Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Методика формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи» - Курсовая работа

  • 74 страниц(ы)
фото автора

Автор: Zh_Anastasia

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.

1.1.Общепсихологическая характеристика понятия «восприятие»: его свойства, типы, ступени развития

1.2.Особенности восприятия художественных произведений живописи

1.3.Особенности восприятия и оценки произведений живописи младшими школьниками

1.4.Технологии формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Глава 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.

2.1.Особенности восприятия и оценки портретной живописи младшими школьниками

2.2.Организация опытно-экспериментальной работы

2.3.Проведение опытно-экспериментальной работы

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

На современном этапе развития школьного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Особую роль в становлении творчества школьников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства и оценка произведений искусства. Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте.

Во-первых, принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 2357 от 06 октября 2009 г.) определяет предметные результаты учебного предмета «Изобразительное искусство». Среди этих требований можно выделить следующее: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

Во-вторых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции).

В-третьих, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, умственный труд, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Изобразительное творчество младших школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер и быть основана на образцах высокого искусства. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, опираясь на восприятие произведений изобразительного искусства.

Изучение методики формирования у младших школьников практиче-ских умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи опирается на ряд теоретических исследований. Вопросы теории и практики ознакомления младших школьников с искусством обращают на себя внимание таких педагогов как А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, П.А. Мирошкина и др. Проблемой ознакомления детей с художественными произведениями занимались также Р.А. Мирошкина, Г.А. Вишнева, Т.Г. Казакова, П.А. Вершинина и др. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие психологи и педагоги, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Особый вклад в разработку методик ознакомления детей с социальной значимостью жанровых картин внесла Р.М. Чумичева. А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова рассматривают механизм эстетического и художественного восприятия детей 5-8 лет. Перечисленные выше исследования внесли большой вклад в теорию и практику восприятия детьми художественных произведений.

Разносторонний анализ теоретического обоснования изучаемой темы позволил выявить проблему исследования, которую можно сформулировать в виде вопроса: каковы особенности и возможности методики формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи?

Цель работы: определение специфику и возможности методики фор-мирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.

Объект исследования: практические умения и навыки восприятия и оценки произведений живописи.

Предмет исследования: методика формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.

Гипотеза:

формирование у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи будет осуществляться эффективнее, если:

- педагог способен использовать систематизированные теоретические и практические знания современных методик формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи;

- педагог способен использовать в педагогическом процессе возможности современных методик формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи;

- педагог применяет практические навыки формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.

Задачи работы:

1. Дать общепсихологическую характеристику содержания понятия «восприятие»: его свойствам, типам, ступеням развития.

2. Выявить особенности восприятия художественных произведений жи-вописи.

3. Дать характеристику особенностям восприятия и оценки произведений живописи младшими школьниками.

4. Раскрыть технологии формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.

5. Выявить возможности портретной живописи в процессе формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи

В качестве основных методов исследования были определены:

на теоретическом уровне: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, моделирование;

на эмпирическом уровне: наблюдение, эксперимент, изучение продуктов творческой деятельности, метод количественной и качественной обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала Базовая средняя (полная) общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Объем работы составляет 73 страницы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная система работы может быть использована в качестве элементов методики формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений портретной живописи.


Заключение

Проблема формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи становится актуальной в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (Приказ Минобрнауки России № 2357 от 06 октября 2009 г.), в котором определены предметные результаты учебного предмета «Изобразительное искусство». Среди этих требований можно выделить следующее: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Анализ научно-педагогической литературы показал недостаточное количество исследований по этому направлению педагогической работы, т.к. оно является малоизученным.

Исследования ведущих специалистов области художественного и эстетического образования (А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова) свидетельствуют о том, что ознакомлению младших школьников с произведениями изобразительного искусства необходимо уделять должное внимание, т.к. в процессе обучения и воспитания это имеет большую значимость. Но педагогический процесс не должен сводиться лишь к простому знакомству, у младших школьников необходимо сформировать особый вид восприятия –художественное восприятие и умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства.

Восприятие произведений изобразительного искусства- особый род восприятия как психического процесса, т.к. имеет свою специфику. В науч-ной литературе (философской, психологической, культурологической и ис-кусствоведческой) такой род восприятия называется «художественное вос-приятие».

Восприятие и оценка произведений живописи младшими школьника-ми имеет свои особенности, выступает как сложный психический процесс. Оно предполагает не только способность узнавать, понимать изображенное, но и является познавательным актом. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Дети младшего школьного возраста склонны навязывать произведению свои впечатления, оценки и отождествлять искусство и жизнь, воспринимают искусство односторонне: они не могут обобщать отдельные элементы произведения в содержательное единство.

Для формирования практических умений и навыков в восприятии, анализе и оценке произведений искусства педагогу необходимо применять особые технологии и методики, которые должны опираться на развитие отзывчивости к произведению; на развитие способности выразить свое отношение к произведению; на расширение объема знаний и представлений об искусстве.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей.– М.: Просвещение, 1964. - 304 с., табл.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

3. Белькова Г.М. Творческая деятельность учителя и младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 9. - с. 48

4. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.

5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Просвещение, 1972. - 287 с.

6. Волков Н. Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 2007. - 32 с.: ил.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. - 3-е издание дополненное и переработанное. - М.: Искусство, 1986. – 574 с.

9. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во Педагогика, 1984. —426с.

10. Гальперин П. Я. Четыре лекции по общей психологии. - М.:КДУ, 2000. - 112 с.

11. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 102 с.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.– М.: Наука, 2002. – 336 с.

13. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал.- 2005.- Т. 26.- №5.

14. Каган М. С. Человеческая деятельность. – М.: Просвещение, 2001. – 328 с.

15. Калинина Т. В. Развитие художественного восприятия ребенка на основе приобщения к изобразительному искусству: учебное пособие.– Уфа: издательство Уральского университета, 2008. – 147 с.

16. П.Ф. Каптерев. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. Общедоступно в интернете. - h**t://dugward.r*/library/katalog_alfavit/kapterev_p_f.html

17. П. Ф. Каптерев. Что может сделать школа для развития характера учащихся? [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. Общедоступно в интернете. - h**t://dugward.r*/library/katalog_alfavit/kapterev_p_f.html

18. Ланге Н.Н. Психический мир: Избранные психологические труды в 70-ти томах– Москва, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 368 с.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 352 с. - (Серия: Классическая учебная книга)

20. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие.— М.: Смысл, 2000. - 509 с.

21. Макланов А.Г. Общая психология.– СПб.: Питер, 2002. – 592 с.,

22. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002. - 128 с.

23. Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведе-ний: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2001. - 240 с.

25. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

26. Полунина В. Н. Искусство и дети.– М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

27. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.-93с.

28. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрей-тер, В.Л. Романова. -М.:ЧеРо, 2001.- 858 с.

29. Прусс И. Е. Западное европейское искусство XVII века.– М.: Букинист, 2001. 384 с.

30. Рибо Т.А. Психология внимания ( пер. с фр.) - М.: Физиология и медицина XXI века. - 96 с.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: 2012. – 705 с.

32. Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 368 с

33. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002,- 240 с.

34. 42. Фаликман М. В. Общая психология в семи томах Т. 4. / Под ред. Братуся Б.С. - М.:Академия, 2006. - 453с.

35. 43. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. - 2-е издание переработонное и дополненное – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил.

36. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 85 с.


Тема: «Методика формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 74
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика