Курсовая работа
«Сравнительная характеристика памятников Петру I (Растрелли, Фольконе).»
- 26 страниц
Введение 3
1. Конная статуя Петру I работы Растрелли
1.1 История создания памятника 7
1.2 Описание памятника Петру I 8
2. Конная статуя Петру I работы Фальконе
2.1 История создания памятника 11
2.2 Описание памятника 14
3. Сравнительный анализ конных статуй 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Скульптура сопутствует людям везде и всегда. Она встречает на дорогах, торжественно высится на городских площадях, украшает станции метро, парки, общественные интерьеры. Она декорирует фонтаны, мосты, крыши, прячется в нишах.
Скульптура один из видов изобразительного искусства, который отражает реальную жизнь, пользуясь особыми способами и средствами; единственный вид, дающий объемно – пространственные изображения материальных предметов.
В скульптуре изображают живых существ, людей и животных. Однако основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу. Живущая, трепетная, постоянно меняющаяся скульптура запечатлеет образы «живущие навека». В этом и состоит ее главная особенность.
Скульптура обладает осязаемыми реальными, объемами, трехмерной формой, имеющей соответствующую материалу весомость. В ее расположении подлинные глубина, округлость, масса – все то, что живопись передает лишь иллюзорно.
Благодаря трехмерности, реальной осязаемости формы, скульптурные изображения воспринимаются иногда как живые люди.
Скульптура обращается сразу ко многим людям, поэтому масштабность, простота и ясность созданного образа, выразительность и четкость формы преобразуют в ней первостепенное значение.
Для скульптуры характерно влечение к возвышенным сюжетам и темпам, к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей прекрасных физически и духовно. Ее изображения могут быть просты по композиции, но ни как не будничны.
Героическая сущность скульптуры, ее стремление к прославлению, возвеличиванию своих персонажей особенно явственно сказывается в скульптуре монументальной, той которую обычно называют памятники.
Памятники – это скульптурные или архитектурные сооружения, которые воздвигаются, чтобы увековечить значительные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги, деяния.
Памятники делают из бронзы и камня. Из всех пород камня в скульптуре самое почетное место занимает мрамор. Он прочен и красив, разнообразен по тону – от чисто белого цвета до глубокого черного. Мрамор обладает большими преимуществами перед другими материалами: он плотнее песчаника, податливее, чем гранит, нежнее дерева, прозрачнее алебастра; эта прозрачность пропускает свет, контуры мрамора как бы растворяются в воздухе.
Из всех материалов скульптуры самый долговечный – бронза. Бронза очень прочна и поддается различным переработкам – ковке, чеканке, в жидком состоянии литью. Бронза состоит из смеси меди и олова. Медь придает бронзе красноватый оттенок, а олово – темный. Постепенно под воздействием атмосферы бронза покрывается красивым налетом окислов различных цветовых оттенков.
Произведения из бронзы живут века, даже тысячелетия и меньше других материалов подвергаются разрушению от воздействия внешней среды.
Бронза и камень – наиболее излюбленные материалы в скульптуре. Они как бы соревнуются друг с другом. Мрамор очень тяжел, а литая бронза, пустая внутри, легче. Мрамор обладает преимуществом благодаря тому, что его поверхность как бы просвечивает, и поэтому в обработке большие возможности мягких переходов. Бронза напротив, свет не пропускает, она отражает его резкими бликами, поэтому она используется для скульптур, находящихся на вольном воздухе.
Увековеченный в бронзе или камне человек выражает определенные общественные идеи, совершенные поступки.
Памятник можно не только обойти, он естественно воспринимается с разных точек зрения.
Памятники помогают задуматься о том, какие же были на самом деле люди, которым они посвящены. Кроме того, памятники меняют суждение о предшественниках.
Памятники не безмолвны, как кажется. Они могут не только стоять на площади, но и жить в сознании людей. Они борются и защищают, утверждают истину или зовут на ее поиск. Они вызывают к себе определенное отношение, либо в них что-то нравится, либо нет. От этого и зависит, какую роль они играют в жизни человека.
Распространенным типом памятника отдельному лицу является конная статуя, в ее часто увековечивают память государственных деятелей и полководцев.
Конный памятник имеет возможности охарактеризовать эпоху, в которую жили люди, рассказать ее историческую и социальную суть. На первый взгляд, кажется, что конная статуя – жанр, допускающий лишь определенные нюансы: всадник на коне всегда торжественен и победоносен. На самом же деле это далеко не так: в конной статуе, как и во всякой скульптуре, все зависит от отношения художника к изображаемому, его задачи и понимания общественной обстановки.
Выделяют шесть самых знаменитых конных статуй три, из которых находятся в России. Две из них посвящены Петру I. Ведь именно при Петре произошел процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах.
Из этого вытекает цель курсовой работы – произвести сравнительную характеристику памятников Петру I, работ Фальконе и Растрелли.
Задачи курсовой работы:
- изучение истории создания памятников;
- описание памятников;
- выявление характерных отличий и сходств между двумя памятниками.
Работа состоит их трех глав. Первые две главы посвящены изучению монументальных скульптур Петру I, выполненных в XIII веке, выдающимися творцами, скульпторами Фальконе и Растрелли, работы которых до сих пор любимы нашим народом. Раскрываются тайны ваятельного искусства.
Третья глава отведена для сравнительного анализа двух памятников.
Работа позволяет получить необходимые систематические знания не только по истории отечественного искусства, но и о представлениях, идейно-стилистических особенностей, в тесной связи с историко– социальной проблематикой времени, о характерных тенденциях в творчестве двух мастеров.
Работа написана на основании различных источников информации. Среди них: литература по истории искусств, скульптуре, памятникам, а также статьи из периодических изданий. Кроме того, данная работа содержит иллюстративный материал.
Ознакомившись с памятниками Петру I работ Бартоломео Карло Растрелли и Этьена – Мориса Фальконе можно сделать следующее заключение.
Петр I – великий император России очень много сделал для нее. В годы его правления произошел расцвет и становление русского искусства, а именно монументальных скульптур.
Еще при его жизни зародилась идея создания его монумента, которую должен был выполнить Растрелли. В процессе работы над монументом родился портретный бюст Петра. Кроме бюста Растрелли успел создать модель конной статуи в натуральную величину.
Произведения Растрелли имеют особую ценность благодаря тому, что художник лично знал русского царя.
Позднее в Академии наук был разработан проект надгробного памятника императору для Петропавловского собора. Но, к сожалению, проект не осуществился. Но так как был накоплен богатый опыт в работе над образом Петра, который не хотелось терять, было решено сделать конный монумент Петру. Для этого был приглашен в Россию из Парижа французский скульптор Этьен -Морис Фальконе. Только он на тот момент способен был осмыслить личность Петра, создать символический образ переломной петровской эпохи. Кроме того, он смог своим произведением открыть новую страничку в истории монументального искусства.
Фальконе удалось создать, что–то не обычное, чего еще не было. Он смог показать личность Петра. Конные статуи венценосных особ, которые уже были известны во всем мире, на тот момент времени, являлись чем – то похожими.
Благодаря огромным усилиям и стараниям 7 августа 1782 года в Петербурге был открыт памятник Петру I.
Множество трудностей пришлось преодолеть, прежде чем, бронзовая фигура Петра предстала во всем своем величии. Открытию памятника предшествовала 16 летняя напряженная работа, в нем участвовало много людей разных профессий и званий.
Оба этих памятники абсолютно не похожи между собой, каждый из великих скульпторов изобразил Петра, так как он его видел и представлял.
Если у Растрелли Петр I – полководец, военачальник, то у Фальконе, он законодатель. Если у Растрелли император, прежде всего, победитель шведов, то у Фальконе он преобразователь, «вздернувший Россию на дыбы».
Между созданием этих статуй прошло более 30 лет. Установлены же они были по иронии судьбы в обратном порядке – сперва работа Фальконе, а потом, в 1800 году - Растрелли.
Безусловно, эти шедевры монументальной скульптуры, которые зарождают в сердцах людей, любовь к прекрасному.
Кроме того, в заключении хотелось бы отметить, что памятники, как кажется многим стоят неколебимо и не что не властно над ними. Тем не менее, памятники стареют. Изменение погоды, температурные перепады, выхлопные газы автомобилей оказывают на них разрушающее влияние. Поэтому памятники нуждаются в реставрации и только после этого они снова могут удивлять своим величием и радовать глаз людей.
1. Вагнер Л.А. … Вхожу, ваятель, в твою мастерскую/Художник. Ю.И. Батов. – 2-е издание. – М.: Советская Россия, 1982. – 288 с., ил.
2. Воронов Н.В. Люди, события, памятники. (Рассказы о памятников и мемориалах). – М.: Просвящение, 1984. – 208 с., ил.
3. Воронова О.П. Искусство и скульптура. – 1981. – 118 с., ил. – (Народный университет, факультет литературы и искусства).
4. Данилова. Искусство средних веков. – М.: Просвящение, 2000.
5. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.: ил.
6. К. Карнилович. «На берегах Невы». Издательство – Искусство – Ленинград – 1964 – Москва.
7. Лапшина Н.П. Русское искусство XIII века. – Санкт – Петербург.
8. Культура – 2005 № 18 -19.
9. Юный художник, 1996 № 12.
10. Юный художник – 2000 № 10.
11. Памятник Петру I в Ленинграде. – Юный художник, 1982, № 8.
Тема: | «Сравнительная характеристика памятников Петру I (Растрелли, Фольконе).» | |
Раздел: | Архитектура | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Губернская реформа Петра Великого
Контрольная работа:
Политика Петра I в области решения социальных проблем
Курсовая работа:
Основные тенденции развития практики социальной работы в России
Дипломная работа:
Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности обучающихся 12-13 лет
Реферат:
Культурные преобразования в эпоху Петра I.