Дипломная работа

«Модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.»

  • 75 страниц(ы)
  • 2998 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава I. Стиль модерн в архитектуре Европы XIX-XX вв. 6

1.1. Модерн в искусстве 6

1.1. Основы стиля модерн 18

1.3. Символизм и дизайн модерна 30

Выводы по первой главе 37

Глава II. Стиль модерн в архитектуре России XIX-XX вв. 38

2.2. Петербургская архитектура эпохи модерна 48

2.3. Московский модерн в архитектуре 64

Выводы по второй главе 71

Заключение 72

Список использованной литературы 73

Стиль модерн (от латинского modernus — новый, современный) появился в Европе в 80-х годах XIX века и властвовал до Первой мировой войны, когда наступившая разруха потребовала от архитектуры простоты, экономичности и конструктивизма. Модерн же отвечал вкусам богатых, стремившихся так обустроить дом, чтобы выделиться из общей массы и удовлетворить свои амбиции.

В конце XIX века российский капитализм переживал небывалый подъем. Русское купечество, пришедшее на смену обедневшим дворянам, стало основным заказчиком частных домовладений у профессиональных мастеров. Нувориши стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Поэтому рубеж XIX и XX веков был одним из самых благоприятных периодов для развития архитектуры в России.

Архитекторы и художники, работавшие в стиле модерн, дерзко ломали привычные представления и нормы, добиваясь наибольшего эстетического эффекта. В моду входили бледные пастельные тона. Колоссальное значение в архитектуре модерна придавалось отделке. Часто один элемент, например изогнутый завиток, многократно повторяясь, становился доминантой оформления — его использовали и в железной решетке ограды, и в светильниках, и в дверных ручках, и в барельефах и фризах. Модерн отличают мягкие текучие формы, растительные элементы (стилизованные орхидеи, лилии, ирисы), морские мотивы (раковины, медузы, русалки).

«Назад к природе» — девиз стиля модерн, который взят на вооружение и современными дизайнерами. Отголоски этого стиля легко узнаваемы: это плавные, легко перетекающие друг в друга асимметричные линии, повторяющие изящество и естественность растений. Тут есть где разгуляться фантазии дизайнера. Интерьер модерна сочетает мебель, ткань, стекло, бронзу, керамику.

Воспроизводится и особая цветовая гама модерна, художники и декораторы которого создали сложную систему орнамента, в котором растительные мотивы настолько стилизованы, что прототип-растение едва можно узнать: в глаза бросается лишь ритмика криволинейных линий, тонов и полутонов.

Именно, потому что стиль модерн возрождается снова, актуальность изучения данной темы очевидна.

Объект исследования – архитектура в стиле модерн.

Предмет исследования – особенности стиля модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.

Цель исследования – изучить особенности стиля модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.

Задачи исследования:

Наиболее современным исследованием по изучаемой проблеме является книга Николаевой С.И. «Эстетика символа в архитектуре русского модерна» 2004 г. издания. В книге исследуется эстетическая концепция стиля модерн на материале русской архитектуры эпохи начала 20 в. Ее своеобразие и специфику автор видит в эстетике символа, которая объединяет стиль модерн с символизмом начала века. Автор анализирует наиболее авторитетные теоретические и философские концепции символа этой эпохи, раскрывает связи, объединяющие эстетику стиля модель с романтизмом и конструктивизмом. Символ трактуется в книге как особое художественное понимание формы и интерпретация предметности в архитектуре и искусстве. Исследование категорий символической формы дополняется исследованием ее типологии. Большое внимание уделено анализу конкретного архитектурного материала и примеров "синтеза искусств", к которому стремился стиль модерн.

Еще одна работа заслуживает отдельного упоминания – это книга Б. М. Кирикова «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома» 2006 г. издания. В книге известного историка архитектуры Б.М. Кирикова детально рассмотрены архитектурные памятники петербургского модерна — особняки и доходные дома. Определяются их своеобразные и характерные черты, прослеживаются творческие взаимосвязи архитекторов. Это помогает представить общую картину развития нового стиля в Петербурге. Издание богато иллюстрировано современными и старыми фотографиями, репродукциями проектных чертежей. Автор продолжает работу над темой. Сейчас готовится издание второй книги, в которой будут представлены общественные здания и храмы периода модерна.

Методология исследования: В работе были использованы методы историзма и объективизма. Так же были использованы методы теоретического анализа современной литературы по данному вопросу; визуальное изучение памятников архитектуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- углублены представления о стиле модерне;

- раскрыты особенности европейского и русского стиля модерн в архитектуре.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в ходе профессиональной деятельности учителя истории при раскрытии тем, связанных с культурой России и Европы.

Исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе раскрыты особенности стиля модерн в Европейской архитектуре, а во второй главе – в русской архитектуре.

Источниковую базу составили архитектурные памятники г.Санкт-Петербурга, Москвы и Уфы.

Глава I. Стиль модерн в архитектуре Европы XIX-XX вв.

1.1. Модерн в искусстве

Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма.

Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». Даже если в этих словах есть преувеличение (показательно использование термина «эпоха» вместо «период»), то в них отражен созидательный пафос того времени. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается совершенно новое искусство. «Мы гребень вставшей волны», – писал В. Брюсов. В период Модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Немецкое «Jahrhundertwende» – «поворот столетий», как подмечено А. Русаковой, лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение «fin de siecle» – «конец века». Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов. Поэтому Г. Стернин сделал логичное заключение, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер. можно сказать, что бидермейер и модерн – это начало и конец целой исторической фазы романтизма».

Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники Модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». В России утвердился термин «Модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Тем не менее, все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл. Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения.

Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. В начале XX в. в архитектуре возрождалось неоклассическое течение и зарождался конструктивизм. Эти течения взаимодействовали между собой. Поэтому, к примеру, Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода Модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого. Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием. Характерный признак произведений, выполненных в этом стиле, – волнообразно изогнутая линия. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Последнее, однако, менее удачно, поскольку при явной, демонстративной декоративности произведения в стиле Ар Нуво не представляют собой внешнее украшательство, что типично для произведений предыдущего периода эклектики.

Эстетика изогнутой линии, родившаяся в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела в период Модерна конструктивный характер. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве. Развивая идеи, заложенные Дж. Раскиным и У. Моррисом в движении «Искусства и ремесла», английские художники А. Макмардо, С. Имейдж, У. Крэйн, архитекторы Ф. Уэбб и Н. Шоу в 1882 г. создали студию «Гильдия века». В работах художников студии прослеживается увлеченность искусством Востока и эстетикой изогнутых линий, но также стремление к рациональности и конструктивности. В 1892 г. бельгийский живописец Анри Ван де Велде (1863-1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от «фигуративного искусства» и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий.

Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком.

Русский модерн вдохновлялся другими источниками - своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь - уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой - это модерн (сравните с Гауди и увидите, насколько наш собор ближе стилю этого архитектора, чем, скажем, стилю Корбюзье). А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?!

Художникам и архитекторам, представителям русского модерна, сгруппировавшихся вокруг княгини Тенишевой в Талашкино, не пришлось ничего выдумывать, ничего заимствовать из других культур. Они просто слегка трансформировали народное искусство и получился русский модерн, русский стиль, который хоть и назывался кое - кем слегка презрительно стилем а ля рюсс, но, по - моему, может спокойно именоваться - без «ля» - русским стилем.

Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо - о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился - пусть в других одеждах, красках и формах - и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок - концертов. Это сделали «дети - цветы» 60 - х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.

Заключение

Модерн — универсальный синтетический стиль, возникший в конце ХІХ-начале ХХ веков. В дизайне интерьера возникли принципиально новые декоративные элементы, которые сразу вытеснили элементы конструктивные. Именно в это время и появилось восприятие дизайна как самостоятельного вида искусства.

В стиле модерн отделывали интерьеры квартир и особняков (двери, окна, печи, камины), производили мебель, различные предметы убранства. Во Франции этот стиль получил название “ар нуво”, в Германии — “югендстиль”, в Австрии — “сецессион”. Наиболее значительными мастерами модерна в европейской архитектуре были венские архитекторы Отто Вагнер и Иозеф Ольбрих, бельгийский — ван де Вельде, английский — Чарльз Макинтош и в США — Луис Салливэн. А родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта.

Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна, требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин “Инновассион”, построенный В.Ортом в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющих лестницу.

1. Афанасьев К.Н. Щусев А.В. - М.,1978.

2. Бартенцев И.А. Современная архитектура Ленинграда. – Ленинград, 1966.

3. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX в. - М., 1971.

4. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1990.

5. Бранденбург Б.Ю., Татаржинская Я.В., Щенков А.С. архитектор Иван Машков. - М., 2001.

6. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва: архитектурный путеводитель. - М., 1996.

7. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991.

8. Гронов Ю. О конвенциональной эстетике в обществе модерна. // Социс. №9, 2005.

9. Заварихин С.П., Фалтинский Р.А. Архитектура и капитал. - СПб., 1998.

10. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. (1830-е – 1917 ГОДЫ). / Под науч. рук. Крашенинникова А.Ф. - М., 1998.

11. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / Сост. В.Г.Исаченко. — СПб.: Лениздат, 1998. С. 842-861.

12. Зодчий. 1902. № 5.

13. Зодчий. 1910. № 41.

14. Иконников А.В. Архитектура Москвы XX век. - М., 1984.

15. Исаченко В.Г. Зодчие Санкт-Петербурга XIX начала XX веков. - СПб., 2000.

16. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. – М., 2006.

17. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна, опыт формологического анализа. - М., 1979.

18. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. - М., 1977.

19. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978.

20. Кириченко Е.И. Русский стиль. - М., 1997.

21. Кириченко Е.И. Фёдор Шехтель. - М., 1973.

22. Колмовский А.А. Наряд московских фасадов. - М., 1987.

23. Латур А. Москва 1890-1991. - М., 1997.

24. Лукомский Г.К. О постройке Нового Петербурга//Зодчий. 1912. № 52.

25. Машков И.П. Путеводитель по Москве. - М., 1913.

26. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - М., 1998.

27. Нащокина М.В. Московский модерн. (2-е изд.). - М., 2003.

28. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. творческие портреты. (2-е изд.). - М., 1998.

29. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. – М., 2004.

30. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. // Под ред. Макаревич Г.В. - М., 1989.

31. Памятники архитектуры Москвы. Территория между садовым кольцом и границами города XVIII века. / Под ред. Макаревич Г.В. - М., 1998.

32. Петрова Е.В. Философско-эстетические аспекты стиля модерн в архитектуре. // Вестник МУ. Серия 7. Философия. №6, 2001.

33. Пэнэжко Н.Л., Демкина С.М. Малая Никитская, 6. К 100-летию особняка С.П. Рябушинского. - М., 2003.

34. Резвин В. Парфенон Модерна. // Новый дом. №6, 2002.

35. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. Экскурсии для москвичей. - М., 1993.

36. Романюк С.К. Из истории московских переулков. - М., 1988.

37. Романюк С.К. По землям московских сел и слобод - М., 1998.

38. Русские столицы: Москва и Петербург. - М., 1995.

39. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М.,1989.

40. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. - Воронеж, 1991.

41. Снегирева Т. Улыбающийся модерн. // Юный художник. №2, 2002.

42. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. - М.,1983.

43. Фролова А. Рубеж веков. Стиль модерн. // Красивые дома. №22, 2001.

44. Харит М. Возвращение модерна. // Домовой. №10, 2001.

45. Шехтель Ф.О. и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX века. - М., 1988.

Покупка готовой работы
Тема: «Модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика