Дипломная работа
«Правовое регулирование договора поставки»
- 82 страниц
Введе-ние….….3
Глава 1. Общие положения договора постав-ки….….7
§ 1. Понятие и элементы договора поставки….….7
§ 2. Содержание договора поставки, его существенные усло-вия….11
Глава 2. Реализация договора постав-ки….….32
§ 1. Исполнение договора поставки….…32
§ 2. Ответственность по договору поставки….….43
§ 3. Прекращение договора постав-ки….….54
Глава 3. Поставка товаров для государственных нужд….…59
§ 1. Понятие и элементы договора поставки товаров
для государственных нужд….59
§ 2. Права и обязанности сторон по поставке товаров
для государственных нужд….…66
§ 3. Ответственность при поставке товаров для государственных нужд…69
Заключе-ние….71
Список нормативных ак-тов….…76
Список литерату-ры….….80
Список материалов судебной практи-ки….…81
Договор поставки один из наиболее применяемых в предпринимательской деятельности договоров. В условиях централизованного планового хо-зяйства в 40-80-х гг. это был основной договор, используемый в хозяйственном обороте. В ГК 1922 г. он не упоминался ни как самостоятельный договор, ни как вид договора купли-продажи. Потребность же государства в регулировании договоров с участием негосударственных предприятий по продаже товаров для государствен-ных нужд объективно существовала. С этим связано появление в 20-х гг. понятия государственной поставки, т.е. продажи товаров по заказам государства, введенного Законом "О государственных подрядах и поставках".
С переходом к монополии государственной собственности и к детальному плановому регулированию производства и реализации товаров отпала потребность в специальном договоре государственной поставки, что привело к полному отпочкованию от договора купли-продажи договора поставки и превращению его в господствующий са-мостоятельный договор о возмездной передаче товаров в хозяйственной сфере экономики. Основы 1961 г., а затем ГК 1964 г. отнесли регулирование договора поставки к исключительной компетенции СССР. В них было введено лишь небольшое количество норм об этом договоре. Многочисленные основные и особые условия поставки отдельных видов продукции и товаров, а затем Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потреб-ления, иные нормативные акты разных уровней с преобладанием императивных норм образовали большой массив законодательства о поставках.
Формирование в экономике России рыночных отношений, отказ от жесткого планового регулирования производства и распределения товаров привели к изменению роли гражданско-правового договора в хозяйственном обороте, обусловили новую систему договоров. Гражданский кодекс РФ признал договор поставки видом договора купли-продажи, подчиняющимся общим положениям ГК о договоре купли-продажи.
В процессе разработки ГК РФ вопрос о сохранении договора по-ставки оказался дискуссионным. Были предложения сформулировать нормы о договоре оптовой продажи как виде договора купли-продажи. Однако объективно существующие потребности хозяйственного оборота, традиции, деловая практика даже при трактовке поставки как вида купли-продажи диктовали сохранение ряда особенностей в регулировании отношений по поставкам в хозяйственном обороте и в предпринимательской деятельности. Особый правовой режим оптовой торговли ранее устанавливался законодательством, однако термин "оп-товая торговля" применялся только к отношениям с участием профес-сиональных посреднических организаций - снабженческих, сбытовых, торговых, действовавших в сфере торгового оборота.
В этом и состоит актуальность выбранной темы квалификационной работы, учитывающей стремительное развитие договорных отношений в сфере поставок.
Область применения договора поставки очень широка. Это, прежде всего, такая отрасль экономики, как промышленность, поскольку в форме поставки в основном реализуются результаты деятельности промышленных предприятий - изготовителей товаров. Строительные, сельскохозяйственные, транспортные и другие организации применяют договор поставки как покупатели машин, оборудования, строительных материалов и иных товаров, используемых в предпринимательской деятельности.
Цель квалификационной работы – исследовать правовое положение участников по договору поставки, изучить понятие договора поставки, его элементы, особенности правового регулирования отношений в сфере применения данного вида договора в Российской Федерации. Объектом исследования в данной работе являются практические проблемы правоприменения в делах, связанных с обязательствами по договору поставки.
