Курсовая работа
«Проблема искусства Средневековья в трактате У.Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»»
- 36 страниц
Введение 3
1 Биография и творчество Умберто Эко 5
1.1 Основные этапы биографии Умберто Эко 5
1.2 Специфика творчества Умберто Эко 8
2 Искусство Средневековья в трактате «Искусство и красота в средневековой эстетике» 14
2.1 Общая характеристика произведения 14
2.2 Проблема искусства Средневековья в произведении 25
Заключение 34
Список литературы 36
Настоящая работа представляет собой анализ трактата Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике» в плане проблемы средневекового искусства. Поскольку Умберто Эко как творческая личность совмещает в своей деятельности несколько ролей (философа, семиотика, критика культуры, романиста, журналиста, преподавателя и пр.) и пишет в различных «жанрах», работа имеет междисциплинарный характер; при этом, в качестве центральной дисциплины выбрана литература.
«Голос» итальянской философии в последнее время слышен в России все чаще, что связано с появлением у нас переводов ведущихпредставителей современной итальянской философской мысли: П.Аббаньяно, Дж. Ваттимо, Дж. Джентиле, Б. Кроче, У. Эко и др. Тем неменее, на российской философской «сцене» итальянская философскаямысль играет довольно скромную роль.' Скорее всего, такая ситуацияобусловлена тем, что «переводческий конвейер» в нашей странеработает с перебоями, в результате чего многие тексты, давно изученныев Европе, у нас появляются с большим опозданием, в значительной степени потеряв актуальность и интерес для научной публики. Одна из фигур, возникших с существенной задержкой в поле зрения русскоязычного читателя - это итальянский семиотик, писатель и философ Умберто Эко. Для русскоязычного читателя У. Эко может стать проводником в итальянскую культуру, осветить многие ее стороны, поэтому изучение его творчества - задача в России очень актуальная.
В России имя Умберто Эко впервые громко прозвучало в 1988 г. в связи с выходом в свет русского перевода романа «Имя розы», в то время как в западных странах об итальянском интеллектуале заговорили с 1962 года, после появления его первой книги «Открытое произведение» (Opera aperta). Таким образом, широкому российскому читателю Эко стал известен прежде всего как писатель-романист.
Цель представленного исследования – изучение проблемы искусства Средневековья в трактате У. Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике».
Объект исследования - трактат У. Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике».
Предмет исследования – категория искусства в средневековой эстетике.
Достижение поставленной цели подразумевает решение ряда задач:
1. Изучить биографические данные У. Эко;
2. Выявить особенности творчества У. Эко;
3. Охарактеризовать трактат У. Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»
4. Исследовать проблему искусства Средневековья рассмотренную в трактате У. Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике».
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
1 Биография и творчество Умберто Эко
1.1 Основные этапы биографии Умберто Эко
Умберто Эко - очень яркая и энергичная личность, постоянно расширяющая свое интеллектуальное пространство, Эко не любит долго засиживаться на одном месте; он то и дело переключается с одной темы исследования на другую, что создает массу сложностей для его биографов и критиков. Возможно, это одна из главных причин того, что нет более или менее подробной биографии данного автора, не говоря уже о всестороннем исследовании его творчества. Однако тот факт, что подобные работы необходимы, не вызывает сомнения.
Эко не слишком откровенничает по поводу своей биографии, и факты, связанные с его жизнью, можно лишь маленькими порциями «выцеживать» из его статей и романов. Так, в романе «Имя розы» можно увидеть «развертку» философских интересов Эко, из романа «Маятник Фуко» - узнать о его юности, а из последнего на сегодняшний день романа Умберто Эко («Таинственное пламя царицы Лоаны») можно почерпнуть значительное количество подробностей о довоенных годах жизни автора [10].
Умберто Эко родился 5 января 1932 года в городе Алессандрия, на северо-западе Италии (Пьемонт). Этот город-крепость был основан в1168 году во время борьбы Лиги ломбардских городов и папыАлександра III против императора Фридриха II (Барбароссы). Алессандрия неоднократно оказывалась вовлеченной в события, влиявшие на судьбу Италии. Как отмечает С.Д. Серебряный, «человек, родившийся в Алессандрии, не может не иметь особого чувства истории и историчности» и «можно сказать, что человеку, родившемуся в городе с таким «знаковым» (и семантически многослойным) именем, было народу написано заниматься семиотикой, наукой о знаках» [5].
В 1954 году Умберто Эко окончил философский факультет Туринского университета, написав дипломную работу о Фоме Аквинском. Эта работа впоследствии была опубликована под названием «Эстетическая проблематика у Святого Фомы» (II problema estetico in San Tommaso, 1956) и с некоторыми изменениями и дополнениями переиздана как «Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского» (II problema estetico in Tommaso d'Aquino, 1970).
С 1955 года молодой Умберто Эко начинает работать на телевидении в качестве редактора культурных программ на РАИ. Это позволяет ему узнать индустрию масс-медиа изнутри и познакомиться со многими итальянскими интеллектуалами. В 1958-59 годах Эко занимается Джеймсом Джойсом и вместе с композитором Лучано Берио подготавливает передачу, посвященную «Улиссу» Джойса в ходе которой одна из глав романа воспроизводилась на английском, итальянском и французском языках, и тексты накладывались друг на друга на манер фуги - английский на английский, затем английский на французский и так далее. Так Эко продемонстрировал свое умение экспериментировать, и свое звание экспериментатора он подтвердит еще неоднократно [2].
В 1959 году на свет появляется его вторая значительная публикация под названием «Развитие средневековой эстетики» (Sviluppo dell'estetica medievale), представляющая собой часть коллективной работы «Моменты и проблемы истории эстетики» (I momenti е problemi di storia deU'estetica), которая позже была переиздана под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte е bellezza nell'estetica medievale, 1987). В том же 1959 году Эко оставляет работу на телевидении и переходит на место редактора и консультанта в издательстве Валентино Бомпиани." Эко несет ответственность за серии эссеистики по философии, социологии и семиотике.
Параллельно с этим Умберто Эко регулярно публикуется в таких периодических изданиях, как «Верри» (Verri), «Манифесто» (Manifesto), «Коррьере делла Сера» {Corriere della Sera), «Ривиста ди Эстетика» (Rivista di Estetica), «Инконтри музикали» (Incontri musicali), Литературное приложение к «Таймс» (Times Literary Supplement) и других. Эко сразу зарекомендовал себя как талантливый журналист, изящно работающий с информацией и умеющий обнаруживать интересные темы [6].
Опыт журналиста позволил Эко достичь определенной гибкости при работе с информацией, изучить механизмы потребительского рынка и выявить его слабые и сильные стороны - все эти знания пригодятся Эко впоследствии, когда он предложит в качестве «товара» свои романы.
В начале шестидесятых Эко пробует свои силы в качестве преподавателя. С 1962 по 1964 гг. он читает лекции по эстетике в Туринском университете, а с 1963 по 1964 - работает в Милане. Эко сразу показал свое умение находить общий язык со студентами.
Активное общение с молодыми специалистами часто побуждало Эко уточнять и корректировать свою позицию. Например, во введении к книге «Теория семиотики» (А Theory of Semiotics) он пишет, что не смог бы прийти к результатам, отраженным в книге, без полемики со своими студентами.
Кроме того, с 1971 года Эко начал преподавать в университете Болоньи, где с 1975 он возглавил кафедру «молодой» науки семиотики (здесь он продолжал работать до конца жизни: с 1999 г. он возглавляет Итальянский институт гуманитарных наук при университете г. Болонья и там же преподает).
В 80-ые годы Эко раскрывает в себе талант писателя-романиста, что обернулось больщой неожиданностью для тех, кто привык к Эко- семиотику, Эко-журналисту и Эко-преподавателю. Однако, вне сомнения, нельзя это назвать случайностью - для Эко настало время проверить на практике весь багаж накопленных теоретических построений [7].
Итак, теория искусства, вне всякого сомнения, составляет наименее исследованную область истории средневековой эстетики: в самом деле, мнение людей Средневековья относительно искусства (ars) (если не принимать во внимание различные характерные отклонения, причины которых выявляет кропотливый анализ) отвечало классической интеллектуалистской доктрине человеческого делания. Кажется, что такие определения, как искусство есть прямой смысл совершаемого (ars est recta ratio factibilium) или же искусство – это первейшее из действий и мыслей, воплощенных в действительности, не имеют определенного автора. От каролингов и до Дунса Скота Средневековье повторяло и пересказывало их, исходя прежде всего из Аристотеля и классической традиции – Цицерона, стоиков, Мария Викторина, Исидора Севильского и Кассиодора [].
В процитированных определениях заключены два основных элемента: познание (ratio, cogitatio) и создание (faciendi, factibilium). На них и основано учение об искусстве. Искусство – это знание тех правил, благодаря которым могут создаваться различные вещи. Эти правила априорны и объективны – в этом Средневековье было единодушно. Искусство (ars) называется так, потому что оно устанавливает пределы (arctat), – говорит со свойственной ему этимологической свободой Кассиодор, несколько веков спустя ему вторит Иоанн Солсберийский. Кассиодор и Исидор Севильский напоминают, что ars связано также с греческим aretes, – способностью создавать нечто, и эта virtus operativa есть свойство практического интеллекта. Искусство описывается глаголом «создавать», а не «делать»: делание связано с моралью и управляется (virtus) добродетелью благоразумия – разумом правильного делания (recta ratio agibilium). Есть некое соответствие между искусством и благоразумием, говорят теологи, но устремленное ко благу благоразумие руководит практическим суждением в тех случаях, когда оно необходимо. Искусство же связано с созданием конечного продукта, оно оперирует материалами реальными (например, при ваянии) или ментальными (в логике или риторике). Искусство стремится создать благое произведение (bonum operis), и для искусного ремесленника важно сделать хороший меч, но совершенно безразлично, будет он употреблен для целей благородных или же преступных. Стало быть, интеллектуализм и объективизм являются двумя аспектами средневековой доктрины искусства. Искусство является наукой {искусство без знания есть ничто —arssinescientianihilesf) создания предметов в соответствии с их собственными законами. Искусство есть не выражение, но созидание, действие, направленное на достижение поставленной цели.
1. Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм //Вопросы литературы.-2001.- №1.- с.3-38
2. Гаспаров М.Л. Стиль поломанной стилизации. // Новое литературное обозрение. 2004, № 70.
3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Флинта, Паука, 2000. 248 с.
4. Козлов С. [Рец. на кн.] Умберто Эко. Lector in fabula. Интерпертативное сотрудничество в повествовательных текстах // Современная художественная литература за рубежом. 1982. № 1. С. 101- 105.
5. Корнев В.В. Постмодернизм - это гуманизм? (Философские парадоксы творчества Умберто Эко) // Философские дескрипты. Барнаул, 2001. С. 108-120.
6. Костюкович Е.А. Умберто Эко и его роман // Литературная газета. М., 24 авг. 1988. № 34. С. 15.
7. Крупенина Е. В. Философская проблематика в романах Умберто Эко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.03 / Е. В. Крупенина ; РГГУ. М., 2005. 145 с.
8. Лотман Ю. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. - М: Книжная палата, 1989.- с.468-481.
9. Ребеккини Д. Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике. // Новое литературное обозрение. 2006. № 80.
10. Серебряный С.Д. Умберто Эко: от Фомы Аквинского до Джеймса Джойса // Реальность и субъект. СПб., 2001. № 4. С. 55-56.
11. Скрипник К. Д., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Умберто Эко. Ростов н / Д: издательский центр «МарТ», 2006. 112 c.
12. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / Научн. ред. и составители И.Н. Ильин, Е.А. Цурганова. М.: Интрада - ИНИОН, 2016. 317 с.
13. Травина Е. Умберто ЭКО // Реальность - фантазия, в которую верят. Вопросы литературы. 1996 №5
14. Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Мн.: Пропилеи, 2000.
15. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А.П. Шурбелева. СПб.: Алетейа, 2003. 256 с.
Тема: | «Проблема искусства Средневековья в трактате У.Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эстетическое мировосприятие Средневековья (на примере трактата Умберто Эко Искусство и красота в средневековой эстетике)
Курсовая работа:
Фирменный стиль студии красоты
Реферат:
Декоративное рисование в изобразительной деятельности детей 5 - 7 лет
Курсовая работа:
Виды дизайна и методы их обучения
Курсовая работа:
Предмет и метод экономической теории в ретроспективе