Курсовая работа
«Пределы антимонопольного регулирования предпринимательских отношений»
- 28 страниц
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 4
1.1 Понятие и особенности государственного антимонопольного регулирования 4
1.2 Организационная структура государственного антимонопольного регулирования 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЕЛОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
2.1 Конкуренция в экономической деятельности и ее защита как основная категория антимонопольного регулирования 12
2.2 Проблемы формирования благоприятной конкурентной среды и перспективы их решения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Длительное время в Советском Союзе конкуренция в экономических отношениях отсутствовала полностью. Принцип монополизма был базовым для административно-хозяйственной системы государства. Сосредоточение всех рычагов управления экономикой в руках государства привело к созданию управленческой пирамиды с министерствами, ведомствами. К концу 80-х гг. XX в. всевластие монополий привело к чрезвычайно сложному экономическому положению страны. Монополии стали тормозом для дальнейшего развития экономики.
Формирование отечественного антимонопольного законодательства было предопределено проведением в России глобальных реформ, направленных на переход от централизованной плановой экономики к рыночной экономике. Сегодня в нашей стране антимонопольные основы законодательства, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, постепенно развиваются.
В данной работе рассматривается пределы государственного антимонопольного регулирования предпринимательских правоотношений. Сущность антимонопольного регулирования заключена в деятельности, направленной против монополизма, то есть против абсолютного преобладания на рынке единоличного поставщика или продавца, против концентрации производства и сбыта в руках одного хозяйствующего субъекта, обладающего исключительным правом устанавливать цены на продукцию и услуги. Монополизм является сегодня одной из самых серьезных помех к осуществлению экономических реформ в России, так как он деформирует нормальные рыночные отношения, которые должны в идеале способствовать снижению цен и повыше-нию качества. При этом действия, направленные на борьбу с монополизмом, не должны ограничивать свободную конкуренцию.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических ас-пектов пределов антимонопольного регулирования предпринимательских правоотношений. Задачи работы, поставленные исходя из цели:
- изучить понятие и особенности государственного антимонопольного регулирования;
- изучить государственную структуру антимонопольного регулирования;
- проанализировать понятие конкуренции как основной категории антимонопольного регулирования;
- изучить проблемы формирования благоприятной конкурентной среды и перспективы их решения.
Методологическую основу работы составляют современные методы теории познания, включая: исторический, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие. Структура исследования: введение, две главы, список использованных источников, заключение.
В современных условиях рыночной экономики стержнем государственного антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство.
Особенности методов антимонопольного регулирования предопределяются спецификой антимонопольного законодательства. Можно отметить следующие особенности .
1. В Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ конкурентные правила сформулированы самым общим образом.
Конституция Российской Федерации провозглашает принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, а также свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации). На реализацию этих общих принципов направлены многие законодательные акты, в том числе законодательство о защите конкуренции. Конкуренция является одним из условий развития экономики. На развитие экономики также влияет наличие эффективно функционирующей судебной власти, институтов гражданского общества, налоговой системы и т.д .
Основной нормативный массив содержится в специальных законах, причем, помимо основного Федерального закона «О защите конкуренции», нормы конку-рентного права содержатся и в некоторых иных актах – например, в Федеральном законе «О естественных монополиях», в Федеральном законе «О рекламе». Это достаточно сложные нормативные акты, причем комплексные, содержащие нормы различной отраслевой природы.
Основным достоинством Федерального закона «О защите конкуренции» является объединение в одном законодательном акте
Государственное антимонопольное регулирование направлено на установление единых правил ведения предпринимательской деятельности, обеспечение гарантий свободы и прав предпринимателей, поддержку конкуренции, недопущение деятельности, препятствующей ее развитию, а также на пресечение недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное законодательство направлено на регулирование хозяйст-венной деятельности юридических лиц, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Антимонопольное законодательство ограничивает ряд гражданских прав хозяйствующих субъектов. В первую очередь, это касается свободы договоров. Но в данном случае, превалирующим является защита конкурентной среды для участников рыночных отношений.
Антимонопольное законодательство в плане средств и приемов юриди-ческого воздействия на регулируемые общественные отношения имеет определенную специфику: это правовое образование было создано только с началом рыночных реформ. Антимонопольное законодательство носит комплексный характер, среди норм действующих актов присутствуют гражданские, финансовые, административные, процедурные и иные нормы. Очевидно, можно говорить о целой системе методов правового антимо-нопольного регулирования.
Институт антимонопольного права является комплексным, межотраслевым, и его нормы содержатся в различных законодательных актах, начиная от Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, заканчивая законодательством о приватизации и проведении публичных торгов (конкурсов). При этом Федеральный закон «О защите конкуренции» является «профилирующим», центральным нормативным правовым актом, регулирующим конкурентные правоотношения.
Антимонопольное регулирование осуществляется государственными антимонопольными органами. Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти. Федеральная антимонопольная служба до настоящего времени является специальным уполномоченным органом исполнительной власти в области конкурентной политики специализированным конкурентным ведомством Российской Федерации.
Системообразующей, базовой категорией института антимонопольного права является конкуренция. Основными признаками конкуренции являются:
- экономическое соперничество участников рынка – юридических лиц, инди-видуальных предпринимателей;
- деятельность участников рынка в процессе конкуренции носит экономиче-ский характер;
- в ходе процесса конкуренции соперничество направлено на получение эко-номического преимущества перед другими участниками рынка;
- участники процесса конкуренции имеют равные экономические права.
Нормами антимонопольного права регулируются правоотношения, связанные с конкуренцией в экономической деятельности и ее защитой. Под конкурентной средой понимается совокупность экономических и социальных условий, в которых производится и реализуется конкретная продукция. Конкурентная среда способствует эффективной деятельности конкурентоспособных организаций в каждый конкретный момент развития рынка. Антимонопольное регулирование должно быть направлено, в первую очередь, на улучшение конкурентной среды.
Антимонопольная политика является одним из важнейших инструментов государственного управления экономическими процессами, направленными на формирование и развитие высокоэффективной экономики, обладающей значительным потенциалом роста и позволяющей решать весь комплекс социально-экономических задач. Очевидно, что состояние законодательства о конкуренции напрямую зависит от экономической ситуации. В связи с этим по мере изменения тех или иных экономических условий, возникают и новые требования к нормативно-правовой базе, регулирующей конкурентные отношения.
Антимонопольная политика государства не должна создавать ущерб для предприятий среднего и малого бизнеса. Согласованные действия средних и малых предприятий не несут значительной опасности для конкуренции и не могут причинить большого вреда конкурентной среде.
Нормативно-правовые документы
1. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 №135-ФЗ. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс».
2. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс».
3. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» : приказ ФАС России от 26.01.2011 №30. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс».
Специальная литература
4. Братановский, С.Н. Административное право. Особенная часть: Учебник / С.Н. Братановский – М.: Наука, 2012. – 542 с.
5. Бруско, Б.С. Пределы антимонопольного регулирования предприниматель-ских отношений / Б.С. Бруско // Право и экономика. – 2012. – №8. – С. 20-27.
6. Гутерман, А.Е. Формирование благоприятной конкурентной среды как цель антимонопольного регулирования / А.Е. Гутерман // Юрист. – 2015. – №3. – С. 9-19.
7. Конкурентное право: теория и практика применения: Учебник для магистров / Д.А. Петров; под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2013. 422 с.
8. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 602 с.
9. Михайлов, А.В. Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства / А.В. Михайлов // Конкурентное право. 2013. №1. С. 50-62.
10. Новиков, В. Пульс судебного правоприменения 2013 / В. Новиков // Конкуренция и право. 2014. – №1. С. 25-35.
11. Свечников, Е. Проблемы антимонопольного регулирования малого бизнеса / Е. Свечников // Конкуренция и право. – 2015. – №1. – С. 30-45.
12. Татаринова, С.С. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы / С.С. Татаринова // Конкурентное право. – 2013. – №3. – С. 29-42.
Антиплагиат-58,83% (общедоступный, по состоянию на июль 2016 г.)
Тема: | «Пределы антимонопольного регулирования предпринимательских отношений» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 690 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Курсовая работа:
Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы
Курсовая работа:
Антимонопольное регулирование
Курсовая работа:
Валютно-финансовые организации системы ООН и регулирование валютных отношений
Дипломная работа:
Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений супругов в соответствии с российским законодательством