Дипломная работа
«Взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и жизнью»
- 57 страниц
Введение….…3
Глава I. Теоретическое исследование по проблеме влияния трудовой деятельности на удовлетворенность жизнью….…5
1.1. Изучение проблемы влияния трудовой деятельности на удовлетворенность жизнью…5
1.2. Удовлетворенность трудом: основные понятия, факторы, критерии….7
1.3. Удовлетворенность жизнью и ее взаимосвязь с трудовой деятельностью…12
1.4. Стиль руководства как один из факторов удовлетворенности трудом и его влияние на общую удовлетворенность жизнью….15
Выводы по главе I….22
Глава II. Эмпирическое исследование зависимости удовлетворенности трудом и жизнью от стиля руководства на предприятии….24
2.1 Методы исследования….25
2.2. Вычисление среднегрупповых показателей…27
2.3.Сравнительный анализ результатов….28
Выводы по главе II…32
Заключение….35
Список использованной литературы….40
Приложение
В современных, динамично изменяющихся условиях персонал является ключевым активом организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность и устойчивое развитие. Понимание и удовлетворение текущих и будущих ожиданий и потребностей работников является залогом долгосрочного успеха и процветания организации.
Качественная оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации [4,5].
Центральное место в данном исследовании занимает вопрос, насколько человек удовлетворен своим трудом, от чего эта удовлетворенность зависит, какие ее предпосылки заложены в самой природе человека и в какой мере она зависит от социальных условий в целом и как удовлетворенность трудом влияет на общую удовлетворенность жизнью. Это и определило актуальность выбранной темы.
Можно предположить, что стиль руководства, как один из показателей трудовой деятельности, оказывает влияние на удовлетворенность работника своим трудом, которая в свою очередь влияет на удовлетворенность жизнью, т.е. при положительной динамике первой составляющей наблюдается положительная динамика во второй, и наоборот неудовлетворенность трудом оказывает воздействие и приводит к неудовлетворенности жизнью. Это предположение выступило гипотезой исследовательской работы.
Объектом исследования является удовлетворенность жизнью, предметом – влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью.
Цель исследования – определить взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и жизнью. Для реализации поставленной цели был выполнен ряд задач:
- изучить работы по исследованию удовлетворенности трудом и жизнью;
- дать определение понятию удовлетворенности трудом и жизнью;
- выявить основные критерии удовлетворенности трудом и жизнью;
- обнаружить и проанализировать взаимосвязи между степенью удовлетворенности различными аспектами и условиями труда, личностными особенностями исследуемых и общей удовлетворенностью жизнью;
- подвести итоги исследовательской работы.
Методы и методики, используемые в исследовании:
- анализ научно-методической литературы, эксперимент, опрос, беседа;
- математические вычисления;
- обработка полученных данных и результатов исследования;
- сопоставление данных;
- подведение итогов исследования.
Эмпирическая база исследования: исследование взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и жизнью проводилось с операторами телефонной службы, в котором приняли участие девушки в возрасте от 20 до 35 лет.
Глава I. Теоретическое исследование по проблеме влияния трудовой деятельности на удовлетворенность жизнью
1.1. Изучение проблемы влияния трудовой деятельности на удовлетворенность жизнью
Вопросы удовлетворенности рабочих своим трудом привлекли внимание уже в 30-х годах XX века. И хотя за прошедшие полвека опубликовано достаточное количество статей по различным ее аспектам, тем не менее, эта проблема и по сей день далека от своего теоретического осмысления и тем более практического решения. Объектом исследования становятся все новые вопросы, требующие как теоретического, так и эмпирического анализа.
Исследователи объясняют это тем, что такая форма жизнедеятельности, как работа занимает у человека 1/3 времени, в течение которого он находится в активном состоянии, и нет другой такой сферы деятельности, которая была бы сравнима с нею по временным затратам.
Действительно, вопросы отношения к труду, удовлетворенности трудом в последние годы стали предметом исследования ученых во многих странах. На наш взгляд, это связано с тем, что современное производство определяется не только вещественными факторами, но и резко возросшими влиянием и ролью человеческого фактора [7].
Проблема удовлетворенности трудом давно привлекает пристальное внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Следует подчеркнуть, что историческое первенство в изучении проблемы удовлетворенности трудом и факторов, определяющих её уровень, принадлежит западным ученым. Первыми столкнувшись с проблемой, актуальность которой особенно высока в обществах с развитой рыночной экономикой, они заложили основы её дальнейшего изучения. Большой вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли такие ученые как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, Г. Форд, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум, Р. Хьюзман, Дж. Хатфилд, У.Э. Деминг, Б.Ф. Скиннер и др [11,13]. Эти ученые создавали различные теории и модели мотивации и удовлетворенности трудом, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий, часть из которых будут рассмотрены далее.
Однако говорить о том, что проблема полностью изучена, нельзя. Многие модели и теории противоречат друг другу, отстаивают противоположные утверждения об изучаемом феномене. Каждая из теорий и моделей подвергалась критике со стороны других ученых, и необходимо отметить, что эти теории и модели, созданные зарубежными учеными, – продукты другого общества, отражающие другие культурные стандарты и поэтому не всегда применимые в российских условиях.
Отечественные ученые приступили к исследованию проблем удовлетворенности трудом сравнительно недавно. За это время ими получены важные результаты, раскрывшие, в частности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности работников предприятий промышленности, сельского хозяйства и др. Но, к сожалению, уровень этих исследований и практическое применение их результатов не отвечают полностью современным требованиям.
Пока четко не установлены значение и пути использования показателей удовлетворенности трудом в практике управления предприятиями. Необходимо отметить, что большинство отечественных специалистов рассматривают удовлетворенность трудом как психологическую или социально-психологическую категорию. Большинство исследований, посвященных проблеме отношения к труду, удовлетворенности трудом, текучести кадров у нас в стране выполнены по философским наукам и рассматривают удовлетворенность трудом как философскую категорию (А.Э, Левин, А.К. Мещеркин, К.Р. Хаава, Г.П. Бессокирная). В последние годы стали появляться работы, посвященные исследованию регионального управления (менеджмента) [21,16].
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы удовлетворенности трудом в российской современной науке. Однако в настоящее время важным вопросом для многих организаций является проблема взаимосвязи удовлетворенности трудом и эффективности деятельности сотрудников.
Таким образом, исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы удовлетворенности трудом в российской современной науке, и в то же время об ее реальной значимости для любой организации, понимающей, что работа и карьера имеют для людей наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом.
Основные направления исследований удовлетворенности трудом можно сгруппировать в три главные категории:
• причины и ограничители удовлетворенности (неудовлетворенности),
• последствия удовлетворенности (неудовлетворенности)
• исследование уровней удовлетворенности (неудовлетворенности).
По результатам этих исследований, можно говорить о том, что удовлетворенность трудом влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей.
Удовлетворенность трудом складывается из удовлетворенности внутренними и внешними поощрениями. Внутренние поощрения связаны с самим процессом выполнения работы. Примером внутренних поощрений является чувство удовлетворенности от хорошо выполненной работы, достижения высокого результата и реализации поставленных целей. К внешним поощрениям относятся финансовые стимулы (зарплата, премии и т.п.), дополнительные льготы, продвижение и т.д. Оба типа поощрений важны для работников, поскольку они отвечают их разным потребностям.
Взаимоотношения между поощрениями и удовлетворенностью являются динамическими: они изменяются по мере изменения как самих работников, так и их окружения.
Для организации данные об удовлетворенности работой – это фактически информация о кадровых рисках компании.
Благополучие личности, как удовлетворенность жизнью, складывается из ряда составляющих: социальное, духовное, физическое (телесное), материальное и психологическое благополучие. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Удовлетворенностью жизнью зависит от множества факторов и причин.
Удовлетворенность трудом является одной из составляющих удовлетворенности жизнью и оказывает свое влияние на нее на разных возрастных этапах развития.
Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности.
Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля лидерства: подход с позиции личных качеств, ситуационный и поведенческий подход.
Согласно поведенческому подходу определяются три основных стиля руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный или либеральный.
Стиль руководства, являясь одним из факторов трудовой деятельности, оказывает свое влияние на удовлетворенность трудом. Демократичный стиль, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к высокой производительности труда.
На основе полученных теоретических знаний была сформирована эмпирическая часть исследования.
Экспериментальную базу составили сотрудники городской службы записи в составе 60 женщин, разделенных на 2 группы в зависимости от руководителя.
Для исследования были применены следующие методики:
1. Анкета для работающих;
2. Опросник привлекательности труда;
3. Методика определения стиля управления персоналом (В.П.Захаров);
4. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой;
5. Тест ИЖУ («Индекс жизненной удовлетворенности»).
Участвовать в исследование согласились операторы, в обязанности которых входит обслуживание клиентов по телефону. Все работники находятся в равных трудовых условиях: рабочие места оборудованы компьютерами с идентичным программным комплексом, телефонами, наушниками с микрофоном. Операторами руководят для ведущих специалиста, в соответствии с этим сотрудники разделены на 2 группы по 30 человек.
На основе результатов проведенных методик были составлены основные характеристики групп.
Социо-демографические особенности выборки можно охарактеризовать следующим образом:
- в исследовании приняли участие 60 женщин;
- 28 испытуемых имеют высшее образование, 15 – неполное высшее, 17 – средне-специальное;
- в возрасте от 18 до 20 – 7 человек, 21 до 25 лет – 30 человек, в возрасте от 26 до 30 – 18 человек и в возрасте от 31 до 35 – 5 человек.
Результаты анкетирования показали, что все сотрудники 1 группы вполне довольны своей жизнью, во 2 группе 20 сотрудников частично довольны, 10 сотрудников считают, что не вполне довольны своей жизнью.
Для большинства сотрудников: 30 человек из 2 группы и 10 человек из 1 группы, работа является основным смыслом жизни; 20 человек (1 группа) осознают важность работы, но не ставят ее на первое место в своей жизни.
Анализ результатов методики диагностики привлекательности труда показал, что в коллективе наблюдается общая неудовлетворенность потребностей сотрудников, что указывает на низкую привлекательность труда в данном коллективе на данном предприятии. Однако следует отметить наличие удовлетворенности по некоторым спектрам:
• для 10 сотрудников: 8 из 1 группы (26,5%), 2 из второй группы (6,6%) – привлекательным кажется возможность в творческой и интересной работе;
• 20 операторов (33%) удовлетворены возможностью получить общественное признание личного вклада и важности работы коллектива в целом
• 8 сотрудников из 1 группы (26,5%) и лишь двоих – из второй группы (6,6%) устраивает общение как «по-вертикали» (с вышестоящим руководством), так и «по-горизонтали» (с коллегами по работе).
На основе результатов методики определения стиля управления персоналом В.П.Захарова пришли к выводу о том, что для первой группы характерным является авторитарный стиль руководства, для второй – демократический.
Средне групповой показатель по методике удовлетворенности трудом для обеих групп указывает на неполную удовлетворенность работников своим трудом. Однако, стоит отметить, что в 1 группе удовлетворенных трудом 8 человек, что составляет 26,7%; во 2 группе – 12 человек (40%).
Анализ результатов теста «Индекс жизненной удовлетворенности» показал, что в целом испытуемые вполне довольны своей жизнью. В первой группе удовлетворенных своей жизнью 24 человек (80%), не удовлетворенных – 6 человек (20%); во второй группе: удовлетворены своей жизнью 26 человек (86,7%), не удовлетворены – 4 человека (13,3%).
Таким образом, стиль руководства, являясь одной из составляющих трудовой деятельности, оказывает свое влияние на удовлетворенность трудом сотрудников организации. А удовлетворенность трудом влияет на удовлетворенность жизнью в целом.
1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 2010.
2. Бодалев А.А. Общая психодиагностика А.А. Бодалев, В.В. Столин СПб.: Изд-во «Речь», 2009.
3. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала – М.: Гуманитарный центр, 2008.
4. Волосский А. Мотивация и стимуляция труда – М.: Техносфера, 2009.
5. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности – М.: Фонд "Мир", 2010.
6. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 2009.
7. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., МГУ. 2008.
8. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология – М.: Гуманитарный центр, 2008 г.
9. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2008.
10. Кричевский Р.Л., Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Приор-издат, 2008.
11. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.
12. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2009.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2008.
14. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: «Наука»,2009.
15. Лукашевич Н. П. Психология труда: Учеб. пособие / Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук. — К.: МАУП, 2008.
16. Меркулова О. С. Психология труда – М.: Приор-издат, 2009.
17. Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента, Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2009.
18. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
19. Монусова Г. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления // Мировая экономика и международные отношения, 2008. – № 12. – С.74-83.
20. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Т. 1.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Т. 3.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009.
23. Патрушев В. Д., Калмакан Н. А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. М.: Наука, 2009.
24. Попов Ю. Н., Шевчук А. В. Введение в социологию труда и занятости – М.: Дело, 2009.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под общей ред. АА. Крылова, С.А. Маничева - СПБ.: Питер, 2008.- 210с.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /сост. Райгородская Д.Я. - Самара: Издательский дом "БахРах - М", 2009.- 174с.
27. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. - М.: МОДЭК, 2010 г.
28. Психология личности: Словарь-справочник /Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2008.
29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение - СПб.: "прайм - ЕВРОЗНАК", 2008.
30. Справочник практического психолога: Психотерапия /сост. С.Л. Соловьева. – СПб: Сова, 2010.
31. Толковый словарь по управлению. – М.: «Аланс», 2009.
32. Толочек В. А. Современная психология труда - СПб: Питер, 2008.
33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2 т. // Пер. с немецкого. / Под ред. Величковского Б.М. - М.: Педагогика, 2008.
34. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М.: «Логос», 2009.
Тема: | «Взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и жизнью» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 1800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Удовлетворенность трудом работников в сфере торговли
Курсовая работа:
Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников
Дипломная работа:
Взаимосвязь психологической устойчивости и адаптации учащихся профильных классов
Дипломная работа:
Взаимосвязь интеллектуального развития и формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Взаимосвязь самоценки и уровней притязания в старшем юношеском возрасте