Курсовая работа
«Социальный педагог в учереждениях дополнительного образования»
- 27 страниц
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА I. Специфика учреждений дополнительного образова-ния….… 6
1.1. Специфика учебно-воспитательного процесса… 6
1.2. Социально-педагогические проблемы воспитанников в учреждениях дополнительного образования… 9
ГЛАВА II. Опыт разработки должностной инструкции социального педагога для учреждений дополнительного образования….… 12
2.1. Составление должностных инструкций социального педагога учреждения дополнительного образования…. 12
2.2. Экспертиза должностной инструкции…. 16
2.3. Принятие решения о должностной инструкции социального педагога для учреждений дополнительного образования…. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….
В настоящее время нет устоявшегося определения дополнительного образования, что говорит о продолжающихся интенсивных исследованиях данного феномена. С момента появления термина «дополнительное образование» не стихают споры по поводу правильности такой формулировки. Одни в ней видят недооценку дополнительного образования, отношение к нему как к чему-то второстепенному; другие опасаются выпадения его из единой системы образования; третьи полагают, что все дело ограничивается переименова-нием учреждений внешкольного воспитания [11, с.37].
В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается, прежде всего, через образовательные программы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства [12, с.58].
Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т. к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей [6, с.22]. Можно согласиться со специалистами, которые относят допол-нительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. При этом некоторые полагают, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания [4, с.18]. Дополнительное образование рас-сматривается как «особо ценный тип образования» [5, с.11], как «зона ближайшего развития образования в России» [2, с.9]. Основное предназначение учреждения дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах лич-ности, общества, государства [14, с.58].
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «социального педагога». С сентября 1990 года уже была начата профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним [21, с.13].
Для практики социальной работы с детьми в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие «социальная педагогика» не тождественно понятию «школьная социальная работа», так как социальный педагог может работать в детских, образовательных, здравоохранительных и социозащитных учреждениях.
Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального педагога, исходят из потребностей своего учреждения. Задача социального педагога звучит так: «Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде ребенка»[17, с.33]. При этом социальный педагог не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.
Социальный педагог работает на основе должностных инструкций, планирует свою деятельность. В этом социальный педагог должен отталки-ваться от планов всего учреждения. Как и любой работник, для успешной работы должен писать себе планы работы на перспективу, на год, которые утверждаются руководителем учреждения, а по этому плану пишет себе планы на четверть, месяц, неделю, учитывая особенности учреждения, виды деятельности и количество затрат времени предположительно расходуемого на тот или иной вид деятельности [7, с. 424].
Актуальность данной работы заключается в том, что институт «соци-альных педагогов» в данный период проходит свое становление в сфере профессиональной деятельности и существует необходимость в усовершенствовании и интенсификации деятельности специалистов данной профессии для решения проблемы взаимодействия человека с социумом.
Объектом работы является учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет работы – должностная инструкция социального педагога.
Цель работы – разработать должностную инструкцию социального педагога в учреждениях дополнительного образования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить специфику учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.
2. Обосновать необходимость введения должности социального педагога в учреждениях дополнительного образования.
3. Разработать должностную инструкцию социального педагога.
Из всего вышесказанного в тексте работы, в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:
• Специфика учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что весь ход обучения и воспитания детей направлен на развитие индивида в про-цессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры;
• Обучение не может быть постоянной ведущей деятельностыо в таком учебно-воспитательном процессе. В зависимости от интересов, мотивов и целей личности (участников учебно-воспитательного процесса) оно может выполнять служебную, инст-рументально-вспомогательную или развивающую роль. Это же относится и к воспитанию как специальной педагогической деятельности по включению ребенка в социально-культурный опыт человечества и созданию условий для проявления его внутренней мотивации, способности самостоятельно определять свою позицию;
• Существует необходимость подготовки социальных педагогов, т.к. социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты;
• Для реализации функций деятельности социального педагога в Российской Федерации наработана достаточно обширная нормативно-правовая база, социальный педагог работает на основе должностных инструкций, планирует свою деятельность. В этом социальный педагог должен отталкиваться от планов всего учреждения;
• Социальный педагог, как и все работники любого учреждения, должен знать, что ему делать в конкретном учреждении. Для этого разрабатываются должностные инструкции социального педагога, учитывая специфику учреждения, на основе примерных должностных инструкций, где расписаны общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность, взаимо-связи по должности.
1. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: Исследовательский центр качественной подготовки специали-стов. - М., 1992.
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - №9.
3. Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования // Сб. научных трудов: ГосНИИ семьи и воспитания. - М., 1999.
4. Белова B.B. Kальпетдинова МЛ. Дополнительное образование: требования к его содержанию. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
5. Березина ВА. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка// Материалы конференции «Образование и творчество». - М., 1998.
6. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей// Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». - 1997. - Вып. 3.
7. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. – М.: Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”, 1998.
8. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консуль-тант. – 1997. - № 7. (Приложение к газете “Педагогический калейдо-скоп”).
9. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». – СПб., 1998.
10. Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сборник нормативно-правовых документов. – М., 1995.
11. Евладова Е.Б., Логинова Е.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф.образования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
12. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образова-нии». - М., 1999.
13. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершенно-летних // Воспитание школьников. - 2000. - №8.
14. Конасова Н.Ю. Социально-педагогические проблемы учреждений дополнительного образования: Методический практикум / Под ред. О.Е. Лебедева. – Спб., 1997.
15. Конкурс педагогических достижений: Методика, описание опыта дополнительного образования детей. – Спб., 1998.
16. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.:КАРО, 2000.
17. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. – 2001. - № 1.
18. Никитина Л. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. - 2000. - № 8.
19. Никитина Л. Что должен знать социальный педагог в законодательстве// Воспитание школьников. - 2001. - №4.
20. О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. - 1994. - М., 1995.
21. Павлюнок П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: Курс лек-ций. М.: ИНФРА-М, 1998.
22. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузо-вой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Тема: | «Социальный педагог в учереждениях дополнительного образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования
ВКР:
Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования
Магистерская работа:
Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.