Реферат

«Формирование УУД в учебном физическом эксперименте»

  • 19 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1. Эксперимент как метод научного познания 5

и метод обучения физике 5

2. Психолого-педагогический анализ понятия «универсальные учебные действия» 9

3. Физический эксперимент как средство формирования УУД учащихся 15

Заключение 18

Список литературы 19

В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.

Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе должна стать готовность обучающихся к самостоятельному овладению знаниями и умениями, в том числе и экспериментальными и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить школьников брать на себя ответственность в принятии решений.

Все вышесказанное ставит перед современным отечественным образованием проблему осуществить переход с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и обучающихся по овладению знаниями и решению проблем. А для этого учителю необходимо владеть активными методами обучения, которые создают творческую, способную к поиску личность. Обучение, приучающее школьников к постоянной активности, даст «на выходе» не слабого физически и психически человека, но человека деятельного, ищущего, активного.

Цель нашей работы: ознакомиться с методами и приемами, способствующими формированию у обучающихся универсальных учебных действий средствами домашнего физического эксперимента.

1. Эксперимент как метод научного познания и метод обучения физике

В современных условиях развития общества перед школой стоит задача воспитания творчески мыслящей личности, развитие интеллектуальных способностей у детей. Первостепенное значение при этом приобретает сознательное и прочное овладение школьниками методами научного познания, позволяющими изучать предмет с интересом и как бы «изнутри», вставая на позиции учёного-исследователя.

П.Л. Капица в докладе на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы (1970 год) подчеркнул, что в современном образовании важно развивать у учащихся «умение научно обобщать - индукция, умение применять теоретические выводы для предсказания течения процессов на практике - дедукция, и, наконец, выявление противоречий между теоретическими обобщениями и процессами, происходящими в природе, - диалектика. Физика является весьма подходящим предметом для начального воспитания у молодежи общего научного творческого мышления. область физики гораздо ближе и к возможностям научного изучения процессов в окружающей нас природе.» [7, с. 247].

Поэтому наряду с сообщением знаний и умений применять знания на практике в процессе школьного обучения возникает необходимость вооружать обучающихся знаниями о методах научного познания и умениями пользоваться этими методами в процессе познавательной деятельности.

Необходимость отражения в обучении вопросов методологии науки, использования методов научного познания в решении учебно-воспитательных задач, отмечали такие известные педагоги как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, М.Н. Скатин, A. В. Усова, С.А. Шапоринский и методисты Г.М. Голин, В.Ф. Ефименко, B. Н. Мощанский, В.В. Мултановский.

Экспериментальный метод даёт возможность установить причинноследственные связи между явлениями и связи между величинами, характеризующими свойства тел и явлений. Он даёт возможность выяснить кинетику, динамику процессов и их энергетическую сущность.

«Эксперимент (испытание) - это наблюдение и анализ исследуемого явления в определенных условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его всякий раз при фиксированных условиях» [9, с. 21].

Значение эксперимента в науке и технике трудно переоценить. Эксперимент является средством исследования новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленной технике.

Экспериментальные умения учащихся, лежащие в основе универсальных учебных действий, определенных ФГОС не могут формироваться без экспериментальной деятельности. В школе сложились три вида экспериментальных работ учащихся при изучении физики (фронтальные лабораторные работы по физике, физический практикум, домашние опытно-экспериментальные работы по физике).

Экспериментальная работа обучающихся основной школы является не только одним из средств стимулирования развития познавательного интереса, научного мышления, но и позволяет формировать такие черты воспитанной личности, как трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить труд, что способствует формированию УУД.

Необходимость создания комплекса домашних экспериментальных заданий для обучающихся основной школы связана с необходимостью формирования познавательного интереса к предмету и УУД на первом этапе обучения физике.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: пособ. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

3. Бобров, А.А. Формирование у учащихся старших классов обобщен-ных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики и химии / А.А. Бобров: Дисс. .канд. пед. наук. - Челябинск, 1981. - 203 с.

4. Горячкин, Е.Н. Методика и техника физического эксперимента в восьмилетней школе: пособ. для учителей / Е.Н. Горячкин, В.П. Орехов. - М.: Просвещение, 1964. - 482с.

5. Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских эксперименталь-ных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента / Е.С. Дементьева: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 2011. - 27 с.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур- менская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил.

7. Капица, П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. Статьи и выступления / П.Л. Капица. - М.: Наука. гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. - 496 с.

8. Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 207.

9. Усова, А.В. Методические рекомендации по овладению умением учиться, самостоятельно приобретать знания / А.В. Усова, В.А. Беликов. - Челябинск: ЧГПИ, 1985. - 40 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование УУД в учебном физическом эксперименте»
Раздел: Педагогика
Тип: Реферат
Страниц: 19
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика