Контрольная работа

«Ограничение на доступ к архивным документам (по ФЗ «Об архивном деле в РФ»)»

  • 29 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Введение …3

Глава 1. Ограничения на доступ к документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1, 2 ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации») ….5

Глава 2. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности (ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»)…. ….14

Заключение …20

Список используемой литературы …. .22

Приложение …. … 25

На протяжении всей своей истории человечество создает документы, в которых содержатся различного рода сведения, касающиеся как исторических событий, так и сведений о личной (частной) жизни отдельных граждан. Современный мир невозможно представить без таких документов. Большая часть указанных документов и сведений передается на хранение в различного рода архивы (частные, государственные, ведомственные). Естественно, что у человека на протяжении всей своей жизни нередко возникает необходимость в обращении к документам, находящимся на хранении в архиве. Цель обращения может быть не только научная, но и личного характера (восстановление своего генологического древа, подтверждение родственных связей или трудового стажа). Именно благодаря сведениям и документам, находящимся на хранении в архивах РФ возможно наиболее полное и тщательное воспроизведение отдельных исторических событий и истории РФ в целом, что немало важно для настоящего и будущего, потому как без изучения истории невозможно представить свое будущее.

Право на доступ к различной информации (документам) является конституционным правом граждан РФ, а также одним из принципов правового государства. При получении отказа сотрудников архивов в выдаче интересующих пользователей документов, нередко последние считают, что были нарушены их права на доступ к информации и, тем самым, было совершено посягательство на их конституционные права.

Вместе с этим в документах, находящихся на хранении в архивах встречается очень много информации, относящейся к государственной или коммерческой, служебной тайне, а также персональные сведения о частной жизни граждан. Конечно, при таких обстоятельствах, невозможно обеспечить полный повседневный доступ к таким документам без нарушения прав и интересов граждан, общества и государства. Именно по данной причине в РФ законодательно закреплены основания, ограничивающие доступ граждан к таким документам, что и позволяет соблюсти баланс между государственными и частными интересами. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

Предметом настоящего исследования является совокупность юридических норм, закрепляющих необходимость ограничения доступа граждан к отдельным архивным документам.

Объектом исследования является общественно-правовые отношения в сфере государственного правового регулирования ограничения доступа граждан к архивным документам и причины такового.

Целью данного исследования является выявление и анализ специфики архивных документов, а также изучение норм российского законодательства в сфере ограничения доступа к архивным документам.

В соответствии с указанной целью при написании работы основными задачами является следующие задачи:

- изучить ФЗ «Об архивном деле в РФ»;

- рассмотреть действующее законодательство, регламентирующее понятия государственной и иной охраняемой законом тайны.

Также представляется, что изучаемая проблема актуальна и тем, что пользователи архивов в своей деятельности постоянно сталкиваются с отказами в выдаче документов даже по истечении длительного времени с момента их создания, что снижает результативность научно-исследовательской работы и тема доступа к таким документам нередко обсуждается среди пользователей архива и является основанием для обращения в суд с целью защиты прав пользователей архива на доступ к информации.

Глава 1. Ограничения на доступ к документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1, 2 ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»)

Нередко в литературе можно встретить мнение, что архивы – сокровищницы наций. С данной точкой зрения, конечно же, нельзя не согласиться, поскольку именно в архивах находится огромное количество книг, документов нашего прошлого, благодаря которым возможно совершение научных прогрессов, а также изучение жизни предыдущих поколений, заимствование опыта у наших предков. Без изучения и применения на практике сведений, содержащихся в архивных документах, безусловно, невозможны многие научные исследования, в основном исторического характера, но не только. Однако обращение к архивным документам необходимо людям, в том числе для решения вопросов частного характера. Вместе с этим в архивах содержится огромное количество документов, содержащих разного рода государственных, коммерческих и семейный тайн, а также множество исторических документов, которые в силу объективных причин находятся в неудовлетворительном состоянии и ежедневный доступ к которым их просто уничтожит. По данной причине деятельность архивов в РФ закреплена законодательно.

Так, согласно ст. 3 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее ФЗ № 125) «архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства».

Ст. 24 ФЗ № 125 предусматривает, что «пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы». Для этого архивы предоставляют документы в читальный зал, обеспечивают возможность выдачи копий документов и доступ к электронным базам данных.

