Курсовая работа

«Формы государственного устройства»

  • 35 страниц(ы)
  • 2783 просмотров
фото автора

Автор: chaki74

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 5

2. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 13

3. ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государственного устройства как часть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государственного устройства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государственного устройства.

В различных странах формы государственного устройства имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем формы государственного устройства, особенно современные, имеют много общих признаков.

Таким образом, без анализа формы государственного устройства невозможно определить особенности конституционного устройства государства. Исходя из вышеизложенного, тема форм государственного устройства и ее особенностей в современной России представляется актуальной. Анализ этой темы и является целью данной работы. В свою очередь, задачами работы являются:

- анализ понятия формы государственного устройства и его видов;

- изучение федерации как формы государственного устройства;

- анализ проблем современного федеративного устройства нашей страны.

В работе были использованы методы сравнительного анализа, а также научного наблюдения и обобщения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, в которых последовательно раскрывается рассматриваемая проблема.

Важным элементом формы государства является форма государст-венного устройства, к странам с многонациональным составом часто применяют термин «форма национально-государственного устройства». Именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Форма государственного устройства – это административно-территориальное деление государства, которым определяется взаимоотношения между ним и его отдельными частями.

Форма государственного устройства раскрывает внутренне строение государства, его деление на составные части – администра-тивно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Различают внутригосударственное и межгосударственное устройство. Внутригосударственное устройство подразделяется на унитарное и федеративное государство. Межгосударственное устройство представлено разными видами конфедерации: такими как союз, сообщество, содружество.

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая форма территориальной организации государства.

Основными формами государственного устройства являются унитарные и федеративные государства.

Унитарные государства, это:

- одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательная систе-мы, единые вооруженные силы;

- наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Федеративные государства, это:

две системы высших органов власти – федеральное и субъектов федерации;

- территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территории всех субъектов составляют единую территорию страны;

- граждане субъектов федерации одновременно являются граждана-ми всей страны;

- федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налого-вую и денежную системы;

- субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;

- основную внешнеполитическую деятельность осуществляют феде-ральные органы.

В современном мире наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Российская Федерация состоит из респуб-лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Все они являются носителями государственной власти и по всем основным характеристикам не отличаются друг от друга.

Каждый субъект Российской Федерации является частью Федера-ции, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий. Это означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов, изложенных в Конституции.

Наиболее сложным вопросом в проблеме федеративного устройст-ва государства является разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. Помимо разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, к наиболее существенным вопросам федеративного устройства России следует отнести:

1) укрупнение субъектов федерации;

2) наличие в структуре федерации сложносоставных субъектов (Тюменская область и входящие в нее Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ);

3) существование национальных государственных образований в составе федерации.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (в ред. Закона Российской Феде-рации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 де-кабря 2008 г. 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 октября 2005 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4916.

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

Литература

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. – М., 2004.

2. Гончаров В. В. О некоторых вопросах укрупнения субъектов Российской Федерации как условия оптимизации системы государственного управления: современные проблемы и перспективы развития // Юридический мир. – 2010. – № 2.

3. Григонис Э. П. Формы государства в современном мире. – СПб., 1999.

4. Дмитриев Ю. А., Миронов В. О. Классификация форм государствен-ного устройства // ГП. – 2011. – № 6.

5. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной Рос-сии // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. – 2003. – №3.

6. Калина В.Ф. Федерализм: понятие и конституционные принципы // Юриспруденция. – 2002. – №1.

7. Кожевников В. В. Теория права и государства: учебно-наглядное пособие в 2-х частях. – Омск, 2007.

8. Коломейцева Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации. // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – №6.

9. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 2007.

10. Кульчевский В.В. Особый статус административно-территориальных единиц в укрупненных субъектах Российской Федерации. // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – №2.

11. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2010.

12. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. – М., 2009.

13. Мелехин А.В. Теория государства и права. – М, 2009.

14. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. – М., 2010.

15. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. — М.: Зерцало, 2008.

16. Нерсесянц В. С. Теория государства и права: краткий учебный курс. – М., 2007.

17. Теория государства и права: учебник / под ред. О. В. Мартышина. – М., 2009.

18. Теория государства и права: учебник / под ред. А. Г. Хабибуллина, В. В. Лазарева. – М., 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Формы государственного устройства»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы