Курсовая работа
«Совладание как механизм психологической защиты»
- 33 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
1.ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ…5
1.1 Определение соотношения понятий совладание и защиты в психологической науке….…5
2.1 Копинг-механизмы как стратегии совладания….8
2. МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ….19
2.1 Формирование и реализация защитных механизмов детей….16
2.2 Современные эмпирические исследования совладающего поведения детей…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…31
Возрастающее количество стрессовых факторов, характерных для современного общества, необходимость переработки большого количества информации в сжатый период времени, экономическая, социальная нестабильность приводят к повышению уровня психоэмоциональной напряженности, что при определенных условиях ведет к срыву адаптационных возможностей человека и формированию нервно-психических заболеваний Сложная природа взаимоотношений человека с миром отражается не только в результатах профессиональной и творческой деятельности человека, но также в предпочитаемых способах разрешения затруднений, неизбежно возникающих на жизненном пути каждого человека. Жизнь современного человека изобилует сложными ситуациями, связанными с выбором адекватного способа разрешения различных жизненных затруднений, психологических проблем и конфликтов с окружающими, а также с урегулированием всевозможных кризисов. Каждый человек сталкивается с необходимостью разрешать сложные психологические проблемы и связанные с ними ситуации в течение всей своей жизни. При этом он стремится к тому, чтобы справиться с ними наиболее эффективными образом. Но что отличает эффективные стратегии поведения от неэффективных? Какие стратегии приводят человека к желаемым результатам, а какие ведут к психологическому неблагополучию? Каким образом психологическая наука может помочь «обыденному психологу», которым является каждый человек, справляться с жизненными трудностями наиболее успешным образом? Именно с поиском ответов на эти вопросы связана разработка концепции совладания человека со сложными ситуациями в рамках дифференциальной психологии. В настоящее время изучение стратегий поведения человека в сложных ситуациях стало как никогда актуальным именно в области дифференциальной психологии. И это далеко не случайно. От индивидуального предпочтения способов разрешения неблагоприятных жизненных ситуаций и создания благоприятных, зависит психологическое, психосоматическое и социальное благополучие человека. От того, насколько эффективно человек справляется с задачами, выдвигаемыми жизнью, зависит насколько гармонично он развивается как личность, насколько полно раскрывается его индивидуальность. Следовательно, оптимально ли складывается его образ жизни, удовлетворен ли человек собой и жизнью, своим местом в социуме. Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность и значимость, концепция совладания человека со сложными ситуациями относится к числу наиболее противоречивых и мало изученных в современной психологии. Цель исследования: рассмотреть состояние проблемы исследования механизмов совладающего поведения и психологической защиты у детей в психологической науке.
Объект исследования – психологические механизмы детей. Предмет исследования – совладание и психологическая защита.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы задачи исследования:
1 Показать основные современные концепции совладающего поведения как механизма защиты.
2 Проанализировать копинг-механизмы как стратегии совладания.
3 Показать формирование и реализацию психологических механизмов детей.
Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.
Среди исследователей совладающего поведения главной целью совладения считается достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворять свои потребности. Непосредственными целями защитных механизмов считается достижение максимально возможного в данных условиях эмоционального благополучия, однако эта цель рассматривается в своем отношении к считающейся более существенной цели, приспособлению к действительности. Функция, которая приписывается с этой точки зрения защитным процессам, состоит в предоставлении времени для подготовки других, более продуктивных процессов совладания.
Исследование проблемы совладания привело нас к ряду выводов:
1. необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации ;
2. исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию.
Например, проблемно-ориентированный стиль направлен на рациональный анализ проблемы и состоит в разработке плана разрешения трудной ситуации. Он основан на таких действиях человека, как поиск необходимой информации, самостоятельная проработка ситуации, обращение за помощью к другим, более компетентным людям. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде нежелания разбираться в проблеме, смещение на другие, релаксирующие виды деятельности - употребление пищи, алкоголя и прочее.
В отечественных исследованиях было определено, что стиль поведения связан с темпераментальными и личностными свойствами. Так, стратегия избегания соотносится с низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, как чувствительности к несовпадению ожидаемого и полученного результата (В.М. Русалов), а также негативным отношением к себе и низким уровнем контроля. Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля. Стиль соперничества коррелирует с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и негативным отраженным самоотношением. Таким образом, можно говорить, что проблема совпадающего поведения детей является на сегодняшний день наиболее актуальной, так как психологические травмы, нанесены в раннем возрасте напрямую, влияют на последующую жизнедеятельность личности и могут являться основой для развития многих психических расстройств. Тем не менее, именно эта тематика до сих пор не достаточно исследована в отечественной психологии.
1 Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие.- М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2002
2 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1.
3 Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. - М., 1968.
4 Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 3. С.
5 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М., 1976.
6 Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: «Смысл», 2000.
7 Краткий психологический словарь // Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
8 Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2004.
9 МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 2004
10 Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н.
11 Психология отношений. - М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.
12 Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе
13 Самосознание и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: «Бахрах-М», 2005.
14 Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003.
15 Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Карвасарского Б.Д.- СПб.: Питер, 2002.
16 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979.
17 Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.
18 Тарт Г. Механизмы защиты. // Самосознанние и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: «Бахрах-М», 2000.
19 Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Соч. в 2-х тт. - М.: «Эксмо-Пресс», 2006.
20 Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: «Просвещение», 2000.
21 Фрейд З.: Жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2001.
22 Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 2001.
23 Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 2000.
Тема: | «Совладание как механизм психологической защиты» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
ВКР:
Социально-психологические предикторы субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома
Дипломная работа:
Помехи в установлении эмоциональных контактов во взаимосвязи с типом психологической защиты у девиантных и недевиантных подростков
Курсовая работа:
Стили совладающего поведения в конфликте