Курсовая работа
«Методика формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи»
- 74 страниц
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.
1.1.Общепсихологическая характеристика понятия «восприятие»: его свойства, типы, ступени развития
1.2.Особенности восприятия художественных произведений живописи
1.3.Особенности восприятия и оценки произведений живописи младшими школьниками
1.4.Технологии формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Глава 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.
2.1.Особенности восприятия и оценки портретной живописи младшими школьниками
2.2.Организация опытно-экспериментальной работы
2.3.Проведение опытно-экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития школьного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Особую роль в становлении творчества школьников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства и оценка произведений искусства. Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте.
Во-первых, принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 2357 от 06 октября 2009 г.) определяет предметные результаты учебного предмета «Изобразительное искусство». Среди этих требований можно выделить следующее: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Во-вторых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции).
В-третьих, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, умственный труд, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Изобразительное творчество младших школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер и быть основана на образцах высокого искусства. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, опираясь на восприятие произведений изобразительного искусства.
Изучение методики формирования у младших школьников практиче-ских умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи опирается на ряд теоретических исследований. Вопросы теории и практики ознакомления младших школьников с искусством обращают на себя внимание таких педагогов как А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, П.А. Мирошкина и др. Проблемой ознакомления детей с художественными произведениями занимались также Р.А. Мирошкина, Г.А. Вишнева, Т.Г. Казакова, П.А. Вершинина и др. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие психологи и педагоги, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Особый вклад в разработку методик ознакомления детей с социальной значимостью жанровых картин внесла Р.М. Чумичева. А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова рассматривают механизм эстетического и художественного восприятия детей 5-8 лет. Перечисленные выше исследования внесли большой вклад в теорию и практику восприятия детьми художественных произведений.
Разносторонний анализ теоретического обоснования изучаемой темы позволил выявить проблему исследования, которую можно сформулировать в виде вопроса: каковы особенности и возможности методики формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи?
Цель работы: определение специфику и возможности методики фор-мирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.
Объект исследования: практические умения и навыки восприятия и оценки произведений живописи.
Предмет исследования: методика формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.
Гипотеза:
формирование у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи будет осуществляться эффективнее, если:
- педагог способен использовать систематизированные теоретические и практические знания современных методик формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи;
- педагог способен использовать в педагогическом процессе возможности современных методик формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи;
- педагог применяет практические навыки формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.
Задачи работы:
1. Дать общепсихологическую характеристику содержания понятия «восприятие»: его свойствам, типам, ступеням развития.
2. Выявить особенности восприятия художественных произведений жи-вописи.
3. Дать характеристику особенностям восприятия и оценки произведений живописи младшими школьниками.
4. Раскрыть технологии формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи.
5. Выявить возможности портретной живописи в процессе формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи
В качестве основных методов исследования были определены:
на теоретическом уровне: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, моделирование;
на эмпирическом уровне: наблюдение, эксперимент, изучение продуктов творческой деятельности, метод количественной и качественной обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала Базовая средняя (полная) общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске.
Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Объем работы составляет 73 страницы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная система работы может быть использована в качестве элементов методики формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений портретной живописи.
Проблема формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи становится актуальной в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (Приказ Минобрнауки России № 2357 от 06 октября 2009 г.), в котором определены предметные результаты учебного предмета «Изобразительное искусство». Среди этих требований можно выделить следующее: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Анализ научно-педагогической литературы показал недостаточное количество исследований по этому направлению педагогической работы, т.к. оно является малоизученным.
Исследования ведущих специалистов области художественного и эстетического образования (А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова) свидетельствуют о том, что ознакомлению младших школьников с произведениями изобразительного искусства необходимо уделять должное внимание, т.к. в процессе обучения и воспитания это имеет большую значимость. Но педагогический процесс не должен сводиться лишь к простому знакомству, у младших школьников необходимо сформировать особый вид восприятия –художественное восприятие и умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства.
Восприятие произведений изобразительного искусства- особый род восприятия как психического процесса, т.к. имеет свою специфику. В науч-ной литературе (философской, психологической, культурологической и ис-кусствоведческой) такой род восприятия называется «художественное вос-приятие».
Восприятие и оценка произведений живописи младшими школьника-ми имеет свои особенности, выступает как сложный психический процесс. Оно предполагает не только способность узнавать, понимать изображенное, но и является познавательным актом. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Дети младшего школьного возраста склонны навязывать произведению свои впечатления, оценки и отождествлять искусство и жизнь, воспринимают искусство односторонне: они не могут обобщать отдельные элементы произведения в содержательное единство.
Для формирования практических умений и навыков в восприятии, анализе и оценке произведений искусства педагогу необходимо применять особые технологии и методики, которые должны опираться на развитие отзывчивости к произведению; на развитие способности выразить свое отношение к произведению; на расширение объема знаний и представлений об искусстве.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей.– М.: Просвещение, 1964. - 304 с., табл.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
3. Белькова Г.М. Творческая деятельность учителя и младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 9. - с. 48
4. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.
5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Просвещение, 1972. - 287 с.
6. Волков Н. Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 2007. - 32 с.: ил.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. - 3-е издание дополненное и переработанное. - М.: Искусство, 1986. – 574 с.
9. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во Педагогика, 1984. —426с.
10. Гальперин П. Я. Четыре лекции по общей психологии. - М.:КДУ, 2000. - 112 с.
11. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 102 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.– М.: Наука, 2002. – 336 с.
13. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал.- 2005.- Т. 26.- №5.
14. Каган М. С. Человеческая деятельность. – М.: Просвещение, 2001. – 328 с.
15. Калинина Т. В. Развитие художественного восприятия ребенка на основе приобщения к изобразительному искусству: учебное пособие.– Уфа: издательство Уральского университета, 2008. – 147 с.
16. П.Ф. Каптерев. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. Общедоступно в интернете. - h**t://dugward.r*/library/katalog_alfavit/kapterev_p_f.html
17. П. Ф. Каптерев. Что может сделать школа для развития характера учащихся? [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. Общедоступно в интернете. - h**t://dugward.r*/library/katalog_alfavit/kapterev_p_f.html
18. Ланге Н.Н. Психический мир: Избранные психологические труды в 70-ти томах– Москва, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 368 с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 352 с. - (Серия: Классическая учебная книга)
20. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие.— М.: Смысл, 2000. - 509 с.
21. Макланов А.Г. Общая психология.– СПб.: Питер, 2002. – 592 с.,
22. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002. - 128 с.
23. Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведе-ний: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2001. - 240 с.
25. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
26. Полунина В. Н. Искусство и дети.– М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
27. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.-93с.
28. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрей-тер, В.Л. Романова. -М.:ЧеРо, 2001.- 858 с.
29. Прусс И. Е. Западное европейское искусство XVII века.– М.: Букинист, 2001. 384 с.
30. Рибо Т.А. Психология внимания ( пер. с фр.) - М.: Физиология и медицина XXI века. - 96 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: 2012. – 705 с.
32. Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 368 с
33. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002,- 240 с.
34. 42. Фаликман М. В. Общая психология в семи томах Т. 4. / Под ред. Братуся Б.С. - М.:Академия, 2006. - 453с.
35. 43. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. - 2-е издание переработонное и дополненное – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил.
36. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 85 с.
Тема: | «Методика формирования у младших школьников практических умений и навыков восприятия и оценки произведений живописи» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 1800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование у младших школьников грамматических навыков посредством интерактивных технологий на уроках английского языка
Дипломная работа:
Творческая самореализация личности учащихся в профильном обучении
Дипломная работа:
Особенности изучения диалектной и региональной лексики в общеобразовательной сельской школе
Дипломная работа:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Дипломная работа:
Формирование икт компетенции как метапредметный результат освоения ооп