Дипломная работа

«Взаимосвязь копинг-стратегий, жизнестойкости и оптимизма у студентов»

  • 55 страниц(ы)
  • 645 просмотров
фото автора

Автор: 021203044500

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ 8

1.1. Современные представления о жизнестойкости и её особенности у студентов вузов 8

1.2. Понятие, виды копинг-стратегий в современной психологии 17

1.3. Современные концепции оптимизма 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ 34

2.1. Предмет, объект, задачи и гипотезы исследования 34

2.2. Организация и метод исследования 35

2.3. Результаты исследования и их анализ 38

2.3.1. Анализ копинг-стратегий у студентов 38

2.3.2. Анализ уровня оптимизма у студентов 40

2.3.3 Корреляционный анализ взаимосвязи жизнестойкости, копинг-стратегий и оптимизма у студентов вуза 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Тема работы «Взаимосвязь копинг-стратегий, жизнестойкости и оптимизма у студентов».

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях наблюдается рост информационных и эмоциональных нагрузок, обостряется проблема адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия. Актуальной становится проблема формирования копинг-стратегий студентов, так как от успешности протекания этого процесса зависят уровень академической успеваемости, умение правильно распределять свое рабочее время и время для самостоятельной подготовки, способность в условиях вуза достигать психологической комфортности.

Копинг-поведение определяется комплексом поведенческих копинг- стратегий (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание), личностно-средовых и когнитивных копинг-ресурсов. Формирование копинг-стратегий и копинг-ресурсов, играющих важнейшую роль в выборе типа поведения позволит студентам успешно преодолевать психотравмирующие и стрессовые ситуации, как в ходе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Данное обстоятельство приводит к осознанию значимости повышения внимания к личностным аспектам в педагогике и психологии профессионального образования.

Высшее образование включает в себя формирование совокупности знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных психологических качеств и копинг-ресурсов будущего специалиста.

Проблема копинга, как уникального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями начала рассматриваться во второй половине ХХ века. Термин «копинг» был предложен Абрахамом Маслоу, а этимология понятия возникла от английского слова «to cope» - совладать, преодолевать. Российские исследователи переводят его как совладающее поведение или психологическое преодоление.

Повышенный интерес к возможностям человека, его потенциалу обусловлен несколькими причинами. В период, когда происходят радикальные изменения в основаниях человекознания, когда обостряются глобальные проблемы человечества, как никогда актуально изучение вопросов жизнестойкости и стрессоустойчивости человека. В современных условиях человек подвергается все новым видам перегрузок и сложных ситуаций.

Условия жизни современного человека, являются экстремальными и стрессогенными с точки зрения глобальной тревожности и изменчивости внешней среды. Связано это с угрозами политическими, информационными (развитие новой политики ведения гибридных форм ведения войны), социально-экономическими, экологическими, природными. Ученые с уверенностью утверждают, что современный человек испытывает большие проблемы с чувством безопасности. Отсутствие чувства защищенности и базовое чувство тревоги связано с развитием таких глобальных проблем современности как проблема глобальной пандемии, проблемы идейных и идеологических конфликтов мирового сообщества, проблема морали и нравственности, международного терроризма. Это связано в первую очередь, с увеличением вероятности смерти человека от эпидемий, массовых беспорядков, террористических атак и экологических катастроф. Информация формирует образы в сознании, это могут быть образы человека, страны, врага, картины мира. Образы многофункциональны и, в том числе обладают мощной регулятивной функцией, следовательно, оказывают серьезное влияние на жизнестойкость. Анализ современных исследований проблем жизнестойкости показывает, что влияние информации и социальной перцепции на формирование жизнестойкости сегодня изучены явно недостаточно.

Изучение проблемы копинг-поведения продолжили такие исследователи, как Р. Лазарус и С. Фолкмен, П. Коста и Р. Маккрей, У. Лер и Х. Томэ. Вместе с тем, основные подходы к пониманию копинг-поведения преимущественно разработаны их последователями - зарубежными исследователями (S. M. Miller, M. L Green, J. Amirchan, C. Carver , P. Thoits и др.).

В настоящее время проблема формирования копинг-стратегий является одной из активно обсуждаемых тем среди представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и многие др.). В отечественной психологии данной проблемой в основном интересуются специалисты в области медицинской психологии (В.А. Абабков, И.А. Горьковая, Н.А. Русина, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский), возрастной психологии (Л.И. Анцыферова, Л.А. Головей, Т.Л. Крюкова, А.В. Либин, И.М. Никольская, М.А. Одинцова), управленческой и организационной психологии (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Постылякова) и др.

Объект исследования: копинг-стратегии у студентов.

Предмет исследования: взаимосвязи стратегий совпадающего поведения в стрессовых ситуациях у жизнестойких и оптимистичных студентов.

Цель исследования: изучение наличия связи между жизнестойкостью и оптимизмом у студентов, а также установление взаимосвязи стратегий совпадающего поведения в стрессовых ситуациях у жизнестойких и оптимистичных студентов.

Гипотеза:

1) существует положительная связь между жизнестойкостью и оптимизмом, а именно студенты с высоким уровнем оптимизма обладают большей жизнестойкостью, чем студенты с пониженным уровнем оптимизма, а студенты с высоким уровнем жизнестойкости ощущают себя более счастливыми по сравнению со студентами с низким уровнем жизнестойкости;

2) и счастливые студенты, и жизнестойкие студенты предпочитают продуктивные, но, возможно, разные копинг-стратегии.

Задачи:

1. Изучить современные представления о жизнестойкости и её особенности у студентов вузов.

2. Рассмотреть понятие, виды копинг-стратегий в современной психологии.

3. Разработать современные концепции оптимизма.

4. Организовать экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи стратегий совпадающего поведения в стрессовых ситуациях у жизнестойких и оптимистичных студентов.

Методы и методики исследования: комплекс взаимно-дополняющих методов: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирические, статистические методы обработки.

Методики

­ Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

­ Методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хайма)

­ Опросник диспозиционного оптимизма Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина.

Экспериментальная база и выборка исследования. В исследовании принимали участие 40 студентов 2 курсов. Среди испытуемых 15 юношей и 25 девушек.

1.1. Современные представления о жизнестойкости и её особенности у студентов вузов

В последние годы в психологии понятие «жизнестойкости» личности привлекает все большее внимание исследователей, это напрямую связано с тем, что проблемы утраты смысла жизни, совладания со стрессогенными факторами, особенно в профессиональной деятельности, побуждают искать психологические, духовные, социальные опоры.

Проблема личностных ресурсов и их содержания является достаточно важной по той причине, что жизнедеятельность человека протекает в постоянно меняющихся условиях, предъявляющих к нему различные требования и оказывающих на него влияние, как позитивное, так и негативное.

В контексте проблемы личностных ресурсов совладания с трудными ситуациями значительный интерес у психологов вызывает такая личностная характеристика как жизнестойкость («hardiness»). О феномене жизнестойкости и его значимости для человека впервые заговорил американский психолог С. Мадди, с точки зрения которого, понятие «hardiness» отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, связанную с его мотивацией преобразовывать стрессогенные жизненные события. Действительно, в ходе исследований было установлено, что жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и субъективной удовлетворенностью собственной жизнью.

Под жизнестойкостью (ЖС) С. Мадди понимает систему представлений о себе, мире и отношениях с ним, данная система препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, а также способствует совладанию со стрессом. В структуре ЖС выделяются три сравнительно автономных компонента - вовлеченность, контроль и принятие риска [44, с. 148].

Вовлеченность - это уверенность человека в возможности и важности активного участия в происходящих в жизни событиях, в возможность находить путем активного поиска в различных ситуациях то, что является интересным и субъективно значимым. При низкой выраженности вовлеченности человек чувствует себя отвергнутым, находящимся «вне жизни». Контроль подразумевает уверенность в том, что борьба и преодоление позволяют повлиять на происходящее, изменить жизнь в желаемую сторону. Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Общая жизнестойкость - представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром [35, с. 134].

В рамках модели жизнестойкости С. Мадди описывает трансформационный копинг, предполагающий активное преодоление ситуации, направленность на поиск, на построение будущего, в то время как регрессивное совладание, с его точки зрения, предполагает выдерживание напряжения, избегание проблемы, выбор в пользу привычных алгоритмов поведения (выбор в пользу прошлого). Применительно к динамике жизнестойкости профессионала А. Н. Фоминова, ссылаясь на работы Р. И. Стецишина, указывает, что жизнестойкость формируется в процессе профессиогенеза личности и даёт возможность человеку противостоять профессионально-личностной дезадаптации, в частности, в области помогающей профессии [40, с. 78].

Понятие жизнестойкости (hardiness) находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. Прикладной аспект изучения жизнестойкости обусловлен той ролью, которая эта личностная переменная играет в противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным зарубежных исследований, а также исследований отечественных психологов, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности [7, с. 19].

В исследовании жизнестойкости и её связей со свойствами личности Т. В. Наливайко были проанализированы теоретические предпосылки понятия жизнестойкости С. Мадди и связь данного понятия с его теорией экзистенциальной персонологии личности, связь с отечественными исследованиями в области совладания со стрессовой ситуацией, самореализацией личности. В результате экспериментального исследования было доказано, что жизнестойкость является наиболее общей интегральной характеристикой личности, представляющей собой паттерн смысложизненных ориентаций, самоотношения, стилевых характеристик поведения, который опирается на природные свойства личности, но в большей степени носит социальный характер. Получены данные о возрастных и половых различиях в проявлениях связи жизнестойкости со свойствами личности.

Факторы выбора копинг-стратегий и их эффективность, репертуар преодолевающего поведения в зависимости от диспозиционного и ситуативного контекста — одни из наиболее актуальных тем современных психологических исследований копинга.

В данной работе был изучен процесс взаимосвязи копинг-стратегий, жизнистойкости и оптимизма у студентов.

Термин «копинг» произошел от английского слова «coping», которое в отечественной психологии переводится как «совладание» и означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, пред принимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В основном, теории и концепции, связанные с пониманием копинг-поведения разрабатывались в зарубежной науке. Из отвечественных исследователей следует упомянуть Л.А.Китаева-Смык, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского и др.

В рамках написания работы было организовано и проведено экспериментальное исследования по изучению взаимосвязи копинг-стратегий, жизнистойкости и оптимизма у студентов.

В качестве критериев выбраны уровни психоэмоционального напряжения, продуктивности копинг-поведения.

В диагностике участвовало 40 студентов 2 курса.

В работе были использованы методики:

­ Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

­ Методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хайма)

­ Методика «Опросник диспозиционного оптимизма» (Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина)

Больше половины студентов показывают высокий уровень психоэмоционального напряжения.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» показали, что поведение, ориентированное на решение задачи преобладает только у 25% испытуемых.

Результаты по методике Э. Хейм «Способы преодоления критических ситуаций» показали, что две трети испытуемых предпочитает непродуктивные и относительно-продуктивные копинг-страгегии.

Диагностика показала, что необходимо формировать продуктивные когнитивные копинг-стратегии для более успешного преодоления стрессовых ситуаций в ходе учебной деятельности.

Цель работы достигнута, гипотеза доказана, задачи решены.

1. Абоносимова, Е.В. Оптимизм как явление культуры : автореф. дис. . канд. филос. наук : 24.00.01 / [Текст] / Е.В. Абоносимова; Тамбов. гос. ун-т. – Тамбов, 2004. – 24 с.

2. Александрова, А.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / [Текст] / А.А. Александрова. - Москва: Институт психологии РАН, 2005. - С. 16-21.

3. Афанасьева, А. Н. Предпосылки формирования и развития оптимизма личности / А. Н. Афанасьева. // Молодой ученый. / [Текст] — 2013. — № 9 (56). — С. 341-344.

4. Байтаз, И.Р. Формирование оптимизма как нравственнополитического качества учащихся в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. … канд пед. наук : 13.00.01 / Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. / [Текст] /- Минск, 1991. - 17 с

5. Бережная, Н.В. Социально-психологические предпосылки устойчивости студентов к жизненным трудностям / [Текст] / Н. В. Бережная // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 35-37.

6. Блинова, В.Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / [Текст] / В. Л. Блинова // Филология и культура. - 2011. - № 4 (26). - С. 378-382.

7. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / [Текст] / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». - Москва, 2009. - Т. 4. - С. 18-20.

8. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций; учебное пособие / [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - Москва, 1998. - 263 с.

9. Варданян, Ю. В. Развитие копинг-стратегий студента в учебном и профессиональном контекстах психологической безопасности / [Текст] / Ю. В. Варданян, Л. В. Варданян //В мире научных открытий. - 2015. - № 11-6 (71). - С. 2249-2263.

10. Волк, М.И. Особенности проявления общительности и жизнестойкости у студентов / [Текст] / М. И. Волк // Вестник РУДН. - 2012. - № 3. - С. 98-101. - Сер. «Психология и педагогика».

+ еще 17 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь копинг-стратегий, жизнестойкости и оптимизма у студентов»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика