Курсовая работа

«Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы»

  • 29 страниц
Содержание

Введение….….3

1 Правовое регулирование общественных отношений …5

1.1. Понятие и основные элементы правового регулирования …5

1.2 Принципы механизма правового регулирования …7

2 Публичное регулирование общественных отношений …12

2.1 Правовое регулирование общественных отношений ….12

2.2 Особенности неправового публичного регулирования …14

3 Роль политических норм в регулировании общественных отношений ….17

Заключение….21

Глоссарий….23

Список использованных источников…26

Список сокращений….….28

Приложения….29

Введение

Общественная система воздействует на сознание и поведение личности посредством определенного, внутренне связанного, обусловленного различными условиями жизни общества набора норм, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти нормы появляются в реальных социальных отношениях общества в результате повторяющихся актов производства, обмена и потребления и выражают объективную потребность в упорядочении, регулировании общественных отношений. Такими регуляторами отношений между людьми и их объединениями являются социальные нормы. Под социальными нормами подразумевают все нормы, возникшие в человеческом сообществе в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов и устанавливающие правила надлежащего поведения людей.

Общественные регуляторы могут быть систематизированы по различным основаниям. Анализ литературы по исследуемой проблеме выделяют нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций, нормы религии, нормы политики, корпоративные нормы. Политическая, экономическая и социально-культурная сферы регулируется различными нормами, специальная роль при этом отводится праву.

На нормативном уровне общественные отношения в самом общем виде урегулированы, как общие правоотношения, еще до того, как их участники начнут вступать в эти отношения и сообразовывать свое поведение с тем, что предписано нормами позитивного права, регулирующими данные отношения.

Правовое регулирование определено как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, становления в соответствии с потребностями социума.

Но не любое правовое влияние относится к механизму правового регулирования. Представление механизма правового воздействия шире понятия механизма правового регулирования. К правовому воздействию относится регулирование с помощью правовых норм и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей. В механизм правового воздействия совместно с механизмом правового регулирования составляют и правовое сознание, правовую культуру, правовые тезисы, правотворческий процесс.

Специфика правового регулирования заключается в осуществлении государством с помощью издания общеобязательных норм поведения.

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодолевания препятствий, возникающих при удовлетворении интересов субъектов права. Механизм правового регулирования подразумевает систему правовых средств, посредством которых осуществляется регулирование социальных отношений в соответствии с основными задачами правового государства.

Таким образом, все общественные отношения урегулированы различными социальными регуляторами. Необходимость же в правовом воздействии на поведение людей появляется, если это поведение общественно значимо. Право регулирует поведение именно в общественных целях и интересах. В своих нормах оно предписывает, что может, что должен и чего не должен делать субъект в той либо иной ситуации.

Фрагмент работы

1 Правовое регулирование общественных отношений

1.1. Понятие и основные элементы правового регулирования.

Механизм правового регулирования (МПР) представляет собой систему всех юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений правом. Данный механизм показывает процесс перевода нормативности права в упорядоченность социальных отношений [2].

Современные исследователи выделяют в качестве элементов механизма правового регулирования нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правоприменительные акты. Схема механизма правового регулирования общественных отношений представлена в Приложении А.

Основополагающим критерием для отбора элементов правовой системы, являющиеся предметом исследования, послужила их связь с природой юридического инструментария, образующего механизм правового регулирования. К ним причислены средства, которые прямо относятся к фактической деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих деятельность общественных отношений. Поэтому элементами механизма правового регулирования в сфере общественных отношений являются: нормы конституционного, административного, уголовного и международного права; правоотношения, возникающие при реализации этих норм, и правоприменительные акты [3].

Необходимыми правовыми категориями можно выделить предмет и метод правового регулирования в сфере общественных отношений, а также источники права в области общественных отношений. Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, на которые направлено влияние правовых средств и способов [4].

Методы включают общность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права либо другому элементу системы права.

Можно выделить следующие признаки правового регулирования [2]:

1) правовое регулирование является одним из видов нормативного регулирования, т. е. регулирования, осуществляемого в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Упорядочение общественных отношений может осуществляться, как известно, различными социальными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют позитивное право, мораль и другие социальные нормы. Позитивное право - один из основных общественных регуляторов в условиях современного общества, вследствие чего и позитивно-правовое регулирование - один из основных видов общественного регулирования.

2) позитивно-правовое регулирование - это государственное регулирование, поскольку нормы позитивного права устанавливаются либо санкционируются государством. Правовое регулирование это не только государственное, но и муниципальное регулирование. Сегодня расширяется сфера локального регулирования на предприятиях, в учреждениях и организациях, растет активность праворегулирующей деятельности органов местного самоуправления».

Заключение

В завершение хотелось бы отметить, что роль правового регулирования очень велика. Механизм такого регулирования подразумевает систему всех юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений.

Стабильность жизни общества поддерживается путем властного управления и нормативного регулирования, направленного на реализацию и обеспечение общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений.

Правовые нормы исполняют роль основных регулятивных элементов политической системы нынешней России. Наравне с правом особое место в системе публичного регулирования общественных отношений занимают и такие социальные нормы, как политические традиции и политические нормы. Они регулируют поведение людей, обладая объективностью, нормативностью, обязательностью, системностью, санкционированностью, призваны систематизировать отношения между различными ее субъектами. Любое нормативное регулирование состоит в установлении определенных правил и организации их соблюдения.

Именно совокупностью правовых и политических регуляторов обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики, поддерживается целостность и относительная стабильность политической системы Российского общества.

Публичное регулирование является частью нормативного регулирования общественных отношений, наряду с частным регулированием. Публичное регулирование включает правовое неправовое регулирование в публичной сфере. Оно выражается в упорядочении тех сторон общественной жизнедеятельности, которые выражают всеобщие потребности и интересы в реализации прав и свобод личности, гуманизм, социальную справедливость, устойчивость и надежность общественных процессов и отношений, посредством нормотворческой деятельности публичной власти.

Помимо правового регулирования имеют место моральное, традиционное, обычное и корпоративное регулирование. В отличие от правового, в неправовом регулировании отсутствует принуждение, в результате чего люди преобразуют свое поведение в соответствии с нормами, иначе поведение, нарушающее нормы, вызывает утрату общественного доверия и уважения.

Таким образом, традиции тормозят становление местного самоуправления в результате: централизация власти и ослабление общественного начала, института выборности и ответственности власти перед обществом, проникновение в органы местного самоуправления партийности, исключение масс из процесса принятии решений, традиция раскола народа и власти, недоверие к власти. Они препятствуют установлению обратной связи и прозрачности каналов коммуникации.

Однако в современном российском обществе возникают новые положительные тенденции, которые нашли своё отражение в зарождении инновационных прецедентов. Традицией могут стать: диалог власти и общества посредством создания площадок для обсуждения и артикуляции значимых социальных проблем, новых информационных технологий, конструктивное взаимодействие ветвей власти, автономная активность гражданского общества

Список литературы

1 Конституция Российской Федерации 1993 г.

2 Абрамова A.А. Эффективность механизма правового регулирования / Науч. ред. В.В. Сорокин. Барнаул, 2005. с. 1 52

3 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2010. – 226 с.

4 Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. 4-е изд. – М.: Юристъ, 2009. – 129 с.

5 Морозова, Л.А. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. – М.: Эксмо, 2010. -218 с.

6 Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2010. – 269 с.

7 Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2007. – 246 с.

8 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,2009. – 328 с.

9 Общая теория права/Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2008 г. – 123 с.

10 Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2012. – 258 с.

11 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - М., «Проспект», 2011. – 128 с.

12 Теория государства и права: Учебник /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2009. -186 с.

13 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2009. – 386 с.

14 Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. М., 2008. – 239 с.

15 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М., 2009. – 236 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика