Курсовая работа

«Социально-педагогическая адаптация детей из молодых семей к детскому образовательному учреждению»

  • 50 страниц(ы)
  • 3703 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение…. …3

1. Проблема социально-педагогической адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению….6

1.1. Понятие социально-педагогической адаптации и его основные характеристики …6

1.2. Психические особенности ребенка дошкольного возраста….12

1.3. Психологические аспекты адаптации детей к детскому образовательному учреждению …15

2. Молодая семья как институт родительства…. …36

2.1. Влияние семейного воспитания на процесс воспитания адаптации к детскому образовательному учреждению… ….36

2.2. Проблемы молодой семьи в воспитании детей…. 39

Заключение…53

Список литературы…56

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.

Одной из главных задач в работе социального работника детского образовательного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации. Возможно, такими условиями является навыки общения, приобретенные ребенком в семье.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы по-настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка [5; 67].

В формировании ребёнка одно из решающих мест отводится семье; первое знакомство ребенка с окружающим миром осуществляется через родителей, поэтому их влияние (и в особенности материнское) велико и ответственно. От семейной атмосферы будут зависеть черты характера и мир чувств ребёнка, его отношение к познанию и то, какое в конечном итоге направление примет развитие его личности, её жизненный путь. Проблема семейного воспитания сейчас как никогда остро стоит перед нашим обществом и её решение в значительной степени предопределит его будущее. На сегодняшний день чрезвычайно актуально рассмотрение основных социально-психологических феноменов: общения, взаимодействия, межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста, что является одним из самых важных в процессе социализации и адаптации ребенка.

Знание взаимосвязи навыков общения, приобретенных ребенком в семье, и характера адаптации дает возможность психологу прогнозировать успешность адаптации и организовывать профилактическую работу с детьми, собирающимися поступать в детское образовательное учреждение [10; 150].

Цель работы – изучить социально-педагогическую адаптацию детей к детскому образовательному учреждению.

Основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие социально-педагогической адаптации и его основные характеристики;

- охарактеризовать психические особенности ребенка дошкольного возраста;

- проанализировать психологические аспекты адаптации детей к детскому образовательному учреждению;

- выявить влияние семейного воспитания на процесс адаптации к детскому образовательному учреждению;

- рассмотреть проблемы молодой семьи в воспитании детей.

Объектом нашего исследования являются дети из молодых семей.

Предметом – особенности социальной работы с детьми из молодых семьей.

Методами исследования данной темы, будет являться анализ широкого спектра источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы, в которых содержатся основные положения государственной социальной политики: законы, акты нормативно-правового характера.

Данная работа состоит из двух глав. В одной из которых рассматривается проблема социально-педагогической адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению, в другой – молодая семья как институт родительства. Также в наше исследование входит введение и заключение, затем список литературы.

Данная работа посвящена вопросу адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.

В современных условиях они нередко задаются вопросом, отдавать ли детей в садик, и если отдавать, то, как снизить травмирующие воздействия окружающего мира. Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями - все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.

В первой главе мы проанализировали понятие адаптации, основные подходы, определяющие то или иное его содержание. Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. "При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового".

На процесс адаптации в дошкольные годы оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального научения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: полная семья или нет; работают ли все члены семьи; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; живет ли семья в роскошном загородном доме или в перенаселенной городской квартире. Если условия жизни семьи или ее структура претерпевают серьезные изменения, особенно в худшую сторону, социальный опыт ребенка может заметно меняться.

В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вы-звать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

Было выделено 3 стадии адаптационного периода: острая фаза, которая в свою очередь делится на легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и nтяжелую адаптацию; подострая фаза и фаза компенсации.

Показателями окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка.

Для выявления уровня адаптированности ребенка следует учитывать следующие данные:

1. поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

2. уровень нервно-психического развития;

3. некоторые черты личности ребенка.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что характер адаптации зависит от уровня общения дошкольников - чем выше уровень развития общения, тем быстрее ребенок адаптируется к детскому дошкольному учреждению. Развитие общения в свою очередь взаимосвязано с численным составом семьи - чем больше состав семьи, тем выше уровень общения ребенка. Также, мы выявили взаимосвязь характера адаптации и численного состава семьи - у детей из семей с маленьким количеством человек, адаптация проходит труднее и дольше, нежели чем у остальных детей. На основании чего мы делаем вывод, что наши гипотезы подтвердились, цель достигнута. Полученные результаты нашего исследования дают возможность прогнозировать течение адаптации, и разработать коррекционно-профилактические занятия с детьми, поступающими в детское образовательное учреждение.

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Медицина, 2001. - 304 с.

2. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н. Алмазов. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 225 с.

3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 233 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1999. – 215 с.

5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 325 с.

6. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 203 с.

7. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 1998. – 312 с.

8. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Ва-силькова, Т.А. Василькова - М.: Изд. центр Академия, 2002. – 325 с.

9. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / И.В. Дубравина и др. - М.: Изд. центр Академия, 1998. - 313 с.

10. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: ИНФРА-М, 2001. – 250 с.

11. Зайнышева И.Г. Технологии социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 345 с.

12. Кузнецова, Т.Н., Введение в специальность «Социальная работа»: учеб.-метод. комплекс / Т.Н. Кузнецова, И.К. Свищева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 148 с.

13. Мацковский, М.С. Российская семья в изменяющимся мире / М.С. Мацковский // Семья в России. - 1995. - №3. – С. 15-16.

14. Медков, В.М. Социология семьи / В.М. Медков. – М.: Изд-й центр «Академия», 1996. – 426 с.

15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002. – 250с.

16. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 276с.

17. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004. - 224с.

18. Основы социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.

19. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

20. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова., д. и. н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.

21. Социальная работа: Учеб. пособие / Под общей ред. проф. В.Н. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

22. Социология семьи: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Под. ред. проф. А.И.Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.

23. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М,1997.-168 с.

24. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Г.В. Сулейманова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 512с.

25. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное посо-бие / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2004. – 496с.

26. Технологии социальной работы: учебник для вузов / Т.В.Шеляг, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова; ред. Е.И. Холостова; Моск. гос. ун-т соц.работы; Соц. технол. ин-т. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 399с.

27. Технология социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 400с.

28. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. – М., 1996. – 315с.

29. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719с.

20. Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.

31.Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья / Л.Ф. Филюкова. – М.: Владос, 1999. – 386с.

32. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье . – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 348с.

33. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.

34. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 212с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-педагогическая адаптация детей из молодых семей к детскому образовательному учреждению»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика