Реферат
«Общие принципы организации сенсорных систем»
- 16 страниц
Введение…. 3
1. Понятие сенсорной системы….4
2. Функции сенсорной системы….7
3. Принципы построения сенсорных систем….….11
Заключение….14
Список использованных источников….16
Актуальность темы исследования заключается в том, что в обеспечении контактов организма с окружающим миром ведущая роль принадлежит сенсорным системам, осуществляющим прием и обработку внешне сигналов. На основе информационных процессов создается образ мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная деятельность. По И.П. Павлову, сенсорной системой называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов — сенсорных рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию. Поэтому изучение психофизиологии сенсорных процессов имеет огромное научное и практическое значение.
Таким образом, сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует ее.
Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформации ее в нервные сигналы и передачи их в мозг через цепи нейронов.
Цель исследования: изучить общие принципы организации сенсорных систем.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие сенсорной системы
2. Изучить функции сенсорной системы
3. Проанализировать принципы построения сенсорных систем
1. Понятие сенсорной системы
Сенсорной системой называют отделы нервной системы (НС), воспринимающие внешнюю по отношению к мозгу информацию, передающие ее в мозг и анализирующие ее. Работа любой сенсорной системы сводится к преобразованию энергии внешнего стимула в специфическую активность нервной системы и анализу этой информации [1].
По словам Сазонова «Сенсорные системы включают в себя периферические сенсорные рецепторы вместе со вспомогательными структурам (органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и сенсорные нервные центры (низшие и высшие). Низшие нервные центры трансформируют (перерабатывают) входящее сенсорное возбуждение в выходящее, а высшие нервные центры наряду с этой функцией образуют экранные структуры, формирующие нервную модель раздражения - сенсорный образ» [6].
Сенсорной системой (анализатором по И.П. Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию.
Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой воздействие раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма трансформируется в процесс нервного возбуждения.
Сенсорные системы являются необходимым звеном для формирования ответных реакций на воздействия среды. Для сенсорной системы характерно наличие обратных связей, адресованных к рецепторному или первому центральному отделу. Активация их дает возможность регулировать процесс восприятия информации и ее проведение по восходящим путям в мозге.
Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом (опознанием образа), после чего формируется ответная реакция организма.
Информация, поступающая в мозг, необходима для программирования и реализации простых и сложных рефлекторных актов вплоть до психической деятельности человека. И.М.Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения». Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – одна из основных функций.
Переработка сенсорной информации может сопровождаться, а может не сопровождаться осознанием стимула. Если осознание происходит, говорят об ощущении. Ощущение – отражение в сознании свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
В результате изучения данной темы, можно сделать следующие выводы:
1.Сенсорной системой называют отделы нервной системы (НС), воспринимающие внешнюю по отношению к мозгу информацию, передающие ее в мозг и анализирующие ее. Работа любой сенсорной системы сводится к преобразованию энергии внешнего стимула в специфическую активность нервной системы и анализу этой информации.
2.В сенсорную систему входят 3 отдела: рецепторы (органы чувств), проводниковый отдел, связывающий рецепторы с мозгом, и отдел коры головного мозга, которая воспринимает и обрабатывает информацию.
3.Основными функциями сенсорной системы являются: 1) обнаружение; 2) различение; 3) передачу и преобразование; 4) кодирование; 5) детектирование признаков; 6) опознание образов.
4.В этом процессе выделяются основные этапы:
1) возбуждение рецепторов в ответ на действие адекватного стимула (формирование рецепторного потенциала);
2) передача нервного возбуждения от рецепторов в высшие отделы центральной нервной системы;
3) анализ поступающего сигнала в центральных отделах анализатора и выделение из него биологически значимой информации;
4) формирование субъективного образа, адекватного действующему раздражителю;
5) опознание, классификация, идентификация стимула, принятие решения и формирования ответной реакции организма.
5.Все сенсорные системы выполняют одинаковую функцию и, следовательно, имеют сходные принципы конструкции и организации: принцип многоэтажности (или многослойности) сенсорных систем; принцип многоканальности проведения информации; принцип «сенсорных воронок», а также дифференциация по вертикали и горизонтали.
Таким образом, рефлекторная деятельность человека, его психические процессы и поведение напрямую зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ информации, получаемой им из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Сенсорная информация необходима для полноценного развития человека.
1. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб, 2014.
2. Анатомия, физиология, психология человека. Словарь./под ред. А.С.Батуева. СПб., 2011.
3. Дорогина, О. И. Нейрофизиология : учеб. пособие / О. И. Дорогина ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 — 100 с.
4. Высоцкая Т. А, Крысюк О. Н. Курс лекций по основам нейрофизиологии Учебное пособие. Ч.2: «Сенсорные системы»: Чита Изд-во ЗабГПУ, 2004.
5. Реброва Н.П. Физиология сенсорных систем: Учебно-методическое пособие. СПб.,НП «Стратегия будущего», 2007.
6. Сазонов В.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2020: [сайт]. Дата обновления: 12.10.2020. URL: http://kine**olog.su/content/vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena (дата обращения: 15.02.2021).
7. Физиология сенсорных систем: учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А.Ф., Тупиневич Г.С., Киселева О.С., Курмаева А.О., Шафиева Л.Н. - Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2011 – 115с.
Тема: | «Общие принципы организации сенсорных систем» | |
Раздел: | Медицина | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ особенностей развития самоуправления в России
Дипломная работа:
Особенности в ведении бухгалтерского учета на субъектах малого предпринимательства
Реферат:
Становление ТОС в РФ. Прав граждан на осуществление ТОС. Предметы ведения ТОС.
Реферат:
Теоретические основы территориального общественного самоуправления.
Курсовая работа:
Технология организации продаж в розничной торговой сети