Курсовая работа
«Государственное регулирование экономики» (с графиками)»
- 30 страниц
Введение.3
Глава 1. Государство в рыночной экономике.
1.1. Государство как рыночный субъект.5
1.2. Принципы и цели государственного регулирования.7
1.3. Правовое регулирование экономики.9
1.4. Финансовое регулирование10
1.5. Государственное предпринимательство13
1.6. Социальное регулирование14
Глава.2. Государственное регулирование экономики
2.1. Государство и его экономические функции. Государственное вмешательство в экономику и его причины16
2.2. Модели государственного регулирования экономики18
2.3. Инструментарий государственного воздействия на экономику19
2.4. Противоречия государственного воздействия на хозяйственные процессы25
Заключение28
Использованная литература30
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.
Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно-экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепции. Правда, новизна этих концепции носит относительный характер, т. к. в методологическом арсенале экономической науки всегда сохраняется значительное число невостребованных («преждевременных») идей, детальная разработка которых зависит от потребностей экономической практики. А поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.
Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная экономическая теория («экономикс»), явился кризис 30-х гг., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии. Последняя и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей классической школы.
Концептуальное содержание классической школы можно свести к трем пунктам:
— требование невмешательства государства в экономику,
— гимн свободной конституции,
— ставка на ценовой механизм установления рыночного равновесия.
Таким образом, классическая теория — это теория саморегулирующейся рыночной экономики; отличие поздней классической теории от ранней классической состояло в том, что классика в изнурявшем экономическую теорию споре («стоимость» или «полезность») сделала выбор в пользу полезности.
Надо признать, что 20-е гг. в США, получившие в экономической литературе название «периода просперити» («процветания»), когда обозначилась реальность «общества изобильного потребления», когда даже автомобиль стал товаром массового потребления, казалось бы, прочно подтверждали правоту неоклассической модели рыночной экономики.
Увы, потрясение 30-х гг., охватившее все рыночно развитые страны мира, означало, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивала неоклассическая школа и суть которой состояла в традиционном еще с XVIII в. лозунге «лесэ фэр!» (потому-то она и получила название «неоклассика»), устарела и безвозвратно уходит в прошлое.
Урок великого кризиса, переведенный в плоскость экономической теории, требовал осознания невозможной для «неоклассических» экономистов перемены — рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное промышленное производство, утрачивает способность к саморегули-рованию.
Почему? Потому что крупное индустриальное производство объективно порождает тенденцию к монополизму, а монополизм — это подрыв, отрицание основ рыночной экономики, ибо монополизм несовместим со свободной конкуренцией и свободным ценообразованием («советская» экономика была разрушена именно абсолютной государственной монополией).
Но от монополизма (который исподволь зародился еще в конце XIX в.) уже нельзя было избавиться, поскольку он превратился в имманентную для «индустриальной» рыночной экономики тенденцию. Монополизм можно было только постоянно «обуздывать». Степень такой «обузданности» и характеризует степень современной цивилизованности рыночной экономики.
Концепция обуздания монополизма (и в этой мере — сохранения рыночной экономики) и представлена в теории Кейнса.
Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики — к тому, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Поэтому суть кейнсианства сводится к определению: это теория государственно регулируемой рыночной экономики. Но кеинсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), т. е. не порывало с классической традицией. Иными словами, это было «наступление» на рыночную экономику, по во имя ее сохранения. Ф. Рузвельт с его «новым курсом» воплощал «кейнсианский» тип защитника рыночной экономики.
В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса — чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику доэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» — через регулирование денежной сферы.
Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.
Это значит, что при внешней противоречивости неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий каждая из них являлась «парадоксальным» продолжением предыдущей, с учетом, однако, изменявшихся исторических обстоятельств. Более того, все три теории обнаруживают свое методологическое родство: все концепции преследовали одну и ту же цель — реализацию социального потенциала рыночной экономики; все концепции исходили из приоритета общерыночных ценностей (индивидуальность, конкуренция, цена), все концепции опирались на одни и те же исходные положения — ограниченность, выбор, рациональность, альтернативность, предельность и равновесие.
Отсюда следует, что кейнсиапство есть неоклассика в координатах экономических реалий 30-х гг., а монетаризм — кей-псианство в экономических реалиях 70-х гг. (тем более, что ни одна новая концепция не отбрасывала теоретические достижения предшествующей).
Следовательно, как бы ни менялись аспекты и оценки в рамках неоклассики, кейчсианства и монетаризма, главными элементами предмета современной экономической теории оставались:
— механизм рынка (конкуренция и ценообразование),
— формы монополизма,
— экономический потенциал государства.
Исследование многообразных модификаций каждого названного элемента и связей между ними — таково концептуальное единство предмета и метода современной экономической теории. Теоретическая и практическая «сверхзадача» современной экономической теории — механизм социализации рыночной экономики.
Стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «го-сударственным» и «рыночным» началами экономики.
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической, жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.
Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками: регулирующий субъект; внерыночное происхождение государственного дохода; императивны и статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.
Современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов, создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение и т. п.).
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
Современное государство активно участвует в хозяйственной жизни и выполняет функция по созданию и использованию в интересах всех лиц страны аффектов общественных благ. Государство способствует максимизации рациональных аффектов общественных благ в целях стимулирования структурного обновления экономики, поддержания экономического роста занятости и повышения уровня жизни граждан.
Государство использует различные модели регулирования экономики, включая классическую, кейнсианскую и институциональную. Главной целью применения моделей государственного регулирования экономики является охват и анализ наиболее существенных факторов, определяющих настоящий и будущий облик национального хозяйства.
Модели регулирования экономики позволяют рационально отбирать инструменты государственного воздействия на экономику, которые в силу сложившихся институциональных условий способны положительно воздействовать на качество национального хозяйства. Вместе с этим государство сталкивается с дилеммами регулирования экономики в силу ограниченности ресурсов. Поэтому оно использует способ приоритетов, отбирая к реализации те программы, потребность в реализации которых является наиболее актуальной. Это обстоятельство является причиной сохранения напряженности по уровню реализации иных макроэкономических целей.
Идеалы государственного регулирования экономики не противоречат макроэкономическим целям, причем как те, так и другие могут быть реализованы на конкретном этапе развития лишь относительно, а не абсолютно. Это оставляет «коридор свободы» для дальнейшего экономического и социального прогресса с участием государства.
Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Вот почему в широком смысле финансы всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений.
1. Шишов А.Л. Макроэкономика».-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 2007 г.-320 с.
2.Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., С-Пб., 2004 г.
3. «Современная экономика» /Общедоступный учебный курс. Росто н/Д.: изд-во «Феникс», 2008 г.-672 с.
4.Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л.Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» В 2 томах: пер. с англ. Т.1.
5.Мэнкью Н.Г. «Макроэкономика»/пер. с англ. –М.: 2004 г.
6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика. /пер. с англ. –М.: 2003 г.
7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. «макроэкономика» Спб.:2004 г.
Тема: | «Государственное регулирование экономики» (с графиками)» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное регулирование экономики
Курсовая работа:
Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования
Доклад:
Конспект Лекций - Государственное регулирование экономики
Реферат:
Средства и методы государственного регулирования экономики
Курсовая работа:
1.Содержание и задачи финансового регулирования 2.Финансовое регулирование экономических процессов 3. Финансовое регулирование социальных процессов