Курсовая работа
«М. М. Сперанский как теоретик государственного управления»
- 24 страниц
Введение….3
Глава 1. Предреформаторский период…5
1.1 Личность Сперанского…5
1.2. Карьера М.М. Сперанского….….7
Глава 2 – М.М. Сперанскитй – реформатор….13
2.1 План ре-форм….13
2.2. Главные положения проекта реформ Сперанского.…14
2.3 Причины и последствия отставки Сперанского….19
Заключение….…22
Библиографический список…24
Наполеон назвал Сперанского „единственной светлою головою в России“. Во время одной из встреч с Александром Наполеон долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к императору и сказал: „Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств“. Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в семье потомственных священнослужителей в селе Черкутино Владимирской губернии. В возрасте 7 лет он начал обучение во Владимирской семинарии, где ему дали фамилию Сперанский (от лат. «надежда»). В 1788 г. в С.-Петербурге была открыта Главная семинария при Александро-Невском монастыре, туда направили «надежнейших в благонравии, поведении и учении» семинаристов, среди них был и Михаил Сперанский.
На долю Сперанского выпала одна из тех странных участей, которые нередко постигают государственных людей, призванных действовать на заре общественного развития. Никто, конечно, не привлекал внимания общества так сильно и так долго. Почти сорок лет Сперанский не сходил с государственного поприща; с его именем связаны две величайшие реформы нового времени, которые до сих пор возбуждают много толков; но не только его деятельность - самые происшествия его жизни долго оставались, и отчасти остаются до сих пор, совершенною загадкой. Благодаря тому полусвету, в котором, до нашего времени, совершалась политическая жизнь России, первая половина этой деятельности превратилась в какую-то легенду еще до смерти Сперанского. Ни многочисленные враги, ни немногие страстные поклонники не могли поднять завесы, за которой скрывалась мысль государственного человека. Злонамеренная клевета и легкомысленное слово соперничали в очернении его памяти. До сих пор мы знакомимся с делом Сперанского всего более из отзывов людей, которые стояли в рядах его противников или находились под сильным их влиянием.
Сложно найти в историческом сознании последующих лет личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: «попович», «семинарист», «служанка», «предатель», «отец русской бюрократии», «реформатор» и т.д. Его имя привлекало к себе внимание общества в те периоды российской истории, когда государство находилось на пороге существенных преобразований. Неслучайно именно в годы подготовки и проведения реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности Сперанского.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение М.М. Сперанского как теоретика государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть личность Сперанского;
2. Рассмотреть карьеру М.М. Сперанского;
3. Изучить план реформ;
4. Описать главные положения проекта реформ Сперанского;
5. Определить причины и последствия отставки Сперанского.
Объектом курсовой работы является жизнь и деятельность М.М. Сперанского.
1.1 Личность Сперанского
Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского.
В 1790 году Сперанский стал слушателем Александро-Невской Главной семинарии, куда направлялись лучшие ученики семинарий со всей России. Это заведение готовило элиту духовного сословия. Среди изучаемых предметов было немало светских дисциплин: высшая математи-ка, физика, даже новая французская философия. Сперанский в совершенстве освоил французский язык и всерьез увлекся творчеством западных просветителей. Впрочем, будущий реформатор показывал отличные успехи по всем предметам. В 1792 году Сперанский блестяще окончил Главную семинарию, он был оставлен при ней учителем математики. Позднее он также стал преподавать физику, красноречие и философию, а в 1795 году стал префектом семинарии. В том же году Сперанского рекомендовали в качестве домашнего секретаря князю Куракину. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавания и перейти на гражданскую службу. В ответ на это митрополит, желая удержать Сперанского на духовном поприще, предложил ему постричься в монахи, что открывало путь к высокому архиерейскому сану. Однако Сперанский предпочел отказаться от этой возможности, и в 1797 году был зачислен в канцелярию генерал-прокурора.
Чиновничья карьера Сперанского развивалась стремительно. В 1797 году он – титулярный советник, спустя 3 месяца – коллежский асессор, с 1798 года – надворный советник, а в 1799 году – статский советник. К 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Сперанский стал действительным статским советским. Этот гражданский чин соответствовал званию генерал-майора в армии, а его носитель мог занимать даже губернаторскую должность.
В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам.
