Контрольная работа
«Патриотическое воспитание детей и подростков в современном обществе»
- 18 страниц
Введение 3
1 Сущность патриотического воспитания и его становление на современном этапе 4
2 Современное состояние и перспективы патриотического воспитания детей и подростков 8
Заключение 17
Список литературы 18
Еще в свое время А.Н. Толстой писал: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из наиболее важных задач современного общества.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у молодежи любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важных черт всесторонне развитой личности, он проявляется, прежде всего, в духовно-нравственной сфере жизни общества. В условиях модернизации российского общества проблема формирования патриотизма как социокультурной ценности у молодежи представляется одной из самых актуальных. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее и не всегда главное.
В период масштабных преобразований в обществе происходит замена прежних ценностей и поиск иных нравственных ориентиров, как следствие, формируются новые идеалы и социальные нормы. Вновь сформированные и навязанные извне ценности зачастую выходят за рамки традиционного, привычного воспитания и мировоззрения. Такие изменения приводят в конечном итоге к «идеологическому сдвигу», который является источником экстремистских настроений и взглядов среди молодежи. Политические реформы переходного периода становления новой государственности сопряжены с ростом националистических настроений, что является причиной глубокой дифференциации этнических групп, а также разности социокультурных интересов населения.
Объектом нашего исследования являются факторы, способствующие формированию патриотизма у молодежи в качестве противодействия экстремистским тенденциям на современном этапе.
1 Сущность патриотического воспитания на современном этапе
Необходимым направлением и ядром гражданского становления личности является патриотическое воспитание в целостной воспитательной системе. На всех этапах развития общества именно воспитанием, как «великим делом», решается участь человека; оно есть целенаправленное и непрерывное воздействие на человека с целью формирования у него желаемых качеств личности [4, с. 42].
На протяжении веков существовала необходимость проведения кропотливой работы по воспитанию нового человека, соответствующего требованиям времени, социальным переменам, нравам, взглядам общества.
Так, Я.В. Брюс «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», является попыткой перенести европейские требования к поведению на русскую почву [5, с. 12]. Убежденные в том, что утрата духовных принципов русского народа неизбежно приведет к падению нравственности и морали, братья Лихуды выступают против чрезмерного подражания иноземным идеалам.
Что касается системы патриотического воспитания, то она относится к педагогическим системам, как разновидности социальных систем. К настоящему времени определена сущность педагогической системы, под которой ученые понимают социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленных на формирование личности, способности к саморазвитию и преобразованию окружающей действительности. Педагогические системы, к которым относится и патриотическое воспитание, отличаются целостностью, интегративностью, связями с внешней средой, динамизмом, активным характером (Шамова Т.Н.).
Система патриотического воспитания личности имеет свою структуру, связи и отношения между отдельными элементами и внешней средой; иерархичностью. Субъектами в рассматриваемом направлении воспитания являются: семья, воспитатели и воспитанники, социальные педагоги, различные общественные организации и другие.
Главная функция субъектного уровня является вовлечение личности на каждом этапе ее развития в активную деятельность по формированию психологической и практической готовности любить свою Родину, направлять свою активность на благо Родины и Отечества.
Главной функцией объектного уровня является деятельность по усвоению социального опыта в сфере гражданских отношений, воспитание патриотических чувств личности.
К числу принципов, отражающих процесс патриотического воспитания, относятся: принцип сохранения исторической памяти народа; краеведческий принцип; принцип воспитания на традициях; лингвистический принцип; принципы интернационализма, комплексности и активности.
Принцип сохранения исторической памяти народа предполагает необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способной дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования исторического сознания, влияет на поведение людей, выступает в качестве одного из ведущих факторов социального развития. Соблюдение этого принципа в педагогическом процессе способствует становлению исторического самосознания личности, развитию ее причастности к истории своего народа.
Краеведческий принцип направлен на приобретение знаний об особенностях родного края. Каждый человек имеет все возможности для самостоятельного добывания краеведческих знаний, знаний о процессах и явлениях окружающей природной и социальной действительности. Краеведческий принцип обладает собственно образовательной функцией, направлен на вовлечение человека в активную деятельность на благо родного края.
Весьма значимым в патриотическом воспитании является принцип формирования личности на традициях своего народа, сохранения его культурных особенностей, трудовых и боевых, а также национальных традиций. Положительные тенденции проявляются в повышенном интересе личности к научным знаниям – основному элементу социального опыта; к овладению необходимыми умениями; освоению новыми способами деятельности, продиктованными изменившимися социально-экономическими условиями; наблюдается потребность в творческом осмыслении окружающей действительности.
Одним из важнейших принципов патриотического воспитания личности является лингвистический принцип, который в условиях многонациональной России требует всемерного сохранения и развития русского языка, как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, а также как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа. Сегодня возникла настоятельная необходимость в очищении русского языка от всего чуждого ему, в защите от разрушения, растворения в других межнациональных языках. В этом процессе важная роль принадлежит не только ученым-лингвистам, но и всем слоям населения.
Принцип интернационализма предполагает солидарность и сотрудничество представителей наций и народностей России, отдельных социальных групп, основанные на общенациональных интересах, независимости и равноправии. В связи с этим выделенное основание должно стать для граждан нашей страны главной ценностной ориентацией, определять поведение и деятельность во взаимодействии с другими представителями наций и народностей, а также установкой на сотрудничество, взаимопомощь, самопожертвование во имя Отчизны, народа, другого человека, независимо от его национальной принадлежности. Несмотря на коренные преобразования, происшедшие в стране за последние годы, всплеск национализма, антирусских настроений, россияне возвращаются к мысли о невозможности эффективного развития без дружбы с другими народами РФ, без взаимопомощи. Возрождается идея о возможности мирного и прогрессивного сосуществования и интернационализма.
Принцип комплексности требует в процессе решения задач патриотического воспитания не отдельных мер, а совокупности, сочетания действий самых различных субъектов этого процесса. Возрождение России, повышение уровня жизни ее народа зависят от приложения усилий в различных направлениях функционирования общества: экономическом, социальном, правовом, образовательном, научном, медицинском и так далее. Принцип предполагает участие каждого гражданина РФ на своем месте в обеспечении устойчивого развития страны, улучшении условий существования населения. Принцип комплексности предполагает обязательное соблюдение взаимосвязи всех принципов патриотического воспитания; конкретизацию нравственных требований в определенных сферах жизни и деятельности; решение задач самообучения, самовоспитания и саморазвития. Рассматриваемый принцип предполагает и изучение, усвоение, использование передового опыта в деле патриотического воспитания, что способствует обеспечению связи между поколениями, примирению позиций по различным вопросам, объединению усилий для процветания России.
В современном стратифицированном обществе воспитание у молодёжи патриотизма как социальной ценности возможно в том числе через осознание общности и принадлежности к определённой группе, субъектами которой являются именно молодые люди, студенты и активисты. Задача, стоящая перед государством, высшими учебными заведениями, молодежными организациями, – формирование патриотической личности. Воспитание предполагает формирование активной гражданской позиции, высокого патриотического сознания, образованности, высоких моральных и культурных идеалов, ориентацию на семью и семейные ценности.
Следует отметить, что патриотизм может быть привит молодежи лишь в результате многофакторного воздействия на воспитание, образование и эмоционально-волевую сферу. Формирование личности-патриота является одной из главных задач современного государства. Процесс воспитания гражданина-патриота длительный и кропотливый, требующий продолжительного труда и усилий как от государства, так и от общества в целом.
Таким образом, патриотическое воспитание должно начинаться со школы, возможно, и с дошкольного образования. Большую роль в этом играет организация гражданско-патриотических бесед, вечеров-встреч с военными, ветеранами войн – источниками единения, братства, антиэкстремистских настроений.
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.con**ltant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 19.02.2023).
2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.con**ltant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 19.02.2023).
3. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». – URL: https://edu.g**v.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 19.02.2023).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cons*tant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 19.02.2023).
5. Касаткина, Н. С., Немудрая, Е. Ю, Цыулина, М. В., Шкитина, Н. С. Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 6. – С. 117 – 121.
6. Машкова, С. Г. Интернет как эффективный канал коммуникации в процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи // SCIENCE TIME. – 2014. – № 7. – 243 – 253.
7. Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей / под ред. Бурлаковой И. И., Дергачевой И. В.– М: Полиграф сервис, 2018. – 426 с.
8. Путин призвал не допускать попыток фальсификации истории [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20**0701/putin-1739384833.html (дата обращения: 19.02.2023).
9. Ретинская, В. Н., Мурзина, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: актуальные проблемы и перспективы развития // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2022. – № 1 (90). – С. 45 – 52.
Тема: | «Патриотическое воспитание детей и подростков в современном обществе» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Содержание психолого-педагогической деятельности в социальном приюте для детей и подростков
Дипломная работа:
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной организации
Дипломная работа:
Формирование начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края
Магистерская работа:
ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