Курсовая работа
«Семейный детский дом как вид организации жизни детей-сирот»
- 57 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ЖИЗНИ
ДЕТЕЙ-СИРОТ…6
1.1. Понятие и возникновение социального родительства в России…6
1.2. Современные формы устройства и социализации детей, оставшихся без попечения родителей….9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП)….17
2.1. Правовой статус моделей замещающей семейной заботы….17
2.2. Рекомендации по организации семейного детского дома
(семейных воспитательных групп)….20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ….30
3.1. Описание методик исследования детей-сирот в приемных семьях….30
3.2. Разработка программы для семейных групп (Семейного детского дома) «Ребенок - взрослый: терапия отношений»…38
3.3 Анализ результатов решения проблем социализации до и после реализации программы «Ребенок - взрослый: терапия отношений»…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….54
ПРИЛОЖЕНИЯ….
За последние 10 лет в России становится все больше и больше беспризорных и безнадзорных детей. Количество детей, оказавшихся в трудной ситуации, постоянно растет.
Данный факт можно объяснить разными причинами: экономическое расслоение общества на очень бедных и очень богатых; незащищенность бедных слоев населения, неуверенность их в завтрашнем дне; отсутствие знаний своих прав и возможностей получения помощи в различных структурах города, зачастую нежелание получить такие знания и даже обращаться за помощью.
Актуальность выбранной темы, обусловлена в первую очередь тем, что проблема социального сиротства, становится все более острой и требует к себе пристального внимания.
Очевидно, что отсутствие семейного воспитания является мощным негативным фактором формирования личности ребенка. Частично разрешить это противоречие помогает организация воспитания сирот и детей, лишенных родительской опеки, в условиях, приближенных к семейным.
Опыт воспитания в приемных семьях имеет глубокие исторические традиции, в том числе в России. С конца XVIII в. практика передачи государственными органами опеки детей-сирот в приемные семьи получила широкое распространение и продолжалась до начала XX века.
Впоследствии в развитых странах мира стали создаваться специальные образовательные структуры для детей-сирот, где воспитание организовывалось по семейному принципу, а роль воспитателей выполняли приемные (социальные) родители.
Оказание помощи беспризорным детям и детям-сиротам в России, рассматривались во многих исследованиях по истории социальной педагогики и социальной работы (М.Н. Лазутова, Л.М. Шипицина, Я. Корчак и др.).
В последние годы и в России появился ряд психолого-педагогических исследований посвященных проблемам семейных детских домов (Л.И. Божович, Г.В. Семья, А.М Прихожан, Л.Я. Олиференко и др.).
Вместе с тем, в работах указанных авторов затрагиваются лишь отдельные аспекты организации жизни детей-сирот в семейных детских домах.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью поиска эффективных подходов к организации жизни детей-сирот в условиях учреждений, приближенных к семейным условиям, и недостаточной разработанностью данной проблематики в отечественных научно-педагогических исследованиях.
Названное противоречие обусловило выбор темы исследования в курсовой работе.
Цель исследования – проанализировать роль семейных форм воспитания в организации жизни детей-сирот.
Объект исследования – организации жизни детей-сирот.
Предмет исследования – семейный детский дом как форма семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать развитие семейных форм организации жизни детей-сирот.
2.Определить современные формы устройства и социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия улучшения адаптации детей-сирот в условиях, приближенных к семейным.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что в результате эксперимента будет наблюдаться снижение тревожности, положительная динамика в развитии, вырастет социальная активность.
На констатирующем этапе эксперимента исследовался процесс социализации детей-сирот в приемной семье.
Для исследования детей были применены ряд методик. Проективный метод: тест тревожности. Автор методики Р. Тэммел, М. Дорки, В. Амен. Методы: тестирование, анкетирование, беседа.
Методология исследования базируется на основных положениях социальной педагогики (А.В.Мудрик, В.Д.Семенов и др.). В качестве специальной методологии исследования были использованы системный, аксиологический и субъектно-деятельностный подходы.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использованы следующие методы исследования, включающие в себя: теоретический анализ литературы и практики; педагогическое наблюдение, в том числе включенное; тестирование, обобщение, метод анкетирования, педагогический эксперимент.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования служили:
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены условия, обеспечивающие эффективность подготовки воспитанников детских домов к адаптации в условиях семейного детского дома.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его теоретических положений и выводов для технологического обеспечения подготовки социальных родителей к работе с детьми сиротами. Материалы исследования могут применяться в системе социально-педагогической работы и т.д.
В настоящее время существуют попытки улучшить условия жизни детей, например, создаются группы, приближенные к семейным - разновозрастные, проживающие в помещении квартирного типа; привлекаются постоянные шефы к группе (классу) - студенты, рабочие предприятий, религиозные деятели; получает развитие система попечительства отдельных детей гражданами. Попечители забирают детей на каникулах, в выходные и праздничные дни.
В настоящее время количество детей сирот в нашей стране постоянно увеличивается. Обществу необходимо повернуться лицом к проблеме сиротства, задуматься о социальных причинах возрастания этой проблемы и мерах по изменению существующего положения дел и предотвращению угрожающих последствий.
Стремление к привязанности у ребенка и у взрослого - глубокая потребность. Если ее не было у одного человека, последствия этого для него самого, его семьи, детей могут быть опустошающими. Если привязанность перестает развиваться в целой культуре, последствия для культуры могут быть катастрофическими.
Очевидна актуальность социально-педагогического консультирования в таких учреждениях. Дети нуждаются в индивидуальном подходе, решение своих внутренних проблемах. И только опытный социальный педагог может направить и подсказать правильное решение.
В процессе проведенного исследования наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что наблюдалось снижение тревожности, выросли показатели социальной активности и наблюдалась положительная динамика в развитии детей.
Проведенное в курсовой работе исследование позволило сделать следующие выводы.
Мы определили основные характеристики детей-сирот, как особой социальной группы, нуждающейся в социальной поддержке. Фактическое положение дел сегодня близко к катастрофическому. Бурные социальные перемены в стране привели к тому, что количество детей-сирот растет при общем снижении численности населения.
Необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Учреждения для детей-сирот не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов. Поэтому оптимальной формой воспитания таких детей становится патронатная семья. Так как семья является важным фактором для полноценного развития ребенка.
Деятельность семьи как социального института направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей. Благодаря воспитанию детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Семья формирует у ребенка представление о социальных связях и приобщает ребенка к основным общественным ценностям, морально-культурным стандартам поведения. Способность членов семьи принимать ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о самом себе. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.
Поэтому на всех уровнях власти вопрос усыновления детей-сирот, обеспечение им полноценного будущего стоит на первом месте. Необходимость разработки мер, для улучшения условий жизни детей-сирот обусловлена обострением проблемы социального сиротства. Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в прямом противоречии с гарантированным каждому ребенку правом семью.
Опыт работы с патронатными семьями показывает, что сколь бы ни были серьезны проблемы детей - в основном они поправимы. Новый опыт отношения к самому себе усваивается ребенком через отношение к нему в семье. Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной семейной обстановке. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них. Проходят заболевания психомоторного характера. Большинству детей, живущих в патронатной семье, со временем удается построить позитивные, здоровые привязанности, объединить свой прошлый и текущий опыт и войти во взрослую жизнь с ощущением стабильности и причастности.
Федеральным законодательством определена семейная форма устройства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию через создание семейно-воспитательных групп.
Воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов) имеют меньше шансов на проживание и воспитание в замещающей семье, так как такая форма устройства не предусмотрена федеральным законодательством.
Только в нескольких субъектах федерации, издав региональные законы, получили распространение патронатные семьи, которые по методам подбора и обучения кандидатов, оплаты труда воспитателей аналогичны семейно-воспитательным группам учреждений социальной защиты населения. Было бы целесообразно на федеральном уровне узаконить семейную форму устройства воспитанников детских домов, что даст им возможность получить положительный опыт семейной жизни.
ФЗ № 156 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст.8 гарантирует получение жилья после выхода из детского учреждения, но в бюджете страны и бюджетах субъектов федерации не заложены средства на строительство или приобретение на вторичном рынке жилья для лиц данной категории.
Тот же закон гарантирует получение жилья для выпускников образовательных учреждений, но данные гарантии не распространяются на выпускников учреждений социальной защиты населения, органов здравоохранения.
Предлагаем п.3 ст.8 ФЗ № 156 изложить в следующей редакции: «Выпускникам образовательных учреждений или учреждений социальной защиты населения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно представляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ».
С целью профилактики социального сиротства семья нуждается в оказании своевременной и комплексной помощи. Необходимо определить конкретное ведомство и учреждения, на которые будут возложены эти функции, определить их права и обязанности, обеспечить необходимыми ресурсами.
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2.Семейный кодекс РФ//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3.Федеральный закон "Об основах социального обслуживания РФ" ФЗ № 195 – 95. //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4.Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ФЗ № 120-99//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5.Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12. 1996. № 159.//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
6.Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерного положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" от 27.11.2000 № 896 //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
7.Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специализированных учебно-воспитательных и иных учреждений" от 26.10.2000 № 822//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
8.Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20. 06. 1992 № 409. //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
9.Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" от 29.03.2002 г. № 25. //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
10.Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты учреждения.
11.Проект Тасис «Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной помощи».
12. Закон Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 № 67.ОЗ.
Учебная и специальная литература
13.Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни//Вопросы психологии.2006.- №4.
14.Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПБ: Речь, 2001.- 216с.
15.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1998
16.Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -М., 1960
17.Дети социального риска и их воспитание/под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
18.Дубровская М.О., Зарецкий В.К., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
19.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.
20.Комплексное сопровождение детей-сирот/под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.
21.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.
22.Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. М. 1990.-
23.Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1966.
24.Лазутова М.Н. Республика Шкид становится Атландидой/Комсомольская правда, 1994. 21 сентября.
25.Лиханов. А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987.-271с.
26.Личностное и профиссиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002.-87с.
27.Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223с.
28.Мастерство психологического консультирования/под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной. - СПБ, 2002.- 184с.
29.Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.
30.Основные типы детских учреждений и форм устройства детей-сирот//Статья опубликована на сайте: h**t://w*w.detskiydom.r*
31.Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52с.
Парламенская газета. № 29(660) от 14.02.2001.
32.«Педагогика», «Советская педагогика», М: 1990-№4, 160с.
33.Платонова Н.М. Основы социальной педагогики.- СПб. 1997.
34.Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с
35.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей/рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374с.
36.Психологические методики диагностики личностные особенностей ребенка, воспитывающего в детском доме (3-9 лет): В помощь руковод., воспит., специалистам детских домов и школ-интернатов / Научная редакция М.Н. Лазутина.- М. 2005.
37.Психическое развитие воспитанников детского дома/под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264с.
38.Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/под ред. Л.М.Шипициной.- СПб. 2006.
39.Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с.
40.Сборник материалов из опыта работы по реализации Федеральной программы "Дети-сироты". Вып.9,-М., 2007.
41.Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа.//Статья опубликована на сайте: h**t://detskidom.info
42.Семья Г.В. Методические материалы к курсу «Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями». Москва-Тула. 2004.
43.Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.
44.Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с.
45.Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов: В помощь руков., воспит., и специалистам детских домов и школ- интернатов. – Курган. 2007.
46.Трошихина.Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18с.
47.Шипицына Л.М., Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с.
48.Шмидт В. Эксперт: Новый закон об опеке и попечительстве магистральный тупик семейного Статья опубликована на сайте: h**t://w*w.pro-mama.r*
49.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М - СПб. 2007.
50.Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности - педагогические методики,- М., 1992
51.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М., 1998
01.-128.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Рабочий стол социального педагога детского дома
Дипломная работа:
Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Дипломная работа:
Правовая защита жилищных прав детей-сирот
ВКР:
Формирование лидерских качеств старших дошкольников в процессе детского самоуправления
Дипломная работа:
Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей