Курсовая работа
«Женщина как сотрудник и руководитель»
- 41 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН….6
1.1 Гендерные аспекты профессиональной деятельности….6
1.2. Карьера в жизни женщины….8
1.3. Женщины в управлении…14
1.4. Стиль женщины в менеджменте….19
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ПАРИКМАХЕРСКОЙ «ВДОХНОВЕНИЕ»…24
2.1. Краткая характеристика парикмахерской «Вдохновение»….24
2.2. Особенности управления персоналом парикмахерской «Вдохновение»….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П.Ильин)….33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета «Социально-психологический климат организации»…38
Женщин в России 78,7 млн. человек, или 53% населения страны. Это самая крупная социальная общность, отличающаяся психическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. Следовательно, на рынке труда это одна из крупнейших групп населения.
На протяжении многих поколений роль женщины сводилась практически к одному: заботиться о семейном очаге, быть продолжательницей рода, воспитывать детей. Мужчине отводилась роль кормильца, добытчика, главы семьи. Иными словами, во все времена мужчина был главным (если не единственным) членом семьи, обеспечивающим ее материально, и, естественно, чувствовал себя господином. Роли были заранее определены – каждый знал свое место. Так было в течение тысячелетий – до недавнего времени.
На современном этапе исторического развития положение женщины в семье и в обществе существенно изменилось. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах женщина получила одинаковые права с мужчиной. В силу этого равноправия к ее неизменной роли хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая, не менее важная и трудоемкая, работающей жены и матери. Конечно, благодаря этому она получила экономическую независимость и самостоятельность, но вместе с тем и множество дополнительных обязанностей. Во многих странах просматривается тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако проблемы и процессы использования женского труда в управлении остаются в российских условиях по-прежнему непривычными, новыми и сложными.
Влияние гендерных различий на трудовую деятельность и карьеру стало объектом специальных исследований. Проблемы труда женщин, в том числе и руководителей, все чаще поднимаются в работах российских и зарубежных ученых.
Гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, Ю.Е. Алёшина, Е.П. Ильин. В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.
Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составили современные подходы к исследованию гендерных аспектов профессиональной деятельности (Е.П.Ильин, С.Д. Резник, Т.В. Бендас, Ш. Берн, Н.В. Самоукина и др.).
Цель исследования – изучить особенности женщины как сотрудника и руководителя.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
изучить литературу по проблеме исследования;
раскрыть суть понятия «гендер»;
изучить гендерные аспекты профессиональной деятельности;
рассмотреть особенности карьеры в жизни женщины;
выявить проблемы женщин в профессиональной деятельности;
обозначить содержание деятельности женщины руководителя;
выявить отличия мужского и женского стилей руководства.
Объект исследования – парикмахерская «Вдохновение».
Предмет исследования – управление персоналом в парикмахерской «Вдохновение».
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
1. Теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
1.1. Гендерные аспекты профессиональной деятельности
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст; они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине.
В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Пол относится к универсальным биологическим отличиям мужчины и женщины.
Термин «гендер» (социальный пол, как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.) и был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.
Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщины и мужчины, их взаимоотношения между собой [19, С.47-48]. «Гендер» обозначает сумму представлений и ожиданий, которые связываются в обществе с «женственностью» и «мужественностью». Гендер, таким образом, относится не только к женщине или к мужчине, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме.
В каждом обществе существуют различные роли мужчины и женщины в соответствии с их полом. «Быть мужчиной» подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» играть другую роль. Эти социальные роли, выделяемые по половому признаку, являются установками ожидания, которые определяют как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе.
В традиционных обществах мужские и женские роли резко отличаются; они, как правило, полярны. От женщины в первую очередь ожидается, что в системе ее ценностей приоритетными будут роли матери, жены, хозяйки, хранительницы домашнего очага, т.е. семейные роли. Все остальные роли должны быть второстепенными, они не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей.
Для мужчины главными ролями являются профессиональные роли, в обществе от мужчины ожидаются успехи в публичной сфере, а также то, что он материально обеспечит свою семью.
Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения.
В данной работе мы изучали особенности женщины как сотрудника и руководителя.
Интерес к данной теме обусловлен наличием гендерных стереотипов в отношении профессиональной деятельности, разделением профессий на мужские и женские и увеличением стремления женщин к преодолению данных стереотипов.
Так, в ходе анализа литературы мы установили, что женщины вполне успешно занимаются теми же видами деятельности, что и мужчины. Однако, у женщин по сравнению с мужчинами более низкая квалификация, более низкая оплата труда, ограниченный набор профессий. Им приходится выбирать между семьей и карьерой, что рождает ролевой конфликт, который приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию. У женщин отмечена более низкая самооценка профессиональной деятельности и ориентация на положительную оценку деятельности, страх успеха.
Анализ литературы показал, что от года к году растет количество женщин, которые все чаще ориентированы не просто на профессиональную занятость, но на профессиональную успешность, т.е. на карьеру.
Содержание труда руководителей-женщин определяется тем, что они, опираясь в той или иной мере на свой персонал, осуществляют руководство, планируют, организуют и направляют деятельность организации на достижение поставленных целей. Они несут личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.
«Женский» стиль руководства выступает как сочетание следующих неоднородных качеств: доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля.
Наиболее ценные качества у женщин-руководителей – умение налаживать контакты с людьми, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца, стремление все понять самой и всему научиться, интуиция, удачливость, хитрость.
В практической главе мы рассмотрели особенности управления женским коллективом на примере парикмахерской «Вдохновение». Руководитель данной организации – женщина. В результате анкетирования мы выявили, что существует взаимосвязь между доминирующим стилем управления и социально-психологическим климатом в коллективе. На предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат, что может говорить о полной благоприятной обстановке на предприятии, о доверии, доброжелательной и деловой критике, свободном выражении собственного мнения, удовлетворенностью в работе, высокой степенью взаимопомощи. Рассмотренные нами в теоретической части качества «женского» стиля управления преобладают именно в демократическом стиле управления. Женщины-руководители чаще, чем мужчины-руководители используют демократический стиль управления.
Таким образом, мы видим, что четких различий между мужчинами и женщинами совсем не много. На наш взгляд, социальные условия в настоящее время в России таковы, что нужно говорить не о противостоянии мужчин и женщин в профессиональной сфере. Необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчин и женщин на основе принципа дополнения друг друга.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) – М.: Юрист, 2001. – 25 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.12.2001) // СПС Консультант Плюс.
3. Акперов, И.Г. Психология предпринимательства: учеб. пособие / И.Г. Акперов, Ж.В. Масликова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 365 с.
5. Аникеева, О.Б. Женщины России и мира на уровне принятия решений / О.Б. Аникеева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 7. – С. 3-9.
6. Аристова, М.В. Постиндустриальное общество с гендерной точки зрения / М.В. Аристова // Социология власти. – 2009. – № 4. – С. 93-101.
7. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
8. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 316 с.
9. Женщина-руководитель в организации // Настоящее и будущее социальных технологий / под ред. А.С. Тургаева. СПб.: СЗАГС, 2009. – С. 95-96.
10. Завьялова, Е.К. Психология предпринимательства: учеб. пособие / Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 296 с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – 310 с.
12. Карпов, А.В.Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с.
13. Кашина, М.А. Гендерно ориентированная социальная политика / М.А. Кашина // Управленческое консультирование. – 2010. – № 1. – С.145-163.
14. Киселева, Е.В. Влияние социальных реформ на карьерные ориентации женщин / Е.В. Киселева // Стратегия и механизм управления: опыт и перспективы. Вологда: Легия, 2008. – С. 252-262.
15. Кишкель, Е.Н. Управленческая психология: учебник / Е.Н. Кишкель. – М.: Высшая школа, 2002. – 270 с.
16. Лапина, Н. Обновление политической элиты / Н. Лапина // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 11. – С. 23-34.
17. Мацан, К. У Норвегии женское лицо / К. Мацан // Эксперт. – 2008. – № 43. – С. 94-96.
18. Плетнева, С. Бизнес-леди начинают и побеждают / С. Плетнева // Управление персоналом. – 2008. – № 10. – С. 34-40.
19. Резник, С.Д. Гендерный менеджмент: женщины в управлении: учеб. пособие / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
20. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
21. Сумленный, С. Больше женщин! / С. Сумленный // Эксперт. – 2009. – № 43. – С. 46-48.
22. Тейлор, Ш. Социальная психология / Ш.Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – СПб.: Питер, 2004. – 767 с.
23. Терновая, Л. Женское лицо мировой политики / Л. Терновая // Государственная служба. – 2011. – № 1. – С.
24. Шокин, Ю. Менеджмент женского персонала: опыт последнего десятилетия / Ю. Шокин // Управление персоналом. – 2009. – № 2. – С. 68-71.
Тема: | «Женщина как сотрудник и руководитель» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Демократическая федерация как понятие и как форма государственного устройства
Дипломная работа:
Языковая личность роберта миннуллина как поэта и государственного деятеля
Курсовая работа:
Обучение письменной речи как цель и как средство обучения иностранному языку (на материале итальянского языка)
Реферат:
Образование и культура
Контрольная работа:
1. Социальная философия. Философский анализ общества, его происхождения и развития. 2. Современная философия: иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Философия жизни. 3. Философские работы и мысли А.Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф.Ницше («Так говорил Заратустра»)