Курсовая работа

«Межбюджетные отношения федерального и регионального»

  • 45 страниц
Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты межбюджетных отношений федерального и регионального бюджета 5

1.1. Сущность и функций бюджета 5

1.2. Расходные полномочия федеральной и региональных властей 10

1.3. Формы межбюджетных отношений 13

2. Анализ межбюджетных отношений федерального и республиканского бюджета УР и их совершенствование 19

2.1. Анализ межбюджетных отношений федерального и республиканского бюджета УР 19

2.2. Совершенствование законодательной базы межбюджетных отношений 24

2.3. Проблемы осуществления реформы межбюджетных отношений 28

Заключение 39

Список литературы 42

Введение

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства и местных органов самоуправления.

Отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения.

Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов.

В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федера-ции демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально - экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.

В связи с этим, важными остаются вопросы дальнейшего совершенство-вания организации и регулирования межбюджетных отношений, адекватного целям и задачам социально-экономического развития страны и ее территорий, разработки эффективного механизма реализации потенциала межбюджетного перераспределения.

Цель курсовой работы – исследовать межбюджетные отношения феде-рального и республиканского бюджета УР и на этой основе разработать предложения по их совершенствованию.

Для достижения представленной цели курсовой работы в процессе ее выполнения подлежит решению ряд задач:

-исследовать экономическое содержание бюджета;

-дать общую характеристику межбюджетных отношений федерального и региональных бюджетов;

-представить анализ межбюджетных отношений федерального и республиканского бюджета УР.

При выполнении курсовой работы использованы: статистический; абстрактно-логический; балансовый; монографический методы научного исследования.

Информационной базой проводимого исследования явились Федераль-ные законодательно-нормативные акты РФ в области регулирования бюджетных отношений. Методологической основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные подходам к сущности и функциям бюджета.

Заключение

В ходе проведенного исследования установлено, что в настоящее время межбюджетные отношения бюджета УР и федерального бюджета включают в себя распределение налогов между уровнями бюджетной системы и межбюд-жетных трансфертов (субвенций, субсидий и дотаций из ФБ РФ).

Как показывают данные анализа, доля налоговых отчислений, направляемая в территориальный (республиканский) бюджет УР выросла за 2007-2008 гг. с 55,2% до 59,9%. При этом, доля возвращено из федерального бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий в 2007 и 2008 гг. соответственно всего 15,93% и 23%. Отчисления от налоговых и неналоговых доходов на территории региона в федеральный бюджет существенно превышают размер возвращаемых федеральным бюджетом трансфертов.

Все доходы бюджета подразделяются на налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Действующий в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации не дает определения бюджетного устройства. Отсутствие трактовки такого основополагающего понятия на законодательном уровне не только осложняет теоретический анализ бюджетных отношений в стране, но и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики, поскольку порождает ряд проблем в организации бюджетной системы.

Кроме этого, с целью повышения прозрачности законодательного регулирования межбюджетных отношений восстановить в БК РФ главу, посвященную раскрытию понятия и принципов межбюджетных отношений

В определении межбюджетных отношений в БК РФ вместо использова-ния словосочетания "по вопросам регулирования бюджетных правоотноше-ний", грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать "по вопросам регулирования бюджетных отношений"

В настоящее время со стороны многих субъектов Российской Федерации регионов высказываются сомнения, что эти изменения смогут стать реальным стимулом для развития собственной налоговой базы регионов. Критические замечания касаются также и того, что рост Фонда финансовой поддержки регионов запланирован, лишь исходя из уровня инфляции.

Анализ показывает, что после введения нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации о порядке определения объема ФФПР исходя только из уровня инфляции, уровень расчетной бюджетной обеспеченности высокодотационных регионов с каждым годом уменьшается. Необходимо поставить изменения объема ФФПР в зависимость от комплекса экономических показателей каждого субъекта РФ. В результате индексация объема ФФПР будет гибкой и более четко отражать финансовые потребности региона.

Как известно, если после распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки региональный показатель обеспеченности общественной инфра-структурой не превысит среднероссийский уровень более чем на 10% или ниже этого уровня, то субъект Федерации получит дотации из Фонда регионального развития. Причем, помощь по линии этого фонда могут получить только реципиенты. Регионы-доноры, даже если уровень развития общественной инфраструктуры в них не соответствует среднероссийским стандартам, не получают субсидий из ФФРР. Данная ситуация не стимулирует регионы к повышению уровня собственных доходов бюджета и не способствует росту регионов – доноров. Таким образом, необходимо чтобы и регионы-доноры получали средства из Фонда регионального развития, если уровень развития общественной инфраструктуры в них не соответствует среднероссийским стандартам.

Необходимо в среднесрочной перспективе пересмотреть принципы делегирования полномочий. Существующий порядок финансирования делегированных полномочий не обеспечивает полное покрытие регио-нальных расходов по их исполнению (например, не учитываются затраты ре-гионов на администрирование переданных полномочий).

Отсутствует четкое экономическое обоснование эффективности делеги-рования полномочий. Кроме того, возникает вопрос об эффективности унификации процесса делегирования полномочий: в некоторых регионах делегирование может быть эффективным, а в некоторых - нет. Целесообразно осуществить проверку эффективности существующего разграничения полномочий и при необходимости отказаться от делегирования регионам ряда федеральных полномочий, перейдя к их финансированию непосредственно из федерального бюджета.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. М.: Омега, 2008. – 64 с.

2. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 06.12.2007 года). М., 2008. – 95 с.

3. Федеральный закон № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

4. Федеральный закон № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис-полнительных органов государственной власти субъектов Россий-ской Федерации».

5. Алтынбаев Р.З. Бюджет 2007 года и межбюджетные отношения // Ма-териалы Официального сайта Минфина РФ w*w.minfin.r*.

6. Авдеенко М.В. Изменения бюджетного законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями власти // Деньги. - №4. – 2006. – с. 34-38.

7. Бельский К.С. Финансовое право. М., 2008. – 410 с.

8. Богов Х.М. Формирование и реализация бюджетной политики / Дис-сертация на соискание ученой степени кандидата экономических на-ук. М., 2007. – 610 с.

9. Большаков С.В. Финансовая политика государства. М., 2007. – 316 с.

10. Бюджетная система РФ / Под ред. Романовского М.В. М.: Юрайт, 2005. – 387 с.

11. Вагапова А.Р. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2007. – 755 с.

12. Гарбузов В.Ф. Бюджетный процесс. М.: Инфра, 2007. – 233 с.

13. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. М., 2008. – 560 с.

14. Дробознина Л.А. Финансы. М.: Юнити, 2005. – 635 с.

15. Евдокимов Н.Н. Управление социально-экономическим развитием региона с использованием инструмента межбюджетных трансфертов. М., 2007. – 113 с.

16. Ливерский А.А. Бюджетные полномочия субъектов РФ. М., 2006. – 450 с.

17. Иванова И.В. Формирование и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2008-2010 годы // Материалы Официального сайта Минфина РФ w*w.minfin.r*.

18. Ковалева А.М. Финансы. М., 2001. – 563 с.

19. Ковалерова Л.А. Межбюджетные отношения и их роль в развитии бюджетного федерализма Российской Федерации // Финансы. - №3. – 2006. – с. 34-38.

20. Литовченко В.П. Общая теория финансов. М., 2007. – 415 с.

21. Львов Д. Курс финансового права. М., 2006. – 245 с.

22. Лебедев В.А. Финансовое право. М., 2006. – 367 с.

23. Моляков Д.С. Теория финансов. М., 2004. – 322 с.

24. Миронова Т.А. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации в контексте проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - №12. – 2006. – с. 40-62.

25. Межбюджетные отношения в 2007 году // Материалы Официального сайта Минфина РФ w*w.minfin.r*.

26. Межбюджетные отношения в 2008 - 2010 гг. // Материалы Официального сайта Минфина РФ w*w.minfin.r*.

27. Общая теория денег и кредита / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Юнити, 2000. – 520 с.

28. Поляк Г.Б. Государственные финансы. М., 2007. – 412 с.

29. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Юрайт, 2001. – 433 с.

30. Романовский М.В. Финансы. М., 2007. – 310 с.

31. Родионова В.М. Бюджетные полномочия РФ и ее субъектов. М., 2007. – 324 с.

32. Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 2000. – 433 с.

33. Тренев Н.Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 2003. – 523 с.

34. Терещенко Г.Н. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - №12. – 2006. – с. 23-29.

35. Федулова С.Ф. Финансы. М.: Кнорус, 2004. – 400 с.

36. Финансы, деньги и кредит / Под ред. Соколовой О.В. М., 2001. – 324 с.

37. Финансовое право. Учебник / Под ред. Горбуновой О.Н. М., 2008. – 310 с.

38. Финансовое право. Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2007. – 610 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Межбюджетные отношения федерального и регионального»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика