Курс лекций

«Основы семейной психопедагогики»

  • 160 страниц
Содержание

ЧАСТЬ 1. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА (remake) 3

Лекция 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 3

(Собственно) психологические особенности 5

Особенности чувственного восприятия 5

Своеобразие мужского и женского мышления 7

О развитии речи мужчин и женщин 8

Различия в системе ценностей мужчин и женщин 10

Лекция 2. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ 14

Допубертатные дети 14

Пубертатные и постпубертатные дети 15

Вторичные половые признаки 15

Половое поведение 17

Переживание полового вопроса 18

О разобщенности чувственно-эротического и нежного влечения у подростков 19

Начало половой жизни 20

Общие рекомендации женщинам по развитию эмоциональности мужчин 22

Лекция 3. СЕКС И СУПРУЖЕСТВО 24

Особенности мужской и женской сексуальности 27

Феномен супружеской измены 29

О некоторых психологических стимуляторах супружеского секса 33

Лекция 4. СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ЛЮБВИ 37

Размышления о природе влюбленности 37

О ролевых установках супругов 40

Быт и его значение в преодолении ролевого конфликта 44

Подводные камни совместной жизни 48

Лекция 5. РАЗВОД: ФАНТОМЫ И ВЫМЫСЛЫ 55

О страданиях, развлечениях и других суррогатах Любви 55

Установка на обменивание услугами как одна из подлинных причин разводов 57

О некоторых нормальностях супружеской жизни, очень похожих на прелюдию к разводу (кризис середины жизни) 58

Вместо послесловия: 60

ЧАСТЬ 2. ОТЦЫ И ДЕТИ 61

Вместо предисловия 61

Лекция 1. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 62

Младенческий возраст 62

Раннее детство (1-3 года) 67

Дошкольный возраст 73

Младший школьник 84

Подросток 90

Ранняя юность 103

Лекция 2. ДЕТИ С ВЫЗЫВАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ КАК СРЕДОТОЧИЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 122

Теория дисфункциональной семьи Вирджинии Сатир 122

Теория низкой самооценки Говарда Кэплана 123

Теория негативной идентичности Эрика Эриксона 126

Ребёнок как жертва родительской мечты 128

Лекция 3. ТЕХНИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 136

Три столпа успешного воспитания 136

Правила наказания ребенка 139

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка 143

Моральное воспитание 148

Преодоление родительской невыдержанности (или сознательная работа над собой) 151

Литература 155

Введение

ЧАСТЬ 1. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА (remake)

Лекция 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Система факторов, влияющих на психологические особенности мужчин и женщин (к вопросу о биологической и средовой составляющей)

Физиологическая разница между мужчиной и женщиной проявляется в момент зачатия. На этом этапе отличие между мужским и женским эмбрионом заключается в том, что жен-ский эмбрион содержит две Х-хромосомы, а мужской — хромосомы X и У.

На концентрацию Х.У-хромосом в половых продуктах отца решающее значение оказывает сексуальная активность мужчины в данный момент времени (вне зависимости от его возрастной группы). «Щадящий» режим половой жизни, зачатие после достаточно длительного воздержания ведут к увеличению рождаемо-сти девочек, а режим интенсивной половой жизни — мальчиков. Первичное соотношение полов (на уровне зачатия) таково: на 100 особей женского пола приходится 120-170 плодов мужского пола. Мужской плод менее жизнестоек, легче инфицируется, что обнаруживается уже в первые 3 месяца беременности. (Сказывается отсутствие второй Х-хромосомы.) Вторичное соотношение полов (при рождении) составляет уже 103-107 особей мужского пола на 100 плодов женского пола [15].

В течение первых 6 недель беременности мужской и женский эмбрионы развиваются со-вершенно одинаково. На шестой неделе в мужском эмбрионе начинает работать У-хромосома, побуждающая организм плода вырабатывать гормон тестостерон. Благодаря тестостерону, плод в матке меняется, у него развиваются мужские признаки. После рожде-ния ребенка тестостерон вырабатывается в основном яичками, но небольшое его количест-во производится и надпочечниками. Яички есть только у мужчин, а надпочечники имеются и у мужчин, и у женщин, т. е. тестостерон вырабатывается у тех и у других, разница — в коли-честве. Количество вырабатываемого тестостерона индивидуально, но, в целом, у мужчин его естественно больше, чем у женщин. Ежедневное измерение тестостерона у 20 молодых взрослых мужчин в течение двух месяцев показало, что его уровень (в плазме крови) суще-ственно колеблется изо дня в день от 14 до 42%. Средний уровень андрогенов (группа гор-монов, к которой относится тестостерон) у женщин составляет 6% максимального мужского уровня. (Однако эта цифра не является фиксированной, так как все зависит от стадии мен-струального цикла [43].) На самом деле, гормоны всех трех групп — андрогены (мужские гормоны), эстрогены (женские гормоны) и прогестины (прогестерон — гормон родительского инстинкта) — присутствуют у того и другого пола, различаясь пропорциями и биологическим воздействием на организм.

Доказано, что андрогены усиливают агрессивное поведение индивидуума [43]. (В силу большего дискомфорта мальчик совершает больше движений.) Гормон эстроген вызывает у женщин ощущение удовлетворенности и благополучия. (Продукты, содержащие эстроген, прописывают агрессивным мужчинам.) Поскольку в организме мужчин по сравнению с жен-ским содержание тестостерона всегда намного выше, считается, что мужчина биологически предрасположен к непоседливости, враждебности и предприимчивости. От количества тес-тостерона в крови зависит еще сексуальная активность мужчины, его оволосение (к приме-ру, рост бороды), леворукость, склонность к перемене мест, к захвату новых территорий, его способность ориентироваться в пространстве и потребность доминировать в отношениях [72]. Деловому и учебному успеху женщин также сопутствует более высокий уровень тесто-стерона в крови. Девушки-студентки, чьи матери принимали мужские гормоны во время бе-ременности, лучше успевают по академическим дисциплинам. (У них, однако, более жесткий характер и острее стоит проблема оволосения тела.)

По данным научных исследований, за последние 50 лет уровень тестостерона снижается у мужчин и мужчина становится менее воинственным. Напротив, постоянное использование противозачаточных таблеток (содержащих большое количество тестостерона) медленно, но верно влияет на развитие агрессивности и сексуальности женщин [72]. Воздействие тесто-стерона на женщин не является столь прямым, как на мужчин. Женщины по-прежнему рас-купают плюшевые мягкие игрушки и больше находятся под воздействием эстрогенов и про-гестинов. Светлые волосы являются показателем высокого уровня эстрогенов в крови. (По-этому мужчины так любят блондинок.) Высокий уровень эстрогена связан с плодовитостью женщины, а также с более мягким ее характером. (Естественные блондинки игривее, уступ-чивее брюнеток и быстрее понимают, что от них ожидают мужчины [18].)

При назревании конфликтной ситуации 74% мальчиков стремятся решить вопрос насилием, а 78% дево-чек уговорами или устранением от решения [72].

Данным эпизодом далеко не исчерпывается весь спектр влияния биологических факторов на природу психологических различий мужчин и женщин. (Мы еще ни слова не сказали об асимметрии полушарий головного мозга у мужчин и о том, как это влияет на развитие речи, дело не в этом.) Пример с тестостероном убедительно доказывает, что мы не найдем у мужчин ни одного свойства, которое в той или иной степени не было бы выражено у жен-щин, и наоборот. Нет никаких психологических персональных признаков, которые исключи-тельно присутствуют у одного пола и исключительно отсутствуют у другого. Речь всегда пойдет о мере. Одни и те же черты будут проявляться и у мужчин, и у женщин, но в разной степени.

Другой фактор, существенно определяющий психологические различия мужчин и женщин, — это влияние среды. Различия между женщинами и мужчинами в значительной степени объясняются тем, в какую эпоху жили их предки и в каком обществе они сами родились и живут. В примитивном обществе обязанности мужчины заключались в выполнении работы, требующей большого физического напряжения (охота, земледелие, война, ручной труд). Обязанности женщины фокусировались вокруг домашнего очага (приготовление пищи, ру-коделие, уход за детьми). Деятельность мужчины на протяжении многих поколений способ-ствовала развитию размашистых движений, что обеспечивало им несомненное превосход-ство в крупной моторике, а деятельность женщины в большей степени влияла на развитие мелких движений пальцев и рук. (Современная система подготовки в школу большое внима-ние уделяет именно развитию мелкой моторики руки, так как развитие мелкой моторики руки самым благоприятным образом сказывается на укреплении внимания, памяти и речи ребен-ка.)

История уходит в небытие, оставляя вместо себя тендерные стереотипы. (Мальчики до сих пор среди наиболее уважаемых школьных предметов называют физкультуру и труд.) Тендерные стереотипы (или полоролевые установки) устойчивы во времени (передаются из поколения в поколение) и не имеют ограничений по охвату. Транслируются общественные полоролевые установки преимущественно семьей и ближайшим окружением ребенка. Ана-лиз особенностей воспитания детей в 110 этнических сообществах показал, что в большин-стве из них (87%) мальчиков призывают быть более активными и самостоятельными, а от девочек требуют большего послушания (35% культур), большей честности и ответственно-сти (61% культур) [15]. Любопытное наблюдение сделал Дж. Хардинг, который просил жен-щин-матерей посидеть с незнакомым ребенком. Если ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним и заставляли проявлять большую инициативу, а если ребенок был одет как де-вочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали [22]. Таким образом, взрослые, определив анатомический пол младенца, начинают внушать ему прави-ла, как следует вести себя там или тут.

Родители изо дня в день ориентируют ребенка на ценности его же пола. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девчонка». И он учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по деревьям, положи Мишку спать, покорми куклу». Нет смысла останавливаться на воспитательной роли игрушек, как и других предметов материальной культуры. (Идея понятна!) Следует лишь добавить, что игры и иг-рушки для девочек в большей степени способствуют развитию чуткости, а игры и игрушки для мальчиков формируют исследовательский подход к решению задач, обеспечивают луч-шее понимание пространственных отношений.

Не только современное семейное воспитание в известной степени способствует сохране-нию половых различий. В формировании стереотипных половых ролей также участвует школа и активная учительская позиция (отношение преподавателей). Девочку в школе не стимулируют на интенсивный интеллектуальный поиск. Мальчиков чаще привлекают к де-монстрации различных опытов в классе, а девочек, обычно, сажают писать протокол. Маль-чикам вообще уделяется на 20% больше внимания и времени, чем девочкам. В тех случаях, когда не хватает пособий и приборов, их скорее получат мальчики, чем девочки. Установле-но, что учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требу-ется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу. Девочек же хвалят за соблюдение правил, аккуратность и точность выполнения задания. Вследствие такого отно-шения, девочки превосходят мальчиков в решении стандартизированных примеров и задач, а у мальчиков формируется положительная математическая Я-концепция. (Мальчики чаще поднимают руку и не боятся ошибиться в ответе [74].)

Девочки и мальчики по выходе из школы различно оценивают свои успехи в области точ-ных и естественных наук. Уже в средних классах девочки привыкают к мысли, что математи-ка и физика — не их сфера деятельности и что вряд ли им здесь удастся добиться какого-либо успеха. Установлено, что при высоких показателях в тестах математических способно-стей мальчики считают, что так и должно быть, а девочки объясняют свои успехи случайны-ми факторами (например, везением). Наоборот, в случае неудачи, мальчики чаще ссылают-ся на внешние обстоятельства, а девочки объясняют неуспех недостатком способностей [22]. Систематическая обработка сознания разнополых детей родителями, учителями и дру-гими взрослыми приводит к закономерному результату: девочки вдвое реже из тех, кто бы мог (30% против 60%), избирают карьеру ученого-исследователя. По данным норвежских ученых, 10-летние мальчики считают, что естественные науки не нужны девочкам и что де-вочки, которые хотят стать учеными, «не такие, как все». Аналогичное мнение высказывают английские студенты, которые не хотят в своем большинстве, чтобы их будущая жена имела естественное или техническое образование. Куда большим спросом на рынке невест в Анг-лии пользуются девушки с гуманитарных факультетов [22]. Цель науки — подчинение чело-веку природы. Наука однозначно мыслится обществом как преимущественно мужское дело, где женщины могут присутствовать, но не более того.

И родители, и учителя, и другие взрослые в большей степени поощряют эмоциональные задатки девочек, называя их достоинством поведение и внешность. Традиционно женскими чертами считаются мягкость, тонкая чувствительность, обостренная интуиция, пассивность, малая агрессивность, склонность к художественному творчеству и театральность поведе-ния. Мужественный мужчина, напротив, должен обладать набором черт, радикально отли-чающим его от женщины. Это прежде всего сила, энергия, агрессивность, решительность, умение переживать неприятности, не распускать нюни [8]. В женском коллективном образе достаточно выражено консервативное начало, т. к. основная возложенная на нее обществом функция — вынашивание и воспитание потомства. Мужскому образу свойственен дух аван-тюризма и инициатива. Так, например, общество благосклонно относится к ориентации де-вушек на педагогический институт, потому что «у девушек прирожденный талант педагога», «у них сильнее любовь к детям» и «потому что туда легче поступить»! Юноши стыдятся профессии педагога, считают эту работу несерьезной. Для юноши в профессии учителя от-сутствует романтика [15]. Таково, в общих чертах, ожидание социума относительно жела-тельных психологических свойств мужчин и женщин.

(Собственно) психологические особенности

Приступая к описанию мужской и женской психологии непосредственно, следует еще раз предупредить аудиторию, что невозможно решительно провести линию между мужским и женским началом. Тем более невозможно это сделать сегодня, когда исчезают и нивелиру-ются традиционные половые роли, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности. В бытовом сознании людей содержится огромное количество тендерных ус-тановок, утративших свое всякое рациональное обоснование. Взаимное непонимание между мужчинами и женщинами, которое, собственно говоря, и провоцирует интерес к половому дипсихизму (к мужской и женской психологии), чаще всего базируется не на психологической основе, а на общей культурной неразвитости, на элементарном нежелании встать на точку зрения другого человека (и разница полов здесь абсолютно ни при чем).

Особенности чувственного восприятия

«На мне была та же длинная юбка, что и на предыдущем обеде, и я ненавидела все это!»

(Джойс Бразерс. Что каждая женщина должна знать о мужчинах)

В силу природного материнского инстинкта (т. е. большей ответственности за сохранение потомства) женщина запрограммирована на детский крик и хорошо различает звук в области высоких частот. (Мужчина может ночью не услышать ребенка и спать как ни в чем не быва-ло.) Молодая мать распознает в плаче младенца широкий диапазон проявленных эмоций: от голода и боли до дискомфорта и усталости. Пожилая женщина «считывает» до 50-70% воз-можной информации (с младенца), нередко надоедая взрослой дочери (или невестке), что «ребенка нужно покормить» или что «ребенок хочет спать». Услышав плач днем, мужчина-отец радостно сообщает, что «ребенок хочет к матери». Уровень его сензитивных способно-стей, в данном случае, составляет всего 10% от максимально возможного. Пожилой мужчи-на (дед младенца), как правило, не может распознать голос внука среди нескольких других, записанных на пленку [72].

Имея хороший тренинг и безупречную генетику, женщина обладает высокой чувствитель-ностью при распознании изменений тональности голоса. Знаменитая женская фраза «Не смей говорить со мной таким тоном!» (или «Какой ты стал грубый в последнее время!») про-изводит магическое впечатление на мужчин, многие из которых понятия не имеют, зачем придавать случайной интонации такое международное значение. Мужчины, со своей сторо-ны, хорошо переносят шумовые нагрузки и способны диагностировать звук в области низких частот. Этому во многом способствует их постоянное соприкосновение с техникой. (Вспом-ните хотя бы мальчиков на мотоциклах со снятыми глушителями.) Мужчина во все времена заворожено относился к выделению большого количества энергии (любил постоять на краю водопада, разглядывать на небе вспышки молнии и радоваться раскатам грома). Мужчина не только чувствует себя достаточно комфортно, когда «децибелы давят на уши», но и спо-собен по звуку определить неисправность в работающем механизме (к примеру, «опережает зажигание, или просто троит», «стучит амортизатор, или короткий рычаг приказал долго жить»). По данным статистики, женская текучесть кадров на зашумленных производствах в 3 раза превышает мужскую.

Культура девичьих ролевых игр в дошкольном детстве и в начальной школе приучает женщину пристально следить за эмоциональным фоном (чтобы всем подругам было хоро-шо). Женщины более кинестетично (более плотно, более контактно) общаются друг с дру-гом: ближе садятся (бедром к бедру), могут держаться за руки в автобусе или на улице, что трудно себе представить в разговоре между мужчинами. Женщины полностью осведомлены о романах, надеждах, скрытых страхах своих подруг и детей, они догадываются о том, кто что думает, чувствует или какие планы строит. Они быстрее и точнее читают выражение ли-ца, распознают радость и печаль даже на фотографии. У мужчин возникают проблемы с фо-тографиями (особенно женскими), они не могут определить настроение представителей противоположного пола. Когда женщина входит в банкетный зал ресторана, ее «экстрасен-сорные» способности позволяют мгновенно установить, какая пара находится в полной гар-монии, кто с кем хочет сойтись поближе и «кто у нас сегодня в ссоре».

Когда в банкетный зал входит мужчина, его зрение сканирует участок за участком, снача-ла регистрируя все входы и выходы, оценивая возможные опасности и пути отхода. Походя подмечая знакомые лица, мужчина первым делом будет искать свободные места, чтобы расположиться в помещении максимально комфортно (т. е. спиной к стене) и продолжать держать ситуацию под контролем. Женщина буквально видит, что другая женщина встрево-жена или удручена; мужчина буквально видит, кто из других представителей сильного пола представляет собой потенциальную угрозу. Такая же разница в восприятии (одного и того же) наблюдается между мужчинами и женщинами, которые совместно пытаются определить качество пищи. Рецепторы вкуса у того и другого пола развиты в равной степени; только мужчины набирают больше очков при определении соленого и горького (вот почему они знают толк в водке и так любят пиво), а женщины превосходят их в отслеживании сладкого (вот почему в мире так много любительниц шоколада) [72].

В целом, когда нам пытаются навязать представление о совершенстве женского чувст-венного аппарата перед мужским, хочется громко спросить, откуда тогда берутся все эти выдающиеся педагоги-мужчины, кулинары-мужчины, режиссеры-мужчины. (Почему мы, во-обще, смотрим их фильмы, читаем их книги?) Откуда тогда вся эта высокая статистика смертности мужчин от артериального давления и сердечных приступов (в молодые годы)? Скорее всего, дело не в том, что женщины превосходят в восприятии мужчин, а в том, что мужчины принципиально (до поры до времени) не желают разбираться в нюансах, так как пока окружающая действительность ставит перед нами тонкие и грубые задачи, никто не пойдет решать эти грубые задачи, кроме мужчин.

Замужние дамы прекрасно осведомлены, что мужчины чаще беспокоятся о своем здоро-вье (чаще, чем женщины), но реже обращаются к медицине. (У многих мужчин, вообще, от-кровенно-пренебрежительное отношение к медицине.) Мужчины воспитаны в убеждении, что они сильный пол и что настоящий мужчина не поддается болезням (хотя генетически они более уязвимы). Наблюдательные жены также должны были заметить, что когда мужчи-на собирается «на люди», он может неимоверно долго стараться над созданием своего внешнего вида. В то же самое время, нас не отпускает образ мужчины, скучающего у мага-зина (женщина перебирает одежду на прилавке, а мужественный мужчина «бесится» в ав-томобиле). «Настоящий мужчина должен рационально относиться к своей одежде: пришел в магазин — поразил цель — быстрее домой!» — к этому его приучили другие мужчины. Како-го бы аспекта совместного проживания мужчин и женщин мы не коснулись в дальнейшем, нам везде придется ставить задачу: «Разбудить чувственность мужчины!» Пока мужчина от-казывается обсуждать свои чувства, ему тем более неинтересно, что думают и чувствуют другие. (С командными замашками, вообще трудно получать удовольствие от жизни.)

Фрагмент работы

Своеобразие мужского и женского мышления

«Мой муж много курил, но умер от рака печени, что очень странно: он не пил!»

(Из кинофильма «Такси»)

Уже в возрасте полутора-двух лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки лучше понимают назначение вещи. Иг-рушки у девочек чаще всего ломаются случайно, а не вследствие проявления исследова-тельского интереса. (Девочка сделает другом механического мишку, мальчик разберет его на части.) Это мальчики норовят ударить молотком по будильнику, «обнулить» дорогостоя-щую импортную машинку и т. п. В то время как девочки осваивают немыслимый репертуар ролей вокруг заданных свойств предмета, мальчики имеют стремление узнать его устрой-ство и переделать. Это утверждение хорошо согласуется со сделанным еще в конце про-шлого века наблюдением, что женщины-телеграфистки более аккуратны, чем их коллеги мужчины, но в отличие от последних меньше интересуются самими аппаратами. Вследствие такого распределения интересов представительницы слабого пола начинают руководство-ваться в дальнейшем критериями качества и полезности, а представители сильного пола — критериями смысла и значения. Именно поэтому женскому мышлению традиционно припи-сывают трезвость и практичность, а мужскому мышлению — ассоциативность, склонность к теоретизированию и упорное доискивание истины. Другими словами, женщина не успокоит-ся, пока не извлечет максимальную пользу, мужчина не успокоится, пока не уяснит смысл и значение.

«Мамочка никогда не умела отличать клубов пара от дыма, и войдя в горячее отделение бани, где я под-дал себе на полок, вскрикивала со страхом: «какой угар!» также она не умела отпереть никакого замка, если отпирание не заключалось в простом поворачивании ключа вправо. Когда я объявил ей, что нужно. писать в дательном падеже, то она не пыталась вникнуть и разобраться. Но она высмотрела детям все лучшие школы в Петербурге».

(Розанов В. В. Опавшие листья)

В силу большей абстрактности (обобщенности, отдаленности) мышления интересы маль-чиков часто направлены на предметы и явления далекие от того, что напрямую связано с их обязанностями. Отсюда — стремление постоянно отвлекаться на «посторонние дела», за-ниматься не тем, что именно сейчас требуется. Мальчиков намного труднее научить дер-жать в порядке свое рабочее место, аккуратно складывать одежду. Мышление девочки от-личается большей конкретностью. Девочки уступают мальчикам в знаниях чего-то специ-ального, особого, более редкого. Однако в центре внимания девочек с самого раннего воз-раста находится человек, его быт и сфера его непосредственной деятельности. Девочки, как правило, лучше знают себя, свое окружение и внутренний мир людей.

Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную пер-спективу, то женщина предпочитает гарантированный результат «здесь и теперь». Женщина более чувствительна к межличностным отношениям, лучше учитывает их в своей деятель-ности. Это мужьям свойственно рассуждать, что на вакантную должность уже есть достой-ный кандидат. Женский расчетливый ум не желает мириться с тем, как наивно ведет себя мужчина в вопросах карьеры. Женщина не будет слушать ни о каких достоинствах другого мужчины, ей надо, чтобы именно ее муж занял эту должность, чтобы у нее на столе появи-лись новые продукты, а у ее детей — новые игрушки. В то же самое время нехватка обзор-ного (глобального) взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погряз-нуть в мелочах и в системе человеческих отношений — серьезные недостатки деловой женщины. Эти демоны могут сыграть злую шутку с ее практической хваткой. Поэтому судить о наличии среди мужчин и женщин более или менее умных, видимо, следует по совместной деятельности мужчин и женщин, а не сравнивая их. Женский и мужской взгляд на вещи изящно дополняют друг друга. Это взаимное дополнение обеспечивает наиболее эффек-тивное выживание вида.

Описательная характеристика мужского и женского мышления требует особых слов о так называемом феномене «женской логики». Обидное для женщин и распространенное в быту сочетание слов «женская логика» получило большое хождение в околонаучной литературе. Суть «женской логики» определяют как «способность преобразовывать мелкие события в крупные» (1) и как преобладание эмоциональной (личностной) стороны в решении сложных вопросов (2). Любимое народное утверждение «послушай женщину и сделай наоборот» как нельзя лучше отражает болезненное состояние данного вопроса.

Уже при поверхностном наблюдении многие отмечают скачкообразность женских поступ-ков. Под впечатлением детали, намека, вспыхнувшей мысли вдруг «сворачивается» весь интеллектуальный план происходящего и женщина неожиданно резко (с точки зрения муж-чины) совершает действие, которое кажется необдуманным и нелогичным. (Вдруг Она соби-рает чемодан, закатывает истерику или делает \"безрассудную покупку».) Порой «свернутое» внутреннее интеллектуальное и эмоциональное действие реализуется столь внезапно, что создается впечатление, будто женщина лишилась разума. Типичный пример из практики во-дителей: пожилая дама может внимательно смотреть себе под ноги, идя по тротуару, и тут же, не задумываясь, быстро перебежать улицу, рискуя попасть под проходящий на большой скорости автомобиль. Это не что иное, как интеллектуальная операция индуктивного плана: от частного к общему, от деталей и отдельных признаков к целостному охвату. («Вчера про-несло, и сегодня пронесет».) А как известно, на интеллектуальных операциях индуктивного плана стоит вся система образования точным и естественным наукам [28]. Просто женщина более ответственно постигает азы школьного знания, в то время как мужчина самостоятель-но осваивает дедукцию. Мыслящий дедуктивно (не обязательно мужчина) сначала охваты-вает смысл явления или ситуации в целом и лишь затем вычленяет детали и подробности.

Очевидно, что водитель, форсирующий реку по тонкому мартовскому льду лишь на том основании, что «другой проскочил», явно не ладит с дедукцией. Если вас устраивают обоб-щения на основании одного-двух фактов (М. С. Горбачев: «Мне тут вчера рассказали, как одна женщина на базаре.»), то, очевидно, вы тоже являетесь носителем «женской логики». Оглянитесь, и вы увидите, как много женщин мыслит дедуктивно и как много мужчин не мо-жет охватить явление целиком. Что же касается эмоциональной составляющей женского по-ведения, то, действительно, вследствие своей большей эмоциональности, женщины менее способны отделять реально происходящее от собственных переживаний, поэтому они обычно хуже передают события как очевидцы (являются менее объективными свидетелями происшествий). Женщины больше чем мужчины обращают внимание на личную сторону со-бытий. Мужчины в стрессовой эмоциональной ситуации могут вести себя достаточно хлад-нокровно и успевают следить за фактами. (Просто мужчины в детстве больше ссорятся.) Считается, что деловую женщину всегда подстерегает опасность пойти на поводу у собст-венных эмоций и принести не только моральный, но и реальный (финансовый) ущерб орга-низации.

О развитии речи мужчин и женщин

«Здесь вам не тут» (Армейский фольклор)

Женщины говорят больше мужчин, их речь менее категорична, богаче по словарному за-пасу и грамматическому строю. Мужчины говорят короткими фразами, речь мужчины грубее, в ней, как правило, больше слов-паразитов и жаргонных элементов. Исследования показы-вают, что у женщин лучше развит вербальный интеллект, а у мужчин — интеллектуально-зрительные операции. Превосходство девочек в речевом развитии начинает бросаться в глаза в конце начальной школы, в 10-11 лет [22]. (По наблюдениям многих они вообще на-чинают говорить раньше.) У мальчика тоже возможно развить высокие вербальные способ-ности, но для этого родителям придется (отчасти) применять педагогические модели, тра-диционно используемые в отношении девочек, т. е. требовать от мальчика общей дисцип-линированности и ограничивать его внешнюю поведенческую активность.

Однако, дело здесь не только в самостоятельности и независимости мальчишек, хотя значительная свобода передвижений сама по себе уже обеспечивает недоразвитие речевых функций (получается, что девочки много общаются со взрослыми, а мальчики — друг с дру-гом). Как известно, именно у мужчин наблюдается функциональная асимметрия (или спе-циализация) мозговых полушарий, т.е. с речью связано только левое, а правое отвечает за невербальные способности. (Мужчины показывают ошеломляющие результаты по чтению двухмерных схем и ориентации в пространстве [72].) У женщин в процессе речи в равной степени задействованы оба полушария, возможно поэтому женщины лучше справляются с заданиями, требующими языковых способностей. Некоторые ученые предполагают, что асимметрия возникает уже на эмбриональной стадии вследствие влияния мужского полово-го гормона тестостерона [113]. Также можно предположить, что некоторые различия в рече-вой активности мужчин и женщин возникли исторически в результате специфики их трудо-вой деятельности. Не исключено, например, что преимущества женщин в речевой деятель-ности связаны с обучением младенцев речи, т. к. этот процесс сопряжен с многократным по-вторением отдельных звуков, слов и словосочетаний.

Общую картину речевых способностей женщин хорошо дополняет новое открытие амери-канских нейропсихологов, которые обнаружили существенные различия в лимбической сис-теме мужчин и женщин. (Лимбическая система — это отдел головного мозга, управляющий инстинктами и некоторыми эмоциями, такими, как ярость, страх и симпатия.) Открытие со-стоит в том, что мозг мужчины активнее использует древнюю часть лимбической системы. Между тем, в лимбической системе находится отдел Gyrus cinguli, появившийся на поздних стадиях развития. Именно этот отдел, по мнению ученых, несет ответственность за образо-вание пар (у людей). И именно этот отдел в большей степени задействован у женщин, по-скольку расположен рядом с речевым центром [113]. Таким образом становится понятным, почему «многоговорящие» женщины легче выражают чувства словами и являются более стабильными в браке. (Расхожее утверждение «Женщины любят ушами» получает в этом случае свое физиологическое обоснование.)

По данным исследователя Джона Ноэна, женщины лучше владеют своим речевым аппаратом. На отрезке 120 секунд женщины произносят 214 слов, а мужчины — 152.

Женщины оформляют структуру мысли в процессе громкой речи. Рассказывая что-либо, женщины расшифровывают неявные сигналы, свидетельствующие об определенном эмо-циональном состоянии окружающих. Для мужчины рассказывать — значит передавать фак-ты [72]. Матери часто жалуются, что сыновья не хотят с ними разговаривать, ограничиваясь односложными замечаниями. («А чего рассказывать-то?») Вечером, после работы, когда мужчина ищет мира и спокойствия (почитать газету, посмотреть телевизор), чрезмерное любопытство и речевая мобильность жены усугубляет его психологическое состояние. (Не-которые мужья чувствуют себя, как на допросе.) Манера женщины рассуждать вслух утом-ляет мужчину. Мужчина размышляет про себя, а вслух произносит только выводы. Собрав-шись вместе, несколько женщин могут подолгу обсуждать одно и то же, а потом еще раз за-вернуться вновь. Слушать все это — непосильная задача для мужчины. В стрессовой ситуа-ции женщина может говорить бесконечно. (Женщине надо выговориться.) Проявляя любовь к жене, мужчина перерабатывает предложенную ему информацию и выдает совет. Мужчина осознает свою ответственность за выработку решения, в противном случае, он будет счи-тать себя потерпевшим поражение.

Для женщины поделиться своими эмоциями с мужчиной есть форма общения, от которой она безболезненно перейдет к другой деятельности и позабудет все огорчения. (Женщина не ищет совета.) Сталкиваясь с рассудительностью или неразговорчивостью супруга, жен-щина думает, что мужчина к ней охладел. (Три четверти работающих женщин считают не-разговорчивость крупнейшим недостатком своих мужей.) Женщина ищет утешения в беседе с мужчиной. Мужчина проявляет любовь и нежность в преобразующей деятельности (по до-му). Если бы не женщина, мужчина, вообще, многое бы не делал. Пока женщина сокрушает-ся об изменении отношений, мужчина выпиливает для нее фигурную полочку, строит бесед-ку или ремонтирует семейный автомобиль. Материальные усилия мужчины во имя женщины — лучшее подтверждение сохранности его чувства любви.

— Это редкая удача. Конечно, в Америке все дорого, но я постараюсь тратить от силы пятьдесят дол-ларов в неделю; говорят, американцы очень гостеприимны, и я смогу угощаться на дармовщинку. Не вижу, почему бы мне не скопить за сорок недель восемь тысяч долларов, а это тысяча шестьсот Фунтов. («Он не любит меня. Ему на меня наплевать. Я его ненавижу. Я готова его убить. Черт побери этого американца!»)

(Сомерсет Моэм. Театр)

Женщина может обсуждать несколько тем одновременно и делать одновременно не-сколько дел. (В связи с этим женщине чрезвычайно подходит секретарская работа.) В одно и то же время мужчина может делать только одно дело (или разговаривать с женщиной, или забивать гвоздь молотком). У женщины, которая одолевает мужчину беседой, например, во время поездки в автомобиле, — очень большая вероятность нарваться на неприятности. Мужчина, который хочет сконцентрировать внимание во время работы, или «врубает» маг-нитофон на полную громкость, или ультимативно требует тишины. Смотреть телевизионную информационную программу в паре с супругом также не представляет удовольствия для женщин. Все посторонние брожения и звуки будут восприняты непременно как вторжение в личное пространство мужчин. Женщины в момент сосредоточения легче реагируют на вхо-ждение в свое личное пространство. Сосредоточенные мужчины на вхождение женщины, как правило, реагируют агрессивно.

Так или иначе, оставаясь вербально активными на протяжении всей жизни, женщины проявляют больше интереса к людям, выше ценят взаимоотношения, легче воспринимают новую информацию и сохраняют способность учиться в любом возрасте в отличие от маль-чиков-мужчин.

Различия в системе ценностей мужчин и женщин

 Скажи мне что-нибудь на прощанье! Марта медленно попятилась от него:

 Что?

 Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой минуты.

 Я буду ждать тебя. — Она говорила с трудом и продолжала отступать.Губы ее пересо-хли. Дыхание участилось.

 Рамкопф с беспокойством вглядывался в ее лицо.

 Нет — нет, не то. — Мюнхгаузен в отчаянии ударил кулаком по стволу пушки.

 Я очень люблю тебя! — Марта отошла в противоположный конец огражденного про-странства.

 Дирижер с удивлением обернулся. Оркестр прекратил играть.

 Карл. я.

 Рамкопф делал ей отчаянные знаки.

 Не то! — гневно крикнул Мюнхгаузен.

 Я. — Марта попыталась что-то сказать и вдруг закричала что есть силы: — Карл! Они положили сырой порох!

 Наступила мертвая тишина. Рамкопф бросился со всех ног к судье. Волнение охвати-ло зрителей. Мюнхгаузен ликовал.

 Пусть завидуют! — И закричал еще громче: — У кого еще есть такая женщина? Томас, ты принес то, что я просил?

 Да, господин барон! — крикнул Томас с городской стены. — Вот этот сухой, проверен-ный!

 Он швырнул бочонок с порохом. Мюнхгаузен ловко поймал его. Передал артиллерий-скому офицеру.

 Прощайте, господа! — гордо и весело произнес Мюнхгаузен.

(Григорий Горин. Сценарий телевизионного фильма «Тот самый Мюнхгаузен».)

Различие в тематике разговоров наблюдается уже в детском возрасте. Английский психо-лог Хаас А. исследовала речевое поведение детей 4-х, 8 и 12 лет и показала, что мальчики между собой больше говорят о спорте и досуге (кто что сделал, как действует то или иное устройство), а девочки - о личности, школе (кто кого любит, кто на кого сердится), желаниях и потребностях. Девочки в разговорах друг с другом чаще смеются и говорят приятное, тогда как мальчики кричат и требуют. Мальчики с раннего возраста более склонны к коллективно-му общению, а девочки — к формированию замкнутых микрогрупп [58].

«Мальчики бегают, прыгают, борются и воображают себя то танком, то самолетом, в то время как де-вочки разговаривают обсуждая, какой мальчик больше им нравится или как глупо выглядят некоторые из них».

(Аллан Пиз, Барбара Пиз. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина)

До подросткового возраста мальчики предпочитают играть большими компаниями (куда вполне могут входить и девочки). Состав мальчишеских компаний определяется единством ситуативных интересов. Девочки предпочитают небольшой круг близких подруг, для них важнее сами дружеские отношения, а игра выбирается по общему согласию. Мальчики чаще стремятся добиться единоличного лидерства в группе, подчинить других своим интересам; их группы почти всегда имеют выраженную иерархическую структуру. Мальчики встречают новенького с безразличием и принимают в группу только в том случае, если сложившаяся иерархия сочтет, что он может быть полезен в каком-то качестве. В конце дня мальчики не знают ни имени, ни фамилии новенького, но уже понимают, насколько он хорош в игре. Де-вочки испытывают симпатию к тем, кто страдает от недостатка внимания или другого недос-татка. (Сверстника с физическим изъяном мальчики делают жертвой.)

Девочки реже стремятся к единоличному лидерству, для них важнее сохранить сплочен-ность группы. Девочки отстраняются от той из сверстниц, которая желает показать свою власть. У девочек всегда две задачи: быть положительными в глазах взрослых и поддер-живать как можно более теплые отношения с подругами. Девочки пытаются избегать тре-ний в общении и, чтобы добиться своего, чаще всего используют уговоры. Мальчики решают свои проблемы с помощью бравады, приказов и угроз. У них высоко ценится физическая си-ла. Их разговоры полны самовосхваления. Мальчики приобретают статус через умение держаться авторитетно (уверенно), через способность к жесткому разговору с чужими и го-товность драться с обидчиками. Их сверхзадачи — быть независимыми от взрослых и са-моутверждение в широком круге лиц.

«Если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству».

(Аллан Пиз, Барбара Пиз. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина)

Взрослея, мальчики и девочки обогащают свою систему ценностей. У юношей преобла-дают профессионально-образовательные и романтико-познавательные установки, а у де-вушек романтико-познавательные и семейно-бытовые. (Девушки педагогических вузов в большей степени, чем юноши хотят стать кандидатами наук.) С самого детства мужчины на-строены на то, что они будут работать, чтобы по меньшей мере прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. (Большинство девушек на профконсультации тайно настроены на то, что им удастся найти спутника жизни, который сможет их содержать.) Девушек в профессии привлекает возможность самосовер-шенствоваться и быть полезной людям. Юноши мечтают реализовать свои способности, творить и быть оригинальными.

Большую часть жизни мужчины занимает работа. Работа — это та область, где мужчина обретает свой социальный статус, основной источник его самоуважения. Самооценка муж-чины в период становления зависит от его признания на работе. Если женщина несчастли-ва в межличностных отношениях, она не может сконцентрироваться на работе. Если муж-чина несчастлив на работе, он неадекватно воспринимает свои межличностные отношения. Инициативный ответственный молодой мужчина, который не может проявить себя на рабо-те, каждую неделю приносит домой новую безумную идею. (То он предлагает жене куда-нибудь уехать, то он хочет где-нибудь подучиться, то он придумывает новый бизнес.) Если мужчина резко отрицательно относится к работе, значит он отказывается чувствовать себя неудачником, но не может понять, на каком бы поприще он смог бы достичь успеха.

По-настоящему за живое задевают мужчин те женщины, которые обскакали их в карьере («возомнили себя важными птицами»). Те из мужчин, кто имеет собственные претензии на должность, не верят, что в продвижении женщины все было чисто («наглая шлюха» являет-ся для них синонимом «весьма удачливой особы») [18]. Еще одна мужская проблема — это когда жена, не дай бог, зарабатывает больше. В этом случае мужьям начинает казаться, что их все чаще заставляют играть роль жены (но об этом попозже).

«Совсем недавно ученые Чикагского университета и национального института психиатрии вывели де-сять «жизненных факторов», способных вызвать у мужчин серьезное беспокойство или депрессию. Три фак-тора из десяти связывались с женитьбой, два — с отцовством, а остальные имели непосредственное от-ношение к работе, когда речь шла об увольнении, понижении в должности или необходимости оставить ра-боту в связи с ухудшением здоровья».

(Джойс Бразерс. Что каждая женщина должна знать о мужчинах)

Благополучие мужчины, его душевное и умственное здоровье настолько зависит от его работы, что наибольшее число зарегистрированных случаев самоубийств среди мужчин со-вершается именно в результате увольнения с работы, а не вследствие смерти жены или ре-бенка [18]. После принудительного увольнения с работы многие мужчины буквально «разва-ливаются на части» (депрессии, язвы, гипертонии). Это драма всей их жизни. Как показыва-ют исследования, женщины гораздо легче переживают административное увольнение, легче меняют профессию и приспосабливаются к сложившейся обстановке. (Их жизнь на пенсии, как правило, более наполнена, чем у мужчин.) «Слабая половина» человечества быстрее соглашается на любую, пусть даже не очень интересную работу, считая, что лучше что-то, чем вообще ничего. (Женщина более трезво оценивает ситуацию и понимает, что завтра эту работу ей могут не предложить.)

Увольнение с работы для женщины не радость, но и не конец света. После кратковре-менной депрессии она начинает активно действовать, подключая к решению своей пробле-мы родных, друзей и близких. (Женщина не боится показать свою уязвимость.) Мужчина считает, что он всегда должен овладеть ситуацией сам, т. е. вести себя как мужчина. После увольнения мужчина находится в состоянии хандры значительно дольше женщины. (Согла-ситься на заведомо худший вариант для него значительно сложнее.) Мужчина, как правило, очень самолюбив, и его амбиции не позволяют ему делать шаги назад по профессиональ-ной лестнице. Даже управляя автомобилем, мужчина соревнуется с другим мужчиной.

 Нашего петуха не могут побить.

 А вдруг побьют?

 Остается еще сорок пять дней, — сказал полковник. — Зачем думать об этом сейчас? Женщина пришла в отчаяние.

 А что мы будем есть все это время? — Она схватила его за ворот рубашки и с силой тряхнула.

 Скажи, что мы будем есть ?

 Полковнику понадобилось прожить семьдесят пять лет — ровно семьдесят пять лет, минута в минуту, — чтобы дожить до этого мгновения. И он почувствовал себя непобедимым, когда четко и ясно ответил:

 Дерьмо.

(Габриэль Гарсиа Маркес. Полковнику никто не пишет)

Общественное признание и удовлетворенность работой имеют достаточный вес в систе-ме ценностей современной женщины, однако в ее жизни, по-прежнему, большую роль игра-ют традиционные факторы, такие как любовь, дети, тепло и уют домашнего очага, и т. п. Не реализовав себя на работе, женщина самореализуется в семье и быту. Она обычно консер-вативна в науке, зато прогрессивна в хозяйственной сфере (любит переставлять мебель, освежать стены и потолки, красить полы, клеить обои). Мужчина болезненно воспринимает изменения привычной обстановки, долго настраивается на ремонт (оглядывая убранство праздничного стола, может не на шутку разворчаться из-за смены меню).

Выбирая род занятий, мужчина интересуется прежде всего содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина придает большое значение эмоциональному климату и межличностным отношениям на производстве. По данным исследователя Чугуно-вой Э., при поступлении на работу в НИИ для женщин главным фактором является комфорт данного учреждения, а для мужчин — возможность заниматься исследовательской деятель-ностью [15]. В целом система ценностей зрелого мужчины построена на самостоятельности, инициативности и независимости. Мотором в жизни мужчины остается интерес. Эпицентр интересов мужчины находится в предметном мире. В отличие от мужчины, женщину меньше мотивирует само содержание труда. Женщине чрезвычайно важно знать, что ее работа по-лезна окружающим. Женщина в большей степени чувствительна к мнению начальника (хотя она будет это отрицать, но мнение начальника ей небезразлично), она более социально за-висима и конформна [16].

Заключение

Преодоление родительской невыдержанности (или сознательная работа над собой)

«Некоторые люди подобны колбасам: чем их начиняют, то они в себе и носят».

(Козьма Прутков)

Техника семейного воспитания не является чем-то объемным и сложным, когда родители знают возрастную периодизацию и психические особенности детей разного возраста. Глав-ную сложность в воспитательном процессе для сознательных родителей составляет пре-одоление себя, т. е. преодоление беспрерывных наставнических реакций и избавление от элементарной родительской невыдержанности. Очень хочется навязать ребенку лучшее из того, что он может выбрать сам. Очень хочется поруководить ребенком в те моменты, когда он не особенно оптимально строит свои коммуникации со сверстниками (дать совет прямо по ходу их общения). «Непреодолимое» стремление к совершенству — опасный помощник тревожных родителей. Лишая детей инициативы, мы, в лучшем случае, способствуем раз-витию их инфантилизма и конфликтной самооценки. Позволить ребенку общаться самому и решать самому — это проявление родительской мудрости и нормальной человеческой куль-туры. Подростку и юноше вообще не объявляют готовых решений: подростку всегда предла-гают на выбор (альтернатива создает ощущение свободы), а с юношей на равных советуют-ся.

— Вас послушать, так это она должна решать, в какие дни недели мыть полы?! Так я вам скажу: она их помоет в субботу и воскресенье!

— Да, и имеет полное на это право.

(записано в 1999 году)

Мы все боимся, что дети пойдут по ложному пути: потратят деньги, время, предадутся ненужным развлечениям. Поведение, при котором человек постоянно поглощен заботой о том, чтобы другие не наслаждались, с точки зрения психоанализа, является проявлением собственных (сильных) тайных желаний [101]. («Он слишком много ест конфет», «Он слиш-ком долго лежит на диване».) «Алло, Игорь дома? Нет? А вашего, говорят, еще раньше от-пустили.» И вот ты начинаешь нервничать, злиться, а ведь еще минуту назад у тебя этой проблемы не было, и тебе ее «подарили»! Просто мы не любим, когда что-либо выходит у нас из-под контроля. (Как говорил один из героев фильма «Убойная сила», «Это наша коро-ва, и мы ее доим».) Дети расплачиваются за наши мечты, за нашу усталость, за наше неве-зение, беспричинные страхи и общее несовершенство души. Когда-нибудь позже они нас «поймут» (поймут всю нашу ущербность) и бросят нас самих барахтаться со своими про-блемами. Владимир Леви писал по этому поводу: «Представьте себе, что с вами будет, если 37 раз в сутки к вам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в рекомендатель-ном и 50 раз — в обвинительном?» [50].

«Если вы недовольны своей жизнью, если вы не смогли добиться, чего хотели, то ради Бога, не занимай-тесь сами воспитанием своих детей, не портите им жизнь. Доверьтесь удачливому и веселому человеку, только проверьте, чтобы этот человек не имел педагогического образования. Это не шутка! Это совер-шенно серьезный совет российского бизнесмена».

(Ю. Мороз. Бизнес: пособие для гениев)

Наша невыдержанность по поводу того, что ребенок долго собирается (и разрушает раз-работанный нами план) — это, помимо всего прочего, еще банальное отсутствие воли! Есть такие специальные упражнения по укреплению воли: заставить себя медленно есть, заста-вить себя отдохнуть, подавляя желание во что бы то ни стало закончить работу [9], заста-вить себя подождать ребенка, заставить себя выслушать ребенка, а не перебивать его окри-ком или отчетом («Давай одевайся, а не рассусоливай!») Сетуя на медлительность, мы сами создаем проблему, которой, возможно, нет. Чем больше мы говорим о медлительности, тем медленнее и медленнее становится ребенок (вспоминай теорию Кэплана). Можно называть это давлением на психику, можно называть это программированием, но если вечером кто-то скажет по радио «Сегодня нельзя смотреть на звезды», то мы выйдем во двор и будем смотреть на звезды, хотя до этого сто лет не обращали на них внимания.

Не надо делать напряженное лицо при встрече с приятелем вашей дочери. Не надо на-поминать ребенку, который вчера случайно поплакал: «Ты будешь сегодня капризничать или нет?» («Не надо подавать идею, чтобы это не произошло». Михаил Жванецкий.) Держите язык за зубами. Дети не балуются ножницами, они просто берут их в руки и изучают их свой-ства. Проговаривая свой страх, мы прививаем повышенный интерес к симптому, мы форми-руем поведение, которого сами боимся. Причина этому только одна — наша невыдержан-ность (читай: отсутствие силы воли).

«Если мужик не пьет, то надо ругать за то, что курит. Если мужик не курит, то надо ругать за то, что соли много ест»

(народная мудрость)

Мы часто не придаем значения, что это наши родители так общаются с нами, а с ними общались их родители и т. д. Мы совершенно некритично, бездумно копируем опыт старших поколений, не делая попыток, хоть что-нибудь исправить, хоть как-нибудь «вылезти из этой колеи» тотального наставничества и оперативной невыдержанности. Хорошо, если ребенок у нас здоровый и сильный, с крепкой нервной системой, тогда мы можем отчитывать его в свое удовольствие, периодически орать и более-менее преодолеем острые моменты «сча-стливого детства». А если ребенок ослабленный (каких сейчас немало), с «вегетативной не-устойчивостью нервной системы»? (Согласно исследованиям Владимира Александровича Худика, 59% трудных подростков имеют плохой анамнез. Их матери испытали острый токси-коз беременности, «тяжелые роды, сопровождающиеся асфиксией плода». Эти дети сами переболели инфекционными заболеваниями на первом году жизни. Все они сразу отлича-лись капризностью, неуравновешенностью, эмоциональной неустойчивостью и моторным беспокойством [104].) На «сверхрасторможенного» ребенка должны быть «сверхзатормо-женные» (очень волевые и спокойные) родители.

Беспричинная злоба запугивает ребенка, делает его пассивным и несчастным. (Особенно тяжело тем детям, где давление сочетается с любовью.) Порой хочется сказать ребенку что-нибудь доброе (мы уже даже приближаемся к нему), но в голову ничего не приходит, кроме очередного ценного указания; мы вновь одергиваем ребенка, срываемся и злые сами на се-бя (хотелось, как лучше, а получилось, как всегда) удаляемся в пустоту. И наши дети замы-каются в себе. (Такие вот «сто лет одиночества». Такая вот «стена недоверия и непонима-ния».) Но мы прощаем себе значительно больше, чем своему ребенку!

Особенно придирками злоупотребляют отцы (Выполнение отцовской роли во второй половине 20-го века стало очень проблематичным). По данным исследований 80-х годов, свыше трети отцов практически не за-нимались домашними бытовыми делами, не помогали детям в учебе, не обсуждали с ними книг, фильмов, те-лепередач, не ходили в походы [44]. Развитие индустрии подорвало традиционное положение мужчины в се-мье. Труд, который всегда был главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно от-делился от семейного быта. Ребенок не видит, как работает отец (гараж и тот находится на окраине го-рода), не включен в его труд и соответственно не имеет возможности общаться с близким человеком. Воз-никает вопрос: а как же тогда мужчины взаимодействуют с детьми? А очень просто: 30-40 придирок в день общей продолжительностью 6-8 минут!

Становясь родителями, люди нередко ударяются в наставничество, забывая про особен-ности детской моторики и особенности детского любопытства («Положи на место и не имей моды брать»). Ребенок должен иметь доступ к родительским инструментам. Если малыш ломает много игрушек, купите ему разборные игрушки, конструктор купите. Приобретайте такие игрушки и такие конструкторы, чтобы не стоять за спиной и не кричать («запачкаешь», «разобьешь», «сломаешь»). Приклейте для него ватман на стену, чтобы не рисовал на ва-ших любимых обоях. Научите его заводить машину, пока он не сжег ваш стартер.

— Юра, сходи, пожалуйста, на веранду, замерь ширину плиты.

— Сорок с половиной на тридцать три.

— Ты что так и ходил в одной рубашке? Вот так ты всегда и простываешь. Тебе было трудно свитер надеть?

Не ковры и фотообои, а красные лозунги надо развешивать по стенам квартиры: «Нельзя одергивать ребенка, когда он задает познавательные вопросы!» («Сначала лицо умой, а потом спрашивай»), «Нельзя одергивать ребенка, когда он занят делом или пытается в чем-то разобраться», «Нельзя ругать ребенка, когда он выполняет нашу просьбу или пытается нам помочь». Думайте о ребенке, помните о ребенке, но не смейте делать его своим смыслом! Нельзя никого делать своим смыслом! Это слишком дорого обходится другим.

P.S.

Дейл Карнеги

Отец забывает

Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые куд-ряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в библиотеке газету, на меня нахлынула волна жгучего рас-каяния. С чувством вины и пришел я к твоей кроватке.

Вот о чем я думал, сыночек: я был на тебя сердит утром, выбранил тебя, когда ты соби-рался в школу, так как вместо того, чтобы умыться как положено, ты только провел полотен-цем по своему лицу. Я дал тебе нагоняй за то, что ты не почистил свои ботинки, сердито за-кричал на тебя, когда ты уронил что-то на пол.

За завтраком тоже не оставлял тебя в покое. Ты пролил чай, жадно проглатывал пищу, клал локти на стол. Ты мазал слишком много масла на хлеб. Когда я уходил на работу, а ты, убегая к своим игрушкам, обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я нахмурился и произнес в ответ: «Не сутулься!».

Затем после обеда все началось сначала. Подходя к дому, я заметил, что ты играешь в шарики, стоя на коленях. На твоих чулках были дырки. Я унизил тебя перед товарищами, заставил идти перед собой к дому. «Чулки дорого стоят, и если бы ты сам должен был поку-пать их, то был бы осторожнее». Услышать такое от отца!

Ты помнишь, как позже, когда я читал в библиотеке, ты боязливо вошел с настороженно-стью в глазах? Когда я взглянул поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали чи-тать, ты заколебался у дверей. «Что тебе надо», — огрызнулся я.

Ты ничего не сказал, но одним прыжком бросился ко мне, обвил ручки вокруг моей шеи и поцеловал меня, и твои ручки сжались с нежностью, переполнявшей твое сердце, — нежно-стью, которую не могла уничтожить даже моя черствость. И затем ты убежал, вприпрыжку вверх по лестнице.

И вот, сынок, вскоре после этого газета выскользнула из рук моих и ужасный, пронзитель-ный страх овладел мной. Что сделала со мной моя скверная привычка? Привычка всегда обвинять, постоянно делать замечания. Все это доставалось тебе от меня только за то, что ты — мальчик. И не потому, что я не люблю тебя, а потому, что ожидал слишком многого от ребенка и мерил на свой собственный аршин — на аршин своего возраста.

В твоем же характере так много хорошего, тонкого, верного. Твое маленькое сердце так велико, как рассвет над широкими холмами. Это проявилось в том порыве, с которым ты бросился ко мне и поцеловал перед сном. Теперь ничто другое не имеет значения, сын, я пришел к твоей постели в темноте и пристыженный, встал перед ней на колени.

Это весьма слабое искупление вины, знаю, что ты не понял бы всего этого, если бы я ска-зал это тебе, когда ты не спишь. Но завтра я буду настоящим отцом! Буду дружить с тобой, буду страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, если в нем появятся раздраженные слова. Я всегда буду повторять, как если бы это было ритуалом: «Он всего лишь мальчик — маленький мальчик!».

Боюсь, что мысленно видел тебя взрослым. Но теперь, когда я вижу тебя здесь, усталым и свернувшимся в своей кроватке, вижу, что ты еще ребенок. Вчера еще мать носила тебя на руках и твоя головка покоилась на ее плече. Я требовал слишком много, слишком много.

Список литературы

1. См. h**t: // w*w.Fw.r* / Analytic / Rnd - Table / 3-99. Html.

2. См. h**t://w*w.mama.r*/sonya/razvod01.htm

3. См. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург, 2000.

4. См. Адлер А. Индивидуальная психология. / Теории личности в западно-европейской и американской пси-хологии. — Самара, 1996.

5. См. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Том 1. — М., 1980.

6. См. Анджелис Б. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. — М., 1997.

7. См. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.

8. См. Арнольд О. Слабые мужчины, сильные женщины. / Семья и школа. 1995, № 9.

9. См. Ассаджоли Р. Психосинтез. — М., 1997.

10. См. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.,1998.

11. См. Безруких М. Я и другие Я. — М.,1991.

12. См. Берн Ш. Секреты психологии мужчины и женщины. — М., 2001.

13. См. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л.,1992.

14. См. Бернс Р. Развитие позитивного самовосприятия //Психологическое консультирование в школе/ Состави-тель Коптева Н.В. — Пермь, 1993.

15. См. Бойко В. В. Если ты мать и жена. — М., 1991.

16. См. Борисова Е. М. Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.

17. См. Ботвин К. Есть ли секс в браке. — М.,1998.

18. См. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. — М., 1994.

19. См. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1986.

20. См. Бэрон Р. Агрессия. — С.-П., 1997.

21. См. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

22. См. Виноградова Т. В. Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин./ Вопросы психологии. 1993, № 2.

23. См. Вислоцкая М. Юношеская любовь. / Студенческий меридиан. 1989, № 9,10.

24. См. Волович М. Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. — М., 1992.

25. См. Волшебное прикосновение (по материалам иностранной печати). // Семья и школа, — М., 1998, №4, стр. 14-17.

26. См. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины. / Вопросы психологии. 1998, № 4.

27. См. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л.,1984.

28. См. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно-ванных на содержательном обобщении. — Томск, 1992.

29. См. Данаилов Г. Не убить Моцарта! — М., 1986.

30. См. Драгунова Т. В. Подросток. — М., 1976.

31. См. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М., 1998.

32. См. Жданов А. Ю. Брак с одиночеством. — Архангельск, 1998.

33. См. Жданов А. Ю. Техника семейного воспитания. — Архангельск, 1989.

34. См. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.

35. См. Зарубинский В. В. Как знакомиться, обращаться и овладевать женщинами. — Ростов-на-Дону, 2000.

36. См. Захаров А. И. Детские неврозы. — С-П., 1995.

37. См. Имелинский К. Психогигиена половой жизни. — М.,1982.

38. См. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена попа у детей. — Л., 1979.

39. См. Китов А. И. Экономическая психология. — М.,1987.

40. См. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М, 1991.

41. См. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на -Дону, 1996.

42. См. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 1988.

43. См. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1989.

44. См. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

45. См. Коррекция психического развития младших школьников / Сост. Гурьева О. Т. — Архангельск, 1994.

46. См. Криксунова И. Создай свой имидж. — М.,1998.

47. См. Крушельницкая О. Амплуа и роли./ Семья и школа. 1998, № 1

48. См. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

49. См. Ламзина А. С. Диагностика семейного воспитания. Шкопьные технологии, 1997, № 4.

50. См. Леви В. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

51. См. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. — М.,1982.

52. См. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста // Ли-шённые родительского попечительства / Под ред. Мухиной B.C., — М., 1991, стр. 37-48.

53. См. Майерс Д. Социальная психология. — С.-П., 1998

54. См. Макшанов С. И. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. — С-П., 1993.

55. См. Матюхина М. В. Михальчик Т. С. Психология младшего школьника. — М., 1976.

56. См. Мелибруда. Я, ты, мы. — М., 1986.

57. См. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985

58. См. Менделл А. Игры в которые играют мужчины. — С.-П., 2000.

59. См. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.

60. См. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

61. См. Мильнер Е. Выбираю бег. — М., 1985.

62. См. Мир детства: Подросток / Под ред. Хрипковой А. Г. — М., 1982.

63. См. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2000.

64. См. Немов Р. С. Психология в 2-х книгах. Книга вторая. — М., 1994.

65. См. Немов Р. С. Психология в 3-х книгах. Книга третья, — М., 1998.

66. См. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Правы ли мы? — М., 1954.

67. См. О Коннор Д. Как заниматься любовью с одним и тем же человеком всю жизнь и. получать при этом удовольствие./ Спид-Инфо. 1994, № 1 — 12.

68. См. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2000.

69. См. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

70. См. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психилога. — М.,1997.

71. См. Петрунек В. П. Таран Л. Н. Младший школьник. — М., 1981.

72. См. Пиз А, Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. — М., 2000.

73. См. Плутарх. Избранные жизнеописания. Том 1. — М., 1987.

74. См. Подлеснова Н., Руденко И. Чтобы стать математиком, нужно родиться мальчиком?/ Семья и школа. 1998, № 6.

75. См. Приц Н. Я сама стану счастливой. — М., 1998.

76. См. Проблемы эстетического развития школьника. /Под ред. Бурова А. И. — М., 1987.

77. См. Прутченков А. С. Сиялов А. А. Эй ты, параноик! — М., 1994.

78. См. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Гуревича К. М. Борисовой Е. М. — М., 1995.

79. См. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И. В., — М., 1991.

80. См. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — С-П., 2000.

81. См. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков. / Вопросы психологии. 1997, № 4.

82. См. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

83. См. Сатир В. Психотерапия семьи. — С.-П., 2001.

84. См. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник/ Рук. авт. кол. Зацепин В. И. — Киев, 1990.

85. См. Серова Е. Дикая или домашняя? Две модели личной жизни. — С.-П., 2001.

86. См. Смольяников И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. — М., 1984.

87. См. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.,1991.

88. См. Спок Б. Ребенок и уход за ним. — Архангельск, 1990.

89. См. Столица. 1989, № 1.

90. См. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьников. — М., 1961.

91. См. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. — Л., 1980.

92. См. Учителю о психологии. / Под ред. Лебедевой В. П. и Панова В. И. — М.,1997.

93. См. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Аракелова П. Г. — М., 1990.

94. См. Файнберг С. Г. Предупреждение неврозов у детей. — М., 1978.

95. См. Фаркаш Э. Этический вызов Макаренко. //Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. — М., 1988.

96. См. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Дубровиной И. В. — М., 1987.

97. См. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

98. См. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии.// Сумерки богов./ Под ред. Яковлева А. А. — М., 1989.

99. См. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.,1991.

100. См. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности. / Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.

101. См. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986.

102. См. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. — С.-П., 1997.

103. См. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.

104. См. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. — Киев, 1993.

105. См. Чимаров В. М. Первый год жизни ребенка. М., — 1989.

106. См. Чуковский К. И. От двух до пяти. — Киев, 1988.

107. См. Шварц Д. Д. Все мужики прохвосты, пока не доказано обратное. — М., 1999.

108. См. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

109. См. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. — М.,1994.

110. См. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. — М.,1996.

111. См. Эльконин Д. Б. Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности./ Психология игры. — М.,1999.

112. См. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М., 1995.

113. См. Энгельн X. Биологи о «страсти нежной» или вечные двигатели любви. / GEO.1998-1999, № 10/1.

114. См. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М.,1972;

115. См. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

116. См. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1997.

117. См. Юнг. К. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — М., 1994.

118. См. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. — М., 1998.

Покупка готовой работы
Тема: «Основы семейной психопедагогики»
Раздел: Психология
Тип: Курс лекций
Страниц: 160
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика