Реферат
«Российская экономика на современном этапе развитые (Предмет: Экономическая теория)»
- 15 страниц
1. Введение
2. Российская экономика на современном этапе
3. Приемлемая система оценки конкурентоспособности
4. Конкурентоспособность государства
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Цель и замысел работы Первое. Подготовлена коллективная монография, отвечающая требованиям, предъявляемым к исследованиям, обладающим стройной логикой, серьезной и фундированной аргументацией и комплексным охватом предмета изучения — современного развития экономики России. Второе. Предлагаемая работа базируется на методе восхождения от общего к частному. Монографию открывает методологический блок, посвященный углубленному и разностороннему анализу методологических подходов к современному экономическому развитию нашей страны. Далее следует изложение ключевых проблем, накопившихся в конкретных секторах, хозяйственных комплексах и отраслях отечественной экономики. Третье. В рамках монографии собраны статьи, представляющие собой авторское видение научных сотрудников и преподавателей экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Института экономики РАН и т.д. Представлен и проанализирован зарубежный опыт, накопленный в решении ряда проблем, таких как социальный капитал в процессе индустриализации (Республика Беларусь), налогообложение малых и средних предприятий в ЕС, неоконвергенция и стратегическое планирование в Китае.
Российская экономика на современном этапе
Российская экономика на современном этапе переживает существенные, демонстрируя довольно позитивные макроэкономические показатели. В последние годы ее стали относить к динамичной и успешно развивающейся по многим параметрам. Это и темпы роста ВВП, и увеличение реальных располагаемых доходов населения, и ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал. Социально-экономическое развитие Российской Федерации имеет достаточно устойчивый характер. Предпринимаются попытки создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и объема внутреннего рынка.
На сегодняшний день формирование условий для поддержания наметившегося экономического роста в РФ, происходящее на фоне усиления международной конкуренции, возможно только при параллельном проведении политики обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов. Приоритетом при реализации данной стратегии должна стать задача вхождения России в мировую экономику на правах экономически конкурентоспособного государства, развивающегося в ногу с мировыми технологическими, финансовыми, инновационными процессами. Работа в этом направлении потребует всестороннего анализа предпосылок и факторов, обуславливающих необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики, выявления конкурентных преимуществ страны, а также возможных вариантов реализации стратегии конкурентоспособности национальной экономики.
5. Конкурентоспособность базируется на производстве наукоемкой продукции. Сегодня, развитые страны живут по законам новой экономики как нового технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и новые информационные технологии. Следовательно, развитие национальной конкурентоспособности – это и развитие новых, современных принципов взаимосвязи науки, техники, производства, что в конечном счете так не хватает современной национальной экономике.
6. Высокая конкурентоспособность предполагает наличие такой структуры экономики, которая должна обеспечивать постоянный экономический рост. На настоящий момент структура российской экономики носит на себе отпечаток «советской системы», связанной с наличием большей доли добывающих отраслей, высоким уровнем монополизации и неразвитостью отраслей с высокой добавленной стоимостью. Это положение может быть исправлено формированием такой структуры экономики, которая обеспечивает выход национальных предприятий на мировой рынок, что, в целом, устраняет ограничения экономического роста.
В настоящее время по конкурентоспособности Россия занимает в
Приемлемая система оценки конкурентоспособности
Наиболее приемлемая система оценки конкурентоспособности впервые была разработана известной международной организацией – Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum, WEF) в 1986 году. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства готовится под эгидой Всемирного экономического форума Международным институтом менеджмента (Швейцария, г. Лозанна).
Оценка конкурентоспособности национальных экономик проводится по методике, разработанной Всемирным экономическим форумом, на основании показателей сводного индекса конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index). Сводный индекс конкурентоспособности выводится на основе агрегирования трех индексов, их также можно назвать главными факторами устойчивого конкурентоспособного экономического роста: технология, общественные институты и макроэкономическая среда.
Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируются 312 показателей, из них 73 показателя используются лишь как вводная информация о стране и в конечном рейтинге не отражаются. Остальные 239 критериев, которые находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в восемь агрегированных факторов.
функционирование экономики;
состояние социально-трудовой сферы;
качество предпринимательского климата;
развитие информационных технологий;
эффективность государственного управления.
На сегодняшний день по каждому из данных направлений уже предприняты попытки реформирования. Однако в процессе реформирования из-за отсутствия научного обоснования допущен ряд ошибок, вследствие чего сложилась нерациональная социально-экономическая система.
Что касается функционирования экономики, то к числу наиболее очевидных проявлений аномальности нашего системного устройства относятся: глубочайший разрыв между производственной и финансовой сферами; значительное и устойчивое превышение процентной ставкой уровня эффективности применения капитала в производстве; принявшее характер эпидемии разграбление активов многих предприятий их управляющими и отдельными акционерами; недопустимо высокий уровень криминализации хозяйственной деятельности . Для преодоления существующих проблем и в целях реализации более качественной модели экономического развития необходима проработка концептуальных, инструментальных и кадровых предпосылок. А в контексте решения проблемы повышения конкурентоспособности страны проявляется ряд вопросов, связанных с развитием субъектов Российской Федерации. Это, в первую очередь, отсутствие экономических стимулов самостоятельного развития регионов. Ряд исследователей полагает, что существенная децентрализация ресурсов и повышение самостоятельности регионов способны радикально изменить их отношение к вопросам налаживания экономического взаимодействия, позволит добиться конкуренции территорий, что потребует от региональных руководителей выбора конкретных перспективных направлений экономического развития .
Конкурентоспособность государства
Конкурентоспособность государства на мировом уровне определяется также темпами развития науки, информационных технологий, эффективностью инновационных процессов. Инновационная политика государства – часть экономической, научно-технической, социальной, структурно-промышленной и воспроизводственной политики . В научной отрасли в результате недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества остро проявляется отсутствие эффективности от научно-образовательной деятельности. Одной из фундаментальных причин провала либеральных реформ в России следует признать стратегическую недооценку реформаторами роли труда и, прежде всего, его интеллектуальной составляющей . Решению проблемы конкурентоспособности в этой сфере могут способствовать инвестиции в новую технологию и человеческий капитал, а также неотъемлемая связь между наукой и реальным сектором.
Но никакую реформу нельзя воплотить в жизнь, если неэффективен механизм управления. Неудовлетворенность в обществе проводимой административной реформой вызвана тем, что она осуществляется при отсутствии единой стратегии реформирования государственного управления и в отрыве от общей стратегии перехода на новую модель экономического развития. В практике реформ не отслеживается влияние управленческих мероприятий на конечные результаты и качество социально-экономического развития . Основная проблема для России - низкое качество государственных институтов. Следствие - неэффективность судебной системы, коррупция, налоговая политика, инфляция. Особого внимания требуют вопросы качества и доступности государственных услуг
В-третьих, советская экономика была практически самодостаточной и закрытой. Перед ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался .
Сегодня проблемам конкурентоспособности уделяется определенное внимание со стороны государства. Так, неоднократные выступления Президента страны, наличие направлений повышения конкурентоспособности в Программах и Концепциях социально – экономического развития, попытка придании вопросу конкурентоспособности статуса национальной идеи привело к тому, что в 2004 году впервые в России создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. Таким образом, актуальность вопроса обеспечения конкурентоспособности национальной экономики обозначена на самом высоком уровне и является одной из ключевых проблем социально-экономического развития России в контексте глобализационных и интеграционных процессов.
Однако, несмотря на достаточно явные попытки реализации стратегических направлений политики государства в области конкурентоспособности, пока идет лишь процесс создания базиса для дальнейшего ее развития.
В заключение хотелось бы отметить, что только комплексный и системный подход к задачам повышения конкурентоспособности нашей экономики, учитывающий научное обеспечение всех этапов ее реализации в долгосрочной перспективе может стать основой единой стратегии развития, удовлетворяющей как интересы страны, так и ее населения.
Стратегия так и не увидела свет до сих пор. Кому это выгодно? Прежде всего, «естественным монополиям» Российской Федерации, а также иностранным инвесторам, «аффилированным» с ТНК. Еще раз подчеркнем, что технократизм в «концепции» устойчивого развития одержал явную победу над гуманизмом, и если поначалу на Западе, где рождаются все мейнстримовские перлы, часть научной общественности смогла «пробить» довольно смелую для «наших партнеров» идею «социальной экологии» (пусть и с сильнейшим уклоном в психологию и социологию), то сегодня студенческая молодежь в редчайших случаях может ответить на вопрос, что это такое1 . Получилась, как говорится, экология отдельно, а социология отдельно (в связи с чем вполне естественно возникает вопрос: для кого «очищается» наша природа?). Прямым продолжением такого подхода является отделение технологической стороны экономического развития (смены «технологических укладов») от социально-экономической стороны, т.е. от рабочей силы и ее осуществления — производительного труда, воплощающегося в материальном (объективном) продукте, имеющем конкретно-историческую форму, указывающую на господствующий способ производства. «Реформаторам» пришлось косвенно признать пагубность деиндустриализации нашей страны, объявив о «неоиндустриализации» и даже о создании для нашей молодежи астрономического числа новых рабочих мест «в высокотехнологическом секторе экономики». Но далее последовал, по существу, задний ход, когда была объявлена и начала осущест1 Зато тихо-тихо идет подмена понятий: на место «социальной экологии», о которой больше вспоминать нельзя, выползла «экология человека» (тут же подверстанная под «человеческое развитие»), подобно тому, как в свое время вместо советского предмета «обществоведение» в школьную программу «педагогами-новаторами» было вставлено некое «граждановедение», которого, понятно, не может быть в монархиях. 146 Развитие экономики России: проблемы и решения вляться (сразу!) «оптимизация». Практически за этими явно парными (взаимодополняющими) лозунгами даже не скрывается насаждение «безлюдных технологий» и использование дешевой иностранной рабочей силы, которая миллионами человек прибывает в нашу страну как бы на время и остается навсегда, производя на территории Российской Федерации потомство, которое в соответствии с «общепринятыми нормами международного права» может претендовать на приобретение российского (и российского) гражданства. Для новых граждан «приоритетные национальные проекты» не особо важны, поскольку их и так устраивает уровень жизни, который существует в Российской Федерации
1. Мартынова М.А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможность и угрозы при вступлении в ВТО. – М.: Научная книга. – 2003. – С.6.
2. Степашин С. Конкурентоспособность России в условиях глобализации // Государственная служба. – 2005. - № 6. – С. 5.
3. Электронное средство информации. Интернет. Сайт Всемирного экономического форума. http://www.wef**um.org.
4. Львов Д. О стратегии развития России// Экономист. - 2007. - № 2. – С. 4-10.
5. См., напр.: Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения// Российский экономический журнал. - 2006. - № 5-6. – С. 14-35.
6. Львов Д. О стратегии развития России// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 4-10.
7. Кушлин В. Стратегия развития и ее цели// Экономист. – 2006. - № 1. – С. 3-9.
8. Иванченко В. Проблема инновационного воспроизводства// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 21-28.
9. Львов Д. О стратегии развития России// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 4-10.
10. Симагина О. Вопросы качества экономического развития// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 29-37.
Тема: | «Российская экономика на современном этапе развитые (Предмет: Экономическая теория)» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 15 | |
Цена: | 130 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения
Курсовая работа:
Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства
Курсовая работа:
Предмет и метод экономической теории в ретроспективе
Курсовая работа:
Финансовая политика России на современном этапе (2013 год и перспектива)
Курсовая работа:
Анализ деятельности финансовых институтов (ПИФов, ОФБУ) как участников инвестиционного рынка