема долга на 408 млрд. руб. с 3030 млрд. руб. до 2622 млрд. рублей и замещение внешнего долга внутренним с более поздним сроком погашения. Отношение суммы долга к ВВП также уменьшилось с 11,3 до 6,7%, что является успехом в долговой политике государства. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине долга, а в непомерной тяжести его обслуживания и погашения за счет расходов федерального бюджета. В 2005-2009гг. на обслуживание и погашение государственного долга было выделено более 2500 млрд. рублей. Однако отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета сократилось с 17,4 до 4,5%, что является положительным моментом.
Выделим основные принципы долговой политики Российской Федерации, следование которым позитивно скажется на структуре государственного долга в целом и на стоимости его обслуживания и погашения в частности. Главными целями долговой политики Российской Федерации должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
На примере современной стратегии Правительства России, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец, улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.
1. ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
2. Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская газета», N 279, 29.12.1992
3. Постановление правительства РСФСР №78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991г.//Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992 г., № 5, ст. 26
4. Постановление Правительства Российской Федерации №931 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» от 29.12.2001г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.11.2002г. №829)//Собрание законодательства РФ, 18.11.2002г., №46, ст. 4598
5. Постановление Правительства Российской Федерации №980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации,1998г., № 34, ст. 4098
6. Постановление Правительства Российской Федерации №1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.1999г. и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от 25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., №35, ст. 4409
7. Постановление Правительства Российской Федерации №1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» от 29.11.1999г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999
8. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 277 с.
10. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2008. – 256 с.
11. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 176 с.
12. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
13. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 224 с.
14. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.: «Экономика», 2009. – 393 с.
15. Сайт Министерства финансов Российской Федерации// URL: h**t://w*w.minfin.r*/
16. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// URL: h**t://w*w.economy.gov.r*/
Работа защищена на "отлично". Антиплагиат составляет - 66%. Проанализированы обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2009 гг.
Приложение 1 Объём и структура государственного долга в 2005-2009гг.
Приложение 2 Обслуживание и погашение государственного долга в 2005-2009гг.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовые основы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов
Тест:
Ответы на тесты введение в педагогическую деятельность
Дипломная работа:
Управление государственным долгом: методы и способы совершенствования
Дипломная работа:
Государственный долг РФ: современное состояние и методы управления
Курсовая работа:
Проблемы управлением государственным долгом