Дипломная работа

«Создание и развитие российской прокуратуры как государственного надзорного института»

  • 86 страниц
Содержание

Введение… 3

Глава 1. Прокуратура России в XVIII начале XX в.в. …. 6

1.1. Учреждение прокуратуры и ее становление до 1775 г. …. 6

1.2. Прокуратура и прокурорский надзор в период 1775-1850 г.г. …. 14

1.3. Правовой статус прокуратуры по судебной реформе 1864 г. … 18

Глава 2. Органы прокуратуры в советский и постсоветский периоды…. 24

2.1. Становление и развитие советской прокуратуры…. 24

2.2. Развитие института прокуратуры на современном этапе…. 43

2.3. Современное состояние и перспективы развития

российской прокуратуры…. 55

Заключение…. 73

Список использованных источников… 78

Введение

Актуальность дипломной работы состоит в том, что современная Россия переживает новый этап радикальных государственно-правовых реформ. В ус-ловиях, когда в стране еще не до конца преодолен кризис государственности, законности и правопорядка, продолжается поиск оптимальных механизмов го-сударственного управления, соответствующих историческим традициям, дол-говременным национальным интересам и конкретным потребностям нашего общества. Из всех институтов нынешней власти наибольшее внимание привле-кает судьба российской прокуратуры - органа, прошедшего длительный путь эволюции от учрежденного Петром I «Ока Государева» до современного стра-жа законности. Многолетний путь «исканий и бурь», пройденный российской прокуратурой, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.

Совершенствование правового статуса и деятельности органов прокура-туры России остается одной из актуальных проблем. Не случайно в кругах оте-чественных и зарубежных ученых, политиков, общественных деятелей время от времени раздаются критические высказывания и призывы реформировать рос-сийскую прокуратуру, ограничить число ее функций и поставить ее деятель-ность под контроль исполнительной власти.

Благодаря взвешенной и мудрой позиции законодателя, потенциал проку-ратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, не подменяя другие органы, занимает важное место в государст-венном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина на всех уров-нях на территории всей Российской Федерации.

Внимательный и беспристрастный анализ показывает, что развитие ин-ститута прокуратуры в современном мире характеризуется двумя основными чертами: стремление к утверждению общих стандартов прокурорской деятель-ности на международном уровне при сохранении многообразия организацион-ных и функциональных моделей ведомства - многообразия, отражающего бо-гатство и оригинальность национальных правовых традиций.

Объектом исследования выступает прокуратура как государственный надзорный институт.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование общест-венных отношений в области создания и развития российской прокуратуры.

Цель дипломной работы – исследование создания и развития российской прокуратуры как государственного надзорного института.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1. Рассмотреть учреждение прокуратуры и ее становление до 1775 года.

2. Проанализировать развитие прокуратуры и прокурорского надзора в период 1775-1850 годы.

3. Определить правовой статус прокуратуры по судебной реформе 1864 года.

4. Рассмотреть становление и развитие института прокуратуры в совет-ский и постсоветский периоды.

5. Выявить основные проблемы современного состояния российской про-куратуры.

6. Предложить пути решения выявленных проблем.

Достоверность и научная аргументация результатов исследования осно-вываются на важных теоретических положениях о создании и развитии россий-ской прокуратуры, в частности, Конституции Союза Советских Социалистиче-ских Республик 1977 г., Конституции Российской Федерации 1993 г., Указа от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора», Указа Президиума Вер-ховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. «Об образовании единой системы орга-нов прокуратуры РСФСР», Постановления Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О прокуратуре СССР», Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный за-кон «О прокуратуре Российской Федерации» и других правовых актов.

Значительный вклад в исследование истории и современного состояния, перспектив развития отечественной прокуратуры внесли В.И. Басков, В.Г. Бес-сарабов, А.Н. Ванькаев, А.Н. Винокуров, И.Л. Друкаров, В.К. Звирбуль, А.Г. Звягинцев, С.М. Казанцев, Е.В. Китрова, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, И.Н. Кузнецов, М.А. Митюков, С.А. Орлова, А.Ф. Смирнов, И.Я. Фойницкий, Ю.Я. Чайка, В. Шобухин, Н.М. Яковлев и другие ученые.

При написании дипломной работы применялись такие методы, как обще-научный: метод системного подхода, который сориентировал на раскрытие це-лостности института прокуратуры России; частно-научные методы: формально – юридический, который позволил определить юридические понятия, связан-ные с деятельностью прокуратуры; историко-правовой, позволил сопоставить прокуратуру России в XVIII начале XX в.в., органы прокуратуры в советский и постсоветский периоды и институт прокуратуры на современном этапе в целях изучения их общих и особенных свойств; также использованы специальные ме-тоды: кибернетический, который позволил с помощью понятий, законов по-знать место прокуратуры в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина на всех уровнях на территории всей Российской Феде-рации.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объеди-няющих в себе шесть параграфов, заключения и списка использованных источ-ников.

Заключение

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.

1. Появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различ-ных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сена-та, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат. В России ко-нец XVII в. и начало XVIII в. характеризовались значительным ростом должно-стных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением цар-ских указов со стороны органов государственного управления, всемерным воз-растанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения. Это вызы-вало насущную потребность в создании государственной службы по борьбе с подобными негативными явлениями. В 1722 г. Петр I учредил новый государ-ственный институт, ранее не существовавший в России, - прокуратуру. Петр I в своем Указе от 12 января 1722 г. предписал «быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, также во всякой Коллегии по Прокурору, кото-рые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору».

Прокуратура создавалась в России как орган императорской власти, осу-ществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный над-зор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, дру-гих центральных и местных учреждений.

Прокуратура выстраивалась как централизованный орган с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генерал-прокурору, что сохранилось по сей день. Особенностью статуса прокуратуры того времени стало и то, что осуществление над прокурорами правосудия являлось исключительной компе-тенцией Сената - высшего органа государственной власти в стране.

Оценивая роль дореформенной (имеется в виду судебная реформа 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской России накануне реформы 60-х гг. XIX в., находилась в слож-ном положении. Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществ-лявшая надзор за решением дел в Сенате, была связана с губернской прокура-турой лишь подчинением генерал-прокурору. Не было и единого законодатель-ного акта о прокурорском надзоре. По мнению историков, беспомощность про-куратуры и низкий уровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всей системы общества и бюрократического аппарата само-державия в целом, но и недостатками самого этого института. Во-первых, про-курорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из ми-нистров. Во-вторых, сфера надзора и функции прокуроров стали к тому време-ни столь обширны и неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привело к тому, что прокуратура, как и общество в целом, потребовала серьезных преобразований.

Начиная с 1864 г. по 1917 г. органы прокуратуры осуществляли в качест-ве основной функцию поддержания обвинения в суде, лишившись такого на-правления деятельности как общий надзор. Однако функции прокуратуры и в этот период времени выходили за рамки уголовного преследования, «прокуро-ры продолжали осуществлять некоторые общенадзорные функции». Органом, верно служащим самодержавию, прокуратура России продолжала оставаться вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим строем в 1917 году.

2. После Великой Октябрьской социалистической революции органы про-куратуры были ликвидированы. Советская прокуратура была создана как про-куратура РСФСР 28 мая 1922 г., когда постановлением ВЦИК было принято Положение о прокурорском надзоре. В СССР предпринимались попытки пред-ставить советскую прокуратуру как абсолютно уникальный институт, отверга-лась его преемственность с дореволюционной прокуратурой, между тем пред-ставляется правомерным рассматривать создание советской прокуратуры как попытку интегрировать функции дореформенной и пореформенной российской прокуратуры.

В период Великой Отечественной войны система органов прокуратуры была перестроена применительно к особенностям военного времени. Прежде всего, это выражалось в создании ряда новых военных прокуратур, не сущест-вовавших в мирное время. В результате чего к 1943 г. была сформирована оп-ределенная система органов военной прокуратуры, основными направлениями надзорной деятельности которой являлись: общий надзор, надзор за производ-ством дознания и предварительного следствия и надзор за законностью заклю-чения. Кроме того, особенностью в деятельности военной прокуратуры явля-лось совмещение контрольных и надзорных функций, что значительно расши-ряло пределы сферы прокурорского надзора и, как следствие, повышало ответ-ственность военных прокуроров за надлежащее выполнение своих должност-ных обязанностей. Однако, в связи с тем, что в условиях войны приходилось расследовать дела в предельно короткие сроки, эффективность прокурорского надзора в этой сфере не была высокой. Не охватывалась в полном объеме над-зором прокурора и законность приговоров военных трибуналов, так как многие из них приводились в исполнение, будучи не всегда законными, обоснованны-ми и справедливыми.

И Т.Д.

Список литературы

Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенарод-ным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 2.

1.2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Рес-публик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР де-вятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

1.3. Конституции РСФСР 1918 г. // Собрание узаконений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. - 1917 - 1918. - Ст. 582.

1.4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конститу-ционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 829.

1.5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2009 г. № 44-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. - 2009. - № 14. - Ст. 1579.

1.6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г. № 229-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5727.

1.7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 14 декабря 2009 г. № 39-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. - 2009. - № 11. - Ст. 1268.

1.8. О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Соб-рание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.

1.9. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 7. - Ст. 878.

1.10. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Россий-ской Федерации»: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ // Собра-ние законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

ВСЕГО 99 ИСТОЧНИКОВ

Покупка готовой работы
Тема: «Создание и развитие российской прокуратуры как государственного надзорного института»
Раздел: Государство и право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 86
Цена: 5000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика