Контрольная работа

«Знакомство дошкольников с сезонными явлениями»

  • 37 страниц(ы)
  • 213 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1. Основные направления ознакомления детей с обобщенными представлениями о временах года, ведение календарей природ и погоды 5

2. Анализ работы по ознакомлению с сезонными явлениями в ДОО (на примере одной возрастной группы ДОО) 10

3. Планирование работы с детьми по ознакомлению с сезонными явлениями (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО 13

Практическое задание: 20

Заключение 28

Литература 30

Приложение 1 32

Приложение 2 37

Проблема развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в последнее время является достаточно актуальной. У многих детей, поступающих в школу, наблюдается недостаточный уровень развития представлений о временах года. Дошкольникам часто тяжело запомнить названия месяцев и времен года, трудно освоить такие понятия как «на рассвете», «сумерки». Дети старшего дошкольного возраста часто с трудом могут назвать отличительные особенности каждого времени года. А между тем, детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: правильно обозначая в речи, измерять и определять время; регулировать и планировать свою деятельность во времени, т.е. чувствовать его длительность; в зависимости от наличия времени менять темп и ритм своих действий. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как собранность, организованность, точность, целенаправленность, необходимых ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности». Документ (статья 64, п. 1) также подчеркивает необходимость познавательного развития и формирование предпосылок учебной деятельности в целом и, в частности, развития у детей математических представлений, среди которых важное место занимают представления о времени [9].

Проблема развития представлений детей о времени находит отражение в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО). В содержании ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе и других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.)»; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает «реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Стандарт направлен на решение одной из задач (п. 1.6) «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка» [8].

Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р также подчеркивает важность формирования представлений о времени у дошкольников [5].

Проблема развития представлений о временах года у детей, ее природа, условия развития исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, И. Кант, Я.А. Коменский, К. Маркс, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Шеллинг и др.), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.

1. Основные направления ознакомления детей с обобщенными представлениями о временах года, ведение календарей природ и погоды

Формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников, по мнению Н.А. Рыжовой – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры», «проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды». «Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее» [6]. «Анализ ведущих экологических понятий показывает, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов». «С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию.

Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.

Дошкольники подготовительных групп способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ». «Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей». «Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов и явлений природы способствует активизации мыслительной деятельности детей» [4].

Сезонные изменения в природе – это природные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность живых организмов. «Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Сезонные изменения, или – смена времен года, обусловлена годовым обращением Земли вокруг Солнца при изменении наклона земной оси к плоскости орбиты. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разные сезоны года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что, в свою очередь, влечет за собой изменения в жизни растений и животных» [38]. «В дошкольном возрасте доступны следующие знания о сезонных изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди.

Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

В итоге проведенного теоретического исследования можно сделать вывод о том, что с первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство, сталкивается с окружающими его явлениями природы. Однако всё ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общении с природой? Неправильные представления являются причинами недоброжелательного отношения детей к животным: лягушкам, кошкам и др.

Чтобы подобное не случилось, надо учить дошкольников наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.

Поэтому роль воспитателя в ознакомлении детей с природой и в обучении правильному поведению в природе очень важна.

Педагог должен расширять, формировать, уточнять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, помогать ребенку понять гармонию в природе, целесообразность всего сущего в ней, учить постигать ее законы, ощутить ее красоту. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка.

Используя разные методы в работе с детьми, отвечающие их возрастным возможностям, в том числе - возросшей активности, самостоятельности воспитатель может сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка. Для ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневном жизни. Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм.

Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло - холодно, светит солнце - идет дождь, снег, безветренно - дует ветер, ясное небо - тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде. Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой - день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет. В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света. Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями в живой и неживой природе в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья - благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступным взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день.

Итак, задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]// http://m**u197.ucoz.ru/infa/federalnyj_gosudarstvennyj_obrazovatelnyj_standart.pdf

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений –М.: Издательский центр Академия, 2013.-272с.[Электронный ресурс]: - www.academia-moscow.ru

3. Саморукова П.Г., Маневцова Н.А. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по спец. Дошкольное воспитание - СПб.: Детство-пресс, 2004.-315 с.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учебное пособие для выс. уч. завед. по спец. Дошкольное воспитание - М.: АСАДЕМА, 2006.-374 с.

5. Система экологического воспитания в ДОУ: информационно-методические материалы/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко - Волгоград.: Учитель, 2008.-279 с.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания: Методическое пособие для воспитателей, студентов средних и высших учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 2005.-296 с.

7. Николаева С.Н, Формирование начал экологического воспитания: Методическое пособие для воспитателей ДОУ, студентов средних и высших учебных заведений - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-305 с.

8. Все для детского сада [Электронный ресурс]: http://www.ivalex.vistcom.ru

9. Золотой ключик. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2014. - 168 с.

10. Мир открытий. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.

11. На крыльях детства. Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.В. Микляевой - М.: ИД Карапуз, 2014. — 202 с.

12. Разноцветная планета. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой – М.: Ювента, 2014. – 416 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Знакомство дошкольников с сезонными явлениями»
Раздел: Педагогика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 37
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика