Курсовая работа
«Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации»
- 39 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ….5
1.1 Государственное устройство: понятие, форма, структура, принципы….5
1.2 Юридическая природа современного российского государства как федерации….10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА….16
2.1 Соотношение Конституции РФ и Федеративного договора. Компетенция РФ по предметам ведения и полномочиям….16
2.2 Конституционно-правовой статус РФ и её субъектов….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….37
ПРИЛОЖЕНИЕ….40
Актуальность исследования в курсовой работе обусловлена необходимостью осмысления федерализма на примере Российской Федерации.
Распад Советского Союза и завершение правления КПСС привели к разрушению самих основ отечественного федерализма, повергли Российскую Федерацию в глубокий структурный кризис, угрожающий целостности нашего государства. В течение длительного времени угроза распада Российской Федерации была вполне возможной перспективой, преодолеть которую можно было только на пути построения новой модели федеративных отношений в стране.
С 1991 года и по настоящее время продолжается длительный процесс сложного и противоречивого вызревания нового федерализма, формирование его конституционных основ, позволяющих организовать единое правовое пространство в государстве и гармоничное взаимодействие общефедерального и регионального уровня государственной власти.
В 1992-1993 гг. удалось преодолеть наиболее опасный для целостности государства момент истории, в это время складываются федеративные отношения, закрепленные в Конституции 1993 года. Они обеспечили сохранение государства, но уже к 2000 году стало понятно, что сложившаяся модель федерализма в перспективе неудовлетворительна и должна быть преодолена и заменена более эффективно действующей моделью.
С 2000 года по настоящее время происходит реформирование отечественного федерализма, основными тенденциями которого являются усиление властной вертикали, повышение ответственности региональных руководителей, укрупнение субъектов федерации и обеспечение целостности и единства конституционного пространства России. Существуют различные точки зрения по поводу этих преобразований.
Цель исследования – комплексный анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.
Объект исследования – конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации.
Предмет исследования – основные аспекты федерализма в РФ.
Поставленная в курсовой работе цель обусловила необходимость решения ряда задач, а именно:
- рассмотреть государственное устройство: понятие, форму, структуру, принципы;
- изучить юридическую природу современного российского государства как федерации;
- рассмотреть соотношение Конституции РФ и Федеративного договора.
- рассмотреть компетенцию РФ по предметам ведения и полномочиям;
- охарактеризовать конституционно-правовой статус РФ и её субъектов.
Такие вопросы как «федерализм» и «федерация» являются одними из наиболее разработанных в современной науке конституционного права. Мало где встретишь такое обилие, такое разнообразие мнений и подходов. Тематике федерализма посвящено немало работ, перечень которых регулярно пополняется новыми исследованиями. Такой повышенный научный интерес обусловлен, колоссальной актуальностью проблем федеративных отношений для России.
Россия – это сложносоставное государство, асимметричная федерация, являющаяся многонациональной по составу населения. Именно многонациональность порождает проблему обеспечения единства страны и требует выбора такой формы государственного (политико-территориального) устройства России, которая способствовала бы решению этой задачи .
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- какое правовое положение этих частей, и каково взаимоотношение их органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Россия является не только самым большим по территории, но и одним из самых сложно управляемых государств мира. Это определяется размером государственной территории, числом субъектов федерации (88), количеством их видов (6) и разницей между ними по численности населения (более чем в 400 раз). Прошедшие конституционные реформы (учреждение федеральных округов, объединение ряда субъектов) существенно изменили облик публичной власти в Российской Федерации, принципы ее организации, что требует применения новых подходов к регулированию административно-территориального устройства .
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Особенностью конституционно-правового режима, в рамках которого предполагается обеспечить разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами, является признание договора как правовой формы регулирования федеративных отношений. В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется российской Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя из смысла данной статьи, предметом договора признаются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, а в качестве субъектов договоров определены органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Фактически ст. 11 Конституции РФ договоры о разграничении предметов ведения и полномочий наряду с Конституцией и федеративным договором признаны в качестве еще одной правовой формы согласования воли при определении вопросов разделения государственной власти. Из смысла данной статьи, а также положений абз. 4 ч. 1 Заключительных и переходных положений раздела 2 Конституции РФ, где также упоминается о других договорах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, неясно, должны ли эти договоры по аналогии с Федеративным договором носить характер коллективных соглашений либо разграничение предметов ведения и полномочий может осуществляться на индивидуальной основе.
Практика заключения договоров в Российской Федерации пошла по пути использования индивидуальных двусторонних договоров как формы разграничения предметов ведения и полномочий.
Представляется , что проводимая политика подписания договоров с конкретными субъектами Федерации противоречит самой природе федерации как договорного государства. Договор (соглашение) между Федерацией и ее субъектами предполагает собирание единой воли центра и составных частей в согласованном сторонами документе. Подписание двусторонних договоров приводит, наоборот, к распылению, а не собиранию воли, так как такой вид акта устанавливает не общие правила разделения государственной власти, а определяет вариант взаимодействия с конкретной территорией. И если этот вариант расходится с общей волей субъектов Федерации, выраженной в коллективном Договоре или в Конституции, то в данном случае можно говорить о разрушении единства, детерминирующего договорную природу федерации, как таковой.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов.
1. Конституция РФ. М. 2012.
2. О государственном суверенитете РСФСР: Декларация от 12 июня 1990г. // ВСНД РСФСР. 1990.
3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии» (в ред. от 24.02.2009) // Российская газета. Федеральный выпуск № 3429 от 27.06.1996 г.
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4824.
5. Положение о полномочных представителях Президента РФ в Федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. // российская газета. 2000. 16 мая.
6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ. 2009.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 5-е изд. М., 2010.
8. Белодед А.Ю. К вопросу о характеристике статуса административно-территориальной единицы с особым статусом (АТЕОС). //Труды института государства и права Российской Академии наук. - 2008. - № 5.
9. Варламова Н.В. , Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности. // Государство и право. 2001. №3.
10. Гейн Е.А. Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень, 2006. С. 12.
11. Зиновьев А. В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы. // Правоведение. 1997. № Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М, 2008.
12. Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М, 2008.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2008.
14. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.
15. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2009.
16. Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2007.
17. Лысенко В. Н. Новый федерализм. М., 1995.
18. Синюков В. Н. О форме федерации в России. М., 1995.
19. Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997.
20. Кокотов А.Н., Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. // Государство и право. 2006. № 7.
21. Лазарев А.В. Конституционное право России. М., 2009.
22. Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России. – 2009. № 1.
23. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб, 2007.
24. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
25. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. – 2006. - № 10.
26. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009.
27. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М, 2008.
28. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2007.
Тема: | «Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации» | |
Раздел: | Конституционное право РФ | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Бюджетное устройство России и направления его совершенствования
Курсовая работа:
Конституционные основы судебной власти
Дипломная работа:
механизм формирования доходов бюджетов субъектов российской федерации
Дипломная работа:
Особенности правового статуса судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации
Контрольная работа:
Правовые основы въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства