Дипломная работа

«Оценка сформированности экологической культуры студентов старших курсов педагогического вуза»

  • 62 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Обзор литературы 6

1.1. Понятие об экологической культуре и её составляющие . 6

1.2. Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры 9

1.3. Уровень сформированности экологической культуры учащейся молодёжи по материалам исследований 16

1.4. Важность эколого-педагогической подготовки студентов педагогических ВУЗов 20

Глава 2. Объект и методы исследования 25

2.1. Характеристика объекта исследования 25

2.2. Характеристика методов исследования 26

Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение 37

3.1. Анализ объёма и характера изучения дисциплин экологической направленности 37

3.2. Результаты определения уровня экологической культуры . 40

3.3. Результаты оценки развитости экологического сознания . 46

3.4. Результаты выявления доминирующей установки в отношении природы 49

Заключение 52

Выводы 53

Литература 55

Введение

Актуальность исследования. Тенденции развития мирового общества, промышленности, экономики оказывают существенное негативное влияние на экологическое состояние планеты, что ставит под угрозу дальнейшее существование и развитие человечества. Одним из путей решения экологических проблем современности, по мнению исследователей, является формирование экологической культуры общества посредством реализации экологического образования и воспитания его представителей (Вовк, 2019).

Развитость экологической культуры личности, представляет собой комплекс постоянно обновляемых теоретических и практических знаний с их непременным преломлением в устойчивые нравственные ценности и соответствующие нормы общественного, коллективного и индивидуального поведения (Семыкин и соавт., 2016). Развитие экологической культуры личности определяет деятельность человека в социоприродном окружении. Именно от уровня развития экологической культуры личности зависит возможность общества жить и действовать в ближайшем будущем (Моисеева и соавт., 2012). При этом экологические знания, умения и навыки должны выступать не в качестве объекта усвоения, а в качестве психолого-педагогического средства развития личностных ценностей и способностей к равноправному взаимодействию с другими людьми, другими представителями биосферы, природой в целом (Семыкин и соавт., 2016).

В системе экологического воспитания важнейшую роль отводят педагогу, который «создаёт систему формирования и сохранения экологических знаний, нравственности, передачи всего накопленного экологического опыта следующим поколениям, и всем тем людям, которые способны нести ответственность за будущее цивилизации» (Мамедов, 1996). Учитель должен стать проводником нового мышления - экологического, возможного лишь при условии высочайшей нравственности, образованности, культуры и профессионализма. У каждого выпускника учебного заведения должно быть сформировано экологическое мышление, выражающееся в воспитанной в нём привычке оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в окружающей среде (Бобоева, 2016). Поэтому, одной из задач на современном этапе образования педагогических вузов в процессе подготовки компетентных педагогов является формирование у них экологической культуры, которая в дальнейшем поможет смягчить и уладить экологические трудности и сформировать надлежащее нравственное отношение к окружающей природной среде у учащихся в школах (Файрушина, 2007).

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования стала оценка сформированности экологической культуры студентов старших курсов педагогического ВУЗа.

Объект исследования: студенты выпускных и предвыпускных курсов (151 человек) четырёх факультетов Башгоспедуниверситета им.М.Акмуллы, обучающиеся по различным профилям направления Педагогическое образование.

Задачи исследования:

- изучить литературу по рассматриваемой проблеме;

- провести анализ объёма и характера изучения дисциплин экологической направленности на разных профилях обучения;

- определить уровень экологической культуры студентов;

- оценить развитость экологического сознания;

- определить тип доминирующей установки в отношении к природе.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами экологами, а также в учебно-воспитательном процессе, при организации экологического образования и воспитания учащейся молодёжи.

Апробация работы: Результаты исследования опубликованы в международном научно-практическом журнале «Форум молодых учёных» № 6 (34) 2019.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 62 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания объекта и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, заключения, выводов и списка литературы. Работа содержит 8 таблиц и 5 рисунков. Список литературы включает 60 источник, в т.ч. 15 иностранных источников.

Фрагмент работы

1.1. Понятие об экологической культуре и её составляющие

На протяжении жизни человек создаёт взаимоотношения природы и культуры. Только он осуществляет прострацию культуры в природе, модифицируя её и применяя её ресурсы для достижения собственных целей. Несомненно, данная культура человека обозначает формы и значение этого взаимоотношения (Дорошко, 2012).

Понятие «экологическая культура» неустойчиво в своих определениях. Многие учёные, в своих исследовательских работах, затрагивают вопросы экологической культуры человека (Моисеев Н.Н., Ситаров В.А., Пуставойтов В.В., Лихачев Б.Т., Гирусов Э.В., Дерябо С.Д., Ясвин, В.А., Бондаренко В.Д., Лось В.А. и другие.). Одновременно сформировывая, расширяя, углубляя данное понятие, добавляя в него все новые характерные особенности. Во- первых, это позволяет рассматривать понятие более обширно, во-вторых, при потребности позволяет выявить определённые аспекты и, в-третьих, даёт преимущество установить взаимодействие с другими понятиями и характеристиками (Мартыненко, 2011).

Фундаментальные методы к определению понятия «экологическая культура» значительно отличаются. Согласно взглядам В.Д.Бондаренко: «материальную и духовную сферу жизни общества охватывает экологическая культура, представляющая собой культуру всех видов деятельности, так или иначе связанных с познанием, использованием, преобразованием природы» (Бондаренко, 1987). В качестве структурных элементов экологической культуры при этом выделяются: научно

обоснованные способы рационального природопользования; методы охраны окружающей природной среды; нормы экологически корректного поведения по отношению к природе, формирующиеся в процессе познавательной и практической деятельности; а в качестве специфических характеристик экологической культуры - сознательность, убеждённость, осознание 6

природы как достояния (Бондаренко, 1987).

Другой точки зрения придерживается, например, В.А.Лось, предписывающий экологической культуре значительно меньшее проблемное поле и полагающий, собственно, что «экологическая культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса сохранению природной среды» (Лось, 1998).

Лихачева Б.Т., считает, что экологическое образование, и экологическая развитость является результатом экологической культуры, и она может рассматриваться «как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно практической деятельности». Экологическое сознание включает в себя основные категории, понятия, ключевые слова, специальное и специфическое экологическое знание, дающее возможность целенаправленного и целесообразного вмешательства в организацию отношений к природе и в обществе людей между собой. Ядром экологического сознания является экологическое мышление - умственная аналитико-синтезирующая способность человека, дающая ему возможность осознания, понимания, выражения в понятиях, категориях, выводах и обобщениях закономерных связей и зависимостей, на основании которых возможно продуманное, научно обоснованное, взвешенное вмешательство в природу, жизнь общества и отдельных индивидов, сохранение экологического равновесия» (Лихачев, 2010).

Другие исследователи (Ситаров и соавт., 2000) определяют экологическую культуру «как нравственно-духовную сферу

жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и

экологическую деятельность». По их мнению - «экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним».

Заключение

Взаимодействие человека и природы в условиях быстрого роста промышленного производства, с существующими многоотходными технологиями, сегодня достигло предела критических форм и размеров. Возникновение экологических проблем связано, прежде всего, с социально-экономическими факторами, и эти проблемы должны быть решены не только с помощью технических средств, но и путём переориентации ценностей, отношения и поведения отдельных лиц и групп по отношению к окружающей среде. Человечество осознает необходимость создания нового менталитета, связанного с взглядами на экологически безопасное и устойчивое развитие общества. Экологическая культура, а также его структурные элементы как средство социального воздействия должны обеспечивать нормальное функционирование всех механизмов социального контроля. Общество должно осознанно отдавать приоритет поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, а также экологическому просвещению и воспитанию подрастающего поколения (Dzhamalova et al., 2019).

По мнению Игнатенко и соавт. (2014) экологическая культура является решающим фактором в гармонизации отношений общества и природы и становится в настоящее время всё более актуальной. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание, целью которого является целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний. Высшее учебное заведение должно быть центральным ядром в сфере непрерывного обучения, потому что здесь полностью реализован междисциплинарный принцип, а также взаимосвязь между техническими и гуманитарными науками. Экологическое образование должно способствовать формированию у студентов экологического мышления, которое включает в себя признание места человека в природе, реализацию проблемы, раскрывающей взаимодействие между человеком и биосферой, выбор новых ценностных ориентаций и экологически ответственных стратегий (Яловая и соавт., 2011).

Список литературы

1. Асафова, Е.В. Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе [Текст] /Е.В.Асафова // Вестник Казанского технологического университета. - №3. 2009. - С.139-144. - УДК

37.013.43; 37.033.

2. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов// Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Е.В.Асафова; под ред. В.И.Андреева. - Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - С. 157-176.

3. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов [Электронный ресурс] /Е.В.Асафова //Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета). Отчет о научно-исследовательской работе. - Казань, КФУ. - 2002 - Режим доступа: http://old.k**u.ru/infres/nikolaev/2002/gl2 3 3.htm. - 12.05.19.

4. Бобоева, З.С. Учитель и экологическое образование учащихся [Текст] /З.С.Бобоева //Учёные. 2016. - №1(46). - С.208-210.

5. Богданова, Е.П. Созерцание и созидательная эстетика как факторы формирования экологической культуры в рамках непрерывного экологического образования [Текст] /Е.П.Богданова, Т.С.Куприянова// Современные проблемы науки и образования. Издательский Дом «Академия Естествознания» - М.: 2012. - № 6. - С. 284.

+ еще 55 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Оценка сформированности экологической культуры студентов старших курсов педагогического вуза»
Раздел: Экология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика