Курсовая работа

«Совладание как механизм психологической защиты»

  • 33 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

1.ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ…5

1.1 Определение соотношения понятий совладание и защиты в психологической науке….…5

2.1 Копинг-механизмы как стратегии совладания….8

2. МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ….19

2.1 Формирование и реализация защитных механизмов детей….16

2.2 Современные эмпирические исследования совладающего поведения детей…22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…31

Введение

Возрастающее количество стрессовых факторов, характерных для современного общества, необходимость переработки большого количества информации в сжатый период времени, экономическая, социальная нестабильность приводят к повышению уровня психоэмоциональной напряженности, что при определенных условиях ведет к срыву адаптационных возможностей человека и формированию нервно-психических заболеваний Сложная природа взаимоотношений человека с миром отражается не только в результатах профессиональной и творческой деятельности человека, но также в предпочитаемых способах разрешения затруднений, неизбежно возникающих на жизненном пути каждого человека. Жизнь современного человека изобилует сложными ситуациями, связанными с выбором адекватного способа разрешения различных жизненных затруднений, психологических проблем и конфликтов с окружающими, а также с урегулированием всевозможных кризисов. Каждый человек сталкивается с необходимостью разрешать сложные психологические проблемы и связанные с ними ситуации в течение всей своей жизни. При этом он стремится к тому, чтобы справиться с ними наиболее эффективными образом. Но что отличает эффективные стратегии поведения от неэффективных? Какие стратегии приводят человека к желаемым результатам, а какие ведут к психологическому неблагополучию? Каким образом психологическая наука может помочь «обыденному психологу», которым является каждый человек, справляться с жизненными трудностями наиболее успешным образом? Именно с поиском ответов на эти вопросы связана разработка концепции совладания человека со сложными ситуациями в рамках дифференциальной психологии. В настоящее время изучение стратегий поведения человека в сложных ситуациях стало как никогда актуальным именно в области дифференциальной психологии. И это далеко не случайно. От индивидуального предпочтения способов разрешения неблагоприятных жизненных ситуаций и создания благоприятных, зависит психологическое, психосоматическое и социальное благополучие человека. От того, насколько эффективно человек справляется с задачами, выдвигаемыми жизнью, зависит насколько гармонично он развивается как личность, насколько полно раскрывается его индивидуальность. Следовательно, оптимально ли складывается его образ жизни, удовлетворен ли человек собой и жизнью, своим местом в социуме. Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность и значимость, концепция совладания человека со сложными ситуациями относится к числу наиболее противоречивых и мало изученных в современной психологии. Цель исследования: рассмотреть состояние проблемы исследования механизмов совладающего поведения и психологической защиты у детей в психологической науке.

Объект исследования – психологические механизмы детей. Предмет исследования – совладание и психологическая защита.

В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы задачи исследования:

1 Показать основные современные концепции совладающего поведения как механизма защиты.

2 Проанализировать копинг-механизмы как стратегии совладания.

3 Показать формирование и реализацию психологических механизмов детей.

Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Среди исследователей совладающего поведения главной целью совладения считается достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворять свои потребности. Непосредственными целями защитных механизмов считается достижение максимально возможного в данных условиях эмоционального благополучия, однако эта цель рассматривается в своем отношении к считающейся более существенной цели, приспособлению к действительности. Функция, которая приписывается с этой точки зрения защитным процессам, состоит в предоставлении времени для подготовки других, более продуктивных процессов совладания.

Исследование проблемы совладания привело нас к ряду выводов:

1. необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации ;

2. исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию.

Например, проблемно-ориентированный стиль направлен на рациональный анализ проблемы и состоит в разработке плана разрешения трудной ситуации. Он основан на таких действиях человека, как поиск необходимой информации, самостоятельная проработка ситуации, обращение за помощью к другим, более компетентным людям. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде нежелания разбираться в проблеме, смещение на другие, релаксирующие виды деятельности - употребление пищи, алкоголя и прочее.

В отечественных исследованиях было определено, что стиль поведения связан с темпераментальными и личностными свойствами. Так, стратегия избегания соотносится с низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, как чувствительности к несовпадению ожидаемого и полученного результата (В.М. Русалов), а также негативным отношением к себе и низким уровнем контроля. Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля. Стиль соперничества коррелирует с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и негативным отраженным самоотношением. Таким образом, можно говорить, что проблема совпадающего поведения детей является на сегодняшний день наиболее актуальной, так как психологические травмы, нанесены в раннем возрасте напрямую, влияют на последующую жизнедеятельность личности и могут являться основой для развития многих психических расстройств. Тем не менее, именно эта тематика до сих пор не достаточно исследована в отечественной психологии.

Список литературы

1 Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие.- М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2002

2 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1.

3 Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. - М., 1968.

4 Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 3. С.

5 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М., 1976.

6 Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: «Смысл», 2000.

7 Краткий психологический словарь // Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

8 Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2004.

9 МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 2004

10 Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н.

11 Психология отношений. - М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.

12 Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе

13 Самосознание и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: «Бахрах-М», 2005.

14 Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003.

15 Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Карвасарского Б.Д.- СПб.: Питер, 2002.

16 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979.

17 Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.

18 Тарт Г. Механизмы защиты. // Самосознанние и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: «Бахрах-М», 2000.

19 Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Соч. в 2-х тт. - М.: «Эксмо-Пресс», 2006.

20 Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: «Просвещение», 2000.

21 Фрейд З.: Жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2001.

22 Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 2001.

23 Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 2000.

Покупка готовой работы
Тема: «Совладание как механизм психологической защиты»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика