Дипломная работа

«Развитие памяти младших школьников»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие, виды и возрастные особенности памяти младших школьников

1.2. Педагогические условия развития памяти младших школьников

1.3. Приемы развития памяти младших школьников на уроках математики

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Описание методики «Диагностика уровня развития памяти младшего школьника»

2.2.Экспериментальное исследование развития памяти младших школьников в ходе исследовательской деятельности

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное, или произвольное запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести.

Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности младших школьников в этой деятельности. Условием же, содействующим интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания.

К числу этих средств относятся, прежде всего, дифференциация школьниками мнемических задач, то есть целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае. Использование рациональных приемов в процессе запоминания также связано с общей организованностью школьника в учебной работе.

Исследования по психологии памяти проводились многими психологами и педагогами, в том числе: А.Г. Асмоловым [3], К.Н. Дудкиным [14], Ж. Пиаже [46], И.М. Файнберг [45], Д.Б. Элькониным [50] и др.

По мнению отечественных психологов, Ж. Пиаже [46] прошел мимо того важнейшего факта, что уже первое предметное действие ребенка осуществляется в условиях его общения с взрослыми, которые организуют действия ребенка в соответствии с общественно закрепленной функцией предмета. Вместо прямого отношения «ребенок — предмет», которое мы находим у Ж. Пиаже, мы считаем более правильным отношение «ребенок — взрослый — предмет».

В работах А.Г. Асмолова [3], К.Н. Дудкина [14], И.М. Файнберг [45], Д.Б. Эльконина [50] разрабатывается учение о социально-историческом происхождении и развитии психики. Высшие психические процессы не даны человеку от рождения, а лишь заданы как общественные образцы. Развитие памяти как одного из психических процессов осуществляется в форме усвоения этих образцов. Оно происходит в процессе коллективно распределенной деятельности, в сотрудничестве с взрослым и в школьном возрасте приобретает форму целенаправленного обучения.

Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что именно в начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения.

Современному младшему школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Наблюдения и специальные исследования показывают, что младшие школьники еще не могут дифференцировать мнемические задачи самостоятельно. Поэтому для успешного развития памяти нужно использовать разнообразные приемы запоминания.

Проблема развития памяти младших школьников на уроках математики, исследовалась многими учеными, в их числе: И.И. Аргинская [2], М.А. Бантова [32], Б.П. Бархаев, З.М. Истомина [20], Г.П., М.И. Моро [32], Репкина Г.В. [39], Щедровицкий [48], Л.В. Черемошкина [49] и др.

Заинтересовавшись вопросами развития памяти, мы предприняли попытку анализа современных учебно-методических комплектов начальной школы по математике с целью выявления их потенциальных возможностей в развитии памяти младших школьников.

В традиционном учебнике по математике для начальной школы (авторы М.А. Бантова, М.И. Моро) мы находим задания, указывающие на необходимость запоминания младшими школьниками различных правил, вычислительных приемов, предлагающие вспомнить ранее изученный материал. В целом все предложенные задания составляют 0,5% от общего числа упражнений, рекомендуемых в 1-4-х классах. Большинство упражнений на развитие памяти в учебниках по программам Н.Б. Истоминой [20], И.А. Аргинской [2], Л.Г. Петерсон [37] – это упражнения в запоминании математических правил, формул, воспроизведение по памяти арифметических и геометрических свойств. Кроме того, есть задания, предлагающие школьникам запомнить решение определенных примеров и спустя некоторое время решить эти примеры по памяти. Однако учебники по данной программе не знакомят учащихся с эффективными приемами запоминания математических правил и не содержат специальных тренировочных упражнений на их закрепление, а общее число заданий составляет около 1 % от всего материала.

Таким образом, ни в одном из рассмотренных учебных пособий нет специальных тренировочных заданий на развитие природной и формирование культурной памяти, не рассмотрены также приемы запоминания. В основном авторы рассмотренных учебников выделяют информацию, подлежащую запоминанию рамкой или ярким цветом.

Все выше изложенное обусловливает актуальность выбранной темы «Развитие памяти младших школьников на уроках математики».

Проблема исследования: каковы условия развития памяти младших школьников на уроках математики.

Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.

Предмет исследования: условия развитие памяти младших школьников на уроках математики.

Цель: изучить психолого-педагогические условия и приемы развития памяти младших школьников.

