Дипломная работа
«Правовое регулирование положения беженцев в Российской Федерации»
- 73 страниц
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового положения беженцев 6
1.1. Особенности определения понятия беженцев 6 1.2. Государственно-правовое регулирование положения беженцев 17
Глава 2. Основы правового статуса беженцев в Российской Федерации 25
2.1. Правовое регулирование процедуры признания лица беженцем 25
2.2. Права, обязанности и гарантии беженцев в России 40
Глава 3. Основания утраты и лишения статуса беженца в России 49
3.1. Утрата лицом статуса беженца 49
3.2. Лишение лица статуса беженца 55
Заключение 62
Список использованных источников 72
Существующая на международном уровне проблема беженцев имеет большую актуальность и для России в силу происходящих в ней экономиче-ских, социальных, демографических и иных изменений. Российская Федерация как полноправный член международного сообщества и государство, в котором реализуются установленные демократические процедуры, в Конституции РФ 1993 г. провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей цен-ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Развивая в дальнейшем эти положения, Конституция РФ провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме слу-чаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом исходя из данных положений Основного За-кона Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы.
Любое государство принимает решение о предоставлении лицу, ищущему убежище, статуса беженца в соответствии со своим действующим законода-тельством. Главной задачей процедуры предоставления статуса беженца явля-ется установление того факта, что лицо нуждается в защите, для чего должны быть созданы специальные процедуры и разработаны требования, которым они должны отвечать.
Федеральный закон «О беженцах» определяет основания и порядок при-знания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает эконо-мические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Процеду-ра предоставления статуса беженцев в Российской Федерации формально соот-ветствует международным стандартам.
Основными проблемами данной процедуры остаются: сокращение срока ожидания рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца; улуч-шение доступа лиц, ищущих убежище, к процедуре предоставления статуса беженца, а также создание необходимой инфраструктуры для приема беженцев.
Следует отметить, что принятое значительное количество правовых актов, регулирующих сферу миграционных правоотношений, не позволяет адаптиро-вать имеющиеся структуру и качественный состав миграционных потоков к стратегическим государственным потребностям. Сохраняется спонтанный, во многом неуправляемый характер миграции, которая оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее ре-гионах. Во многом такая ситуация связана с тем, что имеющаяся нормативная правовая база по степени регулирования правового положения беженцев пока еще явно недостаточна и не успевает за динамично развивающимися на терри-тории страны миграционными процессами. Кроме того, законодательная основа регулирования миграционных отношений не отвечает назревшим потребностям правоприменительной практики, не в полной мере соответствует международ-ным стандартам.
Объектом исследования является нормативно-правовая база, регулирую-щая правовое положения беженцев в Российской Федерации, а также работы ведущих ученых в данной сфере.
Предмет исследования – правовой статус беженцев в Российской Федера-ции.
Цель дипломной работы – исследование правового регулирования поло-жения беженцев в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить нормативно-правовой материал, научную, учебную литерату-ру по заданной теме.
2. Проанализировать основы правового статуса беженцев в России, осно-вания утраты и лишения статуса беженца в Российской Федерации.
3. Рассмотреть различные мнения ученых, спорные вопросы, касающиеся правового положения беженцев.
4. Сделать выводы на основе проведенного исследования.
5. Одной из главных задач является поиск возможных вариантов решения актуальных проблем в данной области.
Достоверность и научная аргументация результатов исследования осно-вываются на важных теоретических положениях в области правового регулиро-вания статуса беженцев в Российской Федерации, в частности, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о статусе беженцев, Кон-ституции Российской Федерации, Соглашении о помощи беженцам и вынуж-денным переселенцам, Федеральных законов «О беженцах», «О правовом по-ложении иностранных граждан в Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос-сийской Федерации», Постановлении Правительства РФ «Об удостоверении беженца» и иных нормативно-правовых актах.
Наибольший интерес по проблемам правового регулирования положения беженцев в Российской Федерации представляют работы таких ученых, как Л.Ф. Абзалова, Л.В. Андриченко, Л.Ф. Апт, Л.Н. Васильева, В.А. Волох, Г.С. Гудвин-Гилл, Т.Н. Дохунаева, А.Н. Жеребцов, Р.Р. Искендеров, Е.В. Климова, К.П. Кондрашина, В.Е. Сафонов, Г.С. Скачкова, М.Л. Тюркин, И.В. Фисенко, Т.Я. Хабриева, О.А. Яковлева и других.
При написании дипломной работы применялись методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод системного подхода и другие.
Структура дипломной работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованных источников.
Настоящее исследование проведено с учетом действующего законода-тельства.
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы. Понятие «беженец» определяется в соответствии с принципами общего между-народного права, в международных документах предполагается двойственный подход к определению. С одной стороны, оно распространяется на группы и ка-тегории беженцев («групповой подход»), с другой - на отдельных лиц (индиви-дуалистический подход), когда необходима оценка субъективных и объектив-ных моментов в каждом конкретном случае. Федеральный закон «О беженцах» определяет беженца как лицо, которое не является гражданином России и кото-рое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежно-сти к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защи-той этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны сво-его прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Процедура предоставления статуса беженца состоит из следующих этапов: обращение с ходатайством о признании беженцем; предварительное рассмот-рение ходатайства; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по суще-ству; выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении хода-тайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие реше-ния о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдача удо-стоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Федеральный закон «О беженцах» содержит исчерпывающий перечень причин, по которым лицу, ходатайствующему о получении статуса беженца, может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу. Это означает, что по иным, не указанным в законе основаниям, лицу не может быть отказано в рассмотрении ходатайства. Обоснование решения об отказе должно быть мо-тивированным для наиболее полного обеспечения прав лица в случае после-дующего обжалования. Если нет оснований для отказа, то рассмотрение хода-тайства по существу осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в отношении лица, находящегося вне пределов России и территори-альный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в отно-шении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории России.
Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют определенные права и обязанности, а именно, получение содействия в оформ-лении документов для въезда на территорию России, пользование жилым по-мещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения, право на медицинскую и лекарственную помощь, социальную защиту, в том числе социальное обеспечение наравне с гражданами России и др. В обязанности лиц, признанных беженцами и прибывших с ними членов семьи входит: соблюдение законодательства Российской Федерации, своевременное прибытие в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федераль-ным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом и др. Для решения насущных проблем беженцев предусматривается создание специального жилищного фонда для временного поселения.
Лицо утрачивает статус беженца после получения разрешения на посто-янное проживание на территории России либо при приобретении гражданства России; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добро-вольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; ес-ли добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоя-тельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах»; если не может более отказываться от пользования защитой государства своей граждан-ской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по об-стоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют; если не имеет опреде-ленного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обыч-ного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные Фе-деральным законом «О беженцах», в данном государстве более не существуют.
Лицо лишается статуса беженца, если оно осуждено по вступившему в си-лу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Фе-дерации, и если сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фаль-шивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений закона. Уведомление о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществ-ление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территори-альным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
Следует отметить, что содержание Федерального закона «О беженцах» в целом соответствует международным принципам и нормам, закрепленным в Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколе к ней, касающемся статуса беженцев 1967 г., а также ряде других международных правовых актов и норм. Вместе с тем ряд положений названного закона нуждаются в совершен-ствовании. Прежде всего необходимость уточнения положений Федерального закона «О беженцах» связывается с недостаточной проработанностью процеду-ры обращения лица с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца и предварительного рассмотрения такого ходатайства. Названная процедура за-креплена в ст. 4 Закона, в которой определяются основные этапы направления ходатайства и его предварительного рассмотрения. В отдельных случаях, как показывает судебная практика, положения названной статьи Закона становятся необоснованным препятствием для получения в последующем статуса беженца лицами, ищущими убежище в Российской Федерации.
Возникает вопрос и о целесообразности выделения двух стадий рассмот-рения ходатайств о предоставлении статуса беженца (предварительное рас-смотрение ходатайства и рассмотрение ходатайства по существу). Следует учесть, что большинство законодательных актов зарубежных стран предусмат-ривают лишь одну стадию.
В Федеральном законе «О беженцах» в весьма общей форме говорится об ответственности должностных лиц за нарушение данного закона. Согласно ст. 19 закона виновные в нарушении закона должностные лица органов государст-венной власти РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправ-ления, организаций независимо от форм собственности, а также граждане РФ несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем законодательство не предусматривает специальную ответственность должност-ных лиц за нарушение Федерального закона «О беженцах». В частности, не предусматривается административная либо уголовная ответственность должно-стных лиц за такие нарушения положений Закона, как умышленное виновное непредоставление лицу статуса беженца, существенное нарушение сроков рас-смотрения ходатайств лица о предоставлении статуса беженца и др. Это приво-дит к неоправданному затягиванию процедур рассмотрения ходатайств, часто-му обжалованию действий должностных лиц миграционных служб в суд.
Решение поставленных проблем потребует внесения существенных изме-нений в действующее российское законодательство в области миграции. Вместе с тем реализация указанных мер позволит создать действенный механизм защи-ты прав беженцев на территории Российской Федерации, существенно стабили-зирует миграционную ситуацию в стране.
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.): [с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.] // Бюллетень международ-ных договоров.- 2001.- № 3.
2. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Бюллетень меж-дународных договоров.- 1993.- № 9.
3. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенарод-ным голосованием 12 декабря 1993 г. [с поправками от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2009.- № 1.- Ст. 2.
4. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сен-тября 1993 г. [с изм. и доп. от 10 февраля 1995 г.] // Бюллетень международ-ных договоров.- 1995.- № 5.
5. Соглашение, касающееся выдачи удостоверения личности русским и армян-ским беженцам от 12 мая 1926 г.: 84 LNTS № 2004 г. // СПС Гарант, 2009.
6. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ [с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2009.- № 1.- Ст. 3.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [с изм. и доп. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2008.- № 30.- Ст. 3616.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2009.- № 1.- Ст. 17.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ] // Собрание зако-нодательства РФ.- 2009.- № 1.- Ст. 29.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ [с изм. и доп. от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2008.- № 42.- Ст. 4697.
11. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Рос-сийской Федерации: федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ [с изм. и доп. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2008.- № 30.- Ст. 3616.
12. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: фе-деральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [с изм. и доп. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2008.- № 30.- Ст. 3616.
ВСЕГО 37 ИСТОЧНИКОВ
Тема: | «Правовое регулирование положения беженцев в Российской Федерации» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 5000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Обучение иностранных граждан в российской федерации: правовые аспекты
Дипломная работа:
Административно-правовое регулирование организации и проведения публичных мероприятий
Контрольная работа:
Правовые основы въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
Курсовая работа:
Правовые аспекты административной реформы в РФ
Дипломная работа:
Административно-правовое регулирование оказания государтсвенных (муниципальных) услуг в российской федерации