Дипломная работа
«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду»
- 99 страниц
Введение….3
Глава I. Теоретические основы проблемы адаптации ребенка к детскому саду….7
1.1. Понятие адаптации в отечественной и зарубежной литературе….7
1.2. Психологические проблемы и трудности адаптации ребенка к детскому саду….11
1.3. Работа психологической службы в период адаптации детей к детскому саду….18
Выводы по 1 главе….21
Глава II. Разработка и исследование эффективности программы психологического консультирования родителей в период адаптации ребенка к детскому саду….….24
2.1. Цель, задачи и организация исследования эффективности программы психологического консультирования родителей в период адаптации ребенка к детскому саду….….24
2.2. Анализ результатов предварительной диагностики родителей и детей ….….26
2.3.Программа психологической помощи родителям по вопросам адаптации к детскому саду….34
2.4.Анализ результатов заключительной диагностики родителей и детей …53
Выводы по 2 главе….60
Заключение….62
Список литературы….….64
Приложения…68
Актуальность темы данного исследования связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности был сделан отечественными и зарубежными психологами: в отечественной М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др. и зарубежной психологии А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.
В отечественной педагогике вопросами адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению занимались такие ученые как: А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др. Адаптация определяется отечественными авторами, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис.
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Продолжение после покупки
Наверно, многие взрослые переживали огромный соблазн вообще избегать прощаний: ребенок отвернулся, а ты на цыпочках и - в двери. Конечно, после таких расставаний на душе кошки скребут и хочется вернуться посмотреть, как он там (что, конечно, не улучшает настроение на работе), зато слез не было (или, по крайней мере, при тебе не было).
Такой способ строить отношения с ребенком совсем не хорош ни для малыша, ни для родителей.
Вот четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для ребенка:
- ребенок видит, что родители боятся прощаний, и делает вывод, что расставания - это что-то очень страшное, поэтому он сильнее старается удерживать около себя привычные и любимые веши, очень много сил тратит на контроль того, что у него есть, и ему не хватает сил на новые знакомства; он может сторониться нового или быть агрессивным в новых контактах;
- ребенок переживает, что родители считают его слишком слабой личностью для того, чтобы справляться с серьезными чувствами; он может смириться с тем, что он "слабенький" и "ранимый", вести себя капризно и подражать маленьким, а может начать активно доказывать, какой он сильный и самостоятельный через агрессивное поведение с теми, с кем он остается без родителей. И то, и другое, к сожалению, - ложное лицо маленького человека, а какой он на самом деле - ему еще предстоит понять;
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.
Адаптация -1) совокупность особенностей данного биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды; 2) процесс приспособления строений и функций организма к изменяющимся условиям среды.
А может быть биологической и социальной. Первая направлена на сохранение гемостаза, вторая включает активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности.
Мнение родителей – адаптация к детскому саду – большой стресс для ребенка, его нервы напряжены, им требуется разрядка (как и родителям, переживающим за то, что они отдали ребенка в детский сад). Поэтому адаптация ребенка в детском саду – очень большая проблема.
Мнения специалистов – Решающую роль в успешной адаптации играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние ребенка и взрослого.
В данной работе мы попытались раскрыть понятие адаптации. Рассмотрели теоретические основы проблемы адаптации ребенка к детскому саду. Изучили психологические проблемы и трудности адаптации ребенка к детскому саду, особенности психологического консультирования родителей детей дошкольного возраста по вопросам адаптации ребенка к детскому саду.
В педагогической литературе изучили проблемы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса [3.].
Продолжение после покупки
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации /Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 2010. - 228 с.
4. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 2012. - 123с.
5. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - С.57-64.
7. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.- М: Изд-во «Ось-89», 2002. -176 с.
8. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2012. - 236 с.
9. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2009. - 414 с.
10. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Феникс, 2011. - 226 с.
11. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 2011. - 104 с.
12. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
13. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
14. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
15. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 2012. - 356с.
16. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. – Айрис-прессс, 2006. - 198 с.
17. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
18. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 112 с.
19. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21.
20. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. - М.: Линка-Пресс, 2010. - 204 с.
Продолжение после покупки
Очень качественная дипломная работа, защищена на отлично в Москве в 2016 году.
Объем – 99 страниц
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе
Курсовая работа:
Социально-педагогическая адаптация детей из молодых семей к детскому образовательному учреждению
Дипломная работа:
Социально-психологические аспекты адаптации ребенка в учреждениях образования
Реферат:
Взаимодействие семьи и ДОО при подготовке детей к школе
Курсовая работа:
Взаимодействие воспитателя и родителей детей раннего возраста в адаптационный период