Курсовая работа
«Правительство РФ в системе государственной власти Российской Федерации»
- 39 страниц
Введение 3
Глава 1. Конституционные основы статуса Правительства РФ 6
1.1. Исполнительная власть: понятие, особенности, содержание 6
1.2. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти: порядок формирования, состав, структура 11
Глава 2. Компетенция и ответственность Правительства РФ 17
2.1. Полномочия и взаимоотношения Правительства РФ с Президентом и ГД 17
2.2. Ответственность Правительства РФ и порядок его отставки 28
Заключение 34
Список литературы 37
Актуальность темы исследования. Актуальность данной курсовой работы обусловлена рассмотрением Правительства Российской Федерации, так как оно, Правительство, — это высший коллегиальный федеральный орган исполнительной власти всеобщей компетенции, руководит единой системой органов исполнительной власти, следит за исполнением разделов Конституции России, а также законов и указов Президента Российской Федерации. Правительство России претворяет в жизнь законодательную власть в тесной взаимосвязи с иными органами единой государственной власти - законодательной и судебной. Правительство России является фактором развития российского государства и общества в целом, то есть содержание, и задачи этого органа власти квалифицируют его общественную направленность, указывают на значимость его деятельности для развития государства и для функционирования общества.
Выбор темы курсовой работы. Выбор темы работы обусловлен необходимостью знания и понимания норм действующего законодательства, которые в свою очередь связанны с правовым регулированием работы Правительства Российской Федерации.
Цель исследования. В соответствии с нормами действующего законодательства, соответствующей практики - проанализировать конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.
Задачи исследования. В результате изучения и использования обширного теоретического, правового и других материалов, законов, литературных источников, подзаконных правовых актов, документов и публикаций обуславливается постановка и решение следующих задач:
- дать общее понятие исполнительной власти в РФ;
- раскрыть основные принципы и законные основания работы Правительства РФ:
- Рассмотреть аппарат Правительства России систему его формирования;
- Проанализировать полномочия Правительства РФ и рассмотреть взаимоотношения Правительства России, Президента РФ и Государственной Думы РФ.
- Исследовать институт ответственности Правительства РФ.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере образования и функционирования Правительства России.
Предметом исследования служит объем юридических норм, которые закрепляют конституционно- правовой статус Правительства Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Методологической основой квалификационной работы является общенаучный метод диалектики, специальные научные методы, а именно: логический, сравнительно-правовой, системно структурный, системно функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность, выбор темы квалификационной работы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Первая глава курсовой работы дает обобщенную характеристику Исполнительной власти РФ, в частности Правительства Российской Федерации. Вторая глава курсовой работы обнаруживает полномочия Правительства РФ, взаимодействие Правительства России и органов власти России и исследует институт ответственности Правительства РФ.
Законодательную основу исследования составили: Конституция РФ. федеральные законы. Кодексы России, и другие нормативно- правовые акты РФ, прямо или косвенно регулирующие вопросы конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды: Н.В. Витрук.
В.Г. Стрекозова. С.А. Авакьян. И.П. Кененовой. В.С. Авдонкина. В.А. Бобренева. О.Н. Абдрашитова. М.П. Фомиченко. С.А. Егорова. В.А. Белова. В.Д. Мазаева. А.Б. Венгерова. В.И. Лафитского. Ю.А. Мигачева. А.И. Казанник. Шту'рцева. В.М. А.Н. Костюкова. А.Н. Кокотова. О.Е. Кутафина. Л.А. Нудненко. С.И. Некрасова. А.А. Торшенко. И.А. Умновой. И.А. Алешковой. Л.В. Андриченко. А.В. Чепус. Ю.Ю. и другие авторы.
Глава 1. Конституционные основы статуса Правительства РФ
1.1. Исполнительная власть: понятие, особенности, содержание
Положение статьи 10 Конституции РФ закрепило принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную , что определяет самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам других ветвей власти в РФ. «Система сдержек и противовесов» предусматривает, что органы исполнительной власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России. С другой стороны – не обладают никакими властными полномочиями по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов ветвей власти осуществляется только в соответствии с закрепленными законодателем положениями, принимаемыми на основании принципов организации государственной власти в стране, закрепленных в Конституции РФ .
Часть 2 ст. 77 Конституции РФ предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти РФ и ее субъектов .
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ) сформировал единые подходы к формированию системы органов государственной власти в субъектах Федерации и определил, что их деятельность должна основываться на таких принципах, как: единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий .
Законодатель не дает нам определений «исполнительной власти» и «органа исполнительной власти». Мнения относительно данных дефиниций выносятся на обсуждение учеными-теоретиками в своих научных работах. Необходимо отметить, что в ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении. Также отсутствует их юридически закрепленное определение, имеются лишь указания на существование исполнительной как разновидности ветви государственной власти, единой системы исполнительной власти, признаки, принципы и функции их организации и деятельности.
До 2010-х годов высказывались самые различные точки зрения по исследуемому вопросу. Среди ученых этого периода можно обратить внимание на К.С. Бельского, Ю.И. Мигачева, Л.Л. Попова, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманеву, В.Ф. Халипова.
Так, можно отметить формулировку определения «исполнительной власти» К.С. Бельского, которую поддерживают многие авторы , в широком смысле слова и в узком. В широком – система исполнительных органов государственной власти, имеющая свою внутреннюю структуру, определенную компетенцию, реализующую с целью обеспечения нормального функционирования общества. В узком – право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица .
Ю.Н. Старилов детализирует определение понятия исполнительной власти: исполнительная власть представляет собой деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции .
В учебнике под ред. Л.Л. Попова дается определение органа исполнительной власти, как структурного подразделения государственных органов, создаваемое специально для ежедневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе регулирования различными сферами жизни общества .
О.Е. Кутафин в учебнике «Конституционное право России», к органам исполнительной власти относил: высший орган федеральной исполнительной власти (Правительство РФ); другие федеральные органы исполнительной власти (Министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ); органы исполнительной власти субъектов РФ – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства .
Вместе с тем к основным и наиболее существенным признакам органов исполнительной власти С.Н. Братановский относит:
1. Сущность органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов – следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
2. Органы исполнительной власти являются внешней формой выражения исполнительной власти. Они образуются с целью практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
3. Основная задача органа исполнительной власти – правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение нынешних законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.
4. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
5. Присуща организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.).
6. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это основной признак органа исполнительной власти .
Важно подчеркнуть, что в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 28.09.2017 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» выделяется четыре основные функции федеральных органов исполнительной власти. Как было отмечено выше, система органов исполнительной власти едина, поэтому данные функции можно отнести и к органам исполнительной власти субъектов РФ: функции по принятию нормативных правовых актов; функции по контролю и надзору; функции по управлению государственным имуществом; функции по оказанию государственных услуг .
Особый интерес вызывает высказывание С.Н. Братановского по поводу признаков органов исполнительной власти. В дополнении к выше перечисленным, С.Н. Братановский так же относит к ним: право нормотворческой деятельности; порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти; наличие своего наименования; закрепленная Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ответственность органов исполнительной власти и должностных лиц; орган исполнительной власти – юридическое лицо, которое имеет гербовую печать и может вступать в гражданско-правовые отношения; деятельность органа исполнительной власти финансируется и материально обеспечивается за счет средств федерального бюджета и средств субъекта РФ .
Суммируя выше сказанное, с учетом мнения ведущих ученых по поводу формулирования понятия исполнительной власти и органа исполнительной власти, перечисленных в данном параграфе признаков органов государственной власти, признаков и функций органов исполнительной власти, сформулируем следующее определение органа исполнительной власти: орган исполнительной власти субъекта РФ – это относительно самостоятельная, единая система государственных организаций, во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которая является элементом государственного аппарата и осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, с целью исполнения законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества в субъекте РФ.
Итак, в России Правительство олицетворяет и осуществляет исполнительную власть. Оно является органом государственной власти, который возглавляет всю единую систему исполнительной власти страны. Это раскрывает его юридическую и политическую природу, отражает его место в системе органов власти и во многом характеризует все его основные направления деятельности. Правительство Российской Федерации по сути реализует государственное управление страной. В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально — экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях народного хозяйства. Конституция заложила реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство было действительным и эффективным инструментом управления, который способен реализовать существующие полномочия и, что не мало важно, нести за свою работу всю полноту ответственности.
Стоить еще раз подчеркнуть, что послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию в январе 2020 г. придало значительный импульс обновлению системы государственного управления и инициировало процесс внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 г. обозначили тренды на приоритезацию конституционно-правового закрепления социальных гарантий, повышение роли законодательной ветви власти в формировании персонального состава Правительства, совершенствование единой системы публичной власти, формирование дополнительных правовых механизмов, обеспечивающих стабильное функционирование механизма государственного управления.
В части организации исполнительной власти в России особенно остро стоит вопрос отсутствия унификации систем и структур органов исполнительной власти в субъектах. В качестве взаимосвязанного изменения выступает вновь вводимый п. «б. 1» ст. 83, который предусматривает полномочие Президента утверждать по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти.
С одной стороны, указанная поправка закрепляет в качестве конституционной нормы уже и так сложившуюся на протяжении десятилетий практику определения Президентом структуры федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, снимает определенную правовую «недосказанность», которая проистекала из анализа ч. 1 ст. 112, предусматривающей необходимость Председателю Правительства не позднее недельного срока после назначения представить Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, однако, в Конституции отсутствовали упоминания о корреспондирующих полномочиях Президента утверждать такую структуру. При этом обновленная Конституция прямо не урегулировала вопросы инициирования и проведения реорганизации федеральных органов исполнительной власти не в период начала функционирования Правительства. Представляется, что такие изменения будут вноситься исходя из существующей практики, по мере необходимости, посредством принятия указов Президента.
Таким образом, рассмотренная поправка Конституции, с одной стороны, снизит количество возможных изменений, инициированных со стороны назначаемых председателей правительства (особенно если их будет несколько в течение всего срока президентских полномочий), но, с другой стороны, никак не ограничит Президента в проведении реорганизации исполнительных органов власти в случае необходимости. Также особо важным представляется новое конституционное положение о том, что Президент не только может председательствовать на заседаниях Правительства, но и осуществлять общее руководство им. Данная норма обобщает весь уже существующий объем президентских полномочий в отношении высшего коллегиального органа исполнительной власти, устанавливает большую правовую взаимосвязь, но в то же самое время повышает степень ответственности главы государства за действия Правительства.
Наверное, самые существенные изменения в отношении исполнительной власти затронули механизмы формирования Правительства Российской Федерации. Прямое влияние на обновленную процедуру назначения будет оказывать отнесение члена Правительства к «силовому» либо «социально-экономическому» блоку: в первом случае кандидату необходимо будет проходить через процедуру консультаций с Советом Федерации, во втором – утверждения в Государственной Думе. Установление обновленной процедуры формирования Правительства, которая включает в себя больше участников, не могло обойтись без «подстраховочного» механизма и обновления системы сдержек и противовесов с целью недопущения затягивания сроков назначения членов Правительства. Основной подход в данном случае заключается в установлении сроков и максимального количества повторения процедур рассмотрения представляемых кандидатов.
В заключение отметим, что конституционные поправки 2020 г. в значительной степени изменяют логику и порядок формирования Правительства, вносят серьезные изменения в механизм сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти. Принятие обновленной Конституции создаст предпосылки для инициации процедуры формирования Правительства Российской Федерации, основанной уже на новых принципах и конституционно-правовых подходах. С учетом вектора на создание и укрепление единой системы публичной власти, включающей как государственные органы, так и органы местного самоуправления, основной фокус внимания законодателя в дальнейшем должен быть направлен на поиски подходов, обеспечивающих создание стройной, единообразной и сбалансированной системы исполнительно-распорядительных органов на всех уровнях управления.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 09.11.2020.- N 45.- ст. 7061
3. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2009 г. № 7-ФКЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.- Ст 1.-Ст. 2.'
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ.-2020.- N 11.- Ст. 1416
5. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ.- 27.01.2020.- N 4.- ст. 346.
6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 13.05.2021) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 07.06.2004.- N 23.- ст. 2313
7. Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.03.2021) «Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 27.01.2020.- N 4.- ст. 440.
8. Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З //Собрание законодательства РФ.- 23.03.2020.- N 12.- ст. 1855
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 52.- Ст. 6447.
10. Постановление Государственной Думы от 16 июля 1998 г. N 2848-II «О кадровой политике в Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3714
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию"// "Парламентская газета", N 2, 17-23.01.2020
12. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 06 июля 1999 г. N 10-П Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 29.- Ст. 3773
13. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. М.: Юристъ, 1998. С. 29.
14. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. – М., 1990. С. 76.
15. Братановский С.Н. Административное право: учебник / М.Ф. Зеленов, Г.В. Марьян, С.Н. Братановский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022 . – 976 с.
16. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2022.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2019. -С.45.
18. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. С.131.
19. Нудненко Л.А. Конституционное право: учебное пособие / Л.А. Нудненко // Москва-2022 г. - 471с
20. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин. И.П. Кененова: под. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстнцинформ, 2023. - 42 с.
21. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма, 2022. С. 89.
22. Фомиченко МЛ. Институт президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития МП. Фомиченко Административное право и процесс. - 2015. - N 1. - С. 80.
23. Чепус А.В. Конституционно-правовое регулирование парламентских расследований деятельности Правительства РФ / А.В. Чепус // Российский юридический журнал. - 2019. - N 5. - С. 142.
Тема: | «Правительство РФ в системе государственной власти Российской Федерации» | |
Раздел: | Конституционное право РФ | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование и реализация мероприятий программы противодействия коррупции (на примере исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербург)
Дипломная работа:
Современная система федеральных органов исполнительной власти
Курсовая работа:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: виды, принципы построения и компетенция
Дипломная работа:
Актуальные вопросы применения законодательства и правового просвещения в сфере противодействия коррупции
Дипломная работа:
Система государственной службы в Российской Федерации