При написании дипломной работы мы поставили следующие задачи:

1. Выявить теоретические основы развития памяти младших школьников.

2. Изучить возрастные особенности памяти младших школьников.

3. Изучить педагогические условия развития памяти младших школьников.

4. Рассмотреть приемы развития памяти младших школьников на уроках математики.

5. Выявить и экспериментально проверить условия развития памяти младших школьников на уроках математики.

6. Разработать задания, упражнения по развитию памяти младших школьников.

Гипотеза: развитие памяти младших школьников на уроках математики будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;

- используются задания, развивающие память;

- используются приемы развития памяти.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Базой для проведения эмпирического исследования являлась Средняя Общеобразовательная Школа № 80, г. Кемерово.

Заключение

Целью дипломной работы являлось выявление условий применения упражнений на развитие памяти и запоминание при обучении математики младших школьников.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- выявить психолого-педагогическую сущность развития памяти младших школьников;

- изучить методы диагностики уровня природной и культурной памяти младших школьников;

- изучить педагогический опыт по развитию младших школьников;

- экспериментально проверить условия применения развивающих память упражнений при обучении математике в начальной школе как средства развития памяти младших школьников;

При реализации первой задачи мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти.

В результате теоретического анализа литературы мы выяснили ниже следующее.

Одной из важнейших способностей человека является способность к запоминанию, хранению, своевременному и правильному использованию информации. Память составляет основу человеческого сознания, разума, интеллекта, самосознания.

Психологи выделяют различные виды памяти (кратковременная - долговременная, произвольная — непроизвольная, вербальная, образная, моторная, эмоциональная, пространственная и т.д.). Некоторые авторы рассматривают два обобщенных вида памяти - природную и культурную.

Большинство исследователей выделяют две группы индивидуальных различий памяти у людей: 1 - различия в продуктивности заучивания; 2 -различия типов памяти.

Младший школьник способен запомнить материал разными способами: произвольно и непроизвольно, механически повторяя или ис-пользуя какой-либо прием обработки информации.

Природный и культурный виды памяти ребенка 7-10 лет существуют в как бы параллельных, почти не пересекающихся плоскостях, и порой ребенку 7-8 лет, только недавно ставшему школьником, гораздо легче заучить - «вызубрить» материал, нежели осмыслить его. Впрочем, это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10~11 годам), когда объем природной памяти достигает 6,75 единицы, ее продуктивность становится стабильно ниже продуктивности культурной памяти.

Сторонники концепции «развивающего обучения» критикуют традиционную систему обучения, формирующую своеобразный тип специфически «школьной памяти», опирающийся на заучивание изложенного материала и характеризующийся крайне ограниченными возможностями его произвольного избирательного воспроизведения.

Если же детей младшего школьного возраста специально с самого начала учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ними пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста

Сущность математической памяти заключается в обобщенном запоминании типовых схем рассуждений и действий. Что же касается па-мяти на конкретные данные, числовые параметры, то она «нейтральна» по отношению к математическим способностям — сила ее или слабость (как это показало наше исследование) — сама по себе не определяет ни способности к математике, ни неспособности к ней.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

По мнению ряда исследователей, возможности младшего школьника в отношении использования мнемических приемов практически безграничны, поскольку в этом возрасте развивается абстрактное мышление. Надо лишь помочь ученику структурировать, схематизировать материал, искать аналогии запоминаемой информации. Активная мыслительная деятельность будет создавать благоприятную для запоминания атмосферу, создающую развитие памяти младших школьников. Работа по развитию памяти должна проводиться ежедневно, на различных этапах урока математики.

В систему упражнений необходимо включать задания на развитие различных видов памяти, при этом сложность заданий должна постепенно возрастать и характеризоваться увеличением единиц запоминания.

Упражнения на развитие памяти можно с успехом включать в процесс обучения самой математике, а не выделять в качестве отдельного этапа урока. Результатом же такой работы станет повышение результатов обучения и качества знаний младших школьников.

Полученный в ходе исследования материал позволил сделать вывод о том, что приемы по развитию памяти на уроках математики по своей направленности должны быть объединены в три группы:

1) направленные на выделение и фиксирование связей внутри запоминаемого материала;

2) направленные на выделение и фиксирование внешних связей;

3) направленные на выделение и фиксирование внешне-внутренних связей.

Эффективность способности к запоминанию во многом определяется использованием способов обработки, направленных на выявление внутренних связей запоминаемого материала.

В этом случае повторение как прием запоминания направлено уже не на упрочение следа и даже не на повторное запечатление, а на поиск новых связей. Одновременно происходит упрочение и тех связей, которые уже были выявлены ранее.

4.) Необходимо разработать комплекс упражнений по развитию памяти на уроках математики.

В ходе проведенного нами экспериментального исследования было выяснено, что от применения в обучении упражнений на запоминание и развитие памяти, зависит уровень природной и культурной памяти младших школьников.

Сравнив результаты первого и второго констатирующего эксперимента, мы увидели, что уровни природной и культурной памяти младших школьников возросли, и пришли к выводу, что применение на уроках математики упражнений на запоминание, способствуют развитию памяти младших школьников.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи М., 2007.

2.Аргинская И.И. и др. Математика: Учебник для 1, 2, 3, 4 класса четырехлетней начальной школы. - Самара: Корпорация «Федоров»; Элиста: Изд. дом «Федоров», 2000.

3.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 2005.

4.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

5.Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников//Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 2007. C. 112-242.

6.Брунер Дж. О познавательном развитии: I, II // Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. C. 25-99.

7.Введение в психологию./Составитель Петровский А.В. - М., Прогресс, 1989.

8.Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001.

9.Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.- 152 с.

10.Гоноболин Ф.Н. Психология. Москва. 2006.

11.Гусева Е. П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношения с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф. канд. дис.-М., 1999.

12.Данилова И.В., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М., Академия, 1999.

13.Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./Составитель Марцинковская Т.Д. - М., Линка - Пресс, 2008.

14.Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. М., 2005.

15. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 2003. - 148 с.

16. Изюмова С. А. Свойство активированности и процессы переработки и хранения информации у человека//Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 2000. C. 148-163.

17. Изюмова С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 2004. № 6. C. 110-118.

18. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.,1998.

19. Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. - составитель Лапп Д. - Питер, 2005.

20. Истомина Н.Б. Математика: Учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация ХХI век». 2002.

21. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 2001.- 198 с.

22. Калмыкова З. И., Орлова А. М. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью//Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 2001. C. 157-206.

23. Кравков С. В. Глаз и его работа. М., 1950.-532 с.

24. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 2008.- 431 с.

25. Кузин В.С. Психология/под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. М.: Высшая школа, 2002.

26. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников// Вопросы психологии. 2005. № 1. C. 9-19.

27. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ. 2005.

28.Ляудис В. Я. Память в процессе развития. М., 1976.-255 с.

29.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении. М., 2002. 207 с.

30.Менчинская Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников: Заключение//Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 2001. C. 8-31, 253-264.

31.Мир восприятия и памяти//Асмолова А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров, - М., - Воронеж, 2006.

32.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение. 2003.

33.Нервная система и органы чувств: Методическая разработка/сост.: Н.М. Петрова. - И., Изд-во Удм. Ун-та, 2002.

34.Науменко О.В. Развитие культурной памяти младших школьников в условиях модернизации. Волгоград. 2004. С.77-82.

35.Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. - М.: Просвещение, 2001.

36.Память и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., Психология, 1999.

37.Петерсон Л.Г. Математика: учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Ювента. 2002.

38.Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. В.В. Давыдова. - М., Педагогика, 1990.

39.Репкина Н. Р. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности//Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983. C. 78-89.

40.Рудик Г.А. Развивающая педагогика: техника учения и обучения. - И., - РНО НУМ Центр ПО, 2007.

41.Смирнов А.А Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.-1.- М., Педагогика, 1987.

42.Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1996.- 422 с.

43.Смирнов А. А., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников//Вопросы психологии. 1999. № 5. C. 90-100.

44.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. - Ростов на Дону, Феникс, 2000.

45.Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М. 1974г.

46.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск IV. М. Издательство: Прогресс. 2003. 344с.

47.Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. - Л., 1989.

48. Л.В. Щедровицкий. Проблемы развития способностей// Психологический журнал. 2002. Т. 5. № 5. C. 13-26.

49.Черемошкина Л.В. 100 игр для развития памяти: учебное пособие.- М.: Логос, 2001.

50.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004.-64 с.

51.126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти: пер. с фр. - М., Эндос, 2004.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие памяти младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика