Реферат
«Наблюдение в социальной работе»
- 11 страниц
Введение
1. Сущность наблюдения
2. Особенности наблюдения в социальной работе
Заключение
Литература
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика – это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Как способ не только индивидуального, но и комплексного накопления социологических знаний диагностика вошла в исследовательскую практику на рубеже XIX-XX вв. По мнению специалистов, сам термин «социальная диагностика» утвердился в конце 20-х – начале 30-х гг.
Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные методы, одним из которых является наблюдение. Наблюдение в социальной работе, как метод изучения личностных особенностей и межличностных отношений и будет рассмотрено далее.
Наблюдение в социальной работе получить значительную информацию о клиенте, о его психологических особенностях, оценке им конкретной ситуации, его отношении к окружающим и др .
Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подго-товки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения личности и личностных особенностей в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.
Поведенческая реакция диагностируемого отслеживается специали-стом в журнале наблюдения. В ряде случаев для получения более достоверной информации специалисту необходимо регулярно и довольно продолжительное время наблюдать за своим подопечным.
Внешне незаметный и системный характер наблюдения позволяет снизить влияние фактора сознательной самопрезентабельности исследуемого. Такая самопрезентация наблюдается тогда, когда специалист по социальной работе отслеживает словесную (вербальную) информацию клиента.
Количественная характеристика социально-психологических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. Использование различных способов и приемов методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов.
Наблюдение в социальной работе – это научно-обоснованный плано-мерно-организованный и, как правило, систематический сбор данных о процессах и явлениях общественной жизни. Наблюдение в социальной работе может быть использовано на всех этапах разработки проблемы: в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотезы, для корректировки выводов исследовательской работы. Информация, полученная в ходе наблюдения должна быть полной, достоверной и отвечающей цели исследования.
Виды наблюдения в целом и в социальной работе в частности зависят, прежде всего, от объекта и предмета исследования. В социальной работе наблюдение особенно важно при изучении специфических явлений и объектов.
1. Павленок И.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М., 2005.
2. Харченко Л.П. Долженкова В.Г. Статистика: курс лекций Москва, Инфра – М, 1999.
3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Шишковец А.А. Справочная книга социального педагога: учебное пособие. – М, 2005.
5. h**t://soc-work.r*/article/360
Тема: | «Наблюдение в социальной работе» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 11 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Культура управления в социальной работе
Курсовая работа:
Социальная работа как общественное явление
Шпаргалка:
Ответы на билеты по социальной работе
Курсовая работа:
Социально-культурные технологии социальной работы
Курсовая работа:
Психологические методы в социальной работе