Курсовая работа
«Экономика знаний»
- 32 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты экономики знаний 5
1.1 Понятие и сущность экономики знаний 5
1.2 Основные черты экономики знаний 8
1.3 Подходы к измерению экономики знаний 10
2 Современное состояние и перспективы экономики знаний 12
2.1 Современное состояние экономики знаний в России 12
2.2 Перспективы экономики знаний 24
Заключение 28
Список литературы 30
Актуальность определяется тем, что знание, воплощенное в человеческом капитале и технологиях, всегда играло важную роль в прогрессе экономики и общества, что нашло отражение в понятии «экономика, основанная на знаниях».
Основные изменения за последние годы – глобализация, научно- технологические революции, экспоненциальный рост инвестиций в знания, мобильной связи и интернет-пользователей – ускорили развитие новой экономики. Новые знания и технологии переформатировали матрицу экономического развития. Современная экономика трансформировалась в знаниево-цифровую, движущей силой которой становится преимущественно не материальное производство, а знания и интеллект, которые воспринимаются как: фактор производства экономических благ, результат деятельности, продукт прямого конечного потребления, предмет и средство распределения и коммерческих сделок, средство аккумуляции интеллектуальной информации, инструмент управления, способ объединения общества и воспроизводства общественных институтов [8].
Уже более четверти века ученые-экономисты характеризуют трансформационные процессы, происходящие к экономике, как переход к постиндустриальной экономике. Постиндустриальная экономика является принципиально более сложной системой, чем индустриальная. Увеличение сложности связано с тем, что технический прогресс и революция в области ИКТ существенно изменили основные параметры развития экономических систем: их организационную структуру, состав факторов производства, механизм устойчивого роста и т.д. В экономической литературе постиндустриальную экономику нередко отождествляют с экономикой, основанной на знаниях и инновациях. Быстрое развитие науки, распространение ИКТ, превращение знаний в основной ресурс материального и нематериального производства обеспечили в ряде стран переход к экономике знаний. На сегодняшний день существует несколько определений экономики знаний, но в большинстве случаев все определения сводятся к тому, что экономика знаний - это экономика, которая создает, распространяет и использует научные знания для развития и высокой конкурентоспособности. Основой экономики знаний являются процессы генерации знаний, их коммерциализация на основе интеллектуального потенциала. К экономике знаний в самом широком смысле сегодня обычно относят три основные сферы: НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, и информационные и компьютерные технологии (ИКТ). Хотя каждая из них сохраняет свою относительную самостоятельность, представить одну сферу без двух других достаточно сложно. [1]
Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.
Задачи:
1. понятие экономики знаний;
2. дать характеристику основным особенностям экономики знаний;
3. выявить тенденции экономики знаний;
4. изучить роль государства в формировании экономики знаний;
5. проанализировать становление экономики знаний в России.
Методы исследования: сравнительный анализ подходов к определению «экономика знаний»; анализ особенностей развития рынка труда на примере Новосибирской области.
1 Теоретические аспекты экономики знаний 1.1 Понятие и сущность экономики знаний
В процессе эволюции человечества знания всегда играли важную роль, однако в современном мире их значение возрастает рекордными темпами. Сопоставляя стадии развития общества и экономические системы, можно сказать, что доиндустриальному обществу соответствует экономика, основанная на физическом труде, индустриальному – экономика массового машинного производства, постиндустриальному – инновационная промышленная экономика, а информационному обществу, или так называемому обществу знаний, – экономика знаний [7].
Под экономикой знаний понимается определенный тип экономических отношений, возникающих между субъектами в процессе создания и потребления экономических благ[3], где ключевую роль играют нематериальные факторы, в основе которых лежат знания и человеческий капитал [6], а их производство является источником роста экономики[8].
На сегодняшний день спорным остается вопрос о том, является ли экономика знаний самостоятельным этапом перехода от постиндустриального общества к новой стадии эволюции или представляет собой один из периодов развития постиндустриализации. С одной стороны, между этими типами экономик присутствует существенное различие: в случае постиндустриальной экономики ключевую роль играют материальные активы, в то время как в экономике знаний центральными являются нематериальные преимущества, такие как навыки, опыт, ноу-хау. С другой стороны, благосостояние компаний по-прежнему зависит от производственных мощностей, а наличие нематериальных активов способствует росту конкурентоспособности на рынке[10].
Поскольку экономика как наука является многоуровневой структурой, исследование экономики знаний также происходит на макро- и микроуровне. Центральной проблемой макроэкономики знаний является макроэкономический рост, в основе которого лежит усиление роли знаний. Микроэкономика знаний, в свою очередь, сконцентрирована на изучении менеджмента бизнес-процессов компании с учетом фактора знаний. В условиях рыночных отношений исследование микроуровня представляется особенно важным, так как фирмы являются ключевыми экономическими агентами, и от их развития зависит уровень жизни общества в целом[8].
Характерным признаком возникновения экономики знаний является становление самих знаний в качестве товара, который обладает определенным весом на рынке. Соответственно, для полноценного понимания принципов функционирования экономики знаний требуется определить термин «знание».
Знание представляет собой результат мыслительной деятельности человека, связанной с анализом окружающих его явлений [13]. Для преобразования информации в знание ее необходимо верифицировать, то есть обработать посредством наложения опыта, мировоззрения и личного эмоционального восприятия человека. Как правило, знание не принадлежит отдельному индивиду: благодаря системе общественных взаимосвязей оно становится доступно другим людям. Так, в процессе деятельности любого предприятия знания могут выступать в трех формах: индивидуальное, коллективное и организационное [5].
Носителем индивидуального знания является конкретный субъект. Данная форма знания разделяется на четыре подгруппы в зависимости от источника приобретения знаний. Генетические знания включают в себя способности и предрасположенности, которыми индивид наделен от рождения. Первичные знания содержат общие сведения, полученные человеком, например, в школе. Профессиональные знания приобретаются в высших учебных заведениях и включат в себя определенные профильные умения и навыки. Специальные знания индивид получает на рабочем месте в процессе трудовой деятельности, и они содержат конкретные навыки, связанные со специальностью [11].
В процессе взаимодействия сотрудников при решении общих задач их индивидуальные знания объединяются в коллективное знание, которое обладает такой полезной особенностью, как синергетический эффект. Иными словами, коллективный интеллектуальный капитал усиливается за счет слияния отдельных знаний работников в единое целое [5].
Организационное знание включает в себя все индивидуальные и коллективные знания сотрудников, а также элементы корпоративной культуры, систему управления, устоявшиеся процессы и процедуры, определенные технологии, используемые на предприятии, и так далее. Кроме того, в компаниях могут существовать так называемые «банки знаний» – объемы информации, накопленные в результате реализации завершенных к текущему времени проектов, которые можно использовать в будущем [7].
В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации, в 2020 году экономика России должна быть переведена на инновационный путь развития [12]. Одними из ключевых факторов, способствующих формированию инновационной экономики, являются знания и интеллектуальный капитал сотрудников организаций, а также эффективное их использование в экономике государства с помощью современных методик координации общественного труда [8]. Центральной функцией менеджмента компании, работающей в условиях инновационной экономики, является управление знаниями [9], поскольку именно от них во многом зависит успех ее деятельности, а конкурентоспособность на рынке напрямую связана с инновационными идеями, заложенными в основу производства товара или услуги. Соответственно, первостепенную роль играет максимально эффективная организация процессов создания, группировки, хранения и использования знаний [8].
Таким образом, основной вопрос, актуальный в настоящее время в России, – это ликвидация существенного отставания страны от лидеров, наглядно демонстрирующих преимущество экономики знаний, – стран Европы, США и Японии. Российская экономика сегодня имеет колоссальные возможности адаптации к новым реалиям.
Эти возможности связаны, главным образом, с высоким образовательным потенциалом и довольно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы.
На наш взгляд, повышению потенциала экономики знаний России будет способствовать реализация следующих направлений:
1) интенсификация сотрудничества бизнес-структур, власти, научных и образовательных организаций посредством технологий GR-менеджмента, а также создания сетевых структур, поддерживающих деятельность в сфере трансфера технологий и знаний (сетей технологических брокеров, краудсорсинговых платформ);
2) введение новых профессиональных образовательных программ, обучающих специалистов по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer), Big Data и Data Science;
3) снижение «утечки мозгов» (внутренней и внешней) посредством выделения государственных субсидий для приобретения жилья учеными, предоставления им расширенных условий медицинского и пенсионного страхования, а также создания фондов поддержки научно-исследовательской деятельности, например, Фонда молодых ученых и Фонда поддержки наук;
4) поддержание и развитие процессов управления знаниями (обнаружения, сбора, создания, накопления, хранения, распространения, обмена и применения) на уровне отдельных бизнес-структур посредством создания комплексной системы управления знаниями.
В целом, для воплощения имеющегося потенциала по формированию новой экономики в нашей стране необходимо перестраивать свой бизнес с опережением – создавать цифровую основу с применением новейших подходов к ИКТ, управлению большими данными, а также инвестировать в интеллектуальный человеческий капитал для разработки будущих инноваций. Ключевую роль в данном процессе должны играть крупные корпоративные структуры, обеспечивая взаимосвязь производства и потребления знаний, а обязанностью государства должно стать создание благоприятной институциональной, правовой и организационно-экономической среды для развития экономики знаний.
1. Аганбегян А.Г. Возобновление социально-экономического роста: проблемы и перспективы: Среднерусский вестник общественных наук, 2017. - № 3.
2. Бондарь А.В., Бондарь М.А. Экономика знаний: ретроспективно-перспективный анализ // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки, 2011. - № 5.
3. Борбугулов М.У. Экономика знаний - основа инновационной экономики // Вестник Кыргызско-российского славянского университета, 2015. - № 3.
4. Брускин С.Н., Китова О.В. Цифровое управление результативностью корпорации на основе расширенной бизнес-аналитики // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&атр;атр;УЗ-2017): Сб. науч. тр. XX юбилейной Российской научной конф. Т. 1. М., 2017.
5. Будь в доле: растет ли доля российских публикаций в мировых базах данных. Indicator. [Электронный ресурс]. URL: https://indi**tor.ru/article/2017/02/08/ publikacionnaya-aktivnost-rossiyskih-uchenyh.
+ еще 26 источников
Тема: | «Экономика знаний» | |
Раздел: | Макроэкономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Информатика в экономике
Курсовая работа:
Экономико-математические методы исследования и моделирования национальной экономики
Дипломная работа:
ТНК как субъекты глобализации в мировой экономике
Реферат:
Экономичность кризиса, цикличность развития экономики
Контрольная работа:
Основы экономики