Вместе с этим ч. 1 ст. 25 ФЗ № 125 также предусмотрено, что доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Таким образом, законодательно закреплено, что именно владельцем архивных документов устанавливается перечень документов, доступ к которым может быть либо полностью ограничен, либо доступ к ним может иметь только определенный круг лиц на протяжении срока хранения (документ для служебного пользования). Такая позиция представляется правильной, поскольку только владелец данного документа может объективно оценить значимость данного документа и возможность соблюдения прав и интересов владельца документа, а также общества, государства или конкретного человека в случае преждевременного его рассекречивания и возможности изучения и использования посторонними лицами.

Как указывает Медведева О.В. Всероссийский научноисследовательский институт документоведения и архивного дела ведет разработку методических рекомендаций о порядке работы с документами, содержащими коммерческую тайну и предполагается, что с таких документов может быть снят соответствующий гриф по истечении 10 лет после завершения их делопроизводства.

Ч. 2 вышеуказанного ФЗ № 125 устанавливает, что ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

Необходимо отметить, что ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» предусматривает раскрывает понятие государственной тайны и указывает, что к ней относятся некоторые сведения:

- в военной области;

- в области экономики, науки и техники:

- в области внешней политики и экономики:

- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. (Приложение 1).

Несмотря на то, что законодатель указал конкретные сферы и области деятельности, тем не менее понятие государственной тайны носит очень обширный характер и сотрудниками разных ведомств (как силовых, так и сотрудниками архивов) может пониматься по разному. И иной раз, к таким сведениям могут быть отнесены документы, фактически не содержащие государственную тайну, а лишь местами затрагивающие данные сферы без какой-либо конкретики, в связи с чем они сотрудниками ведомств все равно засекречиваются и тем самым, происходит ограничение пользователей архивов на доступ к таким документам, что является недопустимым, поскольку вредит научной и исследовательской деятельности ученых.

Безусловно, данные сведения чрезвычайно важны для жизнедеятельности государства и нельзя, чтобы они попадали в нечистоплотные руки до истечения сроков, когда они перестают быть опасными в случае их рассекречивания. Однако, в то же время необходимо помнить, что граждане должны иметь доступ, в том числе, и к документам, содержащим государственную тайну, хоть и по истечении времени, поскольку это позволяет правильно и объективно оценить государственную политику и имеющиеся проблемы с исторической точки зрения и сделать надлежащие выводы после изучения таких документов. Это позволит не совершить ранее имеющихся ошибок, а также укрепить опыт государства в решении конкретных задач.

Архивные документы по своей природе это огромный массив знаний и информации как о личной жизни граждан, так и о деятельности и развития государства и общества в целом. Именно по данной причине архивные документы представляют собой большой интерес не только для профессиональных исследователей, но и для широкого круга граждан. По данной причине архивы предоставляют доступ к документам, однако, не ко всем документам возможен повседневный доступ в силу положений ст. 25 ФЗ № 125. Чтобы сохранить государственную, личную, семейную или иную охраняемую законом тайну законодательно закреплены в ст. 25 ФЗ № 125 ограничения на доступ к таким документам. Кроме того, ограничить доступ к архивным документам может и сам владелец архивного документа, вне зависимости от его содержания.

Как было указано ранее в законодательстве РФ нет четкого определения что же такое личная, семейная или иная охраняемая тайна. По данной причине имеется достаточно большое количество отказов в предоставлении архивных документов в виду разночтения вышеуказанных понятий сотрудниками архивов, что вызывает трудности в изучении данных документов и, следовательно, невозможности, некоторых научных исследований. По данной причине сотрудникам архива необходимо четко находить баланс между государственными и частными интересами, а также между правом одного человека на доступ к информации и правом другого человека на защиту его персональных данных.

По данной причине представляется необходимым совершенствование законодательства с целью указания конкретных критериев, по которым та или иная информация может быть отнесена к государственной, семейной или иной охраняемой законом тайны. Также и по настоящее время остается непонятным выражение, указанное в ст. 25 ФЗ № 125, касаемое сведений, которые могут представлять угрозу безопасности человека. Данное понятие слишком обширно и однозначно нуждается в большей конкретике с точки зрения закона. В ином случае, возможны злоупотребления владельцами документов и сотрудниками архива своими правами, тем самым будет происходить ущемление прав пользователей архива.

1. Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 N 125-ФЗ (в ред. от 14.07.2022 N 339-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.con**ltant.ru

2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 29.12.2022 №604-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.cons**tant.ru

3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 29.12.2022 N 624-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.con**ltant.ru

4. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (от 05.12.2022 N 498-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.cons**tant.ru

5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.cons**tant.ru

+ еще 16 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Ограничение на доступ к архивным документам (по ФЗ «Об архивном деле в РФ»)»
Раздел: Архивоведение
Тип: Контрольная работа
Страниц: 29
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика