Дипломная работа

«Развитие представления о онтогенетических процессах у дошкольников»

  • 60 страниц
Содержание

Введение

1. Теоретические основы развития у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в мире животных

1.1 Психолого-педагогические исследования особенностей развития у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в мире

1.2 Методика развития у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в мире

2. Экспериментальное исследование развития у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в мире животных

2.1 Выявление уровня знаний у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в мире животных

2.2 Апробирование методики развития у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в мире животных

2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать людям. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

Экологическому образованию дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, природному миру.

Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Поэтому, перед нами стоит проблема: какие нужно создать условия, чтобы формирование динамических представлений об изменениях в живой природе проходило успешно.

Объект исследования: процесс формирования динамических представлений об изменениях в живой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия, способствующие формированию у детей динамических представлений об изменениях в живой природе.

Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.

Цель исследования: изучить особенности знаний у детей о живой природе и определить наиболее эффективные условия для получения этих знаний.

Задачи исследования:

1. Детально изучить литературу по данной проблеме

2. Разработать комплекс мероприятий по созданию условий необходимых для формирования у старших дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе.

3. Выявить эффективность влияния условий на представления детей об изменениях в живой природе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание необходимых условий, будет способствовать формированию у старших дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Заключение

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Чтобы понимать природу, устанавливать причинно-следственные связи, состояние природы ребенку необходимо создать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения, происходящие с объектами природы.

Наша работа была ориентирована на создание условий дл формирования у детей старшего дошкольного возраста динамических представлений об изменениях в живой природе.

В связи с поставленной целью в первой части нашего исследования было рассмотрено психолого-педагогическое обоснование проблемы. Изучена научная основа ознакомления детей с природой; рассмотрен вопрос об экологическом воспитании дошкольников в современном дошкольном образовательном учреждении; определены условия, необходимые для формирования динамических представлений об изменениях в живой природе.

Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость экологического воспитания в развитии ребенка.

Теоретические положения и методические выводы первой части исследования позволили провести экспериментальную работу. Опытно- экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика, направленная на выявление у детей уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе. Анализ проведенной диагностики позволил выявить недостаточные знания детей как экспериментальной, так и контрольной групп, о живой природе.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по созданию условий, для эффективного формирования у дошкольников представлений об онтогенетическом развитии животного мира и динамических представлений об изменениях в живой природе. В ходе формирующего эксперимента нами был усовершенствован уголок природы, создана зона «экологического пространства». В работе с дошкольниками мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики детей в экспериментальной и контрольной группах в контрольном эксперименте показал, что у уровень экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям - и в уровнях правильного отношения детей к живой, и в уровне онтогенетического представления мира природы.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике экологического воспитания должно отводиться правильно созданным условиям.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для формирования у дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе, педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению знаний детей о живой природе созданием специальных условий.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации.

Таким образом, гипотеза, согласно которой создание необходимых условий, будет способствовать формированию у старших дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в формировании у детей старшего дошкольного возраста динамических представлений об изменениях в живой природе.

Список литературы

Список используемой литературы

1. Ашиков В.И. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 1998- N 2- 34-39с.

2. Ашиков В.И, Ашикова С.Г. Природа, творчество и красота. // Дошкольное воспитание.- 2002- N 7- 2-5с; N 11- 51-54 с.

3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. // Ребенок в детском саду. - 2002- N 5- 80-82с.

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1998- N 7- 36-42с.

5. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1998- N 7- 45-49с.

6. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2000- N 7-58-63с.

7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание.- 2003- N 7- 31-34с.

8. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. // Дошкольное воспитание. - 2005- N 7- 3-9с.

9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., ТЦ Сфера, 2003 - 56 с.

10. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание.- 2000-N 7- 10-12 с.

11. Каменева Л.А., Матвеева А.К. Как знакомить дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1983-207с.

12. Лучин М.В., Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.-143с.

13.Мухина В.С., Психология дошкольника. -М.: Просвещение, 1995-237с.

14. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду - М.: Мозаика-Синтез- 1999-138с.

15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

17. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание.- 2002- N 10- 40-49с.

18. Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании. // Дошкольное воспитание.- N 7- 74-77 с.

19. Парамонова Л. Конструирование из природного материала. // Дошкольное воспитание.- 2005- N 7- 90-96с.

20. Природопользование: Словарь-справочник. - М., 1990. – 600 с.

21. Рыжова Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 1998- N 7- 26-34 с.

22. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево». // Дошкольное воспитание.- 2002- N 3- 38-47 с.

23. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание- 2004- N 7 - 21 – 27 с.

24. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ.- М.: Айрис – пресс, 2007.-192с.

25. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений. //Дошкольное воспитание. – 2004- N 7- 53-64с.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие представления о онтогенетических процессах у дошкольников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика