Курсовая работа
«Оценка конкурентоспособности предприятия (на примере торговой организации алкомаркета "Градус")»
- 44 страниц
Введение….3
1.Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия….5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия….…5 1.2 Методика оценки конкурентной позиции предприятия…8
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Градус»…12
3. Оценка конкурентоспособности ООО «Градус»…18
3.1 Анализ конкурентной позиции предприятия ООО «Градус»….18
3.2 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность ООО «Градус»… ….…32
Заключение….39
Список литературы….…42
Приложения….
Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность внешних относительно определенного предприятия факторов, оказывающих влияние на определенное взаимодействие предприятий соответствующей отрасли экономики. При этом важным фактом является то, что конкурентная среда формируется не только и не столько собственно субъектами рынка, взаимодействие которых обусловливает соперничество, а, прежде всего, отношениями между ними.
Любое предприятие действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами. Состояние конкурентной среды и действия конкурентов влияют на маркетинговые решения предприятия, его планы и политику.
Сегодня успех сопутствует тем производителям, которые предлагают продукцию современного свойства, наиболее соответствующую нуждам потребителей, то есть успех отождествляется с понятием «конкурентоспособности продукции». Однако все чаще борьба за потребителя идет не только на уровне качества и цены продукции, но и на уровне возможностей компаний предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство, т. е. успех все больше ассоциируется с понятием «конкурентной среды предприятия», которое в свою очередь, является следствием реализации фирменных конкурентных преимуществ. Всё это и обуславливает выбор выпускной квалификационной работы.
Целью курсовой работы является оценки конкурентной позиции предприятия.
Для достижения данной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические оценки конкурентоспособности предприятия;
2) дать организационно-экономическую характеристику ООО «Градус»;
3) провести оценку конкурентоспособности предприятия.
Объектом курсовой работы, является предприятие общество с ограниченной ответственностью «Градус», г. Великий Новгород.
Период исследования, проводимого в работе, 2013-2015 гг.
При проведении исследования использовались общенаучные методы, такие как абстрактно-логический, анализ, синтез, экономико-статистические, такие как сравнение, а также монографический и расчетно-конструктивный методы.
В качестве теоретической, методической и информационной основы исследования использовались работы российских и зарубежных ученых, связанные с изучением теории и практики, анализируемых в работе вопросов, публикации в периодических изданиях (журналах, газетах), статистические сборники, данные бухгалтерской отчетности исследуемого предприятия, распорядительные документы предприятия, электронные ресурсы.
Важным направлением маркетингового анализа является анализ конкурентной позиции предприятия. Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.
В общем виде конкурентоспособность - это эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.
Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, характеризующих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке, удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе.
ООО «Градус» работает на рынке в г. Великий Новгород более 7 лет. За это время компания заняла прочные позиции среди посредников по реализации алкогольной продукции, благодаря использованию самых передовых технологий продаж и сервисного обслуживания, а также привлечению многочисленных партнеров, постоянному расширению и улучшению инфраструктуры предприятия и использованию высококвалифицированных кадров.
Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности. Целью общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Учредительным документом общества является Устав.
Реализация высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям рынка - одна из основных задач деятельности предприятия, его экономическое значение. Соответствие продукта требованиям рынка может определяться исходя непосредственно из экономических показателей. Индикаторами могут служить объемы сбыта, прибыль. Экономические показатели работы предприятия в основном зависят от объема и структуры реализации продукции.
Показатели, характеризующие размер ООО «Градус» представлены в таблице 1.
Обобщающим показателем анализа и оценки эффективности или неэффективности деятельности предприятия является финансовый результат. В таблице 2 приведены финансовые результаты деятельности ООО «Градус».
Финансовое положение ООО «Градус» в полной мере зависит от того, получают ли оно в достаточном размере прибыль.
В рамках анализа конкурентной позиции ООО «Градус» необходимо постоянно рассчитывать долю рынка своего предприятия в сравнении с основными конкурентами.
Доля рынка - соотношение между объемом продаж продукта или услуги данной компании и объемом продаж продуктов, реализуемых в данной товарной категории всеми фирмами, действующими на данном рынке.
Для проведения диагностики конкурентной среды рынка продаж алкогольной продукции г. Великий Новгород были выбраны 15 предприятий данной отрасли.
В таблице 4 отражено изменение рыночных долей предприятий-конкурентов рынка продаж алкогольной продукции г. Великий Новгород за 2014-2015гг.
На основе полученных данных строится матрица конкурентной карты рынка (таблица 6).
Матрица позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможности противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым статусом обладают предприятия 1 группы.
Таким образом, в 2015 году лидерами рынка продаж алкогольной продукции г. Великий Новгород являются ООО «АЛКОН» и ООО «Красное и Белое». Рост рыночной доли у ООО «АЛКОН» составил 5,23% к уровню 2014 года, однако данный темп прироста рыночной доли меньше таких предприятий как ООО «Три бочки» и ООО «Август». ООО «Градус» также является лидером рынка, однако его позиция на рынке быстро снижается, что вызвано уменьшением объемов производства и реализации. Предприятия с сильной конкурентной позицией: ООО «Эконом» и ООО «Соломон» в 2015 году ухудшили свою деятельность на рынке продаж алкогольной продукции г. Великий Новгород. Среди аутсайдеров рынка следует отметить ООО «Август» (рост рыночной доли в 2 раза), ООО «Виноград» (в 1,3 раза), ООО «Три бочки» (в 1,2 раза). Значительно снизили свои позиции ООО «Верный», ООО «Пятерочка», ООО «Разница».
Далее целесообразно сравнить продукцию ООО «Градус» и продукцию лидера - ООО «АЛКОН» по методике Зотова В. В. и провести анализ ее конкурентоспособности. В качестве объекта исследования выступит товарная группа «Виноградные вина».
1) Расчет индекса конкурентоспособности позволяет оценить положение товара относительно других конкурентов. Потребители оценивают соответствие спросу продукцию ООО «Градус» и ООО «АЛКОН» (таблица 9).
Для анализа факторов косвенного воздействия использован метод SWOT-анализа. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия ООО «Градус» и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Миссия ООО «Градус» - удовлетворение повседневных потребностей клиентов в предложении качественных услуг в сфере розничных продаж и первоклассного их обслуживания.
Для оценки сильных и слабых сторон предприятия воспользуемся следующими параметрами: организация, производство/финансы, инновации, маркетинг (таблица 12).
В условиях рыночной экономики борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособной продукции. Чтобы в условиях жесткой конкуренции предприятия успешно и эффективно развивались, они должны завоевать своего потребителя, производить продукцию, в полной мере удовлетворяющую его требования, что и подтверждает актуальность темы исследования.
ООО «Градус» - предприятие по реализации алкогольной продукции на рынке г. Великий Новгород.
За исследуемый период наблюдался рост показателей прибыли и рентабельности, что свидетельствует о более быстром росте доходов по сравнению с расходами предприятия. Рост номинальной стоимости продаж и затрат связан с расширением рекламно-сбытовой деятельности, а также с инфляционным ростом цен. В связи с тем, что прирост товарооборота больше роста покупной стоимости, большими темпами увеличивается прибыль от продаж.
В рамках работы проведено маркетинговое исследование, цель которого изучение конкурентоспособности конкурентной позиции ООО «Градус», а также конкурентоспособности его продукции относительно аналогичной продукции конкурентов, представленной на рынке г. Великий Новгород.
Таким образом, в 2015 году лидерами рынка продаж алкогольной продукции г. Великий Новгород являются ООО «АЛКОН» и ООО «Красное и Белое». Рост рыночной доли у ООО «АЛКОН» составил 5,23% к уровню 2014 года, однако данный темп прироста рыночной доли меньше таких предприятий как ООО «Три бочки» и ООО «Август». ООО «Градус» также является лидером рынка, однако его позиция на рынке быстро снижается, что вызвано уменьшением объемов реализации продукции. Предприятия с сильной конкурентной позицией: ООО «Эконом» и ООО «Соломон» в 2015 году ухудшили свою деятельность на рынке продаж алкогольной продукции г. Великий Новгород. Среди аутсайдеров рынка следует отметить ООО «Август» (рост рыночной доли в 2 раза), ООО «Виноград» (в 1,3 раза), ООО «Три бочки» (в 1,2 раза). Значительно снизили свои позиции ООО «Верный», ООО «Пятерочка», ООО «Разница».
Так, наиболее конкурентоспособной является продукция (виноградные вина) ООО «АЛКОН», т. к. данная марка по результатам расчетов имеет наибольший балл с коррекцией (9,13). Второе место по конкурентоспособности занимает ООО «Красное и Белое» (с баллом коррекции 8,98). На третьем - ООО «Градус» с баллом 8,84. на четвертом – ООО «Три бочки»(8,80).
По итогам построения матрицы SWOT - анализа на предприятии необходима разработка стратегий в области маркетинговой деятельности, необходимо продвижение продукции предприятия, расширение рынков сбыта и т. п. Реализуя данные стратегии, предприятие сможет расширить рынки сбыта, соответственно, более эффективно использовать торговые площади, которые в настоящее время используются не полно, что положительно скажется на финансовых результатах деятельности ООО «Градус».
Анализ конкурентных сил, действующих на рынке розничных продаж алкогольной продукции по модели М.Портера, позволяет отметить, что основные силы, влияющие на предприятия данной отрасли это покупатели. Кроме того, существенное влияние оказывают поставщики товара (алкогольной продукции), поскольку они поставляют товары, которые необходимы, главным образом, для нормального торгово-технологического процесса.
Внутриотраслевая конкуренция также воздействует на поведение субъектов анализируемого рынка, поскольку на рынке розничных продаж алкогольной продукции в г. Великий Новгород действует достаточно большое количество крупных, мощных и финансово устойчивых компаний (розничных сетей).
Согласно матрице GE ООО «Градус» имеет достаточно прочное положение на рынке розничных продаж алкогольной продукции, однако его усилия должны быть направлены на подкрепление своих позиций, поскольку анализируемая отрасль является достаточно привлекательной.
Позиция предприятия соответствует стратегии концентрированного роста, которая направлена на изменение продукта и позиции в отрасли. Необходимо улучшить существующий продукт или начать реализовывать новые услуги, не меняя при этом рынка, пытаясь усилить свое положение в отрасли. К данному виду стратегий относятся: стратегия развития продукта, стратегия усиления позиций на рынке и стратегия развития рынка. Стратегия развития продукта предполагает рост за счет улучшения существующего или освоения нового продукта. При реализации стратегии усиления позиции на рынке необходимо завоевать позиции, не изменяя ни рынка, ни продукта. Стратегия развития рынка заключается в поиске новых лучших рынков и их развития.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: [Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ: ред. от 07.02.2012] // Российская газета. – 1996. – 6 февраля. – Режим доступа [Консультант Плюс]. – Загл. c экрана.
2. Андреев С.Н., Рыкалина О.В. Общность содержания и функций логистической и маркетинговой деятельности // Маркетинг и маркетинговые исследования. - № 5. – 2013.
3. Герасимов Б.И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие - 2-е изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2014.
4. Голова А.Г. Маркетинговая деятельность в условиях интенсификации экономики // Маркетинг и финансы. - 2013. - № 4.
5. Зарицкий, А. Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Конспект лекций. – М.: АСТ. – 2012. – 160 с.
6. Ибрагимов, Л. А. Маркетинг: Учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Ибрагимов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 367 с.
7. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2011. - 176 с.
8. Жукова Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности: Учебное пособие – М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014. - 197 с.
9. Капон Н., Колчанов В.Б., Макхалберт Д. Управление маркетингом: Учебник для вузов - СПб.: Питер. - 2011. - 832 с.
10. Козин В.А. Перспективы развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Учебное пособие. - М.: Вильямс. - 2014. - 496 с.
12. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2013.
13. Ленгинович С. Г. Конкурентная среда: методы исследования/ С. Г. Ленгинович // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 88-91.
14. Моисеева Н.К., Гончарова, Т.Н. Маркетинговые отношения в условиях открытости бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 2 .
15. Официальный сайт электронного журнала Маркетинг PRO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: h**t://w*w.marketingpro.r* (дата обращения 06.03.2016.)
16. Кутузова Т.Ю. Управление маркетингом.: Учебное пособие. - М.: Весь мир.- 2013. - 256 с.
17. Романенкова О.Н. Маркетинговые исследования: Теория и практика: Учебник для баклавров – М.: Юрайт. – 2014.
18. Синяева, И. М. Маркетинговые коммуникации / Синяева И. М. Земляк С. В. Синяев В. В. Учебное пособие. - Издательский дом Дашков и К. - 2009. – 323 с.
19. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. 2013.
20. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2014.- 544 с.
21. Четыркина Н.Ю., Управление конкурентоспособностью организаций сферы ус‐ луг: Учебное пособие.- СПб.: Изд‐во СПбГУЭФ, 2009.–128с.
Процент антиплагиата более 70%, в работе много рисунков, таблиц, формул, приложений
Тема: | «Оценка конкурентоспособности предприятия (на примере торговой организации алкомаркета "Градус")» | |
Раздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 1800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Современные методы продажи (на примере торговой организации алкомаркет "Градус")
Дипломная работа:
Организация и совершенствование коммерческой деятельности по продаже товаров в розничном торговом предприятии с использованием принципов мерчандайзинга.
Дипломная работа:
Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия на основе обеспечения его конкурентоспособности (на примере ООО «Торговый дом ЦОЗ»)
Курсовая работа:
Исследование и оценка конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Стоматологическая поликлиника Доктор Альбус плюс)
Курсовая работа:
Пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере ЧП Кулик