Контрольная работа
«Ограничение на доступ к архивным документам (по ФЗ «Об архивном деле в РФ»)»
- 29 страниц
Введение …3
Глава 1. Ограничения на доступ к документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1, 2 ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации») ….5
Глава 2. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности (ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»)…. ….14
Заключение …20
Список используемой литературы …. .22
Приложение …. … 25
На протяжении всей своей истории человечество создает документы, в которых содержатся различного рода сведения, касающиеся как исторических событий, так и сведений о личной (частной) жизни отдельных граждан. Современный мир невозможно представить без таких документов. Большая часть указанных документов и сведений передается на хранение в различного рода архивы (частные, государственные, ведомственные). Естественно, что у человека на протяжении всей своей жизни нередко возникает необходимость в обращении к документам, находящимся на хранении в архиве. Цель обращения может быть не только научная, но и личного характера (восстановление своего генологического древа, подтверждение родственных связей или трудового стажа). Именно благодаря сведениям и документам, находящимся на хранении в архивах РФ возможно наиболее полное и тщательное воспроизведение отдельных исторических событий и истории РФ в целом, что немало важно для настоящего и будущего, потому как без изучения истории невозможно представить свое будущее.
Право на доступ к различной информации (документам) является конституционным правом граждан РФ, а также одним из принципов правового государства. При получении отказа сотрудников архивов в выдаче интересующих пользователей документов, нередко последние считают, что были нарушены их права на доступ к информации и, тем самым, было совершено посягательство на их конституционные права.
Вместе с этим в документах, находящихся на хранении в архивах встречается очень много информации, относящейся к государственной или коммерческой, служебной тайне, а также персональные сведения о частной жизни граждан. Конечно, при таких обстоятельствах, невозможно обеспечить полный повседневный доступ к таким документам без нарушения прав и интересов граждан, общества и государства. Именно по данной причине в РФ законодательно закреплены основания, ограничивающие доступ граждан к таким документам, что и позволяет соблюсти баланс между государственными и частными интересами. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Предметом настоящего исследования является совокупность юридических норм, закрепляющих необходимость ограничения доступа граждан к отдельным архивным документам.
Объектом исследования является общественно-правовые отношения в сфере государственного правового регулирования ограничения доступа граждан к архивным документам и причины такового.
Целью данного исследования является выявление и анализ специфики архивных документов, а также изучение норм российского законодательства в сфере ограничения доступа к архивным документам.
В соответствии с указанной целью при написании работы основными задачами является следующие задачи:
- изучить ФЗ «Об архивном деле в РФ»;
- рассмотреть действующее законодательство, регламентирующее понятия государственной и иной охраняемой законом тайны.
Также представляется, что изучаемая проблема актуальна и тем, что пользователи архивов в своей деятельности постоянно сталкиваются с отказами в выдаче документов даже по истечении длительного времени с момента их создания, что снижает результативность научно-исследовательской работы и тема доступа к таким документам нередко обсуждается среди пользователей архива и является основанием для обращения в суд с целью защиты прав пользователей архива на доступ к информации.
Глава 1. Ограничения на доступ к документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1, 2 ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»)
Нередко в литературе можно встретить мнение, что архивы – сокровищницы наций. С данной точкой зрения, конечно же, нельзя не согласиться, поскольку именно в архивах находится огромное количество книг, документов нашего прошлого, благодаря которым возможно совершение научных прогрессов, а также изучение жизни предыдущих поколений, заимствование опыта у наших предков. Без изучения и применения на практике сведений, содержащихся в архивных документах, безусловно, невозможны многие научные исследования, в основном исторического характера, но не только. Однако обращение к архивным документам необходимо людям, в том числе для решения вопросов частного характера. Вместе с этим в архивах содержится огромное количество документов, содержащих разного рода государственных, коммерческих и семейный тайн, а также множество исторических документов, которые в силу объективных причин находятся в неудовлетворительном состоянии и ежедневный доступ к которым их просто уничтожит. По данной причине деятельность архивов в РФ закреплена законодательно.
Так, согласно ст. 3 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее ФЗ № 125) «архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства».
Ст. 24 ФЗ № 125 предусматривает, что «пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы». Для этого архивы предоставляют документы в читальный зал, обеспечивают возможность выдачи копий документов и доступ к электронным базам данных.
Вместе с этим ч. 1 ст. 25 ФЗ № 125 также предусмотрено, что доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
Таким образом, законодательно закреплено, что именно владельцем архивных документов устанавливается перечень документов, доступ к которым может быть либо полностью ограничен, либо доступ к ним может иметь только определенный круг лиц на протяжении срока хранения (документ для служебного пользования). Такая позиция представляется правильной, поскольку только владелец данного документа может объективно оценить значимость данного документа и возможность соблюдения прав и интересов владельца документа, а также общества, государства или конкретного человека в случае преждевременного его рассекречивания и возможности изучения и использования посторонними лицами.
Как указывает Медведева О.В. Всероссийский научноисследовательский институт документоведения и архивного дела ведет разработку методических рекомендаций о порядке работы с документами, содержащими коммерческую тайну и предполагается, что с таких документов может быть снят соответствующий гриф по истечении 10 лет после завершения их делопроизводства.
Ч. 2 вышеуказанного ФЗ № 125 устанавливает, что ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
Необходимо отметить, что ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» предусматривает раскрывает понятие государственной тайны и указывает, что к ней относятся некоторые сведения:
- в военной области;
- в области экономики, науки и техники:
- в области внешней политики и экономики:
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. (Приложение 1).
Несмотря на то, что законодатель указал конкретные сферы и области деятельности, тем не менее понятие государственной тайны носит очень обширный характер и сотрудниками разных ведомств (как силовых, так и сотрудниками архивов) может пониматься по разному. И иной раз, к таким сведениям могут быть отнесены документы, фактически не содержащие государственную тайну, а лишь местами затрагивающие данные сферы без какой-либо конкретики, в связи с чем они сотрудниками ведомств все равно засекречиваются и тем самым, происходит ограничение пользователей архивов на доступ к таким документам, что является недопустимым, поскольку вредит научной и исследовательской деятельности ученых.
Безусловно, данные сведения чрезвычайно важны для жизнедеятельности государства и нельзя, чтобы они попадали в нечистоплотные руки до истечения сроков, когда они перестают быть опасными в случае их рассекречивания. Однако, в то же время необходимо помнить, что граждане должны иметь доступ, в том числе, и к документам, содержащим государственную тайну, хоть и по истечении времени, поскольку это позволяет правильно и объективно оценить государственную политику и имеющиеся проблемы с исторической точки зрения и сделать надлежащие выводы после изучения таких документов. Это позволит не совершить ранее имеющихся ошибок, а также укрепить опыт государства в решении конкретных задач.
Архивные документы по своей природе это огромный массив знаний и информации как о личной жизни граждан, так и о деятельности и развития государства и общества в целом. Именно по данной причине архивные документы представляют собой большой интерес не только для профессиональных исследователей, но и для широкого круга граждан. По данной причине архивы предоставляют доступ к документам, однако, не ко всем документам возможен повседневный доступ в силу положений ст. 25 ФЗ № 125. Чтобы сохранить государственную, личную, семейную или иную охраняемую законом тайну законодательно закреплены в ст. 25 ФЗ № 125 ограничения на доступ к таким документам. Кроме того, ограничить доступ к архивным документам может и сам владелец архивного документа, вне зависимости от его содержания.
Как было указано ранее в законодательстве РФ нет четкого определения что же такое личная, семейная или иная охраняемая тайна. По данной причине имеется достаточно большое количество отказов в предоставлении архивных документов в виду разночтения вышеуказанных понятий сотрудниками архивов, что вызывает трудности в изучении данных документов и, следовательно, невозможности, некоторых научных исследований. По данной причине сотрудникам архива необходимо четко находить баланс между государственными и частными интересами, а также между правом одного человека на доступ к информации и правом другого человека на защиту его персональных данных.
По данной причине представляется необходимым совершенствование законодательства с целью указания конкретных критериев, по которым та или иная информация может быть отнесена к государственной, семейной или иной охраняемой законом тайны. Также и по настоящее время остается непонятным выражение, указанное в ст. 25 ФЗ № 125, касаемое сведений, которые могут представлять угрозу безопасности человека. Данное понятие слишком обширно и однозначно нуждается в большей конкретике с точки зрения закона. В ином случае, возможны злоупотребления владельцами документов и сотрудниками архива своими правами, тем самым будет происходить ущемление прав пользователей архива.
1. Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 N 125-ФЗ (в ред. от 14.07.2022 N 339-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.con**ltant.ru
2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 29.12.2022 №604-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.cons**tant.ru
3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 29.12.2022 N 624-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.con**ltant.ru
4. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (от 05.12.2022 N 498-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.cons**tant.ru
5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.cons**tant.ru
+ еще 16 источников
Тема: | «Ограничение на доступ к архивным документам (по ФЗ «Об архивном деле в РФ»)» | |
Раздел: | Архивоведение | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 500 руб. |
Дипломная работа
«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ГО г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»Контрольная работа
«Порядок выдачи документов в читальный зал архива: анализ документов, обеспечивающих учёт выдаваемых дел и документов и контроль за их сохранность.»Дипломная работа
«Государственное управление архивным делом в субъекте Федерации (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)»Курсовая работа
«Декрет от 1 июня 1918 года "о реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" и его роль в истории архивного дела»Курсовая работа
«Декрет от 1 июня 1918 года "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР и его роль в развитии Российских архивов"»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика