Дипломная работа
«Организационная культура и управление образованием на примере Устиновского района г. Ижевска»
- 55 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 6
1.2. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 11
1.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КУЛЬТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ 20
1.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ УСТИНОВСКОГО РАЙОНА 27
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 27
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 35
2.3. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 40
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Организационная культура включает в себя определение правил поведе-ния и этических норм, первичную адаптацию сотрудников к существующим в организации правилам и нормам, организацию информационного и межлично-стного взаимодействия, профессионально - должностное продвижение, форми-рование системы поощрений и взысканий наказаний.
Процесс формирования организационной культуры связан с установлени-ем определенного типа отношений между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования. На данном этапе происходит формирование организационной культуры.
Процесс поддержания (использования) организационной культуры озна-чает ее сохранение и укрепление. Компанией разрабатываются ряд мероприя-тий, облегчающих восприятие культуры новыми членами организации и на-правленных на поддержание устоявшихся правил и норм поведения.
Развитие (изменение) организационной культуры болезный и сложный процесс, который влечет за собой изменение и пересмотр ценностей организа-ции и технологий управления персонала.
Итак, культура организации, что это такое? Не сводится ли она лишь к уровню образованности членов того или иного коллектива? Нет, никоим обра-зом, это понятие гораздо сложнее и многогранней. Оно включает в себя осоз-нанные и неосознанные представления, разделяемые сотрудниками организа-ции на сознательном или (что особенно важно) подсознательном уровнях о способах деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем.
Определений культуры имеется немало. Вот версия организационной культуры в понимании П. Б. Вейлла: Культура - это система отношений, дей-ствий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию.
Особенно важна здесь уникальная общая психология. Именно она при-дает смысл различным отношениям, действиям и артефактам культуры, и раз-личные уникальные общие психологии могут привести к тому, что объективно идентичные отношения имеют совершенно разный смысл.
По уникальной общей психологии мы узнаем людей, принадлежащих к одной культуре, - мы видим то, что объединяет их всех, хотя сами эти люди мо-гут и не замечать этого.
Если бы культуры не имели своих уникальных черт, мы не смогли бы проводить границы между различными культурами. Культура идет в глубины психик, в противном случае это не культура. Именно психологическая общ-ность позволяет членам одной культуры чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом этой культуры.
Приведем еще понятие культуры, которое дает М.Х. Мескон: Атмосфера или климат в организации называется ее культурой. Культура отражает преоб-ладающие обычаи, нравы и отражения в организации.
Э. Шейн указывает: «Возможно, единственная действительно важная вещь, которую делают руководители - это создают и управляют культурой».
Организационная культура это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний организационного поведения, которая изучает общие подходы, принци-пы, законы и закономерности в организации.
Основная цель организационного поведения помочь людям более продук-тивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Таким образом, актуальность выбора темы дипломной работы обусловле-на тем, что культура организации определяет поведение ее членов, пути реше-ния возникающих проблем, отношение к внешним воздействиям, скорость и способ реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Ее понимание позволя-ет руководителю находить наиболее верную стратегию своего поведения в тех или иных обстоятельствах.
Организационная культура присуща любой, неважно, большой или ма-лой, производственной или образовательной организации. При этом членам ор-ганизации их культура кажется абсолютно естественной и часто единственно возможной.
Цель дипломной работы – исследовать вопросы организационный куль-туры и управления образованием на примере Устиновского района г. Ижевска.
Для достижения цели дипломной работы в процессе ее выполнения дол-жен быть решен ряд задач:
- исследовать теоретические основы формирования и развития организа-ционной культуры
- раскрыть проблемы развития организационной культуры;
- дать анализ особенностей и современных проблем организационной культуры в системе управления образованием в Устиновском районе г. Ижев-ска.
Методологической основой исследований по данной теме дипломной ра-боты являются учебная, научная и методическая литература по рассматривае-мым вопросам.
При выполнении дипломной работы использованы:
-статистический;
-абстрактно-логический;
-монографический методы научного исследования.
Как показало проведенное исследование, организационная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый ко-декс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников.
Ее понимание позволяет руководителю находить наиболее верную стра-тегию своего поведения в тех или иных обстоятельствах.
Объектом исследования дипломной работы выступила система образова-ния Устиновского района г. Ижевска.
У всех типов учебных заведений Устиновского района г. Ижевска есть общие характерные черты:
-тесная связь с научно-педагогическими центрами г. Ижевска;
-«смешанные» коллективы, включающие преподавательские кадры вузов;
-реализация концепции непрерывности образования на основе допрофес-сиональной подготовки учащихся;
-отведение особой роли в духовном становлении личности гуманитарно-му содержанию образования художественной культуре, знанию иностранных языков, искусству;
-разработка нового содержания общего среднего и дополнительного об-разования.
Деятельность Устиновского РОНО сегодня направлена на реализацию та-ких основных задач образования, как:
-обеспечение всеобщего обязательного образования,
-укрепление учебно-материальной базы всех образовательных учрежде-ний,
-комплектование учреждений народного образования квалифицирован-ными кадрами,
-охрана прав несовершеннолетних, оказание помощи семье в воспитании детей,
-развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей,
-создание сети образовательных услуг.
В школах района работают высококвалифицированные педагоги, которые обеспечивают воплощение в жизнь программы развития образования.
Как показал проведенный анализ, по мнению руководства школ Устинов-ского района г. Ижевска, администрация РОНО недостаточно активно участву-ет в планировании учебного процесса и контролирует его осуществление. Руко-водители РОНО, с точки зрения руководителей школ, больше внимания долж-ны уделять работе по повышению уровня квалификации педагогов (а это уже элементы ролевой культуры).
Отвергая некоторые элементы «орденской» организационной культуры, руководители школ считают, что руководитель РОНО должен пользоваться ав-торитетом у всех членов коллектива школ, однако только 13 процентов утвер-ждают, что так оно и есть.
Подробное изучение «профиля несоответствия» позволяет сделать вывод о тяготении коллектива сразу к нескольким типам организационных культур, элементы которых руководство школ считает более предпочтительными для своей деятельности.
«Профиль несоответствия» «говорит» о явном стремлении руководства школ к «командному» типу организационной культуры, о его желании творче-ски работать в команде единомышленников, видя в Отделе образования парт-неров, а не только «руководящий и контролирующий орган».
РОНО необходимо уделять больше внимания повышению квалификаци-онного уровня работников учреждений образования.
В связи с этим необходимо предложить следующие мероприятия. С це-лью реформирования организационной культуры по направлению к «команд-ной культуре» необходимо создать Образовательный Совет Устиновского рай-она, в который бы входило руководство школ и РОНО.
С целью повышения уровня квалификации педагогов РОНО необходимо усилить работу по сотрудничеству с Институтом повышения квалификации учителей. Также Администрации Устиновского района г. Ижевска необходимо создать муниципальное учреждение дополнительного образования – «Центр информатизации».
Администрации Устиновского района необходимо обратиться в Админи-страцию г. Ижевска с целью подать заявку на участие в программе распростра-нения результатов проекта "Информатизация системы образования (ИСО)" и получения соответствующего целевого финансирования.
Кроме этого, с целью повышения эффективности управления системой образования, в частности мотивирующей составляющей необходимо ввести многофакторную систему премирования руководящих и педагогических работ-ников из надтарифного фонда.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосовани-ем 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.
2. «Об образовании»: Закон РФ от 10 июля 1992 года. // Собрание законода-тельства РФ. 1992. № 21.Ст. 1401.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. М.: Но-вая школа. 2003. С. 53.
4. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федераль-ный закон от 32 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31.Ст. 3301.
2. Литература
5. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования коман-ды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 544 с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Мастеретно, 2002. -224 с.
7. Беляцкий Н.П., Велесько СЕ. Управление персоналом: Учебное пособие. - Минск: Экоперспектива, 2000. - 320 с.
8. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб-ное пособие для экономических колледжей и вузов. — М.: Гелан, 2001.-411 с.
9. Веснин В.Р. Менеджмент персонала: Учебное пособие. - М., 2001.-304 с.
10. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие: Положение об отделах и
службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2000. - 461 с.
11. Виханский О.С. Организационная культура. М.: 2003., 110с.
12. Гневко В.А., Яковлев И.П. “Менеджмент: социально-гуманитарное изме-рение” Санкт-Петербург 1996, 300с.
13. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.
17. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. - 320 с.
14. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2001.-100 с.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — 4-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с.
16. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество жизни населения региона / Моно-графия. - Н.Новгород: НИМБ, 2002. - 122 с.
17. Журавлев В.Г. Руководство персоналом России: Учебное пособие / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: МУБиУ, 2003. - 328 с.
18. Иванов М.А. Изменение организационной культуры. М.: 2004, 112 с.
19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра, 1997.
20. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра, 1999.
21. Мескон М.Х. “Основы менеджмента” М. “Дело” , 2002, с.78.
22. “Менеджмент организации” под ред. Румянцевой З.П. М. ИНФРА, 2000, 130 с.
23. “Организационное поведение” под ред. Э.М. Короткова Тюмень 1999, 145 с.
24. Питер Э. Лэнд “Менеджмент - искусство управления” М. ИНФРА. 1995, 167 с.
25. Панкова Т. А. Многоканальное финансирование и самостоятельное хозяй-ствование ОУ // Педагогический журнал, №2. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
26. Панкова Т.А. Социально-педагогический анализ развития школьного об-разования: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
27. Садриев М.М. Основные направления совершенствования образования в условиях перехода к рынку. - Уфа: БГПИ, 1999.
28. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А.Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 2002.
29. Смирнов Э.А. “Основы теории организации” М. 2004, 210 с.
30. Толочек В.А. Организационная психология. М.: 2004.
31. Усманов Б.Ф. “Стиль управления: методологические и социологические аспекты” М.2003, 230 с.
32. Шекшня С.В. “Управление персоналом в современной организации” М.:1996, 110 с.
33. Ушаков К.М. - Ресурсы управления школьной организацией. М.: 2005., 150 с.
Тема: | «Организационная культура и управление образованием на примере Устиновского района г. Ижевска» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Очет о практике бюджетной организации
Курсовая работа:
Анализ влияния культуры на организационную эффективность
Дипломная работа:
Разработка проекта по совершенствованию системы управления маркетинга на примере ООО «РАЙЦЕН
Курсовая работа:
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Организация контроля за исполнением расходов Федерального бюджета на примере Отделения г. Ижевска Управления Федерального казначейства по УР