Предметом исследования является рассмотрение видов договоров поставки, особенно в свете применения нового Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
После принятия ГК РФ расширилась сфера применения договора по-ставки. В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации» договор поставки применяется при реализации газа и продуктов его переработки изготовителями газоснабжающим организациям или крупным потребителям, которые приобретают газ для производственной деятельности.
Использование договора поставки предусмотрено Федеральным законом "Об электроэнергетике". Договор поставки заключают производители электроэнергии (генерирующие организации) с гарантирующими поставщиками, с энергосбытовыми организациями и потребителями электроэнергии для производственных нужд - участниками оптового рынка.
Задачи исследования - найти четкие ответы на вопросы, касающиеся заключения и исполнения договора поставки, применения мер ответственности за нарушение договорных обязательств. Привести примеры судебной практики.
Квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой главе будут рассмотрены общие положения договора поставки в гражданском праве Российской Федерации, во второй главе раскрывается сущность реа-лизации договора поставки, сроки исполнения, действие договора, условия и т.д. Третья глава посвящена договору поставки для государственных нужд с учётом применения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В ходе выполнения квалификационной работы были использованы следующие источники наиболее значимых авторов: Гражданское право. Часть 2: Учебник, под редакцией А.П. Сергеева; Гражданское право России. Обязательственное право, под редакцией О.Н. Садикова; Обязательства, возникающие из договора поставки, под редакцией В.Трапезникова, и др.
Система гражданского права - это совокупность его институтов во взаимосвязи и определенной логической последовательности. И как всякая система она представляет собой одновременно и единство, и внутреннюю дифференциацию. Иными словами, система гражданского права, с одной стороны, - единое целое, а с другой - совокупность отличающихся частей, образующих структуру этой отрасли права.
В качестве основных институтов гражданское право включает в себя право собственности, обязательственное право, наследственное право и право интеллектуальной собственности. Договорное право, будучи частью обязательственного права, само, в свою очередь, также является правовой системой.
Системное изучение договорного права имеет большое теоретическое и практическое значение.
Теоретическое значение системного подхода состоит в следующем.
Во-первых, поскольку система договоров является составной частью более широких систем - обязательственного права и гражданского права она характеризуется присущими им родовыми признаками. Наличие родовых признаков позволяет применять к договорным отношениям те нормы общей части ГК РФ, на которые не влияет договорная специфика.
Во-вторых, система договоров обладает признаками, с одной стороны, отличающими ее от остальных подсистем гражданского права, а с другой стороны, свойственными любым договорным отношениям. Эти признаки служат основой для формулирования унифицированных норм, применимых ко всем гражданским договорам.
В-третьих, система договоров состоит из множества элементов (ти-пов, видов, разновидностей договоров), каждый из которых, обладая общими признаками гражданского договора, характеризуется спецификой, обусловливающей необходимость особого правового регу-лирования.
Иными словами, системный подход при исследовании договорного права позволяет выявить принципы его построения от общего к частному, что имеет важное правотворческое и кодификационное значение.
Не менее актуальна и практическая сторона исследования системы договоров.
Правильное толкование и применение любой нормы права означает системное ее применение. А это значит, что к любому отношению и спору применяются как нормы общей части ГК РФ, так и специальные нормы, содержащиеся в его особенной части. Как правило, и те и другие нормы применяются в совокупности, поскольку первые конкретизируются вторыми. Если же нормы общей части противоречат нормам особенной части, приоритетом обладают последние, так как именно они отражают специфику регулируемых отношений. Такое соотношение общих и особенных норм необходимо учитывать не только в случаях совокупного применения тех и других норм, но и при применении норм только особенной части, поскольку ее институты также имеют свою внутреннюю структуру.
Система гражданских договоров постоянно развивается. Появляются новые виды договоров. Поскольку в большинстве своем они не противоречат законодательству, возникает вопрос о том, какие правовые нормы могут быть использованы для их регламентации. Ответ на этот вопрос также следует искать в системности договорного права. Любой новый вид договора характеризуется не только новым, не отраженным ГК РФ, признаком, но и признаками, уже обусловившими правовое регулирование. Поэтому на основе системного анализа таких договоров необходимо выделять эти признаки и рассматривать вопрос о применении обусловленных ими правовых норм.
Все сказанное свидетельствует о безусловной актуальности исследования правового регулирования договора поставки.
Свобода договора - один из ключевых принципов гражданского права. Поскольку гражданское право регулирует прежде всего имущественный, товарно-денежный оборот, а основой этого оборота служат договоры, то правовое закрепление принципа свободы договора является для гражданского права первостепенной задачей. Конкретно свобода договора выражается, во-первых, в том, что любой участник гражданского оборота вправе самостоятельно решать вопрос о том, заключать или не заключать договор. Во-вторых, свобода договора выражается в выборе контрагента. В-третьих, сами договаривающиеся стороны решают, какой именно договор будет заключен между ними. В-четвертых, стороны сами определяют условия договора.
Свободу договора, однако, не следует понимать как нечто абсолютное и безграничное. Она имеет предел, обусловленный существующими социально-экономическими условиями, интересами и потребностями. Как показывает исторический опыт, ничем не ограниченная свобода договора может самым негативным образом сказаться на экономических отношениях и интересах. Неограниченная свобода договора - опасность для свободного рынка и нормальной здоровой конкуренции. В связи с этим особое значение приобретает выработка законодательных мер и критериев цивилизованного огра-ничения свободы договора.
В квалификационной работе уделено значительное внимание субъектным особенностям договора, влияющим на правовое регулирование. Системное исследование данных признаков также имеет большое теоретическое и практическое значение. Особо следует отметить выделение такого признака, как экономическое неравенство контрагентов. Во многих случаях участники гражданских правоотношений занимают экономически неравное положение. Но если даже одна из сторон экономически сильнее другой, они, тем не менее, должны выступать в гражданско-правовом отношении как субъекты, располагающие равными возможностями, и в равной степени находить признание и защиту своих интересов. Государство должно помогать экономически слабой стороне, используя соответствующие приемы правового регулирования.
В любом обществе государство как публичное образование является участником гражданских правоотношений. Степень участия государства в товарно-денежных отношениях зависит от многих факторов. Однако всегда необходимо стремиться к таким пропорциям влияния государства на эти отношения, которые обеспечивали бы эффективное развитие экономики и надлежащее выполнение возложенных на государство публичных задач. Специфика стоящих перед государством задач и особенности публичной собственности как таковой требуют установления специальных правил. От того, насколько адекватно это отражается правовыми нормами, во многом зависит цивилизованное развитие товарно-денежных отношений.
Большое внимание в квалификационной работе уделено предмету до-говора как системному признаку. Детально проанализировано значение данного признака для унификации и специализации правового регулирования.
Несколько слов следует сказать о структуре работы. Она состоит из трёх глав. В первой главе исследуются принципы формирования договоров поставки, дается их понятие и основные признаки.
В квалификационной работе широко используются руководящие разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, а также приводятся многочисленные примеры конкретных арбитражных споров.
Безусловно, нельзя не отметить проблему в сфере договоров поставки в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", регламентирующего процедуру раз-мещения заказов.
Так, например, пункт 4 статьи 46 Закона, устанавливает, что проведение переговоров между заказчиком, уполномоченным органом или котировочной комиссией и участником размещения заказа в отношении поданной им котировочной заявки не допускается. Однако, проблема, на сегодняшний день, заключается в том, что участники размещения заказа, а это, прежде всего коммерческие структуры, данного закона не знают, и подают свои котировочные заявки с многочисленными нарушениями. Если не проводить разъяснительной работы, то размещать заказ можно до бесконечности, откладывая при этом решение серьёзных вопросов.
В заключение хочу сказать, что квалификационная работа «Правовое регулирование договора поставки» представляет интерес не только для правоведов, занимающихся теорией гражданского права, но и для практикующих юристов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая. Феде-ральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательст-ва Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 12 ст. 1383
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 марта 2001 г., N 11, ст. 1001.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2207
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ: Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу-дарственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105.
7. Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.
8. Федеральный закон "Об электроэнергетике" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 170.
10. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3697.
11. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу-дарственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105.
12. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" // Собрание законодательства Россий-ской Федерации от 10 мая 1999 г., N 19, ст. 2302.
13. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г., N 34, ст. 3540.
14. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3303.
15. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1.
16. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г., N 1, ст. 3.
17. Закон "О государственных подрядах и поставках» // СУ РСФСР. 1923. N 88. Ст. 851.
18. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. N 17 ст. 1556.
19. Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утвер-ждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" // Газета "Финансовая Россия" от 28 января - 3 февраля 1999 г. N 3.
20. Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12) // СП РСФСР, 1969, 2-3, ст.8; 1969, 26, ст.141; 1974, 24, ст.134.
21. Закон "О государственных подрядах и поставках" // СУ РСФСР. 1923. N 88. Ст. 851.
22. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" (Утверждена постановлением Госарбитража при СМ СССР от 25.04.66 N П-7 с дополнениями и изменениями внесенными постановлениями Госарбитража СССР от 29.12.73 N 81 и от 14.11.74 N 98) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975 г., N 2.
23. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" (Утверждена постановлением Госарбитража при СМ СССР от 15.06.65 N П-6 с дополнениями и изменениями внес. Пост. Госарбитража СССР от 29.12.73 N 81 и от 14.11.74 N 98) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975 г., N 2 и N 3.
24. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) // Ведомости ВС СССР от 26 июня 1991 г., N 26, ст. 733.
25. Положение о порядке обращения многооборотных средств пакетирования в народном хозяйстве. Утверждено Постановлением Госснаба СССР и Госарбитража СССР от 14 февраля 1980 г. // БНА СССР. 1980. N 8.
26. Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12) // СП РСФСР, 1969, 2-3, ст.8; 1969, 26, ст.141; 1974, 24, ст.134.
27. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51136-98 "Стекла защитные многослойные. Общие технические условия" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 11 февраля 1998 г. N 18) // Официальное издание Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 1998 г.
28. Письмо Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" // "Финансовая газета", 1996, N 51.
29. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 29, ст. 3501 (утратил силу).
30. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // "Экономика и жизнь", январь 2003 г., N 1. (утратил силу).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций (Отв. ред. О.Н. Садиков) // М.: Юристъ, 2004.
2. Ю.В. Романец. Система договоров в гражданском праве России // "Юристъ", 2001 г.
3. Е. Семенова, некоммерческое партнерство "Исследовательский центр повышения эффективности управления "Эстимат" // "эж-ЮРИСТ", N 44, ноябрь 2005 г.
СПИСОК МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некото-рых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.
2. "О некоторых вопросах применения Арбитражными Судами Основ
гражданского законодательства Союза ССР и республик на территории
Российской Федерации" (с изменениями от 1 июля 1993 г., 23 февраля 1994 г., апреля 2000 г.)// Вестник ВАС РФ. 1993. N 2. С. 63.
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2000 г. N 6088/99 // "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2000 г., N 9
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 1999 г. N 7071/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сентябрь 1999 г., N 9
5. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2004 г. NА33-5177/03-с1-Ф02-290/04-С2 // Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 4420/97 (извлечение) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 5, ст. 46
7. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2004 г. N КГ-А40/7876-04 // Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
8. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 декабря 2004 г. N А56-15007/02 //Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
9. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2004 г. NА33-5177/03-с1-Ф02-290/04-С2 // Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
10. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2002 г. N А12-8137/01-С28 // Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
11. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2004 г. N КГ-А41/6108-04 // Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Тема: | «Правовое регулирование договора поставки» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Договор поставки
Дипломная работа:
Договор поставки
Контрольная работа:
Особенности правового регулирования договоров с участием граждан-потребителей. Сроки действия договоров и сроки исполнения договоров как существенные условия при заключении договоров. Залоговые обязательства в силу закона, их договорная первооснова.
Дипломная работа:
Актуальные вопросы правового регулирования договора ипотеки