Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Курсовая работа

«Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации»

  • 39 страниц(ы)
фото автора

Автор: sps03

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

1. СТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ….5

1.1 Государственное устройство: понятие, форма, структура, принципы….5

1.2 Юридическая природа современного российского государства как федерации….10

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА….16

2.1 Соотношение Конституции РФ и Федеративного договора. Компетенция РФ по предметам ведения и полномочиям….16

2.2 Конституционно-правовой статус РФ и её субъектов….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….37

ПРИЛОЖЕНИЕ….40


Введение

Актуальность исследования в курсовой работе обусловлена необходимостью осмысления федерализма на примере Российской Федерации.

Распад Советского Союза и завершение правления КПСС привели к разрушению самих основ отечественного федерализма, повергли Российскую Федерацию в глубокий структурный кризис, угрожающий целостности нашего государства. В течение длительного времени угроза распада Российской Федерации была вполне возможной перспективой, преодолеть которую можно было только на пути построения новой модели федеративных отношений в стране.

С 1991 года и по настоящее время продолжается длительный процесс сложного и противоречивого вызревания нового федерализма, формирование его конституционных основ, позволяющих организовать единое правовое пространство в государстве и гармоничное взаимодействие общефедерального и регионального уровня государственной власти.

В 1992-1993 гг. удалось преодолеть наиболее опасный для целостности государства момент истории, в это время складываются федеративные отношения, закрепленные в Конституции 1993 года. Они обеспечили сохранение государства, но уже к 2000 году стало понятно, что сложившаяся модель федерализма в перспективе неудовлетворительна и должна быть преодолена и заменена более эффективно действующей моделью.

С 2000 года по настоящее время происходит реформирование отечественного федерализма, основными тенденциями которого являются усиление властной вертикали, повышение ответственности региональных руководителей, укрупнение субъектов федерации и обеспечение целостности и единства конституционного пространства России. Существуют различные точки зрения по поводу этих преобразований.

Цель исследования – комплексный анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.

Объект исследования – конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации.

Предмет исследования – основные аспекты федерализма в РФ.

Поставленная в курсовой работе цель обусловила необходимость решения ряда задач, а именно:

- рассмотреть государственное устройство: понятие, форму, структуру, принципы;

- изучить юридическую природу современного российского государства как федерации;

- рассмотреть соотношение Конституции РФ и Федеративного договора.

- рассмотреть компетенцию РФ по предметам ведения и полномочиям;

- охарактеризовать конституционно-правовой статус РФ и её субъектов.

Такие вопросы как «федерализм» и «федерация» являются одними из наиболее разработанных в современной науке конституционного права. Мало где встретишь такое обилие, такое разнообразие мнений и подходов. Тематике федерализма посвящено немало работ, перечень которых регулярно пополняется новыми исследованиями. Такой повышенный научный интерес обусловлен, колоссальной актуальностью проблем федеративных отношений для России.


Выдержка из текста работы

Россия – это сложносоставное государство, асимметричная федерация, являющаяся многонациональной по составу населения. Именно многонациональность порождает проблему обеспечения единства страны и требует выбора такой формы государственного (политико-территориального) устройства России, которая способствовала бы решению этой задачи .

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- какое правовое положение этих частей, и каково взаимоотношение их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Россия является не только самым большим по территории, но и одним из самых сложно управляемых государств мира. Это определяется размером государственной территории, числом субъектов федерации (88), количеством их видов (6) и разницей между ними по численности населения (более чем в 400 раз). Прошедшие конституционные реформы (учреждение федеральных округов, объединение ряда субъектов) существенно изменили облик публичной власти в Российской Федерации, принципы ее организации, что требует применения новых подходов к регулированию административно-территориального устройства .

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.


Заключение

Особенностью конституционно-правового режима, в рамках которого предполагается обеспечить разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами, является признание договора как правовой формы регулирования федеративных отношений. В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется российской Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя из смысла данной статьи, предметом договора признаются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, а в качестве субъектов договоров определены органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Фактически ст. 11 Конституции РФ договоры о разграничении предметов ведения и полномочий наряду с Конституцией и федеративным договором признаны в качестве еще одной правовой формы согласования воли при определении вопросов разделения государственной власти. Из смысла данной статьи, а также положений абз. 4 ч. 1 Заключительных и переходных положений раздела 2 Конституции РФ, где также упоминается о других договорах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, неясно, должны ли эти договоры по аналогии с Федеративным договором носить характер коллективных соглашений либо разграничение предметов ведения и полномочий может осуществляться на индивидуальной основе.

Практика заключения договоров в Российской Федерации пошла по пути использования индивидуальных двусторонних договоров как формы разграничения предметов ведения и полномочий.

Представляется , что проводимая политика подписания договоров с конкретными субъектами Федерации противоречит самой природе федерации как договорного государства. Договор (соглашение) между Федерацией и ее субъектами предполагает собирание единой воли центра и составных частей в согласованном сторонами документе. Подписание двусторонних договоров приводит, наоборот, к распылению, а не собиранию воли, так как такой вид акта устанавливает не общие правила разделения государственной власти, а определяет вариант взаимодействия с конкретной территорией. И если этот вариант расходится с общей волей субъектов Федерации, выраженной в коллективном Договоре или в Конституции, то в данном случае можно говорить о разрушении единства, детерминирующего договорную природу федерации, как таковой.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов.


Список литературы

1. Конституция РФ. М. 2012.

2. О государственном суверенитете РСФСР: Декларация от 12 июня 1990г. // ВСНД РСФСР. 1990.

3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии» (в ред. от 24.02.2009) // Российская газета. Федеральный выпуск № 3429 от 27.06.1996 г.

4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4824.

5. Положение о полномочных представителях Президента РФ в Федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. // российская газета. 2000. 16 мая.

6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ. 2009.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 5-е изд. М., 2010.

8. Белодед А.Ю. К вопросу о характеристике статуса административно-территориальной единицы с особым статусом (АТЕОС). //Труды института государства и права Российской Академии наук. - 2008. - № 5.

9. Варламова Н.В. , Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности. // Государство и право. 2001. №3.

10. Гейн Е.А. Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень, 2006. С. 12.

11. Зиновьев А. В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы. // Правоведение. 1997. № Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М, 2008.

12. Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М, 2008.

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2008.

14. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.

15. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2009.

16. Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2007.

17. Лысенко В. Н. Новый федерализм. М., 1995.

18. Синюков В. Н. О форме федерации в России. М., 1995.

19. Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997.

20. Кокотов А.Н., Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. // Государство и право. 2006. № 7.

21. Лазарев А.В. Конституционное право России. М., 2009.

22. Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России. – 2009. № 1.

23. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб, 2007.

24. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

25. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. – 2006. - № 10.

26. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009.

27. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М, 2008.

28. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2007.


Тема: «Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика