Дипломная работа

«Создание и развитие российской прокуратуры как государственного надзорного института»

  • 86 страниц(ы)
  • 3230 просмотров
фото автора

Автор: Vest

Введение… 3

Глава 1. Прокуратура России в XVIII начале XX в.в. …. 6

1.1. Учреждение прокуратуры и ее становление до 1775 г. …. 6

1.2. Прокуратура и прокурорский надзор в период 1775-1850 г.г. …. 14

1.3. Правовой статус прокуратуры по судебной реформе 1864 г. … 18

Глава 2. Органы прокуратуры в советский и постсоветский периоды…. 24

2.1. Становление и развитие советской прокуратуры…. 24

2.2. Развитие института прокуратуры на современном этапе…. 43

2.3. Современное состояние и перспективы развития

российской прокуратуры…. 55

Заключение…. 73

Список использованных источников… 78

Актуальность дипломной работы состоит в том, что современная Россия переживает новый этап радикальных государственно-правовых реформ. В ус-ловиях, когда в стране еще не до конца преодолен кризис государственности, законности и правопорядка, продолжается поиск оптимальных механизмов го-сударственного управления, соответствующих историческим традициям, дол-говременным национальным интересам и конкретным потребностям нашего общества. Из всех институтов нынешней власти наибольшее внимание привле-кает судьба российской прокуратуры - органа, прошедшего длительный путь эволюции от учрежденного Петром I «Ока Государева» до современного стра-жа законности. Многолетний путь «исканий и бурь», пройденный российской прокуратурой, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.

Совершенствование правового статуса и деятельности органов прокура-туры России остается одной из актуальных проблем. Не случайно в кругах оте-чественных и зарубежных ученых, политиков, общественных деятелей время от времени раздаются критические высказывания и призывы реформировать рос-сийскую прокуратуру, ограничить число ее функций и поставить ее деятель-ность под контроль исполнительной власти.

Благодаря взвешенной и мудрой позиции законодателя, потенциал проку-ратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, не подменяя другие органы, занимает важное место в государст-венном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина на всех уров-нях на территории всей Российской Федерации.

Внимательный и беспристрастный анализ показывает, что развитие ин-ститута прокуратуры в современном мире характеризуется двумя основными чертами: стремление к утверждению общих стандартов прокурорской деятель-ности на международном уровне при сохранении многообразия организацион-ных и функциональных моделей ведомства - многообразия, отражающего бо-гатство и оригинальность национальных правовых традиций.

Объектом исследования выступает прокуратура как государственный надзорный институт.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование общест-венных отношений в области создания и развития российской прокуратуры.

Цель дипломной работы – исследование создания и развития российской прокуратуры как государственного надзорного института.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1. Рассмотреть учреждение прокуратуры и ее становление до 1775 года.

2. Проанализировать развитие прокуратуры и прокурорского надзора в период 1775-1850 годы.

3. Определить правовой статус прокуратуры по судебной реформе 1864 года.

4. Рассмотреть становление и развитие института прокуратуры в совет-ский и постсоветский периоды.

5. Выявить основные проблемы современного состояния российской про-куратуры.

6. Предложить пути решения выявленных проблем.

Достоверность и научная аргументация результатов исследования осно-вываются на важных теоретических положениях о создании и развитии россий-ской прокуратуры, в частности, Конституции Союза Советских Социалистиче-ских Республик 1977 г., Конституции Российской Федерации 1993 г., Указа от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора», Указа Президиума Вер-ховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. «Об образовании единой системы орга-нов прокуратуры РСФСР», Постановления Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О прокуратуре СССР», Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный за-кон «О прокуратуре Российской Федерации» и других правовых актов.

Значительный вклад в исследование истории и современного состояния, перспектив развития отечественной прокуратуры внесли В.И. Басков, В.Г. Бес-сарабов, А.Н. Ванькаев, А.Н. Винокуров, И.Л. Друкаров, В.К. Звирбуль, А.Г. Звягинцев, С.М. Казанцев, Е.В. Китрова, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, И.Н. Кузнецов, М.А. Митюков, С.А. Орлова, А.Ф. Смирнов, И.Я. Фойницкий, Ю.Я. Чайка, В. Шобухин, Н.М. Яковлев и другие ученые.

При написании дипломной работы применялись такие методы, как обще-научный: метод системного подхода, который сориентировал на раскрытие це-лостности института прокуратуры России; частно-научные методы: формально – юридический, который позволил определить юридические понятия, связан-ные с деятельностью прокуратуры; историко-правовой, позволил сопоставить прокуратуру России в XVIII начале XX в.в., органы прокуратуры в советский и постсоветский периоды и институт прокуратуры на современном этапе в целях изучения их общих и особенных свойств; также использованы специальные ме-тоды: кибернетический, который позволил с помощью понятий, законов по-знать место прокуратуры в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина на всех уровнях на территории всей Российской Феде-рации.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объеди-няющих в себе шесть параграфов, заключения и списка использованных источ-ников.

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.

1. Появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различ-ных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сена-та, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат. В России ко-нец XVII в. и начало XVIII в. характеризовались значительным ростом должно-стных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением цар-ских указов со стороны органов государственного управления, всемерным воз-растанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения. Это вызы-вало насущную потребность в создании государственной службы по борьбе с подобными негативными явлениями. В 1722 г. Петр I учредил новый государ-ственный институт, ранее не существовавший в России, - прокуратуру. Петр I в своем Указе от 12 января 1722 г. предписал «быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, также во всякой Коллегии по Прокурору, кото-рые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору».

Прокуратура создавалась в России как орган императорской власти, осу-ществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный над-зор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, дру-гих центральных и местных учреждений.

Прокуратура выстраивалась как централизованный орган с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генерал-прокурору, что сохранилось по сей день. Особенностью статуса прокуратуры того времени стало и то, что осуществление над прокурорами правосудия являлось исключительной компе-тенцией Сената - высшего органа государственной власти в стране.

Оценивая роль дореформенной (имеется в виду судебная реформа 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской России накануне реформы 60-х гг. XIX в., находилась в слож-ном положении. Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществ-лявшая надзор за решением дел в Сенате, была связана с губернской прокура-турой лишь подчинением генерал-прокурору. Не было и единого законодатель-ного акта о прокурорском надзоре. По мнению историков, беспомощность про-куратуры и низкий уровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всей системы общества и бюрократического аппарата само-державия в целом, но и недостатками самого этого института. Во-первых, про-курорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из ми-нистров. Во-вторых, сфера надзора и функции прокуроров стали к тому време-ни столь обширны и неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привело к тому, что прокуратура, как и общество в целом, потребовала серьезных преобразований.

Начиная с 1864 г. по 1917 г. органы прокуратуры осуществляли в качест-ве основной функцию поддержания обвинения в суде, лишившись такого на-правления деятельности как общий надзор. Однако функции прокуратуры и в этот период времени выходили за рамки уголовного преследования, «прокуро-ры продолжали осуществлять некоторые общенадзорные функции». Органом, верно служащим самодержавию, прокуратура России продолжала оставаться вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим строем в 1917 году.

2. После Великой Октябрьской социалистической революции органы про-куратуры были ликвидированы. Советская прокуратура была создана как про-куратура РСФСР 28 мая 1922 г., когда постановлением ВЦИК было принято Положение о прокурорском надзоре. В СССР предпринимались попытки пред-ставить советскую прокуратуру как абсолютно уникальный институт, отверга-лась его преемственность с дореволюционной прокуратурой, между тем пред-ставляется правомерным рассматривать создание советской прокуратуры как попытку интегрировать функции дореформенной и пореформенной российской прокуратуры.

В период Великой Отечественной войны система органов прокуратуры была перестроена применительно к особенностям военного времени. Прежде всего, это выражалось в создании ряда новых военных прокуратур, не сущест-вовавших в мирное время. В результате чего к 1943 г. была сформирована оп-ределенная система органов военной прокуратуры, основными направлениями надзорной деятельности которой являлись: общий надзор, надзор за производ-ством дознания и предварительного следствия и надзор за законностью заклю-чения. Кроме того, особенностью в деятельности военной прокуратуры явля-лось совмещение контрольных и надзорных функций, что значительно расши-ряло пределы сферы прокурорского надзора и, как следствие, повышало ответ-ственность военных прокуроров за надлежащее выполнение своих должност-ных обязанностей. Однако, в связи с тем, что в условиях войны приходилось расследовать дела в предельно короткие сроки, эффективность прокурорского надзора в этой сфере не была высокой. Не охватывалась в полном объеме над-зором прокурора и законность приговоров военных трибуналов, так как многие из них приводились в исполнение, будучи не всегда законными, обоснованны-ми и справедливыми.

И Т.Д.

Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенарод-ным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 2.

1.2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Рес-публик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР де-вятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

1.3. Конституции РСФСР 1918 г. // Собрание узаконений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. - 1917 - 1918. - Ст. 582.

1.4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конститу-ционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 829.

1.5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2009 г. № 44-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. - 2009. - № 14. - Ст. 1579.

1.6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г. № 229-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5727.

1.7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 14 декабря 2009 г. № 39-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. - 2009. - № 11. - Ст. 1268.

1.8. О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Соб-рание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.

1.9. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 7. - Ст. 878.

1.10. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Россий-ской Федерации»: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ // Собра-ние законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

ВСЕГО 99 ИСТОЧНИКОВ

Покупка готовой работы
Тема: «Создание и развитие российской прокуратуры как государственного надзорного института»
Раздел: Государство и право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 86
Цена: 5000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика