Курсовая работа
«Возникновение и развитие института президентства»
- 27 страниц
Введение….3
1 Общая характеристика института президентства в Российской Федерации…5
1.1 История возникновения института президентства….….….5
1.2 Место Президента в системе органов государственной власти….….6
2 Конституционный статус Президента РФ….….….8
3 Развитие института президентства при Путине и Медведеве….15
Заключение….20
Глоссарий….22
Список использованных источников….25
Список сокращений….….27
Приложения….28
Для всего постсоветского пространства начало 90-х годов — период становления независимости, системных социально-экономических кризисов, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения, отсутствие традиций рыночной экономики. В результате распада СССР почти повсеместно обострились межнациональные отношения, отсутствовал политический плюрализм, независимые СМИ, неправительственные организации; не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. Все эти проблемы наблюдались и в Российской Федерации.
На этом фоне учреждение в апреле 1990 г. института президента стало своевременной мерой в процессе стабилизации политической системы. Необходимость проведения в сжатые сроки одновременной многовекторной модернизации определило логику политических реформ в условиях переходного периода. В процессе осуществления преобразования введение поста президента стало одним из главных институциональных факторов политической устойчивости. Становление этого института было органически связано с процессом демократизации, внедрения в правовую систему и реальную действительность многих отрицаемых ранее начал правовой государственности: разделения властей, конституционного контроля, пропорциональной избирательной системы, а также появлением и становлением основ гражданского общества. На сегодняшний день федеральная форма правления с её несущей конструкцией — институтом президента — выступает одной из системообразующих начал, обеспечивающих устойчивость политической системы в России.
Как известно, демократическая модернизация — достаточно длительный и сложный процесс, в котором последовательно выделяются периоды либерализации, демократизации и привыкания к демократии. Практика политического реформирования на рубеже 60-70 гг. прошлого века в бывших колониях Африки, а также странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии дает многочисленные примеры, когда отсутствие опыта конституционного либерализма оборачивается ростом национализма, развитием этнических конфликтов и даже возникновение войн.
Учитывая все выше перечисленные проблемы и противоречия можно сформулировать цель данной курсовой работы: изучить механизм работы института президентства и исследовать его влияние на укрепление государственности.
Исходя из выделенной цели необходимо достичь следующих задач:
- обобщить, исследовать и систематизировать имеющуюся информацию, относящуюся к деятельности Президента;
- проветси анализ специфики модели президентской власти в России.
- изучить механизмы президентской власти и исследовать их отношение к политическим процессам в государстве.
1 Общая характеристика института президентства в Российской Федерации
1.1 История возникновения института президентства.
Принятые на рубеже 80-х – начала 90-х гг. в силу политической необходимости во всех странах региона демократические конституции были направлены на отделение государства от партийных структур, на формирование сильного парламента, способствующего консолидации правительственной власти, недопущению концентрации власти в руках одного человека – автократа. Утвердилась парламентская система. В большинстве государств парламент приобрел конституционное преимущество перед исполнительной властью .
В срочно подготавливаемых конституциях нашел свое место и новый властный институт – институт президентства . Императив создания этого института отразил как политическую остроту периода системных преобразований, так и стремление к сохранению национальной идентичности и политических традиций. Этот институт был призван исполнять важные политические функции. В условиях плюралистического состава парламента президент должен обеспечивать стабильность власти, единство государства и его персонификацию, являясь олицетворением, или символом этого государства. Ему предстояло исполнять роль координатора действий государственных органов, политического арбитра и медиатора между ними в случае возникновения конфликта, гаранта соблюдения конституции и гражданских прав. Отсюда повсеместное принятие модели опирающегося на конституцию президентства.
Чаще всего утверждение новых конституций, содержавших положения о президенте, диктовалось необходимостью немедленно решать первоочередные задачи, хотя бы при помощи компиляции из разных систем, включения слабо связанных друг с другом элементов, противоречивых и непоследовательных решений. Введение института президентства мотивировалось обращением к мировым демократическим образцам и стандартам институциональных решений, а также к собственным традициям государств, в которых прежде, в досоциалистический и какое-то время в социалистический период, существовал такой институт (так было, например, в Венгрии и Польше).
1.2 Место Президента в системе органов государственной власти.
Институт президентства, присутствующий в разнообразных формах, является значимым институтом государственной власти. Сам концепт «президент» представляется достаточно трудным образованием. Он начинает зависеть от дискурсов, которые исследуются. Концепт «президент» наполняется смыслами и значениями, формулируемыми в разных дискурсах. Именно они как раз и содействуют растяжению данного концепта, возникновения в нем различных оттенков и смыслов.
.
2 Конституционный статус Президента РФ
Президент выступает как символ незыблемости Конституции и гарант прав и воль человека, гражданина. Функция гаранта Конституции полагает широкое право президента делать по своему усмотрению, исходя из буквы и духа Конституции, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредсказуемые Конституцией жизненные обстановки.
Официально президент многих стран мира является высоким главнокомандующим. Это обозначает, что в случае кризисных обстановок и военных действий за подписью главы государства будут издаваться особые военные акты, законы, директивы, которые будут определять тактику деятельности страны. В данном случае на него возлагается огромная ответственность за определение приоритетов каждой страны. Он отвечает за безопасность государства, как гарант его целостности .
3 Развитие института президентства при Путине и Медведеве
После президентских выборов 2000 года стал формироваться политический режим, связанный с В.В. Путиным. Главной особенностью выборов 2000 года было то, что из-за отставки Б.Н. Ельцина они носили досрочный характер.
Необходимо отметить, что основные тенденции политического режима В.В. Путина стали очевидны еще до выборов 2000 года. С момента вступления В.В. Путина на должность Президента РФ, Президент своим внешним видом, и своим поведением показал политическую независимость и надпартийность, устанавливая в стране просвещенный авторитаризм. Авторитаризм проявлял себя в том, что Президент играл главенствующую роль в принятии важных государственных решений, в демонстрации политической воли.
Некоторые авторы считают, что у путинской модели нет завершенности. Так, по мнению Д.Я. Травина, «В.В. Путин не довел авторитаризм до своего логического завершения».
Становление молодого государства в Российской Федерации связано с укреплением, раньше каждого, общественно-политического солидарности государственной власти. Это обозначает цельную природу всех органов, составляющих государственный агрегат и призванных решать задачи и осуществлять функции государства в новых условиях. Солидарность государственной власти основывается на определенной организационной основе и функциональном распределении управленческого труда. Все органы действуют в соответствии с Конституцией РФ, ее тезисами и другими законодательными актами. В структуре государственного агрегата выдаются отдельные системы органов со своими отчетливо установленными функциями и полномочиями, взаимодействующие между собой и образующие в совокупности структурно-функциональную систему государства.
Институт президентства, призванный обеспечить солидарность государственной власти, взаимодействие ветвей власти между собой, составляет фундаментальную основу для распределения управленческого труда в масштабе государства. В этом аспекте становление университета президентства связано с идеями, получившими закрепление в Стратегии «Россия-2024». Суть этих идей состоит в реализации компетенции Президента по обеспечению построения демократического, правового государства; усилении политического авторитета законодательной ветви власти и растяжении контрольных полномочий местных представительных органов ; продолжении преобразования исполнительной власти в направлении ее децентрализации, упорядочении и возрастании производительности системы государственного управления; улучшении государственной службы; проведении полномасштабной преобразования судебной системы и правовой охраны граждан. Все это в совокупности направлено на образование современного, цивилизованного государства, укрепление автономности России, его национальной безопасности, целостности и неприкосновенности, возрастание престижа федерации на интернациональной арене.
Таким образом, российская модель института президентства предусматривает возвышение главы государства над всеми ветвями государственной власти, обеспечение согласованного их функционирования. Владея специальным конституционным рангом, Президент РФ призван сберегать солидарность государственной власти и суверенитет государства; выступает в роли арбитра в случаях кризисных обстановок во взаимоотношениях ветвей власти, применяя в случаях необходимости конституционный механизм сдержек и противовесов. Институт президентства выражает противоречивую природу государственного управления (политическую и функционально-структурную), обеспечивает распределение управленческого труда в государственном агрегате, отчетливое разграничение компетенции государственных органов.
1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ»
2 Балзер Х. Управляемый плюрализм. Формирующийся режим В. Путина // Общественные науки и современность. 2014. № 2.
3 Гришаева О.Н. Политический тандем «Путин-Медведев» в оценках политологического сообщества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6.
4 Гришаева О.Н. Сценарии развития института президентства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2.
5 Иванов А.Ф. Самодержавная демократия: дуалистический характер государственного устройства. // Полис. 2007. № 5.
6 Меркулов П.А., Караджова М.Н. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти в контексте проблемы реформирования местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38).
7 Меркулов П.А., Цыбаков Д.Л. Информатизация мировой политики: сущностное выражение и практические результаты // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6.
8 Скиперских А.В. Право на сопротивление: политико-философская ретроспектива // Социум и власть. 2015. № 5 (55).
9 Скиперских А.В. Специфика провинциального политического протеста в современной России (на примере города Ельца Липецкой области). // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 1.
10 Слатинов В.Б. Стратегия реформирования государственного управления в современной России: сфера влияния против способностей государства//Среднерусский вестник общественных наук. 2016. № 1.
11 Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001 : от Горбачева до Путина. М., 2001.
12 Согрин В. В. Противоречивые итоги президентства В. Путина. // Общественные науки и современность. 2014. № 1.
13 Травин Д. Я. Путинская Россия: от рассвета до заката. СПб.: Дело, 2014.
14 Урнов М. Ю., Касамара В. А. Современная Россия: вызовы и ответы. Сборник материалов. М., 2015.
15 Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия // Pro et Contra. 2013. № 1.
16 Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2014. № 1.
17 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2015. № 2.
Тема: | «Возникновение и развитие института президентства» | |
Раздел: | Конституционное право РФ | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Возникновение и развитие института Президента в Российской Федерации
Курсовая работа:
Возникновение и развитие института президентства
Дипломная работа:
История возникновения и развития, трансформация отдельных видов документов (на примере указа)
Курсовая работа:
Институт Президентства в Российской Федерации
Курсовая работа:
Институт Президентства в Российской Федерации