Реферат
«Формирование УУД в учебном физическом эксперименте»
- 19 страниц
Введение 3
1. Эксперимент как метод научного познания 5
и метод обучения физике 5
2. Психолого-педагогический анализ понятия «универсальные учебные действия» 9
3. Физический эксперимент как средство формирования УУД учащихся 15
Заключение 18
Список литературы 19
В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.
Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе должна стать готовность обучающихся к самостоятельному овладению знаниями и умениями, в том числе и экспериментальными и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить школьников брать на себя ответственность в принятии решений.
Все вышесказанное ставит перед современным отечественным образованием проблему осуществить переход с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и обучающихся по овладению знаниями и решению проблем. А для этого учителю необходимо владеть активными методами обучения, которые создают творческую, способную к поиску личность. Обучение, приучающее школьников к постоянной активности, даст «на выходе» не слабого физически и психически человека, но человека деятельного, ищущего, активного.
Цель нашей работы: ознакомиться с методами и приемами, способствующими формированию у обучающихся универсальных учебных действий средствами домашнего физического эксперимента.
1. Эксперимент как метод научного познания и метод обучения физике
В современных условиях развития общества перед школой стоит задача воспитания творчески мыслящей личности, развитие интеллектуальных способностей у детей. Первостепенное значение при этом приобретает сознательное и прочное овладение школьниками методами научного познания, позволяющими изучать предмет с интересом и как бы «изнутри», вставая на позиции учёного-исследователя.
П.Л. Капица в докладе на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы (1970 год) подчеркнул, что в современном образовании важно развивать у учащихся «умение научно обобщать - индукция, умение применять теоретические выводы для предсказания течения процессов на практике - дедукция, и, наконец, выявление противоречий между теоретическими обобщениями и процессами, происходящими в природе, - диалектика. Физика является весьма подходящим предметом для начального воспитания у молодежи общего научного творческого мышления. область физики гораздо ближе и к возможностям научного изучения процессов в окружающей нас природе.» [7, с. 247].
Поэтому наряду с сообщением знаний и умений применять знания на практике в процессе школьного обучения возникает необходимость вооружать обучающихся знаниями о методах научного познания и умениями пользоваться этими методами в процессе познавательной деятельности.
Необходимость отражения в обучении вопросов методологии науки, использования методов научного познания в решении учебно-воспитательных задач, отмечали такие известные педагоги как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, М.Н. Скатин, A. В. Усова, С.А. Шапоринский и методисты Г.М. Голин, В.Ф. Ефименко, B. Н. Мощанский, В.В. Мултановский.
Экспериментальный метод даёт возможность установить причинноследственные связи между явлениями и связи между величинами, характеризующими свойства тел и явлений. Он даёт возможность выяснить кинетику, динамику процессов и их энергетическую сущность.
«Эксперимент (испытание) - это наблюдение и анализ исследуемого явления в определенных условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его всякий раз при фиксированных условиях» [9, с. 21].
Значение эксперимента в науке и технике трудно переоценить. Эксперимент является средством исследования новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленной технике.
Экспериментальные умения учащихся, лежащие в основе универсальных учебных действий, определенных ФГОС не могут формироваться без экспериментальной деятельности. В школе сложились три вида экспериментальных работ учащихся при изучении физики (фронтальные лабораторные работы по физике, физический практикум, домашние опытно-экспериментальные работы по физике).
Экспериментальная работа обучающихся основной школы является не только одним из средств стимулирования развития познавательного интереса, научного мышления, но и позволяет формировать такие черты воспитанной личности, как трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить труд, что способствует формированию УУД.
Необходимость создания комплекса домашних экспериментальных заданий для обучающихся основной школы связана с необходимостью формирования познавательного интереса к предмету и УУД на первом этапе обучения физике.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: пособ. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Бобров, А.А. Формирование у учащихся старших классов обобщен-ных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики и химии / А.А. Бобров: Дисс. .канд. пед. наук. - Челябинск, 1981. - 203 с.
4. Горячкин, Е.Н. Методика и техника физического эксперимента в восьмилетней школе: пособ. для учителей / Е.Н. Горячкин, В.П. Орехов. - М.: Просвещение, 1964. - 482с.
5. Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских эксперименталь-ных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента / Е.С. Дементьева: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 2011. - 27 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур- менская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил.
7. Капица, П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. Статьи и выступления / П.Л. Капица. - М.: Наука. гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. - 496 с.
8. Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 207.
9. Усова, А.В. Методические рекомендации по овладению умением учиться, самостоятельно приобретать знания / А.В. Усова, В.А. Беликов. - Челябинск: ЧГПИ, 1985. - 40 с.
Тема: | «Формирование УУД в учебном физическом эксперименте» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Реферат:
Подходы и средства для постановки и проведения физического эксперимента
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальном общем образовании
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».