Курсовая работа
«Совместная работа с родителями по формированию гендерной идентичности детей 5-6 лет»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ 2
I. Теоретические аспекты формирования гендерных качеств детей 5-6 лет 6
1.1. Понятие и сущность понятий «гендер». «гендерная идентичность», «гендерные качества» 6
1.2. Возрастные особенности развития гендерной идентичности у детей 5-6 лет 10
1.3. Условия и средства формирования гендерных качеств детей дошкольного возраста в детском саду 15
1.4. Совместные формы работы с родителями в формировании гендерных качеств детей 3-4 лет 27
II. Практическая совместная деятельность воспитателя с родителями по созданию центров активности в формирования гендерных качеств детей 5-6 лет 31
2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию гендерных качеств детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности с родителями в группе детского сада 31
2.2. Входная диагностика сформированности гендерных качеств детей 5-6- лет 34
2.3. Опытно-экспериментальная работа по совместной работе с родителями по формированию гендерной идентичности детей 5-6 лет 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложения 55
В современной государственной образовательной политике созданы все условия для формирования различного рода компетентностей, закрепленных действующими законодательными актами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми документами и национальными проектами: Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами НОО, Национальной доктриной развития образования РФ до 2025 г. Формирование гендерной компетентности детей также является одной из приоритетных её областей. Данная проблема относительно нова в педагогической науке и практике и ещё в достаточной мере не разработана, о чём свидетельствует отсутствие исследований, предметом которых является гендерная компетентность детей дошкольного возраста. Хотя другими науками - культурологией, социологией, нейропсихологией накоплен богатый опыт изучения гендерной проблематики, но, на наш взгляд, он не в полной мере используется. Исследователи чаще обращаются к проблемам гендерного воспитания, гендерной социализации, формирования гендерной идентичности, гендерной культуры и т.д.
За последние пять лет в этом направлении проведены исследования и защищены кандидатские и докторские диссертации: Евтушенко И. Н. «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста», Баранниковой Н. А. «Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи», Дресвяниной А. В. «Формирование гендерной идентичности младших школьников в 4 образовательном процессе», Татаринцевой Н. Е. «Теоретико- методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста», Фадеевым С. Б. «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста», Перловой Ю. В. «Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и старшего дошкольного возраста» и др. [7,23, 40]
Исследователями доказано, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения гендерных моделей поведения. Как справедливо отмечает Т. А. Репина, «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста». [41, 42]
Педагоги - практики Курбатова С. И., Воропаева Е. И., Т. И. Федорова, О. Г. Примак и др. применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерно-ориентированные программы в воспитательный процесс. Существуют авторские образовательные программы гендерного воспитания детей, реализуемые в детском саду. Они раскрывают лишь отдельные аспекты формирования гендерной компетентности дошкольников. Направления, связанные со становлением гендерной компетентности детей, в большинстве случаев, требуют дополнительной конкретизации. [2, 10, 12]
Актуальность гендерного воспитания обуславливается тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются, прежде всего, на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психофизиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и 5 социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной социализации именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области.
Поэтому-то, и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной социализации у детей.
Кроме того, актуальным является формирование гендерной идентичности у детей с ОВЗ. В современном мире велика проблема воспитания умственно отсталых детей. Одна из глобальных проблем является гендерное развитие (половое). В современном мире дети по характеру очень трудные. И мы как будущие педагоги должны решать эту проблему, если мы учителя не коррекционной педагогики это не значит, что мы должны обходить стороной этих детей. Если сейчас в мире половому воспитанию тяжело воспитать нормального ребенка то, какого же тогда воспитывать ребенка с ограниченными возможностями? Гендерный подход должен помогать для установления взаимосвязи воспитания и социализации в обществе с сохранением гендерной индивидуальности каждого ребенка; необходимость изучения проблем формирования адекватных представлений о роли мужчины и женщины в социуме, обучения культуре общения и межличностному взаимодействию детей с ограниченными возможностями, так как именно у них эти проблемы усиливаются.
Изложенное выше обусловило выбор темы курсовой работы: «Совместная работа с родителями по формированию гендерных качеств детей 5-6 лет».
Проблема поиска путей формирования гендерных качеств детей 5-6 лет в условиях детского сада.
Объект - формирование гендерных качеств детей 5-6 лет.
Предмет - формирование гендерных качеств детей 5-6 лет в совместной работе с родителями.
Цель - изучение возможностей совместной работы с родителями в формировании гендерных качеств детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность гендерных качеств.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития гендерной идентичности у детей 5-6 лет.
3. Проанализировать примерные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста на предмет условий и средств формирования гендерных качеств детей дошкольного возраста в детском саду.
4. Описать опыт педагогов-практиков по формированию гендерных качеств детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности с родителями.
5. Разработать совместно с мамами Проект центра детской активности «Кулинария» как средства формирования гендерных качеств девочек 5-6 лет.
6. Организовать совместно с папами Проект центра столярной, слесарной мастерской «Гаечка».
I. Теоретические аспекты формирования гендерных качеств детей 5-6 лет
1.1. Понятие и сущность понятий «гендер». «гендерная идентичность», «гендерные качества»
В психолого-педагогической литературе мы встречаем понятие «гендер». «Гендер» по одним источникам - «род» (англ.), по другим - «представление, презентация». Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.
Понятие «гендер» пришло в речь довольно своеобразным путем: английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из речевого контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также вполитический дискурс. Перенос был сделан, чтобы «уйти» от термина sexus, обозначающего биологический пол, поскольку это понятие раскрывает не только телесные различия мужчин и женщин, но и разделение труда между ними, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц в зависимости от их пола.
Термин «гендер» был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий [1, с7].
Гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять человеку в зависимости от его пола. Эти нормы отчасти пересматриваются с каждым новым поколением [7,с.49].
Социализация - совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качестве личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. Социализация предполагает освоение человеком способности к «адаптивности активности» и осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и пр.). Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.[7, с.316] .
Гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [15,с.85].
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических гендерных (половых) различий и гендерной дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются «гендерная идентичность» и «гендерная роль».
Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки.
Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, детского сада общества, сверстников, средств массовой информации) на процесс формирования гендерной идентичности личности свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психологических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной) [5, с. 9].
В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации [5, с.10].
Изменения, происходящие в обществе, потребовали поиска новых подходов к гендерному воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей в социальном контексте, непреднамеренные социальные влияния на развитие дошкольников, способствующие упорядочению процесса гендерной социализации.
Обобщая различные подходы к пониманию сущности воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста в процессе гендерной социализации, в качестве методологической основы исследования определены междисциплинарный, целостный и ролевой подходы (Е.В. Бондаревская, А.Н. Вырщиков, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Е. Каган, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук, В.М. Шепель). На их основе была разработана концепция гендерного воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Междисциплинарный подход дает возможность синтезировать сведения различных наук (биологических, физиологических, антропологических, психологических, философских, социологических, педагогических и др.) о закономерностях развития дошкольников, современной социокультурной ситуации дошкольного детства, являющихся базовыми для целеполагания в воспитании, о подготовке студентов к решению инновационных для педагогики проблем.
Целостный и ролевой подходы позволяют организовать целенаправленное воспитание мальчика/девочки, в процессе которого осуществляется целостное развитие личности, индивидуальности ребенка, осуществляется формирование гендерной социализованности дошкольников.
Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной гендерной социализации.
Анализ педагогической литературы по гендерной социализации показал, что содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. По мнению исследователей С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др. это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно- образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
В процессе изучения состояния проблемы гендерной социализации детей в педагогических, психологических исследованиях, мы пришли к выводу, что содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. Реализация гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски инновационных технологий, методик, обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского/мужского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений своей семье, личной жизни и т.д.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база.
Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.
С целью выявления уровня полоролевого развития исследуемой группы детей, было проведено анкетирование.
Подводя итог констатирующему эксперименту можно сделать следующий вывод. У детей старшего дошкольного возраста представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье и обществе, их социальном статусе, культуре общения и поведения сформированы на среднем уровне. Это объясняет необходимость разработки программы, направленной на формирование и совершенствование уровня развития полоролевых знаний детей.
В рамках настоящего исследования, нами был разработан и внедрен в деятельность МБДОУ план работы с родителями ,в рамках которого были разработаны и проведены занятия для родителей, были разработаны проекты организации центров детской активности по гендерному воспитанию дошкольников совместно с родителями, кроме того нами были разработаны и проведены НОД с детьми.
1. Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях [Текст] /Н.А. Баранникова // методическое пособие для педагогов ДОУ. М.: Сфера, 2012. - 128 с.
2. Волосовец Т.В. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации. ФГОС, 2014 г.
3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка - Пресс, 2009
4. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - М.: 2000, № 2.
5. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] / И.С. Клецина - СПб., Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.
6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март», 2005.
8. Молчанов, С.Г. Новации и инновации: проекты, заявки, гранты [Текст] / С.Г. Молчанов // учебно-методическое пособие (изд. 3-е, испр. и дополн.). - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 176 с.
9. Молчанов, С.Г. содержание социализаций, социальные программы воспитательной работы / С.Г. Молчанов, К. Г. Тротт // Челябинский гуманитарий. - 2009. - № 3 (9). - С. 74-86.
10. Молчанов, С.Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.Г. Молчанов // пособие для работников дошкольного образования. - Челябинск: Энциклопедия, 20112. - 60 с.
11. Молчанов, С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-метод. Пособие для классного руководителя [Текст] / С.Г. Молчанов. - Челябинск
12. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006.
13. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011.
14. Никулин, Е.В. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями [Текст] / Е.В. Никулин // Дошкольная педагогика № 9. - 2011. С. 8 - 11.
15. Практикум по гендерной психологии [Текст] / под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
16. Психология. Словарь / под общ. Ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
17. Сайт http://vas**sixolog.ru/lectures-on-the-psychology/173-2012-01 -24- 09-28-17/1511-2012-01 -24-09-42-35
18. Словарь гендерных терминов [Текст] / под ред. А.А. Денисовой. Женские инновационные проекты. - М.: Информация - XXI век, 2002. -256 с.
19. Татаринцева Н.Е. «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012г.
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 2014.- 203 с.
21. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований, - М, 2000.
Тема: | «Совместная работа с родителями по формированию гендерной идентичности детей 5-6 лет» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика