Курсовая работа

«Рынок государственных ценных бумаг, история его становления и современные тенденции развития»

  • 45 страниц
Содержание

Введение 3

1 Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг 7

1.1 Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг 7

1.2 Рынок государственных ценных бумаг: сущность, виды, сроки обращения 13

1.3 История становления российского рынка государственных ценных бумаг 16

2 Современное состояние и перспективы российского рынка государственных ценных бумаг 23

2.1 Современное состояние рынка ценных бумаг в РФ 23

2.2 Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ 27

2.3 Основные направления повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг 31

Заключение 37

Список литературы 40

Приложение 46

Введение

Актуальность темы исследования. Модернизация российской экономики невозможна без диверсификации, стимулирования инновационной активности, развития ключевых высокотехнологических и инфраструктурных отраслей, а также без повышения устойчивости финансовой системы к внешним воздействиям [16]. В этих условиях представляется актуальным выявление направлений развития такого сегмента финансовой системы, как рынок государственных ценных бумаг. Значимость развития рынка государственных ценных бумаг (РГЦБ) как для российского финансового рынка, так и экономики страны в целом обусловлена необходимостью погашения внутренних и внешних обязательств государства, привлечения финансовых ресурсов для реализации целевых инвестиционных программ, а также использованием государственных ценных бумаг при проведении денежно-кредитной политики в части регулирования денежного предложения.

Привлекая средства, государство преследует широкий круг целей, таких как финансирование текущего бюджетного дефицита, рефинансирование более ранних займов, проведение операций на открытых рынках, финансирование целевых государственных программ. Кроме того, эффективный рынок государственных ценных бумаг предоставляет его участникам возможности инвестирования средств в сверхнадежные инструменты и обеспечивает формирование индикаторов безрисковых процентных ставок, необходимых как рынку корпоративных облигаций, так и иным сегментам финансового рынка, и экономике в целом.

В связи с этим представляется интересным изучить изменения, произошедшие в структуре портфеля государственных ценных бумаг (ГЦБ) за последнее время, и обозначить возможные направления повышения рынка государственных ценных бумаг.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с исследованием теоретических основ регулирования рынка государственных ценных бумаг в научной литературе исследованы недостаточно.

К настоящему времени существует ряд исследований государственного регулирования фондового рынка и экономики в целом. Среди этих исследований можно выделить работы Л. Абалкина, А. Бабашкиной, В. Галанова, Т. Ковалевой, A. Кокина, Г. Коробовой, Ю. Коробова, Р. Кучукова, Ю. Сизова и др. В экономической науке также существует ряд исследований инструментов фондового рынка и рынка государственных ценных бумаг. Среди них можно выделить работы М. Алексеева, Р. Барра, П. Баренбойма, Л. Гитмана, В. Колесникова, В. Кириченко, К. Макконнелла, Ю. Сизова.

В работах А. Басова, В. Галанова, С. Глазьева, С. Коваленко, Я. Миркина, М. Янукяна рассматриваются продукты фондовых рынков через систему микропоказателей.

В последнее время появились исследования российских и зарубежных ученых в области финансовых инноваций, производных финансовых инструментов, авторами которых являются А. Буренин, Ю. Капелинский, Д. Маршалл, А. Фельдман, У. Шарп и другие.

Между тем, несмотря на широкий спектр упомянутых исследований, проблемы, связанные с эффективностью функционирования рынка государственных ценных бумаг, изучены недостаточно. Актуальность и недостаточная научная разработанность обозначенной проблемы, ее научнопрактическая значимость обусловили выбор темы, цель и задачи настоящего исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в исследовании рынка государственных ценных бумаг и разработке направлений повышения его эффективности. В соответствии с этой целью были поставлены следующие основные задачи:

- определить сущность, структуру и функции рынка ценных бумаг;

- определить место российского рынка ценных бумаг в структуре мирового финансового рынка;

- рассмотреть рынок государственных ценных бумаг, его сущность, виды и сроки обращения;

- исследовать современное состояние рынка ценных бумаг в РФ;

- выявить проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ;

- разработать основные направления повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка государственных ценных бумаг между участниками финансового рынка. Объектом исследования является рынок государственных ценных бумаг России.

Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, финансов, развития рынка ценных бумаг и его регулирования, классические работы ученых в области экономической теории. Реализация поставленных в работе задач потребовала применения таких методов, как экономико-статистический, исторический, причинноследственный анализ, системный подход к анализу экономических отношений, а также традиционных приемов экономического анализа - наблюдения, группировки, обобщения.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что исследование и выводы могут быть использованы для разработки экономической политики в области государственного регулирования процессов развития и функционирования российского рынка государственных ценных бумаг.

Основные положения и выводы работы могут применяться в преподавании курсов «Рынок ценных бумаг», «Государственное регулирование», «Государственный и муниципальный долг», «Финансы».

Структура работы. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Фрагмент работы

1 Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг

1.1 Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг

Под рынком ценных бумаг подразумевают сферу экономических отношений, которая связана с выпуском и обращением ценных бумаг. Целью рынка ценных бумаг является аккумуляция финансовых ресурсов и обеспечение возможности их перераспределения посредством совершения разными участниками рынка различных операций с ценными бумагами. Другими словами целью рынка ценных бумаг является осуществление посреднических функций в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Являясь частью финансового рынка, он занимает промежуточное место между рынками капитала и денежными рынками.

Задачи рынка ценных бумаг заключаются в том, чтобы:

• мобилизовать временно свободные финансовые ресурсы в целях осуществления определенных инвестиций;

• сформировать соответствующую современным мировым стандартам рыночную инфраструктуру;

• обеспечить выпуск и обращение новых видов ценных бумаг;

• повышать эффективность рыночного механизма, а также системы управления и ценообразования;

• содействовать реальному контролю на базе государственного, биржевого регулирования;

• способствовать совершенствованию саморегулируемых организаций, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка;

• формировать портфельные стратегии;

• снижать инвестиционный риск;

• проводить маркетинговые исследования, позволяющие осуществить прогноз перспективных направлений развития рынка [18, с. 52].

В настоящее время принято множество нормативных правовых актов, которые регулируют различные стороны рынка ценных бумаг, а также деятельность его участников. Основополагающим нормативным актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г.

Рынком ценных бумаг осуществляется ряд функций, именуемых «общерыночными», т. е. присущими каждому финансовому рынку, специфическими функциями.

«Общерыночные» включают следующие функции:

• аккумуляции, проявляющуюся в обеспечении возможностей для мобилизации временно свободных финансовых ресурсов и для их последующего использования в интересах участников рынка и национальной экономики государства;

• организации процедуры доведения финансовых активов до потребителей, проявляющуюся в создании различных институтов, реализующих ценные бумаги, и заключающейся в обеспечении нормальных условий для реализации денежных ресурсов потребителей в обмен на интересующие их ценные бумаги;

• перераспределения, включающую финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, оперативное перераспределение денежных средств, перевод сбережений из непроизводительной формы в производительную [11, c. 22];

• регулирования, заключающуюся в определении процедуры разрешения споров между участниками рынка ценных бумаг и органов контроля и управления рынком ценных бумаг, а также в установлении правил торговли и участия в ней.

• стимулирования, заключающуюся в побуждении юридических и физических лиц быть субъектами рынка посредством передачи им прав на участие в управлении предприятиями (обладать акциями), получение дохода, возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества).

• контроля, заключающуюся в контроле над соблюдением норм законодательства, правил торговли и этических норм участниками рынка;

• ценовая, которая устанавливает и обеспечивает процесс формирования и движения рыночных курсов на ценные бумаги путем сбалансирования спроса и предложения на ценные бумаги при проведении с ними соответствующих операций;

• страхования ценовых и финансовых рисков (или хеджирование), которая выполняется при заключении фьючерсных и опционных контрактов;

• коммерческая, которая осуществляется в целях получения участниками прибыли от операций на рынке ценных бумаг;

• информационная, заключающуюся в выработке информации об объектах торговли и ее участниках и доведении ее до экономических субъектов рынка;

• влияния на денежное обращение с целью формирования условий для непрерывного движения денег в процессе осуществления различных платежей и в процессе регулирования объема денежной массы в обращении [11, c. 23].

Специфические функции рынка ценных бумаг включают:

• использование ценных бумаг в целях антикризисного управления, для того, чтобы провести приватизацию, реструктуризацию экономики, осуществить антиинфляционную политику и стабилизацию денежного обращения;

• обязательный учет, проявляющийся в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, в фиксировании фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, конвертации и пр., а также в регистрации участников рынка.

В зависимости от того, банковский или небанковский характер у финансовых посредников, международная практика различает 3 модели рынка ценных бумаг, а именно: небанковская модель, где посредниками являются небанковские компании по ценным бумагам; банковская модель, где в качестве посредников выступают банки; смешанная модель, где посредниками выступают и банки, и небанковские компании, что имеет место в России [24, с. 187].

Разработана система классификационных признаков рынков ценных бумаг. Так, на основе территориального принципа различают международный, региональный, национальный и местный РЦБ.

Время и способ поступления ценных бумаг в оборот также является дифференцирующим признаком. В зависимости от этого рынки ценных бумаг подразделяются на первичные и вторичные РЦБ.

Первичным рынком ценных бумаг называют рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг, задачами которого являются следующие: привлечь временно свободные финансовые ресурсы, активизировать финансовый рынок, снизить темпы инфляции. Первичный рынок организовывает выпуск ценных бумаг, размещает ценные бумаги, ведет учет ценных бумаг, поддерживает баланс спроса и предложения.

Вторичный рынком ценных бумаг является рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги, осуществляются акты купли- продажи или другие формы перехода ценной бумаги от одного владельца к другому за период существования ценной бумаги. На вторичном рынке во время купли-продажи осуществляется котировка курса финансового актива. Задачи данного рынка можно определить следующим образом: совершенствовать законодательную базу, соблюдать принятые правила и стандарты, развивать инфраструктуру рынка, развивать новые формы финансовой практики, повышать финансовую активность хозяйствующих субъектов и физических лиц. К функциям вторичного рынка относятся сведение продавцов и покупателей (способствование ликвидности ценных бумаг); обеспечение выравнивания спроса и предложения.

Различают организованный и неорганизованный рынок в зависимости от уровня его организованности.

Заключение

Дальнейшее развитие экономики РФ диктует необходимость в повышении результативности функционирования рынка ГЦБ, оказывающего прямое влияние на формирование государственного бюджета, а также на процесс обеспечения эффективности денежно-кредитной политики и экономики.

Рынок государственных ценных бумаг играет одну из главных ролей в финансировании государственного бюджета и стабилизации ликвидности финансовой системы. Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть федеральные органы власти, власти на уровне субъектов федерации, а также муниципалитеты.

Государственные ценные бумаги выпускаются с целями покрытия дефицита бюджета, покрытия кассовых разрывов в бюджете, привлечения средств для осуществления крупных проектов, а также привлечения средств для погашения задолженности по ранее выпущенным ценным бумагам. Более того, выпуск государственных ценных бумаг позволяет регулировать денежную массу, инфляцию, влиять на валютную курс, перераспределять капитал между сегментами финансового рынка. Широкий спектр функций, выполняемый рынком государственных ценных бумаг, подчеркивает актуальность и большую значимость проблем развития и функционирования данного рынка.

Наибольший вес в структуре внутреннего долга РФ, выраженного в ценных бумагах, имеют облигации федерального займа с постоянным доходом. Далее идут облигации федерального займа с переменным доходом и облигации федерального займа с амортизацией долга. Наименьший вес на сегодняшний день имеют облигации внутренних облигационных займов РФ.

Рассмотрев государственный внутренний долг и его структуру, можно сказать, что сегодня величина внутреннего долга находится на допустимом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что неблагоприятно сказывается на экономическом росте страны. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг.

Помимо этого, еще одним положительным моментом является, то, что государство имеет низкую долю внутреннего долга по отношению к ВВП. Однако, данная ситуация требует постоянного контроля. К настоящему времени достигнут пик государственной задолженности, и если данная тенденция будет прогрессировать, то в скором времени это может привести к тяжелым экономическим последствиям.

Основным недостатком государственных ценных бумаг, как показывает практика, является их невысокая доходность по сравнению с менее надежными корпоративными ценными бумагами. На протяжении последних нескольких лет часть накоплений съедает инфляция, поскольку ее темпы превышают уровень доходности государственных ценных бумаг. К примеру, если инфляция высока, то доходы от ценных бумаг не компенсируют инфляционных потерь.

Так как повышение доходности государственных ценных бумаг не станет эффективным средством для развития экономики РФ, то ведущими направлениями господдержки рынка государственных ценных бумаг будут налоговое стимулирование инвесторов и информационно-технологическая поддержка развития инфраструктуры рынка. Поскольку сегодня наблюдается дефицит инвестиций, и имеют место высокие риски на рынке ценных бумаг, необходимо создавать сильные налоговые стимулы в качестве одного из наиболее действенных инструментов мотивации инвесторов к вложению накоплений в государственные ценные бумаги.

Для того, чтобы финансовый рынок успешно функционировал необходимо укрепление его позиций на облигационном рынке.

В целях развития публичного рынка облигаций нужно предпринять следующие меры, а именно:

- совершенствование механизма публичного размещения облигаций для привлечения новых эмитентов и повышения спроса на этот механизм финансирования заемных средств;

- развитие ценовых центров, которые будут осуществлять функции мониторинга и анализа информации в целях обеспечения справедливой стоимости финансовых инструментов;

- регулирование рынка ценных бумаг, в том числе облигационного;

- повышение инвестиционной привлекательности облигационного рынка, позволяющего при неблагоприятных условиях и трансформациях получать инвесторам положительную доходность;

- содействие становлению механизма секьюритизации;

- создание новых финансовых инструментов;

- проведение рейтинговыми агентствами на постоянной основе оценки эффективности облигационного рынка.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант- Плюс».

2. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136- ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.04.2007 N 63- ФЗ, от 14.06.2016 N 79-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ) - Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внутреннем государственном долге Российской Федерации: Закон РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг от 25 марта 2003 г. № 219-П. (ред. от 17.10.2015) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Ануфриенко М.С. Государственные ценные бумаги Российской Федерации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2019. №20. С. 102-107.

+ еще 56 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Рынок государственных ценных бумаг, история его становления и современные тенденции развития»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика