Контрольная работа
«Использование контент-анализа в социальной работе»
- 29 страниц
1. Применение анализа документов 3
2. Классификация видов документов 5
3. Виды анализа документов 6
4. Формализованный анализ (количественный, контент-анализ) 6
5. Этапы проведения контент-анализа 13
6. Выработка категорий анализа 15
7. Выделение единиц анализа 18
8. Выделение единиц счета 23
9. Использование контент-анализа в социальных науках 25
Список использованной литературы 29
Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
В специальных нормативных актах документ как носитель социальной информации в жизни современного общества определяется «как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека». «Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации». Необходимо подчеркнуть, что термин «документ» в социологии отличается от общеупотребительного, так, в обыденной жизни обычно под документом мы понимаем только официальные материалы, которые закреплены печатью и подписью руководителя или опубликованные от имени государственных органов, официальных лиц.
1. Применение анализа документов
Большая часть информации, необходимая социологу в его исследовательской деятельности, содержится в документальных источниках. Все сферы жизнедеятельности современного общества пронизаны потоками документальной информации. С полной уверенностью можно сказать, что в обществе нет такой единицы, ячейки или элемента структуры общества, начиная от самых маленьких (человек, семья, школьный класс, производственная бригада) и кончая самыми большими (церковь, политическая партия, государство), которая не была бы документально оформлена.
Вся жизнь человека, группы, коллектива, общества сопровождается постоянным документированием. Для отдельного человека это свидетельство о рождении, больничная карта, детские рисунки, письма, дневник, фотографии, автобиографии, характеристики. Для маленьких ячеек — бригады — это приказы о ее создании, штатное расписание в отделе кадров и т. д. Для партий — это уставы, программы. А для самого крупного элемента структуры общества — государства — это конституция, законодательство и т. п.
Существующие между различными социальными организациями, институтами, общностями, системами документальные связи отражают важные характеристики социальных процессов и отношений, их экономические, правовые, социально-психологические и многие другие аспекты. В документах фиксируются состояние и изменение социальных процессов во времени. Поэтому многие общественные науки используют документы в качестве объектов изучения, выделяя различные содержательные и функциональные характеристики. Любая социальная информация является результатом определенной социальной деятельности и поэтому отражает классовые, национальные, политические, экономические и другие отношения людей, их интересы, потребности и т. д.
2. Классификация видов документов
Исследователь должен иметь полное и четкое представление о существующих документальных источниках, в которых содержится необходимая информация по изучаемой проблеме. Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии существующих документов, необходимо знать их классификацию. Документы можно классифицировать по разным основаниям.
3. Виды анализа документов
Виды (методы) анализа документов очень разнообразны. Все существующие методы Г. М. Андреева предлагает разделить на две группы: традиционные и формальные. В свою очередь в каждой из этих групп можно вычленить особые подразделы.
4. Формализованный анализ (количественный, контент-анализ)
Формализованный анализ документальных источников рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, не доступных традиционному интуитивному анализу, с ориентацией на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов. «Суть метода контент-анализа, — как отмечает Г.М. Андреева, — заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации».
5. Этапы проведения контент-анализа
Основные этапы проведения контент-анализа, хотя и имеют свои специфические особенности, в основном все-таки совпадают с основными этапами проведения других видов социологических исследований. На подготовительном этапе также, как и любое другое социологическое исследование, контент-аналитическое исследование начинается с постановки исследуемой проблемы, формулируются цели, задачи и гипотезы предстоящего исследования. От этого в дальнейшем в свою очередь будет зависеть выбор конкретного эмпирического материала, содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа.
6. Выработка категорий анализа
Выбор категорий при проведении контент-анализа является очень важной процедурой. Благодаря категориям образуется связь между целями исследования и его результатами. От данной процедуры в дальнейшем зависит успех или неуспех всех действий.
Категории анализа — это наиболее общие ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий выполняет ту же роль, что и вопросы в анкете, указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.
7. Выделение единиц анализа
После выработки категорий анализа необходимо выбрать соответствующую единицу анализа (смысловую единицу) — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, которая будет выступать в тексте индикатором интересующего исследователя явления, т. е. четко указывать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Выделение смысловых единиц контент-анализа осуществляется на основе содержания цели, гипотез исследования, а также зависит от исходных теоретических посылок исследователя и его мировоззренческих принципов.
8. Выделение единиц счета
Выбрав смысловую единицу, исследователь устанавливает единицу счета, отвечающую целям исследования и требованиям достоверности. Она фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. Содержание текста может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единиц частоты. Поэтому единицы счета могут как совпадать, так и не совпадать с единицами анализа.
9. Использование контент-анализа в социальных науках
Контент-анализ используется в социальных науках очень широко, при этом предлагаются различные коммуникационные схемы и модели. Так, например, Берельсон насчитывает до шестнадцати различных применений контент-анализа . Несмотря на это, самой популярной до наших дней остается предложенная Лассуэлом еще в 40-х годах словесная формула для изучения коммуникации.
Таким образом, если после Второй мировой войны развитие контент-анализа шло в рамках описанной выше схемы Лассуэла, то в последние годы делаются попытки, не изменяя общей схемы, расширить рамки контентного анализа, обогатить ее, особенно в отношении вопросов «кто говорит?, «кому?», «с каким результатом?».
1. Курбатов В. И. Социальная работа: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов/на/Д.: Феникс, 2006. – 480 с.
2. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 413 с.
3. Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
4. Оганян К. М., Манько Ю. В. Теория и практика социальной работы. – СПб: Петрополис, 2008. – 276 с.
5. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Басова Н.Ф. – Изд. 3-е, испр. – М.: Инфра-М, 2007.
6. Павленок П. Д. Основы социальной работы. Учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – 395 с.
7. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 476 с.
8. Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
9. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие для вузов. – М. Академический проект, 2002. – 496 с.
10. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
11. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
12. Филатова О. Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 48 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Объект и предмет в социальной работе
Контрольная работа:
Культура управления в социальной работе
Курсовая работа:
Психологические методы в социальной работе
Курсовая работа:
Технологизация социальной работы
Курсовая работа:
Социальная работа как общественное явление