Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Неформальное образование как фактор повышения субъективного благополучия лиц пожилого возраста - Дипломная работа №43077

«Неформальное образование как фактор повышения субъективного благополучия лиц пожилого возраста» - Дипломная работа

  • 166 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Понятие и особенности пожилого возраста 8

1.2. Понятие субъективного благополучия 15

1.3. Факторы, оказывающие влияние на субъективное благополучие лиц пожилого возраста 22

Выводы по первой главе 29

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 30

2.1. Организация и методы исследования 30

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35

2.3. Программа комплексной психологической поддержки лиц пожилого возраста 47

Выводы по второй главе 54

Практические рекомендации 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58


Введение

Актуальность. Один из самых сложных эпизодов в жизни любого человека, который влечет значительные перемены во всей сложившейся жизни - это старение человека, равно как и его окончание трудовой деятельности, сопровождающееся выходом на пенсию. Он способен быть рассмотренным, например, как конец активной части жизни человека и начало новой, которая будет кардинально отличаться от прежней [47, 43].

А вот для самого состоявшегося пожилого человека данному изменению сопутствует изменение всего его образа жизни, материального положения и др. [52]. Возникает необходимость приспосабливаться к культурным и бытовым переменам. Процесс адаптации к старости протекает не безболезненно как для самого человека, так и для его окружения. Эти процессы затрагивают не только политическую и социально-экономическую сферы, но и культурную основу жизнедеятельности общества. Происходит глубокая модификация системы ценностей и моделей социально-экономического поведения. Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение [4].

В мире наблюдается общемировая тенденция к демографическому старению [46], и новый демографический кризис, связанный с этим. Старение населения аккумулирует одну из наиболее сложных социальных проблем. Пожилой возраст характеризуется не только биологическими изменениями в организме человека, но и социальными переменами, поэтому нередко старость называют «возрастом социальных потерь». Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой деятельности, и значительное сокращение социальных контактов порождают серьезные социально-психологические проблемы, в том числе одиночество, чувство невостребованности, исключенности из социума [57].

В данный момент неформальное образование и досуг лиц пожилого возраста недостаточно популяризированы, их влияние на субъективное благополучие пожилых недооценено.

Вместе с тем, до сих пор не существует какого-либо эталона, который бы демонстрировал, насколько благоприятны условия жизни для пожилых людей в том или ином сообществе, так как сопоставимые на различных уровнях (региональном, межрегиональном, государственном, международном) данные о положении пожилого населения по-прежнему ограничены. Нехватка данных о пожилых людях может систематически исключать их из планов развития и обеспечения государственной политики. Кроме того, постоянное исключение старения из национальной и глобальной повестки является одним из самых больших препятствий для удовлетворения потребностей пожилого населения.

Также общеизвестно, что довольно хорошо проработаны другие возрастные этапы, особенно от рождения до начального школьного возраста, а проблемы пожилого возраста мало изучены. Принимая к сведению зарождение интереса к этой проблеме, это становится весьма интересно и актуально в наши дни.

Цель исследования - изучение особенностей субъективного благополучия лиц пожилого возраста при неформальном образовании.

Объект исследования: субъективное благополучие лиц пожилого возраста.

Предмет исследования: особенности субъективного благополучия лиц пожилого возраста при неформальном образовании.

Гипотеза исследования: субъективное благополучие лиц пожилого возраста во многом определяется психологическим и физическим здоровьем индивида, а также возможностью расширения кругозора и круга знакомств при неформальном обучении.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ психологических особенностей лиц пожилого возраста, определить значение неформального образования по данным научной литературы.

2. Проанализировать понятие субъективного благополучия.

3. Выявить основные факторы, влияющие на субъективное благополучие людей пожилого возраста.

4. Разработать программу комплексной психологической поддержки лиц пожилого возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды в области возрастной психологии (Пифагор, Л.С. Выготский, М. Рубнер, Д. Б. Эльконин, Д. Бромлей, Е.С. Авербух, Г.С. Абрамова), теоретические положения геронтологии и геронтопсихологии (Платон, Аристотель, Гиппократ, Авиценна, Р. Бэкон, Ж.М. Шарко, Дж. Стэнли Холл, М.С. Мюльман. С. Метальников, А.В. Нагорный, В.Н. Никитин, О. Б. Лепешинская, И. Г. Гельман, А.А. Богомолец, М.Д. Александрова, И.И. Мечников, Б.Г. Ананьев, С.П. Боткин, А.А. Кадьян, Р. Фернандез-Баллестерос, М. Лоутон, Б. Хьюз, Г. Захава и А. Боулинг, Э. Динер, Ю. Чида и А. Стептой, Е. Чоу, М. Тсао и Т. Харт, С.Д. Прессман и С. Коэн), а также данные российской и общемировой статистики (ВОЗ, Росстат, Минтруд).

Этапы исследования:

1. Проведение тестирования (анкетирование и эмпирическое исследование личностных характеристик испытуемых).

2. Обработка и интерпретация результатов, шифровка участников исследования.

3. Разработка программы комплексной психологической поддержки лиц пожилого и возраста и оформление результатов в ВКР. Подробная схема исследования представлена в приложении 2.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение, анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ее обобщение.

II. Методы эмпирического исследования:

1. Авторская мини-анкета.

2. Краткая форма оценки здоровья (Д. Э. Уэр, 1984).

3. Шкала удовлетворённости жизнью (Э. Ф. Динер, 1985).

4. Шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем, 1996).

5. Индекс жизненной удовлетворенности (Б.Л. Ньюгартен, 1961).

III. Методы математической статистики: анализ среднестатистических данных, факторный анализ.

Эмпирическая база исследования. ГБУЗ РБ «Поликлиника №1 г. Уфа».

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 51 человек в возрасте от 55 до 75 лет; в составе 39 женщин и 12 мужчин, работники и посетители ГБУЗ РБ «Поликлиника №1 г. Уфа». Участие в исследовании было добровольным.

Теоретическая значимость исследования заключается в 1) анализе и систематизации знаний об особенностях пожилого возраста, 2) формулировании факторов, оказывающих влияние на субъективное благополучие лиц пожилого возраста.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для повышения субъективного благополучия лиц пожилого возраста, а также создания новых программ психокоррекционной и консультационной работы как с пожилыми людьми, так и представителями других возрастных групп, для оптимизации неформального образования, профилактики дезадаптации личности, улучшения личностных показателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Субъективное благополучие у лиц пожилого возраста - это сложный феномен, на который оказывают влияние такие факторы, как неформальное образование, физическое здоровье и психологическое здоровье.

2. Существует взаимосвязь между наличием неформального образования и субъективным благополучием лиц пожилого возраста.

3. Неформальное образование является одним из факторов, влияющих на субъективное благополучие пожилых.

Апробация результатов: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также в рамках очного внутривузовского научно-практического семинара «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа, 15 октября 2018), очной Международной научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 26 апреля 2019). По итогам теоретического и эмпирического исследований работа «Автоматизированная программа диагностики психологического здоровья пожилых людей» выдвигалась на соискание Республиканской Государственной молодежной премии в области науки и техники (Уфа, июль, 2020).

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (91 источник) и приложения. Общий объём работы без приложения 67 страниц.


Выдержка из текста работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие и особенности пожилого возраста

Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями [34].

В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст [17].

Физический (хронологический) возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Пятилетний по физическому возрасту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наоборот: дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

По определению Л.С. Выготского, возраст - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам [19].

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ пожилого возраста, которые колеблются в широких пределах от 45 до 75 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX века - свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер - 50 лет старость, 70 лет - почтенная старость [29]. В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека.

Д.Б. Эльконин, выделивший периодизацию, которая является интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет, в том числе, следующие периоды [37]: взрослость (25-60 лет), старость (от 60 лет) [59].

В классификации Д. Бромлея выделяются пять циклов развития. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 5 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания [8].

Е.С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 4560 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями [2].

По мнению Г.С. Абрамовой, возрастная хронология современного человека несколько иная: пожилым человек является в возрасте от 51 года до 65 лет, старость начинается после 65 лет [1].

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята возрастная периодизация, включающая в себя следующие категории:

1) Пожилые люди - от 60 до 75 лет (муж.); от 55 до 75 лет (жен.);

2) Старческий возраст - от 76 до 90 лет;

3) Долгожители - старше 90 лет [32].

В возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения можно отметить:

1) 60-74 лет - пожилой возраст;

2) 75-90 лет - старческий возраст;

3) После 90 лет - долгожители.

Как можно заметить, возрастные периодизации заметно отличаются своей детальностью и разными рамками периодов. В рамках нашего исследования к пожилому возрасту можно отнести людей от 55 до 75 лет.

Согласно отчету «Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2019 года» Организаций Объединенных Наций [21], к 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (16% населения), по сравнению с каждым 11-м в 2019 году (9% населения). К 2050 году возраст каждого четвертого жителя Европы и Северной Америки будет 65 лет и старше. В 2018 году впервые в истории число людей в возрасте 65 лет и старше превысило число детей в возрасте до пяти лет во всем мире. Согласно прогнозам, число людей в возрасте 80 лет и старше утроится: с 143 миллионов в 2019 году до 426 миллионов в 2050 году [20].


Заключение

Актуальность темы исследования связана с тем, что есть необходимость улучшения субъективного благополучия пожилых людей с использованием неформального образования в связи с экономической значимостью данного социального слоя для нашей страны.

При анализе особенностей пожилого возраста по данным научной литературы, в том числе по статистическим данным было выявлено, что количество пожилых людей в мире будет увеличиваться с каждым годом, а на их благополучие влияет множество факторов.

Основные факторы, влияющие на субъективное благополучие пожилых людей - это здоровье, факторы социальной среды, организация межличностных отношений, индивидуально-личностные особенности.

Было проведено практическое исследование на базе ГБУЗ РБ «Поликлиника №1 г. Уфа», в исследовании приняли участие 51 человек в возрасте от 55 до 75 лет. Для решения задач исследования были использованы следующие методики: 1) Авторская мини-анкета; 2) Краткая форма оценки здоровья (Д. Э. Уэр, 1984); 3) Шкала удовлетворённости жизнью (Э. Ф. Динер, 1985); 4) Шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем, 1996); 5) Индекс жизненной удовлетворенности (Б.Л. Ньюгартен, 1961).

С помощью факторного анализа было проанализировано 27 показателей, в результате были выделены 3 ведущих фактора, которые определяют субъективное благополучие пожилых людей: «Неформальное образование», «Психологическое здоровье», «Физическое здоровье». Таким образом, здоровье, общение, и неформальное образование в совокупности имеют максимальное значения для повышения субъективного благополучия пожилых людей.

В результате была разработана программа комплексной психологической поддержки, направленная на улучшение субъективного благополучия и повышение лояльности к неформальному образованию среди пожилых людей.

Также, учитывая эти данные можно сделать вывод, что для повышения субъективного благополучия необходимо использовать неформальное образование, которое будет также у пожилых источником общения. После окончания основной деятельности главным для пожилых становится общение с такими же, как они, друзьями, родственниками и близкими, чувство, что они являются важными, значимыми социальными элементами. В соответствии с вышеизложенным, необходимо расширить и пропагандировать неформальное образование у лиц серебряного возраста, увеличить количество социальных программ, направленных на образование пожилых, проводить тренинги, конференции, семинары, организовывать клубы и кружки. В данном случае важен даже не сам процесс получения знаний и умений (хотя это тоже тренировка ума, памяти, что способствует профилактике многих болезней, в том числе Альцгеймера), но общение. При такой занятости пожилые не чувствуют одиночества, и способны радоваться жизни, как раньше, а значит, иметь субъективное благополучие.

В результате пришли к выводу, что на субъективное благополучие пожилых людей влияют такие факторы, как здоровье, общение, неформальное образование.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для грамотного повышения субъективного благополучия пожилых лиц, а также создания новых программ неформального образования как с пожилыми людьми, так и представителями других возрастов, для, профилактики дезадаптации личности, улучшения показателей субъективного благополучия и качества жизни.


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2012. - 811 с.

2. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки [Текст] / Абу Али Ибн Сина - Ташкент: Фан, 1994.

3. Авербух Е. С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте: психиатрический аспект геронтологии и гериатрии [Текст] / Е. С. Авербух - Л.: Медицина, 1969. - 285 с.

4. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте [Текст] / Е.С.Авербух - Л.: Медицина, 1976. - 159 с.

5. Александрова М. Д. О возрастных лимитах трудоспособности [Текст] / М. Д. Александрова // Возрастная психология взрослых. Тезисы докладов к науч. конф. 27-29 октября 1971 г. / под ред. Б. Г. Ананьева. Вып. 2. Л.: АПН СССР, 1971. - С. 123-127.

+ еще 86 источников


Тема: «Неформальное образование как фактор повышения субъективного благополучия лиц пожилого возраста»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 166
Цена: 3300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ 8
    1.1. Личностные особенности пожилого возраста 8
    1.2. Тревожные и депрессивные состояния в пожилом возрасте. Причины, признаки, анализ 12
    1.3. Индивидуально-личностные особенности лиц пожилого возраста при депрессивных состояниях
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
    2.1. Организация и методы исследования 44
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
    2.3. Программа тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста 53
    Выводы по второй главе 56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
    ПРИЛОЖЕНИЯ 69
  • Дипломная работа:

    Методы арт-терапии в комплексной психологической поддержке лиц пожилого и старческого возраста

    69 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И 8 СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
    1.1. Теоретические подходы к проблеме личности в пожилом и старческом возрасте 8
    1.2. Психологическое переживание процесса старения и особенности личности пожилого человека 19
    1.3. Проблема ресурсов жизнедеятельности личности в пожилом и старческом возрасте 27
    Выводы по первой главе 32
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 36
    2.1. Организация и методы исследования 36
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
    2.3. Программа тренинга, направленного на комплексную поддержку лиц пожилого и старческого возраста 52
    Выводы по второй главе 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
    ПРИЛОЖЕНИЕ 72
  • ВКР:

    Социально-психологические предикторы субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома

    107 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 10
    1.1. Благополучие: понятие, подходы, механизмы формирования 10
    1.2. Виды и компоненты благополучия 16
    1.3. Исследование субъективного благополучия в разных профессиональных группах 26
    1.4. Влияние профессиональной деятельности на особенности формирования субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома 31
    Выводы по главе 1 37
    Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО ДОМА 38
    2.1. Организация и методы исследования 42
    2.2. Анализ результатов исследования 55
    2.3. Корреляционный анализ субъективного благополучия и его предикторов 55
    2.4. Факторный анализ субъективного благополучия 63
    2.5. Программа тренинга по развитию субъективного благополучия у сотрудников детского дома 68
    Выводы по главе 2 71
    Заключение 73
    Список литературы 75
    Приложения 83
  • Отчет по практике:

    Управление процессами социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в МО Динской район (преддипломная практика)

    45 страниц(ы) 

    Введение.3
    1 Общая характеристика ГУ СО КК «Динской ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов «Добродея»».5
    2 Анализ положения лиц пожилого возраста и инвалидов в МО Динской район и организация социальной поддержки указанной категории граждан.15
    3 Законодательное обеспечение социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов.29
    4 Предложения по совершенствованию управления процессами социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в МО Динской район.36
    Заключение.42
    Список использованных источников.44
    Приложения.46
  • Дипломная работа:

    Развитие эмоционального интеллекта как фактор профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте

    169 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 8
    1.1. Понятие эмоционального интеллекта: основные подходы 8
    1.2. Структура и компоненты эмоционального интеллекта 11
    1.3. Возрастные особенности развития эмоционального интеллекта подростков и риски девиаций 15
    1.4. Методы развития эмоционального интеллекта 20
    1.5. Развитие эмоционального интеллекта как способ профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 23
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТРОЧЕСТВЕ 28
    2.1. Организация и методы исследования 28
    2.2. Программа развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 32
    2.3. Анализ результатов исследования 41
    Выводы по второй главе 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 68
  • Дипломная работа:

    Повышение эффективности управления персоналом организации

    90 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Теоретические основы управления персоналом как фактора повышения конкурентоспособности предприятия 6
    1.1. Персонал как ресурс организации 6
    1.2. Управление кадрами организации 13
    1.3. Влияние эффективного управления персоналом на конкурентоспособность предприятия 24
    2. Анализ управления персоналом на примере издательского дома УрГЮА 34
    2.1. Общая характеристика издательского дома УрГЮА 34
    2.2. Анализ системы управления персоналом издательского дома УрГЮА 39
    2.3. Анализ существующей системы стимулирования персонала 47
    3. Рекомендации по повышению эффективности управления персоналом издательского дома УрГЮА 55
    3.1. Совершенствование материального и морального стимулирования 55
    3.2. Повышение эффективности организации труда 74
    Заключение 80
    Список использованной литературы 84
    Приложения 88

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Проектирование локальной вычислительной сети ОАО

    53 страниц(ы) 

    Перечень сокращений и условных обозначений
    Введение
    1. Описание организации
    1.1. Об организации
    1.2. Организационная структура
    1.3. Функциональная структура
    1.4. Информационная структура
    1.5. Внешние информационные взаимодействия
    1.6. Техническая оснащенность
    1.7. Потребность в ЛВС
    2. Выбор проектных решений по структуре ЛВС
    2.1. Исходные данные
    2.2. Топология сети
    2.3. Сетевая технология
    2.4. Среда передачи
    2.5. Сетевое оборудование
    3. Выбор сетевых устройств
    3.1. Серверы
    3.1.1. Сервер корпоративных баз данных
    3.1.2. Файловый сервер
    3.1.3. Почтовый сервер
    3.1.4. Интернет сервер
    3.1.5. Сервер для бухгалтерии
    3.1.6. Серверная стойка
    3.2. Соединение сегментов сети
    3.3. Коммутаторы
    3.4. Принтеры
    3.5. Медиаконвертер
    3.6. Сетевые адаптеры
    4. Выбор программных средств
    4.1. Программное обеспечение рабочих станций
    4.1.1 Операционная система
    4.1.2. Антивирусная защита
    4.1.3. Офисные программы
    4.1.4. Web-браузер
    4.1.5. Специализированные программы
    4.2. Программное обеспечение серверов
    4.2.1. Операционная система
    4.2.2. Брандмауэр
    4.2.3. ПО сервера бухгалтерии
    5. Система адресации для всех участников сети
    6. Расчет стоимости оборудования и ПО
    Заключение
    Список литературы
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Стилистика в политическом дискурсе

    69 страниц(ы) 

    Введение….….….….3
    Глава I. Особенности вербальной политической коммуникации….7
    1.1. Понятие политического дискурса….7
    1.2. Риторическая природа политической речи: стилистические фигуры….10
    1.3. Классификация стилистических фигур….….…14
    Глава II. Стилистические фигуры как средство речевого воздействия в российском политическом дискурсе….….….19
    2.1. Общая характеристика материала исследования и методики анализа…19
    2.2. Фигуры речи, построенные на основе повтора.25
    2.3. Фигуры речи, основанные на изменении объема высказывания….29
    2.4. Риторические фигуры….….31
    2.5. Фигуры речи, связанные с изменениями в расположении частей синтаксических конструкций….….33
    2.6. Экспериментальное изучение эффективности использования стилистических фигур в политической речи….….36
    Заключение….….45
    Список использованной литературы….….49
    Приложение….….56
    Методическое приложение….…1
  • Контрольная работа:

    Современные стандарты, применяемые в сфере доу

    16 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Система документооборота организации и ее стандартизация 4
    2. Основные стандарты делопроизводства 7
    3. Виды стандартов в ДОУ 9
    Заключение 13
    Использованная литература 15
  • Реферат:

    Контроллинг маркетинга

    14 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Сущность контроллинга 4
    2. Задачи контроллинга маркетинга 5
    3. Основные инструменты контроллинга маркетинга 8
    Заключение 11
    Список использованной литературы 14
  • Дипломная работа:

    Проблема перевода текстов спортивной терминологии с английского языка на русский язык

    95 страниц(ы) 

    Введение….….….….3
    Глава I. Перевод, переводческие решения и проблемы перевода
    Особенности спортивных терминосистем.….7
    1.1 Общие проблемы перевода….…7
    1.2. Переводческие трансформации и их классификации….14
    1.3. Спортивная лексика разных языков с точки зрения ее употребления.
    Понятие «термин»…38
    1.3.1. Особенности спортивных терминосистем…42
    Выводы по I главе.….….45
    Глава II. Анализ переводческих решений….47
    2.1 Перевод статей по хоккейной тематике….47
    2.2. Переводческий анализ методов перевода…84
    Выводы по II главе….91
    Заключение….….….93
    Библиографический список….…94
  • Дипломная работа:

    Изучение видового состава и численности булавоусых чешуекрылых учалинского района республики башкортостан

    66 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. История изучения насекомых Республики Башкортостан 5
    1.1. Краткая история изучения насекомых Башкортостана 5
    1.2. История изучения бабочек Башкортостана 7
    Глава 2. Место, объект и методы исследований 10
    2.1. Характеристика района исследований 10
    2.1.1. Особенности географического расположения и климата Учалинского района 10
    2.1.2. Растительный и животный мир Учалинского района 14
    2.2. Характеристика объекта исследований 15
    2.3. Методы исследований 18
    2.3.1. Сбор, хранение и препарирование бабочек 18
    2.3.2. Изучение видового состава и численности бабочек 28
    Глава 3. Характеристика видового состава и численности дневных бабочек окрестностей села Уральск 31
    3.1. Видовой состав дневных бабочек окрестностей села Уральск 31
    3.2. Численность дневных бабочек окрестностей села Уральск 34
    Выводы 39
    Литература 40
    Приложения 49
  • Дипломная работа:

    Развитие эмоционального интеллекта школьников младших классов на уроках музыки

    88 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    1.1.Понятие «эмоциональный интеллект». История появления, структура и развитие.
    1.2Составляющие эмоционального интеллекта …
    1.3Характеристика младшего школьного возраста ….…
    1.4 Эмоции, как составная часть эмоционального интеллекта и как особая сфера развития ребенка в процессе обучения в школе…
    1.5.Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике на уроке музыки
    Выводы по I Главе…
    ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО АПРОБАЦИИ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ ….
    2.1.Опытно-экспериментальная работа и ее результаты…
    Выводы по II Главе…
    Заключение…
    Cписок литературы….
    Приложения….…
  • Контрольная работа:

    Информационные технологии в юридической деятельности

    5 страниц(ы) 

    Задание к контрольной работе
    Решение контрольной работы
  • Контрольная работа:

    Разработка АРМ специалиста по складскому учету на предприятии

    38 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….6
    1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ….11
    1.1 Техническое задание….11
    1.2 Характеристики используемой аппаратной части и операционной системы….15
    1.3 Характеристики языка программирования….17
    1.3.1 Общее описание языка программирования….….17
    2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ….….22
    2.1 Постановка задачи….….…22
    2.2 Описание логической структуры….….22
    2.3 Листинг программы….….….25
    2.4 Описание процесса отладки и тестирования….….30
    2.5 Результаты работы программы….….…31
    2.6 Инструкция пользователю….….33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….37
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…38
  • Задача/Задачи:

    Задачи по химии

    20 страниц(ы) 


    Задание 1. Из школьного курса химии хорошо известно, что близость химических свойств щелочных металлов обусловлена сходством электронного строения их атомов. Поэтому если в какой-нибудь химической реакции в качестве одного из реагентов требуется использовать, например, раствор щёлочи, мы обычно не задумываемся над тем, будет ли это гидроксид натрия или калия. Тем не менее, есть примеры реакций, направление которых существенным образом зависит от того, какой именно катион (натрий или калий) будет входить в состав исходного реагента. Одним из таких примеров является реакция Кольбе–Шмидта, широко используемая в промышленности для синтеза самых разных соединений. Ниже Вашему вниманию предлагается схема получения известного лекарственного препарата (соединение Х) и консерванта (соединение Y).

    Дополнительно известно:
    • Соединение B является неустойчивым промежуточным продуктом;
    • C является ценным растворителем, используется для хранения и транспортировки ацетилена (в 1 л C растворяется до 250 л ацетилена), молекулярная масса C меньше, чем D;
    • Соединения E и F являются изомерами, причём в молекуле E образуется внутримолекулярная водородная связь, а в молекуле F – нет.
    Приведите структурные формулы соединений А–F, Х и Y.
    Задание 2. Азотистая кислота – малоустойчивое соединение, однако её можно генерировать in situ (в реакционной колбе) добавлением сильной кислоты к нитриту натрия или другого щелочного металла. Неустойчивость азотистой кислоты во многом связана с тем, что в условиях её генерации она может протонироваться далее с образованием катиона H2NO2+, который реагирует с нуклеофильными частицами как источник катиона NO+. С другой стороны, именно эта способность является основой использований азотистой кислоты.
    В трёх колбах находились водно-метанольные растворы триметиламина (колба А), диметиламина (колба В) и метиламина (колба С). В каждую добавили раствор нитрита натрия и соляную кислоту. Протекание реакции в одной колбе было видно невооружённым глазом, однако при исследовании её содержимого после окончания реакции никаких продуктов найти не удалось. Анализ содержимого другой колбы после проведения эксперимента показал наличие соединения D, содержащего, по данным элементного анализа, 37,8 % азота. В третьей колбы никаких следов протекания реакции поначалу обнаружено не было. Однако когда анализ повторили через несколько дней, в ней, наряду с исходным субстратом, было найдено некоторое количество соединения D, а также новое соединение Е.
    1. Объясните полученные результаты. Напишите уравнения реакций, протекавших в каждой колбе.
    Не все первичные амины ведут себя одинаково в реакциях с азотистой кислотой. Например, при обработке нитритом натрия и соляной кислотой этилового эфира глицина образуется соединение F, содержащее 42,1 % С.
    Задание 3. Соединения, содержащие связь С=О, чрезвычайно важны как в крупнотоннажной химической промышленности, так и в тонком органическом синтезе, а также играют огромную роль в химии живого. Это обусловлено высокой реакционной способностью карбонильных соединений по отношению к различным нуклеофильным реагентам. Так, при взаимодействии альдегидов и многих кетонов с цианидом натрия или калия образуются так называемые циангидрины. Например, из уксусного альдегида с помощью этой реакции можно получить широкоиспользуемый полимер P и молочную кислоту М:

    1. Напишите структурные формулы соединений А, В и М. Укажите мономерное звено полимера P.
    Однако некоторые альдегиды при действии цианид-иона не образуют циангидрины. Так, при нагревании бензальдегида с NaCN образуется соединение С, содержащее 72,4 % углерода, 5,2 % водорода и 13,8 % кислорода по массе.
    2. Напишите структурную формулу С, учитывая, что при действии на С периодата натрия образуется только исходный бензальдегид, а при обработке 1 г С гидридом натрия выделяется 96,6 мл водорода.
    В 1850 г. Штрекер хотел получить молочную кислоту, проведя вышеупомянутую реакцию уксусного альдегида с цианид-ионом, используя в качестве источника последнего HCN и водный аммиак. Однако после гидролиза первичного продукта он, к своему удивлению, получил не молочную кислоту, а соединение D (C = 40,45 %), хорошо растворимое в воде и играющее важную роль в жизнедеятельности человека.
    3. Напишите структурные формулы частиц, в виде которых соединение D присутствует в водных растворах при pH 0, рН 7 и рН 12.
    Задание 4. Жили-были однажды муж с женой – молодые химики, и был у них сынишка Иванушка. Уехала однажды мама в командировку и оставила молодого папу на хозяйстве. Квартиру убери, поесть приготовь, в магазин сходи, да ещё студентам контрольную приготовить надо. Плачет брошенный Иванушка, надрывается. И тут осенило химика: соски-пустышки сыну не хватает! А из чего пустышки делают? Или из латекса натурального каучука, или из каучука синтетического.
    1. Приведите структурную формулу мономерного звена натурального каучука. 2. Напишите схемы реакций, протекающих при вулканизации ди-трет-бутилпероксидом синтетического бутадиенстирольного каучука. 3. Приведите структуру мономерного звена силиконового каучука, если его брутто-формула (C2H6O3Si)n.
    Изготовили Иванушке пустышку по спецзаказу, а он всё равно плачет. Осмотрел его папаша – ба, а пелёнки-то мокрые! Раз постирал, два постирал – надоело! Надо бы подгузник сынишке сделать. А из чего? 4. Для изготовления впитывающих материалов раньше использовались доступные природные материалы, такие как хлопок или высушенный мох. Из какого полимера построены эти материалы? К какому классу органических веществ он относится?
    Задание 5. Определите, какие два вещества вступили в химические реакции, если в результате их протекания получены следующие продукты (указаны без коэффициентов):
    А) ; Б) ;
    В) ; Г) ;
    Д) .
    Напишите уравнения этих реакций.
    Задание 6. При крекинге предельного углеводорода образовалась смесь двух углеводородов, содержащих одинаковое число атомов углерода. Плотность смеси по водороду равна 28,5.
    1. Установите строение исходного углеводорода и продуктов крекинга.
    2. Напишите уравнения крекинга алкана.
    3. Ответьте на следующие вопросы:
    • С какой целью в промышленности осуществляется крекинг высококипящих нефтяных фракций?
    • Какие виды крекинга осуществляют в промышленности?
    • Какой еще способ переработки нефти применяют в промышленности? Что лежит в основе этого метода?
    Задание 7. При хлорировании алкана получена смесь двух монохлорпроизводных и трех дихлорпроизводных.
    1.Установите возможное строение алкана и назовите его.
    2.Напишите структурные формулы продуктов хлорирования.
    3. Назовите продукты реакции.
    4. Ответьте на следующие вопросы:
    • К какому типу реакций относится реакция хлорирования алканов и в каких условиях проводят эту реакцию?
    • Имеются ли различия в реакционной способности различных СН- связей данного алкана в реакции хлорирования?

    Задание 8. К 1,12 л бесцветного газа (н.у.), полученного из карбида кальция и воды, присоединили хлороводород, образовавшийся при действии концентрированной серной кислоты на 2,93г поваренной соли. Продукт присоединения хлороводорода полимеризовался с образованием 2,2 г полимера. Написать уравнения протекающих реакций.
    1. Какое соединение было получено из карбида кальция?
    2. Какой полимер был получен и какие названия этого полимера вам известны?
    3. Каков выход превращения мономера в полимер (в % от теоретического)?
    4. Какими свойствами обладает и где находит применение данный полимер?
    Задание 9. Органическое стекло представляет собой термопластичный полимер, полученный из метилового эфира метакриловой кислоты – простейшей непредельной карбоновой кислоты с разветвленным скелетом.
    1. Напишите уравнение реакции образования оргстекла.
    2. Дайте название полимера.
    3. Может ли оргстекло использоваться повторно после его термической переработки?
    4. Где используется оргстекло?
    5. Какие свойства оргстекла обуславливают его широкое применение?
    6. В чем отличие свойств оргстекла от свойств силикатного стекла?
    Задание 10. Этиловый эфир n-аминобензойной кислоты применяется в медицине под названием анестезин.
    1. Какими способами можно синтезировать это соединение, исходя из n-нитротолуола?
    2. Обоснуйте последовательность стадий предложенных способов синтеза.
    Дайте названия всех представленных реакций и продуктов этих реакций.
    Задание 11. Сегодня нашу жизнь невозможно представить без пластмассовых изделий и синтетических волокон: корпус ручки, которой Вы сейчас пишете, яркая кофточка на симпатичной девушке, что Вы встретили вчера, жевательная резинка, которую усердно жует сосед слева, клавиатура ноутбука автора этой задачи – все это сделано из высокомолекулярных продуктов крупнотоннажной химической промышленности. Ниже приведена некоторая информация о пяти распространенных синтетических полимерах I V.
    Поли-мер Название или аббревиатура Промышленная схема получения
    I ПВХ
    II ПС
    III ПЭТ, лавсан
    IV, V ?, ?
    1. Приведите структурные формулы промежуточных продуктов А – З, а также структурные формулы элементарных звеньев полимеров I IV (без учета стереоизомеров).
    2. Расшифруйте аббревиатуры названий полимеров I III. От каких слов образовано название "лавсан"? Укажите названия полимеров IV и V. Как называется процесс превращения IV в V под действием серы? Какой из полимеров I IV образовался в результате реакции поликонденсации?
    Задание 12. Рассмотрите цепочку превращений:
    1) А = Б + В
    2) Б + С2Н5Cl = Г
    3) Г + С2Н5Cl = Д + А
    4) Б + TiCl4 = А + Е
    5) Б + С4Н8Cl2 = А + Ж
    6) Б + N2O4 = И + NO
    1. Расшифруйте вещества А – И, если известно, что вещество А придает
    горький вкус морской воде, Б, В, и Е являются простыми веществами. Реакции 1 и 4 проходят при высокой температуре. Реакция 1 идет под действием постоянного электрического тока. Реакцию 2 проводят в диэтиловом эфире.
    1. Напишите уравнения реакций 1 – 6.
    Что может представлять собой вещество Ж? Назовите его.
    Задание 13. При исследовании присоединения бромистого водорода к соединению А (в соотношении 1 : 1) образуются 2 изомерных продукта В и С, содержащих 79,2% брома, а также углерод и водород, причем В содержит асимметрический атом углерода, а С имеет в спектре ПМР два сигнала от двух типов протонов. Реакция была исследована различными группами ученых, которые получили разное соотношение продуктов. Обнаружено, что в присутствии гидрохинона (1,4-дигидроксибензола) образуется преимущественно изомер В.
    1. Установите структуру соединений А, В, С. Объясните однозначность вашего
    выбора.
    2. Объясните, почему различными группами ученых были получены разные
    результаты. Какие условия необходимо соблюдать в данной реакции для преимущественного получения С ?