Дипломная работа

«Формирование познавательной самостоятельности школьников»

  • 73 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИКЕ….5

1.1 Понятие и сущность познавательной самостоятельности

в психолого-педагогической литературе…5

1.2 Психолого-педагогические условия формирования

познавательной самостоятельности школьников….24

Выводы по первой главе….31

2. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….33

2.1 Характеристика познавательной самостоятельности подростков…33

2.2 Творческие задания как средство формирования

познавательной самостоятельности….36

2.3 Нетрадиционные уроки как форма формирования

познавательной самостоятельности….42

Выводы по второй главе….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….61

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ….64

ПРИЛОЖЕНИЯ….72

Введение

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена, в первую очередь тем, что социально-экономические изменения, происходящие в течение ряда последних лет в нашей стране, обусловили востребованность личности творческой, ответственной, способной к самостоятельному принятию решений.

Поэтому именно в настоящее время в школе в качестве высшей формы учебной деятельности востребована самостоятельная работа учащихся. Рациональная организация самостоятельной работы, по мнению многих педагогов, является одной из наиболее мощных резервов совершенствования образования, одним из центральных вопросов педагогической науки. Очевидно, что познавательная самостоятельность на уроках технологии (практического труда) должна рассматриваться как общая готовность ученика к поисковой деятельности.

Следует отметить, что на протяжении многих веков вопросу формирования и развития познавательной самостоятельности обучающихся, характеру самостоятельности, ее структуре и способах активизации уделяли внимание многие философы, психологи, педагоги, просветители. Актуальной эта проблема остается и в настоящее время.

Анализ исследований по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также практики работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у школьников приемов познавательной деятельности, умений самостоятельно добывать и анализировать информацию. Большой вклад в создание теории развития познавательной самостоятельности внесли исследователи дидактических основ процесса обучения: С.И. Архангельский, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др., а также создатели теории развивающего обучения: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.

Цель исследования: определение форм и средств формирования познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии.

Объектом исследования является познавательная самостоятельность.

Предмет исследования – процесс формирования познавательной самостоятельности.

Гипотеза исследования: формирование у школьников познавательной самостоятельности на уроках технологии будет успешным, если:

• учитываются возрастные особенности школьников;

• познавательная самостоятельность является целью специально организованной работы учителя технологии.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему познавательной самостоятельности школьников, проанализировать ее специфику на уроках технологии.

2. Проверить на практике формы и средства формирования познавательной самостоятельности подростков.

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, педагогический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ №93, г. Кемерово, учащиеся 7-х классов.

Этапы исследования.

1 этап – изучение литературы по теме дипломной работы.

2 этап – проводился педагогический эксперимент.

3этап – обобщение результатов проведенного теоретического исследования и педагогического эксперимента в дипломной работе.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Заключение

Познавательная самостоятельность – это способность критически рассматривать явления жизни, видеть возникающие задачи, уметь их ставить и находить способы их решения, мыслить, действовать инициативно, творчески, стремиться к открытию нового и упорно идти к достижению цели. Самостоятельность как стержневое качество личности, проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач при минимальной помощи и руководстве со стороны других лиц, при этом подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность.

Познавательная самостоятельность является целью специально организованной работы учителя технологии.

Познавательная самостоятельность характеризуется способностью учащегося принимать мотивированные решения с минимальной посторонней помощью, для решения им задач, поставленных перед ним учителем в учебном процессе.

Нетрадиционные формы урока способствуют формированию познавательной самостоятельности, помогают в формировании базовых понятий курса технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Польза нетрадиционных форм урока очевидна, поскольку в настоящее время школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы и имеют большое многообразие, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

С целью проверки результативности разработанной системы обучения мы предложили школьникам для самостоятельного выполнения ряд заданий, в которых выявляется сформированность основных компонентов познавательной самостоятельности, в первую очередь таких, как: интерес к познанию и поисково-творческой деятельности, умение организовать работу, использование познавательных процессов для добывания новых знаний, умение использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Оценивая ход и результаты выполнения контрольных заданий, мы убедились, что в деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов имеются существенные различия. Эти различия можно проследить по целому ряду параметров. Прежде всего, следует отметить, что школьники из экспериментальных классов в большинстве случаев более точно выделяют и запоминают основные конструктивные особенности предъявляемых им изделий. У них не только лучше развиты внимание и память; гораздо важнее, что они лучше оценивают конструктивный смысл всех деталей, понимают их назначение – что ведет к более точному анализу конструкции. Можно также отметить заметные различия в умении оценивать и корректировать работу по промежуточным результатам. Учащиеся экспериментальных классов, выполняя предложенную работу, в большинстве случаев решали ее, как конструкторскую задачу. Они демонстрировали умение осуществлять поисковые действия на всех этапах активно анализировали образец, пытались мысленно представить конструкцию, прибегали к предварительному моделированию, использовали схемы. Учащиеся контрольных классов в большинстве случаев не обнаружили склонности к самостоятельной поисковой деятельности, продемонстрировали преимущественно исполнительский подход к работе.

Таким образом, можно констатировать, что по результатам выполнения всех проверочных заданий учащиеся контрольных и экспериментальных классов демонстрируют заметные различия по основным параметрам познавательной самостоятельности.

У учащихся экспериментальных классов более развиты познавательные процессы они умеют анализировать, сравнивать, отбирать информацию, контролировать и корректировать работу, переносить имеющиеся знания и умения в новую ситуацию.

В экспериментальных классах школьники демонстрируют интерес к познанию и поисково-творческой деятельности, они активны и инициативны в работе, не боятся самостоятельно искать ответы на вопросы. Налицо также и эмоционально-волевая направленность ученики стремятся доводить начатое дело до конца, умеют исправлять и не боятся переделывать работу, если обнаруживают ошибки. Особенно ценно, что школьники, прошедшие через систему опытно-экспериментального обучения, умеют самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве оценивать предлагаемую информацию, отбирать и при необходимости пополнять ее

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что проведенные занятия позволила большинству учащихся перейти на средний уровень познавательной самостоятельности.

Цель исследования достигнута, задачи решены. В перспективе изучение данной проблемы может быть связано с расширением форм и средств познавательной самостоятельности учащихся и ее дифференциацией для учащихся.

Список литературы

Активизация процесса обучения школьников: сб. науч. трудов / отв. ред. Н.С. Сатвалдаев. - Ташкент: ТашГПИ, 1989. - 98 с.

2. Алексеев Н. Г. Самостоятельность / Н.Г. Алексеев. – М.: Академия, 2006. – 785 с.

3. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2004. – 246 с.

4. Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: дис. канд. пед. наук / А. Д. Андреева. – М., 2009. – 160 с.

5. Анцыферова Л. И. Методологические проблемы формирования развития личности. К психологии личности как развивающей системе / Л.И. Анцыферова // Психология формирования развития личности. – М.: Наука, 2008. - 365 с.

6. Аристова Л. П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук из опыта учителей школ ТАССР / Л. П. Аристова. - Казань: Таткнигоиздат, 1983. - 54 с.

7. Аристова Л. П. Активность учения школьников / Л. П. Аристова. – М.: Просвещение, 2008. – 139 с.

8. Арстанов М. П. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и

технологии / М. П. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Уайдаров. - Алма-Ата: Мектеп, 1980. – 207 с.

9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные

основы и методы: учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. - М:

Высшая школа, 2005. – 368 с.

10. Асеев В.Г. Возрастная психология: учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 2009. – 215 с.

11. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. – Донецк, 2001. – 821 с.

12. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.

13. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» // Психологическое обозрение. – 2007. – № 2(3) – С.13-15.

14. Балюк В.А. Учебно- и научно-исследовательская работа как фактор развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / В. А. Балюк, Е. Ф. Мосин // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: межвуз. научн. сб. - Саратов: СГУ, 1999. – С. 74-87.

15. Белкин Е. Л. Управление познавательной деятельностью (методические основы / В. В. Карпов, П. И. Харнаш. – Ярославль: ЯГПИ, 2006. – 58 с.

16. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П.

Беспалько. – М.: Знание, 2005. – 70 с.

17. Блонский П. П. Память и мышление / П. П. Блонский // Избранные

психологические произведения. - М.: Педагогика, 1999. - 540 с.

18. Борисова Н. В. Новые технологии активного обучения / Н. В. Борисова; под ред. Н. В. Борисовой. - М., 2008. - С. 25-41.

19. Бородатый В.П. Применяем активные методы обучения / В.П. Бородатый, Г. Н. Козлова, Л. С. Шляхова // Вестник высшей школы. - 2009. - №1. – С. 25-29.

20. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2006. – 185c.

21. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся: сборник научных трудов / под ред. М. П. Пальнова. – Томск, 2007. – 120 с.

22. Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников: сборник статей / под ред. Э. А. Салимова. - Казань: КПИ, 2005. – 211 с.

23. Вульфов Б. 3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Академия, 2009. – С. 52-80.

24. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2006. – 67 с.

25. Вяземский Е.Е. Методика преподавания в школе технологии / Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2000. - 72 c.

26. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства // Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2001. – 98 c.

27. Вяткин Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Л. Г. Вяткин. – Саратов: СГУ, 1998. – 24 с.

28. Вяткин Л. Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов / Л. Г. Вяткин. – Саратов: Изд-во СГУ, 1999. – С. 3-39.

29. Ганелин Ш. И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности учащегося / Ш. И. Ганелин // Воспитание самостоятельности и активности учащихся: ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1986. – С. 5-25.

30. Голанд Е. Я. О развитии самостоятельности и творческой активности

учащихся в процессе обучения / Е. Я. Голанд // Воспитание познавательной

активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 1988. – С. 32-44.

31. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов // Педагогика. - 2007. - № 8. – С. 32-42.

32. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – М., 2007. - 239 с.

33. Жарова Л.В. Развитие активности и самостоятельности в процессе проверки знаний и умений / Л. В. Жарова. – М., 2008. - 22 с.

34. Загвязинский В. И. К вопросу о диалектике коллективного и индивидуального в обучении / В. И. Загвязинский; ред. Э. А. Салимова // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. – Казань, 2010. – С. 247-257.

35. Загвязинский В.И. Методология и методика диалектического исследования / В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 2007. – 160 с.

36. Занков Л. В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. – М.: Просвещение, 2008. – 175 .

37. Кабанова-Миллер Е. К. Психология формирования знаний и навыков у

школьников / Е. К. Кабанова-Миллер. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982. – 376 с.

38. Каиров И. А. Педагогика / И. А. Каиров. – М., 2008. - 458 с.

39. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев, под ред. А. М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 2008. – 704 с.

40. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как

педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань: КГУ, 2007. – 224 с.

41. Кон И.С. Социология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 383 с.

42. Коновалец Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях

компьютерного обучения // Педагогика. - 2009. - № 2. – С. 46-50.

43. Коротяев Б. И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся:

автореф. дисс…д. п. н. / Б. И. Коротяев. – M., 2009. - 42 с.

44. Крупская Н. К. Педагогические сочинения / Н. К. Крупская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. –798 с.

45. Кульневич С.К. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.К. Кульневич. – М.: Учитель, 2004. – 245 c.

46. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2009. – 424 с.

47. Лемберг Р. Г. О самостоятельной работе учащихся / Р.Г. Лемберг // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 15-27.

48. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А Н. Леонтьев. - М., 2005. - 304 с.

49. Лернер И. Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся/ И.Я. Лернер // Педагогика. – 2004.- №7. - С. 28-37.

50. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер.- М.: Педагогика, 2001. - 186с.

51. Лыков И.А. Проблемное обучение / А.И. Лыков // Вестник ВО. – 2004. - №10. – С. 62-66.

52. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с.

53. Михайленко М. Н. Рефераты – активизация обучения / М.Н. Михайленко // Вестник высшей школы. – 2007. - № 3. – С. 70-71.

54. Михайленко М. Н. Средства активизации обучения старшеклассников / М.Н. Михайленко. – М., 2007. – 118 с.

55. Никандров H. Д. Актуальные проблемы учебной активности учащихся средней школы / Н.Д. Никандров. – М., 2006. – 125 с.

56. Никандров H. Д. Единство теории и практики в исследовании проблемы учебной активности / Н. Д. Никандров // Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. – Тюмень, 2006. – С. 13-23.

57. Николаева Л.С. Нетрадиционные формы занятий в средней школе / Л.С. Николаева // Специалист. – 1992. – №1. – С. 21-227.

58. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий // Специалист. – 1992. – №2. – С. 11-17.

59. Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся / В.И. Орлов // Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 44-48.

60. Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели / Н.Г. Осухова. – М., 2007. – 53 c.

61. Панчешникова Я. М. О системном подходе в методологических

исследованиях / Я.М. Панчешникова // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 71-80.

62. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография / О. В. Петунин. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. – С. 7.

63. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография / О.В. Петунин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С. 17.

64. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественного цикла: автореф. дисс. …канд. пед. наук / О.В. Петунин. – Кемерово, 2002. – 22 с.

65. Пидкасистый П.И. Основы классификации самостоятельных работ в процессе обучения / П.И. Пидкасистый // Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении: ученые записки. – М., 2001. – С. 5-153.

66. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2002. - 184 с,

67. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л.

Портнов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.

68. Пименова Л. М. О формировании у старшеклассников самостоятельности и активности как черты личности / Л. М. Пименова // Педагогика. - 2009. - №5. – С. 63-71.

69. Плетушков М. С. Улучшаем руководство самостоятельными занятиями /

М. С. Плетушков, В. М. Тулаев // Вестник высшей школы. – 2009. - № 12. – С. 66-68.

70. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в обучении: ученые записки КГПИ / Н. А. Половникова. – Казань, 2008. – 204 с.

71. Половникова Н.А. О применении системного подхода в исследовании

дидактических основ воспитания у подростков познавательной

самостоятельности посредством формирования методов познавательной деятельности / Н.А. Половникова. – Казань, 2009. - 18 с.

72. Половникова Н.А. Структура познавательной деятельности учащихся при реализации одного из путей формирования познавательной самостоятельности школьников / Н.А. Половникова. – Казань: КГПИ, 2005. – С. 34-47.

73. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: дис. …докт. пед. наук / Н.А. Половникова. - Казань, 2006. – 483 с.

74. Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: материалы научно-практической конференции / под ред. Е.В. Шишмаковой. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009.

75. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1988. – 147 с.

76. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2001. – 712с.

77. Рудик П.А. Психология / П. А. Рудик. – М.: Физкультура и спорт. – 2006. – 240 с.

78. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 68 с.

79. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М., 1980. – 296 с.

80. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – М., 2006. – 304 с.

81. Стаценко Е.Р. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках трудового обучения / Е.Р. Стаценко. – М., 2009. – 115 с.

82. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2008. – 146 с.

83. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М., 2005. - С. 56-68.

84.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2010. – 87 с.

85. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2008. – 318 с.

86. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., 2010. – 112 с.

87. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной познавательности в процессе обучения / Т.И. Шамова. – М. : Академия, 2005. – 68 с.

88. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М. : Владос, 2009. – 245 с.

89. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г.И. Щукина. – М. : Российское педагогическое общество, 2007. – 234 с.

Примечания

Работа защищена на отлично в начале февраля 2011 года. Ранее не продавалась.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование познавательной самостоятельности школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика