Курсовая работа
«Технология профессионального развития педагога»
- 42 страниц
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
1.1.Роль педагога в педагогическом процессе
1.2.Становление и развитие педагога
1.3.Рефлексивные технологии повышения уровня профессионализма современных педагогов
1.4.Формирование профессионально-рефлексивного мышления у будущих педагогов
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ – УЧИТЕЛЕЙ «НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
2.1.Основа выбора методики исследования
2.2.Эмпирические исследования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной педагогической деятельности
2.3.Характеристика процесса профессиональной подготовки студентов в условиях педагогического вуза
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной работы, заключается в необходимости обновления системы образования, во многом зависящей от профессионализма педагогов, их отношения и готовности к нововведениям. При устоявшейся системе образования к личности педагога предъявлялись нормативно одобряемые требования. Профессиональное развитие личности происходит в процессе совершенствования учебно-воспитательной работы.
На эффективность учебной деятельности и уровень воспитанности школьников большое влияние оказывают личностные качества и профессионализм учителя. Педагог должен любить и понимать своего ученика, необходимы такие качества как требовательность и наблюдательность. Коммуникабельность так же является неотъемлемой чертой личности современного педагога.
Список личностных качеств педагога весьма велик. В этот список входят такие качества как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др.
Перечисленные выше способности и качества личность составляют уни-кальную, особенную личность педагога. Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, современные педагог обдумывает степень своего участия в развитии школы.
Следовательно, задача управленческой деятельности администрации школы заключается не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».
Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педаго-гическое мастерство» Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, а так же как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство обычно воспринимается как наиболее важное профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из особо важных критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, которая выражается в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть, можно смело говорить о то, что педагог - мастер умеет учить всех без исключения детей.
Профессионализм педагога особо ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Цель данной работы заключается в определение сущности, состава и структуры технологии профессионального развития педагога.
Объект исследования – профессионализм педагога, как условия эффек-тивной организации педагогического процесса.
Предмет исследования данной работы является процесс профессионального развития педагога на основе рефлексивных технологий обучения.
Гипотеза исследования. Профессиональное развитие педагогов происходит эффективно, если:
-в процессе психолого-педагогической подготовки и повышения квали-фикации педагогов используется рефлексивные технологии;
-диагностика профессионально значимых характеристик личности вы-полняет мотивирующую функцию профессионального развития;
-определена система показателей оценки профессионального развития педагогов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами бы-ли сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить роль педагога в педагогическом процессе.
2. Выявить значение рефлексивной технологии в повышение уровня профессионализма педагога.
3. Определить пути формирования профессионально-рефлексивного мышления будущего педагога.
4. Провести диагностику наличия профессиональных педагогических качеств у студентов группы Б - 2н.
5. Охарактеризовать процесс профессиональной подготовки бакалавров - будущих учителей начальных классов.
В данной работе используются теоретические и практические методы исследования:
1)Теоретические методы включают в себя: изучение и анализ литературы по теории и методике образования, выдвижение основных параметров исследования, обобщение полученной информации, сравнение.
2)Практические методы включают в себя: наблюдение, изучение различных методик и диагностик для определения профессионально значимых личностных качеств педагога; анкетирование студентов группы Б- 2н и статистическая обработка полученных результатов.
Степень разработанности проблемы. Проблеме изучения различных аспектов профессионального развития учителя, в научной литературе последних лет уделяется значительное внимание. Наибольшую теоретическую и практическую разработанность получила проблема профессионального развития учителя.
Методологические основы профессионального развития учителей раскрыты в работах С. Г. Вершловского, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. Д. Шадрикова, А. И. Щербакова и др. Исследованию проблемы профессиональных достижений посвящены работы Б. Г. Ананьева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Н. В. Кузьминой и др. Идеи по психолого - педагогическим проблемам профессионального развития учителей в системе непрерывного педагогического образования раскрыты в исследованиях Л. К. Гребенкиной, Н. Э. Касаткиной, Л. М. Митиной, Т. С. Паниной, И. С. Пятибратовой и др.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Педагог как участник учебного процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе обучения. Обращение к оценке школьным проблем и образования вуза с необходимостью предлагает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности педагога. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит преобразований успеха в системе образования, дальнейшие шансы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной подготовки учителя.
Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось собщественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового. Кое-что сделано, но остаётся ещё немало нерешенных проблем, и одна из них – дать целостное теоретическое представление о педагогической инновации, её составе, структуре и функциях.
Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.
К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества.
Проведенное нами исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что профессиональное развитие педагога происходит успешно, если: в процессе психолого-педагогической подготовки и повышения квалификации педагогов используется рефлексивные технологии; диагностика профессио-нально значимых характеристик личности выполняет мотивирующую функцию профессионального развития; определена система показателей оценки профессионального развития педагогов.
Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового. Крайне любопытной оказалась идея Морозова и Пидкасистого в статье «Подготовка учителей к инновационной деятельности», где они предлагают концептуальные положения к подготовке учительских кадров, предлагая создавать при соответствующей государственной политике психолого-педагогическое обеспечение такой вначале элитарной, а затем и массовой подготовки[7, с.340].
На наш взгляд, процесс этот сугубо индивидуальный. А то, что выбрасывается в массы, мгновенно обесценивается. Наверное, нам не без интересна будет приобщиться к опыту наших американских коллег. Где «новое», «инновационное» у нас, у них сплошь и рядом. Так называемые «открытые школы», « частно-открытые» и т.д. И это давно уже стало нормой и никого не удивляет. Рядом сосуществуют совершенно разные направления. Как говорится «разное рядом». И, на мой взгляд, нет, и не может быть общей модели (для всех) педагога-экспериментатора. Созданный в определенной системе, фактически являясь её продуктом, он будет транслировать её «идеологию». Да и не нужно это массам.
Сам принцип в инновационной педагогике нравится нам своим личностно-ориентированным подходом, т.е. потенциальной возможностью создания разного – рядом. И чем больше будет этого разного, тем лучше. Появится больше возможностей для выбора. Тогда как у среднестатистического школьника он, в принципе, не так уж велик. И может быть, поэтому именно сейчас надо особенно заниматься системой подготовки педагогических кадров в инновационном залоге, как гаранта нашего «светлого» будущего в образовании.
1.Богданова, Р.А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики [Текст] /Р.А. Богданова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. - №98. – С. 85 – 94.
2. Богоявлениский Д.Н. Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 2010. - 347 с.
3. Бордовская Н.В., Реак А.А. Пед: учебное пособие, - СПб.: Питер, 2008г.
4. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учеб. пособие /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 496 с.
5. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие /Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика [Текст]: учебник /Н.Ф. Голованова. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
7. Делия, В. Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции [Текст] /В. Делия. - М.: Де-По, 2012. – 340 с.
8. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003
9. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие [Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
10. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.
11. Курдюмова, И. М., Калиниченко, Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы [Текст] / И.М. Курдюмова, Н.И. Калини-ченко. // Педагогика. 1998. N 3.
12. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.
13. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема / И. В. Муштавинская // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146-151.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.
15. Подласный И.П. Пед: учебник – М.: Высшее образование, 2006 г.
16.Практикум по социальной психологии [Текст] / сост. Е.Ю. Семыкина, О.П. Степанова, Н.Г. Баженова, / под общ. ред. Е.Ю. Семыкиной. Магнитогорск:Магу,2007год.
17. Селивончик Г.И.Лекции по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» 2008 год.
18. Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин. — М.: Прометей, 1999.
19. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов_М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 год.
20. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999год.
21. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Ягофаров. — М.: ВЛАДОС, 2008.
22. Якиманская И.С. Развивающее обучение. –М., 1979
23. Богданова, Р.А. Формирование профессиональных умений будущих учителей в процессе педагогической практики [Электронный ресурс]. - h**t://vernadsky.tstu.r*/pdf/2009/10/rus_10_2009_10.pdf
24. Жуков, Г.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения [Электронный ресурс]: авт. дисс… д.п.н. - h**t://w*w.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-k-professionalno-pedagogicheskoi-deyatelnosti-budushchikh-masterov-p
25. Кисляков, А.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки [Электронный ресурс]: авт. дисс… к.п.н. - h**t://w*w.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-budushchikh-uchitelei-k-tvorcheskoi-vospitatelnoi-deyatelnosti-v-pro
26. Начальное и среднее профессиональное образование [Электронный ресурс] - режим доступа: h**t://w*w.krskstate.r*/krao/nachprof.
27. Педагогический словарь [Электронный ресурс]. - h**t://enc-dic.com/pedagogics/Praktika-Pedagogicheskaja-1350/.
28. Развитие профессионально значимых личностных качеств педагога [Электронный ресурс]. - h**t://dis.podelise.r*/text/index-6166.html
29. Психодиагностические методики [Электронный ресурс]. - h**t://w*w.psyoffice.r*/menu-10-p1.htm
Тема: | «Технология профессионального развития педагога» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технологии развития персонала
Дипломная работа:
Профессиональная компетентность педагога в области обществоведческого (правового) образования
Дипломная работа:
Разработка методики оценки эффективности труда персонала и планирование развития карьеры и профессионального роста сотрудников (на примере Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1409)
Дипломная работа:
Сайт для определения професиональной пригодности педагогов
Дипломная работа:
Профессиональное выгорание педагогов