После свержения Павла Сперанский стал статс-секретарем тайного советника Д.П. Трощинского – государственного секретаря Александра I. С 1802 года Сперанский осуществлял работу по подготовке проектов государственных реформ в Министерстве внутренних дел. В эти годы он составил для царя несколько важных политических проектов, главный из которых – «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Также Сперанский участвовал в разработке указа о вольных хлебопашцах, который стал первым шагом к отмене крепостного права.
За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.
После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.
В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.
М. М. Сперанский – сын сельского священника, ставший секретарем императора без протекции, обладал множеством талантов. Он много читал и знал иностранные языки.
По поручению императора Сперанский выработал проект реформ, призванных изменить систему управления в России. М. Сперанский предполагал следующие изменения: ввести принцип разделения властей на за-конодательную, исполнительную и судебную; ввести местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской допустить к выборам всех собственников земли, в том числе государственных крестьян (45% от общего числа).
Выборность Госдумы впервые предполагалась как основанная на избирательном праве – многоступенчатом, неравном для дворян и крестьян, но широком. Реформа М. Сперанского не наделяла Госдуму широкими полномочиями: все проекты обсуждались, одобренные думой, они вступали бы в силу только после царского на то разрешения. Царь и правительство, как власть исполнительная, лишались права издавать законы по одному своему желанию.
Если бы проект государственной реформы России М. Сперанского был воплощен в действии, то сделал бы нашу страну конституционной монархией, а не абсолютной. Реформа содержала много либеральных начал, но её основным недостатком был факт административного преобразования через отсутствие социального изменения. Чтобы стать либеральной, стране требовалось бы освободить крестьян от зависимости. Н М. Сперанский планировал изменять конституционное устройство государства, не освобождая 55% крестьянства от крепостного гнета.
Проектом нового русского Гражданского уложения М. Сперанский занимался так же, как и первым: не беря во внимание реальную ситуацию в государстве. Деятель составлял новые законы, основываясь на философских трудах Запада, на практике же многие эти принципы просто не работали. Многие статьи этого проекта – калька Наполеоновского Кодекса, что вызвало возмущение в русском обществе. М. Сперанский издал указ об изменении правил присвоения чинов, пытался бороться с дефицитом бюджета, который опустошали войны, участвовал в разработке таможенного тарифа в 1810 году.
Оппозиция реформатору и в верхах, и в низах продиктовала Александру I решение отстранить М. Сперанского от всех занимаемых должностей и сослать в Пермь. Так в марте 1812 года его политическая деятельность прервалась. В 1819 г. М. Сперанского назначили генерал-губернатором Сибири, а в 1821 г. он вернулся в Петербург, стал членом учреждённого Государственного совета. После вынужденной ссылки М. Сперанский пересмотрел взгляды, стал высказывать мысли, противоположные прежним.
1. М. М. Сперанский «Введение к уложению государственных за-конов»;
2. Фёдоров В. А. «М. М. Сперанский//Российские реформаторы»;
3. Томсинов В. «Сперанский» 2006;
4. Караева А. В. «План государственных преобразований М. М. Сперанского» //Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина
5. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991.
6. Чистякова О.И. "История отечественного государства и права". Учебник. Часть 1.
7. Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятель-ность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993.
8. Исаев И.А. "История государства и права России"- полный курс лекций, - М.: Юрист, 1994.
9. Левандовский А. Самоуправление в контексте самовластия - // Знания сила. 1992г. №2
10. Павленкова Ф. “Жизнь замечательных людей: Петр Великий, Меньшиков, Воронцовы, Дашкова, Сперанский”. - “ЛИО Редактор”. 1995.
11. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
12. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - Спб., 1845.
13. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). - Спб., 1833.
14. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991.
15. Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993.
16. Чистякова О.И. "История отечественного государства и права". Учебник. Часть 1.
17. Шильдер Н. Император Александр I: Т.III. - Спб., 1897.
Тема: | «М. М. Сперанский как теоретик государственного управления» | |
Раздел: | История отечественного государства и права | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности государственной политики Российской империи в северо-западных провинциях: Великое княжество Финляндское
Лабораторная работа:
Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт
Курсовая работа:
Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия
Курсовая работа:
Государственная служба. Ограничения, связанные с государственной службой
Реферат:
Место и роль информации в деятельности органов государственной власти