Курсовая работа
«Социально-педагогическая адаптация детей из молодых семей к детскому образовательному учреждению»
- 50 страниц
Введение…. …3
1. Проблема социально-педагогической адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению….6
1.1. Понятие социально-педагогической адаптации и его основные характеристики …6
1.2. Психические особенности ребенка дошкольного возраста….12
1.3. Психологические аспекты адаптации детей к детскому образовательному учреждению …15
2. Молодая семья как институт родительства…. …36
2.1. Влияние семейного воспитания на процесс воспитания адаптации к детскому образовательному учреждению… ….36
2.2. Проблемы молодой семьи в воспитании детей…. 39
Заключение…53
Список литературы…56
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.
Одной из главных задач в работе социального работника детского образовательного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации. Возможно, такими условиями является навыки общения, приобретенные ребенком в семье.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы по-настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка [5; 67].
В формировании ребёнка одно из решающих мест отводится семье; первое знакомство ребенка с окружающим миром осуществляется через родителей, поэтому их влияние (и в особенности материнское) велико и ответственно. От семейной атмосферы будут зависеть черты характера и мир чувств ребёнка, его отношение к познанию и то, какое в конечном итоге направление примет развитие его личности, её жизненный путь. Проблема семейного воспитания сейчас как никогда остро стоит перед нашим обществом и её решение в значительной степени предопределит его будущее. На сегодняшний день чрезвычайно актуально рассмотрение основных социально-психологических феноменов: общения, взаимодействия, межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста, что является одним из самых важных в процессе социализации и адаптации ребенка.
Знание взаимосвязи навыков общения, приобретенных ребенком в семье, и характера адаптации дает возможность психологу прогнозировать успешность адаптации и организовывать профилактическую работу с детьми, собирающимися поступать в детское образовательное учреждение [10; 150].
Цель работы – изучить социально-педагогическую адаптацию детей к детскому образовательному учреждению.
Основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие социально-педагогической адаптации и его основные характеристики;
- охарактеризовать психические особенности ребенка дошкольного возраста;
- проанализировать психологические аспекты адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
- выявить влияние семейного воспитания на процесс адаптации к детскому образовательному учреждению;
- рассмотреть проблемы молодой семьи в воспитании детей.
Объектом нашего исследования являются дети из молодых семей.
Предметом – особенности социальной работы с детьми из молодых семьей.
Методами исследования данной темы, будет являться анализ широкого спектра источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы, в которых содержатся основные положения государственной социальной политики: законы, акты нормативно-правового характера.
Данная работа состоит из двух глав. В одной из которых рассматривается проблема социально-педагогической адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению, в другой – молодая семья как институт родительства. Также в наше исследование входит введение и заключение, затем список литературы.
Данная работа посвящена вопросу адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.
В современных условиях они нередко задаются вопросом, отдавать ли детей в садик, и если отдавать, то, как снизить травмирующие воздействия окружающего мира. Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями - все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.
В первой главе мы проанализировали понятие адаптации, основные подходы, определяющие то или иное его содержание. Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. "При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового".
На процесс адаптации в дошкольные годы оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального научения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: полная семья или нет; работают ли все члены семьи; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; живет ли семья в роскошном загородном доме или в перенаселенной городской квартире. Если условия жизни семьи или ее структура претерпевают серьезные изменения, особенно в худшую сторону, социальный опыт ребенка может заметно меняться.
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вы-звать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Было выделено 3 стадии адаптационного периода: острая фаза, которая в свою очередь делится на легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и nтяжелую адаптацию; подострая фаза и фаза компенсации.
Показателями окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка.
Для выявления уровня адаптированности ребенка следует учитывать следующие данные:
1. поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
2. уровень нервно-психического развития;
3. некоторые черты личности ребенка.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что характер адаптации зависит от уровня общения дошкольников - чем выше уровень развития общения, тем быстрее ребенок адаптируется к детскому дошкольному учреждению. Развитие общения в свою очередь взаимосвязано с численным составом семьи - чем больше состав семьи, тем выше уровень общения ребенка. Также, мы выявили взаимосвязь характера адаптации и численного состава семьи - у детей из семей с маленьким количеством человек, адаптация проходит труднее и дольше, нежели чем у остальных детей. На основании чего мы делаем вывод, что наши гипотезы подтвердились, цель достигнута. Полученные результаты нашего исследования дают возможность прогнозировать течение адаптации, и разработать коррекционно-профилактические занятия с детьми, поступающими в детское образовательное учреждение.
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Медицина, 2001. - 304 с.
2. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н. Алмазов. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 225 с.
3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 233 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1999. – 215 с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 325 с.
6. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 203 с.
7. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 1998. – 312 с.
8. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Ва-силькова, Т.А. Василькова - М.: Изд. центр Академия, 2002. – 325 с.
9. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / И.В. Дубравина и др. - М.: Изд. центр Академия, 1998. - 313 с.
10. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: ИНФРА-М, 2001. – 250 с.
11. Зайнышева И.Г. Технологии социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 345 с.
12. Кузнецова, Т.Н., Введение в специальность «Социальная работа»: учеб.-метод. комплекс / Т.Н. Кузнецова, И.К. Свищева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 148 с.
13. Мацковский, М.С. Российская семья в изменяющимся мире / М.С. Мацковский // Семья в России. - 1995. - №3. – С. 15-16.
14. Медков, В.М. Социология семьи / В.М. Медков. – М.: Изд-й центр «Академия», 1996. – 426 с.
15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002. – 250с.
16. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 276с.
17. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004. - 224с.
18. Основы социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
19. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.
20. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова., д. и. н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
21. Социальная работа: Учеб. пособие / Под общей ред. проф. В.Н. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
22. Социология семьи: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Под. ред. проф. А.И.Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
23. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М,1997.-168 с.
24. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Г.В. Сулейманова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 512с.
25. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное посо-бие / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2004. – 496с.
26. Технологии социальной работы: учебник для вузов / Т.В.Шеляг, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова; ред. Е.И. Холостова; Моск. гос. ун-т соц.работы; Соц. технол. ин-т. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 399с.
27. Технология социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 400с.
28. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. – М., 1996. – 315с.
29. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719с.
20. Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.
31.Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья / Л.Ф. Филюкова. – М.: Владос, 1999. – 386с.
32. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье . – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 348с.
33. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.
34. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 212с.
Тема: | «Социально-педагогическая адаптация детей из молодых семей к детскому образовательному учреждению» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей
Дипломная работа:
Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков из неблагополучных семей
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
Курсовая работа:
Социально-педагогическая реабилитация детей из неблагополучных семей в социальных приютах
Дипломная работа:
Адаптивные способности подростков из полных и не полных семей