Реферат

«Статистическое наблюдение и его формы»

  • 31 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 7

1.1 Понятие, формы и виды статического наблюдения 8

1.2 Формирование информационной базы статистического исследования 11

1.3 Необходимость статистических исследований 14

ГЛАВА II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ 16

2.1 Статистическое наблюдение за динамикой развития информационного общества 17

2.2 Практика стран Содружества в области статистического наблюдения за процессами миграции населения 21

Заключение 26

Список использованных источников 28

Введение

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это потребовало глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status - состояние), что означает «состояние и положение вещей». В Средние века оно означало политическое состояние государства. В науку термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. У истоков статистической науки стояли две школы - немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Начало статистической практики относится примерно ко времени возникновения государства. Первой опубликованной статистической информацией можно считать глиняные таблички Шумерского царства (III — II тысячелетия до н. э.).

Использование различных способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов. В связи с чем, приобретает особую важность статистическое наблюдение.

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов применения статистического наблюдения в практике Российской Федерации и стран СНГ.

Задачами данной работы являются:

- рассмотреть понятие, формы и виды статического наблюдения;

- изучить формирование информационной базы статистического исследования;

- провести анализ необходимости статистических исследований;

- проследить процесс статистического наблюдения за динамикой развития информационного общества;

- определить спектр деятельности стран Содружества в области статистического наблюдения за процессами миграции населения.

Объект исследования: статистическое наблюдение.

Как известно, для статистической практики РФ, стран СНГ или за рубежом в последние годы важнейшим вопросом оставалось адекватное информационное отражение новых социально-экономических явлений. Сюда относится организация получения и анализ данных, характеризующих изменение форм собственности и процесс приватизации, негосударственную занятость населения и безработицу, деятельность рыночных финансово-кредитных структур и коренное реформирование налоговой системы, новые виды миграции граждан и поддержку возникших малоимущих социальных групп, а также многое другое. Кроме того, в целях отслеживания внедрения рыночных отношений и складывающихся реалий серьезной корректировки, потребовали системы показателей, сбор и разработка данных в традиционных областях статистического наблюдения: по учету основных результатов промышленного и сельскохозяйственного производства,

Необходимость получения адекватной и однозначной информации в настоящее время систематически возрастает. Однако, за последнее время подходы к организации статистического наблюдения за социально-экономическими явлениями жизни не претерпели существенных изменений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования, заключающийся в планомерной, систематической, научно обоснованной работе по сбору массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Осуществляется статистическое наблюдение по следующим принципам:

1. Принцип одновременности и периодичности наблюдения: сбор статистического материала необходимо проводить одновременно на всей исследуемой территории и периодически его повторять с тем, чтобы получить полные и сравнимые данные.

2. Принцип централизованного руководства наблюдением: только при централизованном руководстве можно добиться одинакового толкования и применения программы наблюдения, обеспечить полноту и единообразие в приемах собирания данных, их надлежащую проверку и обработку.

3. Принцип недопущения ошибок. Здесь же отметим виды ошибок статистического наблюдения:

1. Ошибки наблюдения по источнику происхождения:

- преднамеренные(тенденциозные) – сознательное искажение данных, подгонка под желаемые результаты (например, приписки к отчетности);

- непреднамеренные (случайные) – могут быть вызваны различными причинами (например, неточностью измерительных приборов);

- ошибки запамятования, когда запись производится позже по памяти;

- ошибки, связанные с фактором времени, когда между двумя наблюдениями возникают различия в классификациях (например, при проведении повторного наблюдения после изменения территориальных границ объекта наблюдения).

Признаком в статистике является свойство, характерная черта единиц объектов, которые могут быть наблюдаемы и измерены.

Статистическая совокупность – это множество объектов и явлений, изучаемых статистикой, которые имеют одно или несколько общих признаков.

Единица совокупности – отдельный объект или явление. Виды совокупности: - разнородные; - однородные; - стабильные; - динамичные.

Показатели - обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях конкретного места и времени.

Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: путем предоставления отчетности и проведения специально организованных статистических наблюдений.

Отчетностью называют такую организационную форму статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.

При этом источником сведений, как правило, являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. Примером специального организованного статистического наблюдения могут быть: перепись населения, всякого рода социологические обследования, переписи промышленного оборудования, остатки материалов и другие переписи в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и т. д.

Единовременное (разовое) наблюдение проводится по мере надобности, время от времени, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится единожды. Примером могут служить социально-экономические выборочные обследования, проводимые Научно-исследовательским институтом по изучению спроса на товары народного потребления и конъюнктуры торговли.

По степени охвата единиц изучаемой совокупности различают сплошные и несплошные статистические наблюдения.

Сплошным называют такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности. Примером сплошного наблюдения может служить Всесоюзная перепись населения. Путем сплошного наблюдения осуществляется получение отчетности от предприятий и учреждений.

Несплошным называют такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, только заранее установленная их часть, например, изучение торговых оборотов и цен на городских рынках. Основным видом несплошного наблюдения является выборочное.

Статистическая отчетность - это форма статистического наблюдения, при которой соответствующие органы получают от предприятий, организаций и учреждений необходимые им статистические данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов) за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений.

1.2 Формирование информационной базы статистического исследования

Статистическое исследование проходит три стадии: статистическое наблюдение, сводку и группировку данных, анализ результатов с помощью обобщающих статистических показателей (абсолютных, относительных и средних величин, показателей вариации, индексов и т.д.).

Статистические наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно-организованный по единой программе учет фактов, о явлениях и процессах общественной жизни и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных.

Любое научно организованное статистическое наблюдение должно иметь программу и организованный план своего проведения. При этом должны быть решены вопросы о содержании исходной информации, о том, каким способом, какими средствами и в какие сроки будет проведен учет фактов, как будут организованы сбор и проверка полученного первичного материала.

Задачей статистического наблюдения является получение достоверной исходной информации, объективно освещающей фактическое положение вещей. Достоверность информации обеспечивается компетентностью работников, совершенством инструментария (бланков, инструкций), готовностью объекта и т.д.

Должна быть обеспечена также полнота информации и получение ее в возможно короткий срок. Полнота обеспечивается во-первых, охватом исчерпывающего количества единиц исследуемой совокупности. Во-вторых, полнота информации предполагает и охват наиболее существенных сторон изучаемого явления. Полные данные являются, как правило, массовыми, они обеспечивают потребности комплексного статистического исследования.

Собираемые данные должны быть современными, запоздалая информация может оказаться практически ненужной.

Общее руководство и методическое обеспечение проводимых в стране статистических наблюдений осуществляет Госкомстат РФ. Важнейшие его задачи в области статистического наблюдения следующие:

1. Сбор информации о социально-экономическом положении страны.

2. Реализация программ по проведению важнейших общегосударственных наблюдений – переписей населения, основных фондов, скота и др.

3. Методология и организация единой системы статистической отчетности.

4. Сбор данных по программам международных органов – СНГ, ООН.

5. Создание и совершенствование новых технологий сбора, хранения, поиска и выдачи данных или информации потребителям.

1.3 Необходимость статистических исследований

Мировой опыт функционирования национальных статистических служб свидетельствует о колоссальной значимости статистики в деятельности любого государства. Получаемые данные являются базисом для принятия управленческих решений.

В настоящее время многими учеными и практиками подтверждается высокая роль статистики, так как становится очевидной универсальность вероятностно-статистических законов: современная физика, химия, биология, демография, социология, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на статистической базе. Важной составляющей в разработке экономической политики государства является использование достижений теории экономического анализа и статистики формирование объективной информации о системе экономических отношений и производительных силах [1].

Особо следует отметить такой значимый раздел статистической науки, как социально-экономическая статистика (СЭС), которой во всех развитых странах мира уделяется огромное внимание, потому как СЭС - это не только многофункциональный язык, обеспечивающий общение ученых и практиков всех стран и всех направлений. Одним из таких инструментов являются налоговые льготы. Они признаны эффективным регулятором экономики во многих странах мира. Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие около 290 налоговых льгот [2].

Здесь четко продемонстрирована роль статистики в обеспечении государственных органов необходимой для принятия объективных управленческих решений информацией, а также вполне очевидна необходимость совершенствования области знаний и повышения ее значимости на практике, особенно применительно к современным условиям.

В качестве альтернативного положительного примера приведем опыт статистической оценки эффективности налоговых льгот в США. Налоговая статистика США учитывает возможность стимулирования специальных льгот предпринимательской деятельности и иностранного кредитования американских корпораций. Это осуществляется путем разработки и заполнения специальной формы статистической отчетности альтернативного минимального налога - alternative minimum tax (AMT) № 4626.

Таким образом, необходимость разработки национальной политики, что невозможно без справедливой оценки текущего состояния государства и всех его составляющих элементов важна.

ГЛАВА II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тщательно разработанный и продуманный план (программа) статистического исследования - залог успеха в получении достоверных данных об изучаемом явлении, и основу его составляет программа наблюдения.

В основе разработки программы наблюдения лежат следующие требования:

В статистическом анализе различают единицы совокупности, единицы наблюдения, статистические (учетные) единицы.

Единица совокупности – самый мелкий элемент наблюдаемой совокупности, носитель регистрируемых признаков.

Единица наблюдения – элемент наблюдаемой совокупности, в отношении которого запрашивается информация, проводится статистическое измерение и составляются числовые ряды. Таким образом, каждый элемент совокупности может представлять собой единицу наблюдения.

Определение единицы наблюдения - практически всегда центральный вопрос организации обследования, исходный пункт анализа. Проблема эта значима вообще, а особенно - для статистики предприятий, так как статистика предприятий обеспечивает сбор основной части информации о социально-экономических процессах. Потому только адекватное определение границ предприятия (которое и представляет собой единицу наблюдения в этой отрасли статистики) позволит получить при обследованиях данные, пригодные для проведения пространственных и динамических сопоставлений внутри страны и на международном уровне.

Статистическое наблюдение – это сбор статистического материала, то есть непосредственно измерение, приписывание вариантов значений признаков единицам наблюдения. В процессе статистического измерения определяется вариант значения признака по определенным правилам, в соответствии с той или иной шкалой.

2.1. Статистическое наблюдение за динамикой развития информационного общества

Сегодня наиболее остро стоящими перед статистикой проблемами являются необходимость улучшать пути и способы сбора, анализа и обработки полученных данных, способов их хранения. Это необходимо для разработки, создания и совершенствования автоматизированных систем управления и банков данных. Работа с данными статистики заключается в сборе числовых данных, их обработке и приведении к подходящей и комфортной для анализа форме, а также их анализе и истолковании итоговых результатов.

Изменения внешней среды, развитие информационно-коммуникационных технологий, построение информационного общества приводят к необходимости пересмотра ряда устоявшихся взглядов на отдельные этапы статистических работ, например на обобщение результатов статистического наблюдения. Исследование информационного пространства требует других подходов к сбору и агрегированию информации и к переходу от одномерных и линейных к многомерным методам обобщения и анализа.

Информационное общество представляет собой совокупность специальных технологий и оборудования, позволяющих осуществлять коммуникации, сбор, хранение, передачу данных. Но, также это и множество физических и юридических лиц, использующих возможности, предоставляемые соответствующими технологиями, для максимизации субъективной выгоды, наиболее эффективного удовлетворения тех или иных потребностей.

Интересные подходы и взгляды на «оценивание» информационного общества как единой системы содержатся в работе иранских экспертов Камаля Вайези Сейяда, министра науки, исследований и технологий Ирана (Seyed Kamal Vaezi), и Саттари Бимар (H. Sattary, I. Bimar), а также в работе Даниш Дада (Danish Dada), исследователя Лондонской школы экономики и политических наук.

Методики готовности и индикаторы развития информационного общества стали также предметом изучения российских исследователей А.В. Чугунова, В. Дрожжинова, А. Штрика, Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника и др.

Очевидно, что характеристика динамики развития информационного общества только на основе количественных показателей, характеризующих уровень проникновения информационно-коммуникационных технологий без оценки эффективности их использования и влияния на повседневную жизнь людей, будет не полной.

Таким образом, целью статистического наблюдения в этом случае будет получение достоверных и своевременных данных от единиц наблюдения или отчетных единиц, позволяющих дать оценку таким факторам, как:

1) адекватность создаваемых технологических и технических условий задачам реализации возможностей, предоставляемых современными информационными и коммуникационными технологиями в различных сферах жизни общества;

2) особенности пользователей как уникальной формы объединения людей и совокупности всех видов их взаимодействия в условиях глобального

Таким образом, информация поступает из нескольких источников, разнообразие используемых при этом методологических подходов не позволяет обеспечить целостную характеристику процессов формирования и развития информационного общества в России.

На следующем этапе статистического исследования данные, полученные в результате статистического наблюдения, упорядочиваются, систематизируются, приводятся к виду, обеспечивающему сводную характеристику всей совокупности фактов с помощью обобщающих показателей.

В настоящее время обобщение результатов государственного наблюдения за динамикой технологической и технической составляющих информационного общества осуществляется на основе традиционного подхода, а именно информация представлена в виде динамических рядов за период с 2003 г., который считается годом начала регулярного статистического наблюдения за процессом информатизации, и по 2010 г.

Кроме того, уровни готовности к информационному обществу определяются для структур административно-хозяйственного деления и для отраслей экономической деятельности.

2.2 Практика стран Содружества в области статистического наблюдения за процессами миграции населения

В большинстве стран СНГ статистическое наблюдение за потоками межгосударственной миграции осуществляется по данным текущего учета общей миграции, связанной с переменой постоянного места жительства. Источником данных для статистической разработки данных о миграции населения в основном являются поступающие от органов внутренних дел первичные документы статистического учета прибытия и убытия, которые составляются при прописке и выписке (регистрации и снятии с регистрационного учета) по месту жительства и по месту пребывания.

Первичные документы статистического учёта, как правило, содержат социально-демографические характеристики мигранта: дата и место рождения, пол, гражданство (национальность), место жительства (регистрации), откуда прибыл и когда, с какого года проживал в месте выбытия, цель прибытия, место работы и занятие по прежнему месту жительства, уровень образования, семейное положение (для состоящих в браке указывается – прибыл вместе с супругом(ой) или без), сведения о детях в возрасте до 16 (15,14) лет, прибывших вместе со взрослыми.

Однако переход на использование административных данных из информационных ресурсов различных ведомств сопровождается определёнными сложностями. Это связано, прежде всего, с различными целями создания информационных ресурсов о населении, что приводит к несопоставимости данных о миграции.

В Молдове в июле 2019 года Национальное бюро по статистике (НБС) представило пересмотренные данные о численности населения Республики Молдова и данные о международной миграции за 2014-2018 годы. НБС пересчитало численность населения за последние пять лет с применением международного определения обычного места жительства, впервые использовав данные о пересечении государственной границы физическими лицами, предоставленные Генеральным инспекторатом пограничной полиции. Обычное место жительства – место, где человек проживал преимущественно в течение последних 12 месяцев, независимо от временного отсутствия (с целью отдыха, отпуска, посещения родственников и друзей, бизнеса, лечения, религиозных паломничеств и т. д.).

Данные о миграции предоставляют переписи населения. В блок вопросов переписи населения 2019 года о миграционной активности включены: непрерывность проживания в населенном пункте; страна, из которой респондент прибыл в Республику Беларусь; причины прибытия и прочие.

Недостатками формирования показателей на основе интегрированных данных, полученных из базы госорганов, являются неполный перечень или отсутствие социальных характеристик мигрантов; обновление базы данными один раз в ходе переписи, или постепенно при учете миграции; проблема учета характеристик впервые въехавших иностранцев, отсутствие характеристик причин переезда на постоянное место жительства (ПМЖ).

Статистика миграции населения в Российской Федерации разрабатывается на основании поступающих от подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России (ГУВМ МВД) данных. Формы федерального статистического наблюдения за процессами миграции населения направляются из территориальных органов МВД России в территориальные органы Росстата ежемесячно. Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики осуществляют кодирование, ввод и контроль сведений, содержащихся в указанных документах, и формируют таблицы с агрегированными данными. Информация о выбывших формируется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства. В 2023 года в России планируется запустить единую Цифровую аналитическую платформу (ЦАП) предоставления статистических данных. Цель создания платформы - переход к новому цифровому формату получения и предоставления статистических данных в России. Система должна объединить информацию, поступающую от всех участников статистического учета, включая госорганы и бизнес.

Важные принципы работы платформы - прозрачность процессов сбора и обработки информации, использование единой методологии расчета - позволят обеспечить максимальную актуальность и достоверность данных. Разработка и внедрение ЦАП - часть общей цифровизации статистики Росстата, методов сбора, обработки и предоставления сведений, включая данные первой цифровой Всероссийской переписи населения, прошедшей в октябре-ноябре 2021 года

Заключение

Статистические наблюдения используются практически везде, где только можно обусловить их применение. Вместе с тем, несмотря на обширную область применения, статистические наблюдения являются сложным предметом и ошибки нередки.

Исходя из программы совершенствования системы статистического наблюдения, предлагается следующая последовательность этапов ее разработки и реализации:

1. Определение перечня статистических показателей, характеризующих важнейшие экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечня показателей и объектов статистического наблюдения, информация по которым может быть получена при помощи переписей, выборочного наблюдения и единовременных учетов;

2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также форм и программ выборочного наблюдения и необходимого математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов;

3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения цензовой отчетности на всю совокупность объектов;

Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии-получения итоговых материалов должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Список литературы

1. Степанов, В.В. Экономическая политика и статистика в США: достижения и проблемы // Проблемы экономики. 2012. № 2. С. 76-85

2. Липатова, И.В. К вопросу о налоговых льготах и преференциях как о налоговых расходах бюджета // Научный альманах. 2016. № 7–1 (21). С. 111-115

3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +»

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +».

5. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +»

+ еще 13 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Статистическое наблюдение и его формы»
Раздел: Статистика
Тип: Реферат
Страниц: 31
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика