Курсовая работа
«Предвыборная агитация»
- 35 страниц
ВВЕДЕНИЕ ….3
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПРЕДВЫБОРНОЙ
АГИТАЦИИ …5
Глава 2. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ДЕПУТАТОВ ГД РФ ….17
2.1. Особенности предвыборной агитации при проведении выборов Президента РФ …17
2.2. Предвыборная агитации при проведении выборов
депутатов ГД РФ … 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… ….34
Актуальность. Отечественный опыт проведения избирательных кампаний различного уровня показывает, что избирательное законодательство имеет ряд существенных недостатков. В особенности это касается части, посвященной регулированию вопросов предвыборной агитации. В этой сфере, по точному замечанию Ю.А. Веденеева, «проблематично абсолютно все, начиная с базовой категории «предвыборная агитация» и ее формально-юридических (законодательных) определений и кончая вопросами защиты и восстановления самого важного публичного политического права граждан - избирателей права на достоверную информацию» .
При декларировании равноправия в реализации пассивного избирательного права, в частности равных условий при распространении предвыборной агитации в средствах массовой информации (СМИ), избирательное законодательство допускает неоднозначное толкование ряда норм.
Оно фактически не препятствует технологиям продвижения кандидатов, нарушающим нормы морали, правила добросовестной конкуренции. При этом названное законодательство постоянно корректируется, а его объем неизменно увеличивается.
Предмет исследования – предвыборная агитация в РФ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере предвыборной агитации при проведении выборов или проведения референдума в РФ.
Цель исследования – особенности предвыборной агитации при проведении выборов или проведения референдума в РФ
Задачи курсовой работы:
- определение понятия, видов и форм предвыборной агитации;
- отражение особенностей предвыборной агитации при проведении выборов Президента РФ;
- анализ предвыборной агитации при проведении выборов депутатов ГД РФ
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В общем плане предвыборная агитация определяется в п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая к голосованию за кандидата (список кандидатов) или против него (них). Агитация всегда сводится к каким-либо действиям, бездействие не может быть агитацией. Деятельность эта должна характеризоваться определенной целевой установкой и протекать в период конкретной избирательной кампании.
Федеральный закон № 67-ФЗ не дает ясных и четких критериев разграничения понятий «информирование избирателей» и «агитационная деятельность».
В качестве попытки разрешения указанной законодательной коллизии можно считать Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 15-П - «критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие «предвыборная агитация», что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов».
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, об избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избрать формы своей предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях.
Исходя из анализа определения предвыборной агитации, можно сделать вывод, что предвыборная агитация является специфическим видом массовой информации, которому присущи следующие отличительные признаки:
- явная политическая направленность информации;
- наличие информации, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах;
- выраженный в прямой или косвенной форме призыв к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов.
Новая редакция п. 6 ст. 56 ФЗ об основных гарантиях и соответствующих норм иных избирательных законов сейчас не содержит права кандидатов на опровержение, если недостоверная или порочащая их информация была распространена в СМИ в агитационных материалах других кандидатов.
Таким образом, опровергнутой может быть лишь информация, распространяемая по инициативе самих СМИ либо признанная в установленном порядке предвыборной агитацией, но изначально также распространенная как информирование, а не агитация.
Законодательные и исполнительные органы неоднократно пытались легально закрепить термин «политическая реклама», но все попытки следует признать неудачными . В настоящее время политическая реклама нормативно не регулируется.
Полагаю, что необходима принципиально иная конструкция регулирования информационной сферы политических процессов. Следует законодательно закрепить термин «политическая реклама», но не в законодательстве о выборах, а в Федеральном законе «О рекламе» или особом Федеральном законе «О политической рекламе», и распространить на содержание подобных материалов требования достоверности и добросовестности, ограничения, принятые для рекламы. Таким образом, будет урегулировано распространение подобных материалов за пределами избирательных кампаний.
В соответствии со статьей 49 Закона о «О выборах Президента Российской Федерации» в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;
Пункт 2 статьи 49 Закона называет методы, которыми может проводиться предвыборная агитация: 1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; 2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) иными не запрещенными законом методами.
Редакция Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ сняла такое условие начала предвыборной агитации, как создание соответствующего избирательного фонда.
Особо оговорены сроки предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Она проводится в период, который начинается по новой редакции за 28, а не за 30 дней, как было в прежней редакции, до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Что касается проведения предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день, то это прямо запрещено Законом.
Статьей 55 Закона о выборах депутатов ГД регулируются вопросы, связанные с проведением предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов ГД РФ.
Предвыборная агитация, проводимая политическими партиями, кандидатами, включенными в федеральные списки кандидатов, способна оказывать значительное влияние на волеизъявление избирателей, на формирование у них положительного или отрицательного образа той или иной политической партии. В связи с этим для правоприменительной практики весьма важным является четкое понимание того, что является предвыборной агитацией.
В связи с изложенным законодателем в ч. 1 статьи 55 Закона о выборах депутатов ГД было установлено, что при проведении выборов депутатов ГД РФ предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);
2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).
Последние изменения избирательного законодательства вводят категорию лиц, которые вправе проводить предвыборную агитацию от имени кандидата, избирательного объединения. От имени кандидата такую агитацию вправе проводить только его доверенные лица и уполномоченные им представители. От имени избирательного объединения агитацию могут проводить только руководитель избирательного объединения, выдвинутые избирательным объединением кандидаты, которые уполномочены на проведение такой агитации, уполномоченные представители и доверенные лица избирательного объединения. Вопрос о том, что считать агитацией от имени кандидата, от имени избирательного объединения законом не урегулирован, поэтому практика может пойти по пути резкого ограничения прав избирателей на проведение предвыборной агитации.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), (с изм. от 13.05.2004)// СПС «Консультант Плюс»
2. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» //БВС РФ, 1994, № 12.
3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.1993. 25 дек.
4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // СПС «Консультант Плюс»
5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 21.10.2013) // СПС «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 21.10.2013)// СПС «Консультант Плюс»
7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 09.12.2010) // СПС «Консультант Плюс»
8. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»// СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
Судебная практика
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» //СЗ РФ от 03.11.2003, № 44, ст. 4358.
10. Решение Суда Советского района Челябинска по делу № 2-723/09 от 18 февраля 2009 г. по заявлению Н.А. Мяличкина, В.В. Середонина.// СПС «Консультант Плюс»
Литература
11. Вешкурцева З. В отношении жительницы Воронежа возбуждено дело об агитации против Путина // Административное право. 2012. № 2.
12. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, Инфра-М, 2010.
13. Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» (постатейный) / О.А. Борзунова, А.В. Кирилин, Ю.К. Краснов и др.; под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2006.
14. Кондрашев А.А., Сизых Ю. Проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в свете прошедших выборов //Конституционное и муниципальное право, 2008, № 24.
15. О региональном семинаре «О взаимодействии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и средств массовой информации по повышению профессиональной подготовки журналистов, освещающих избирательный процесс» // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2001. № 6.
16. Чистополов В.В. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и пути их решения // Российский юридический журнал. 2010. № 3.
Тема: | «Предвыборная агитация» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное регулирование прессы в избирательных кампаниях и организация работы пресс-службы избирательного штаба
Курс лекций:
СМИ и выборы.
Курсовая работа:
Стадии избирательного процесса в РФ
Реферат:
Социалистическая система журналистики
Реферат:
Роль средств массовой информации в избирательной кампании