Курсовая работа
«Эффект масштаба как фактор определяющий структуру рынка»
- 41 страниц
Введение….
Глава 1. Рынок и характеристика рыночных структур…
1.1. Рынок, его структура, роль в экономике…
1.2.Общая характеристика рыночных структур….
1.3.Чистая монополия….
1.3.1. Характерные черты….
1.3.2. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки….
1.3.3. Предприятия общественного пользования: естественные монополии….
1.4.Монополистическая конкуренция….
1.4.1. Относительно большое число…
1.4.2. Дифференция продукта….
1.4.3. Неценовая конкуренция….
1.4.4. Легкое вступление в отрасль….
1.5. Совершенная конкуренция…
Глава 2. Эффект масштаба- как фактор определяющий структуру рынка….
2. 1.Эффект масштаба производства и его виды…
2.2.Издержки производства в долговременном периоде….
2.3.Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства.
2.3.1.Положительный эффект масштаба….
2.3.2.Отрицательный эффект масштаба….
2.3.3.Постоянная отдача от роста масштабов производ-ства….
2.3.4.Дополнительные замечания….
2.4.Минимальный эффективный размер предприятия и структура отрасли….
Заключение….
Использованная литература….
Приложение 1-3
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношении покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы обще-ства; в переводе с латинского она означает «сходиться», «сталкиваться». Это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода. Ведь мы не раз сами слышали о таком «соревновании» между продавцами компьютеров, ручек или шоколада. Или, придя на базар, наблюдали за продавцами овощей, которые уговаривают покупателя совершить покупку именно у него.
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории выделяют четыре типа рыночной структуры: «совершенная конкуренция», «монополия», «монополистическая конкуренция», «олигополия».
Фирма, оказываясь в различных условиях своего функционирования, определяемых рынком, решает вопросы по производству необходимого потребителю продукции в определенных объемах и рассчитывает на получение прибыли, достаточной для успешной деятельности
Принимаемые фирмой решения в процессе своей деятельности можно объединить в две группы:
1. Каким образом наиболее эффектно организовывать производство на имеющихся производственных мощностях;
2. При достигнутом уровне техники и технологии какие выбрать новые производственные мощности и технологические процессы.
Время, в течении которого предприниматель решает вопросы первой группы, принято называть краткосрочным периодом, а второй долгосрочным периодом
В зависимости от периода, в каком находится предприятие, его деятельность принципиально отличается .В краткосрочном периоде отдельные факторы производства не изменяются и являются постоянными. Это такие ресурсы, как здания, машины, оборудование, земля, услуги менеджеров и квалифицированных кадров. В долгосрочном периоде все вводимые факторы производства могут меняться, и они являются переменными, за исключением базовых технологий, которые остаются без изменении.
Производство любого вида продукта или оказание услуг требует определенных трудовых, материальных ресурсов и средств труда основного капитала
Стратегией каждого предприятия является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, который при одном и том же объеме выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства представляют собой издержки производства.
Прибыль получают путем сопоставления совокупного (валового) дохода и совокупных (валовых) издержек.
В соответствии с законом убывающей отдачи по мере роста объема производства, начиная с определенного момента, совокупные (валовые) издержки начинают опережать увеличение совокупного (валового) дохода, что приводит к изменению прибыли.
При определении объема производства, предприятие должно выбирать наиболее оптимальное соотношение дохода и издержек в различных рыночных ситуациях.
Курсовая работа рассматривает тему: « Эффект масштаба как фактор определяющий структуру рынка». Целью является рассмотреть понятие рынка и виды рыночных структур, а также понятие эффекта масштаба и его виды.
Рыночная экономика доказала, что ей нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.
Эту функцию он осуществляет через установление соответствия объема предложения объему платежеспособного спроса.
Во-вторых, рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм такой оценки прост, эффективен и объективен. Он заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать (купить) заставляет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно поддерживать «рыночную форму».
В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность конкуренции, которая безжалостно «отделяет» отстающих от преуспевающих. Побеждает тот, кто лучше угадал изменения потребительского спроса, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства. Все это и есть предпосылки высокой эффективности.
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на сред-ства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть рынок в его простейшем определении.
Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирмы поставить продукт на рынок, являются издержки производства. Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые , в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество какого- либо товара, которое фирма стремиться предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, -с другой.
Все затраты производственной фирмы группируются по определенным экономически обоснованным признакам: экономическая однородность затрат; общность их производственного назначения; роль в процессе производства и реализации продукции; места возникновения (центры затрат, центры ответственности); объем производства; периодичность восстановления; однородность состава.
Для выявления и использования резервов производства, возможностей снижения затрат на производство и реализацию продукции при повышении ее качества; максимальной экономии материальных и трудовых ресурсов, денежных средств разрабатывают план по себестоимости продукции .
Экономические издержки включают в себя все платежи, причитающиеся собственникам ресурсов и достаточные для того, чтобы гарантировать стабильные поставки этих ресурсов для определенного производственного процесса. Под ними подразумевают внешние издержки, выплачиваемые в пользу поставщиков, самостоятельных по отношению к данному предприятию, а также внутренние издержки, трактуемые как компенсация за самостоятельное использование предприятием собственных ресурсов. Одним из элементов внутренних издержек является нормальная прибыль предпринимателя как вознаграждение за выполняемые им функции.
Закон убывающей отдачи описывает динамику объема производства, связанную со все более интенсивным использованием фиксированных производственных мощностей. Согласно этому закону, последовательное присоединение к фиксированному количеству оборудования добавочных единиц переменного ресурса, например труда, начиная с определенного момента приведет к уменьшению предельного продукта, получаемого в результате привлечения каждого дополнительного рабочего.
Поскольку производственные ресурсы делятся на постоянные и переменные, издержки также являются либо постоянными. либо переменными. Постоянными издержками называются издержки, величина которых не зависит от объема производства. Переменными издержками называются издержки, меняющиеся в зависимости от объема производства. Общие издержки производства продукции представляют собой сумму постоянных и переменных издержек ее производства.
Средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки — это просто-напросто постоянные, переменные и общие издержки производства в расчете на единицу продукции. Величина средних постоянных издержек непрерывно уменьшается по мере роста объема производства, поскольку фиксированная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции.
Предельными издержками называются добавочные, или дополнительные, издержки производства еще одной единицы продукции. Предельные затраты следует отличать от средних затрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количество продукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат, ибо в таком случае оно неминуемо обанкротиться. Поэтому средние издержки являются важным показателем его работы.
Между средними и предельными издержками существует определенная связь, согласно которой предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина последних достигает своего минимума. Поэтому о деятельности предприятия лучше всего можно судить именно по предельным издержкам. Вот почему любые экономические решения должны основываться на предельном анализе.
Снижение цен на ресурсы, а также прогресс в технологии производства приводят к перемещению кривых издержек вниз. Наоборот, повышение цен на потребляемые в процессе производства ресурсы перемещает кривые издержек вверх.
Долговременным (долгосрочным) периодом называется период времени, достаточно продолжительный, чтобы фирма могла успеть изменить количества всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия. Следовательно, в долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. Кривая долгосрочных АТС, или плановая кривая, состоит из участков кривых краткосрочных АТС, соответствующих различным размерам предприятий, которые фирма может построить в течение длительного периода времени.
Кривая долгосрочных АТС обычно имеет дугообразную форму. В начале процесса расширения производства мелкой фирмой действует положительный эффект масштаба. Целый ряд факторов, в частности более высокий уровень специализации труда рабочих и управленческого персонала, возможность использования более производительного оборудования и более полная утилизация отходов путем производства побочной продукции, — все это содействует получению экономии за счет роста масштабов производства. Отрицательный эффект масштаба возникает из-за сложности управления крупномасштабным производством. Относительная значимость положительно-го и отрицательного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа” : Учебник.- 3-е изд., перераб.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 288с.
Бакалавр экономики / Хрестоматия: В 3 т. / Под ред. заслуженного деятеля науки, профессора В.И. Видяпина // РЭА им. Г. В. Плеханова. - М., 2001.
Камаев В.Д. “Учебник по основам экономической теории” М.: “Владос” 1994г.- 384с.
Куликов Л.М. “Основы экономических знаний” Москва. “Финансы и статистика”, 2008г.
Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. Л. И. Абалкина. — М.: АО «Финстатинформ», 2007.
Микроэкономика/ Под ред. Е.Б. Яковлевой – М.: АКАЛИС, 2007.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. “Экономикс: Принципы, проблемы и политика” В2 т.: Пер. с англ. Т 2. 2007г.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — М.: ИТД «КНОРУС», 2008.
Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для эконом. вузов.— М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2009.
“Основы экономики, организации и планировании промышленных предприятий” Под ред. Г.Я.Кипермана. Москва “Экономика” 1982г.
Рузавин Г.И. “Основы рыночной экономики” : Учебное пособие для вузов, - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996г, 423с.
Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1964.
Теория переходной экономики: макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Красниковой / МГУ. - М.: ТЕИС, 2008.
Теория переходной экономики: микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Герасименко / МГУ. - М.: ТЕИС, 2007.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2008.
Экономика и статистика фирм: Учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 240с.
Тема: | «Эффект масштаба как фактор определяющий структуру рынка» | |
Раздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 120 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Мотивация достижения успеха как фактор карьерных установок студентов
Дипломная работа:
Развитие эмоционального интеллекта как фактор профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
Дипломная работа:
Подготовка к школе как фактор успешной адаптации
Отчет по практике:
Персонал как фактор конкурентного преимущества организации
Дипломная работа:
Региональная система привлечения инвестиций в малый бизнес