Курсовая работа

«Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб»

  • 30 страниц(ы)
  • 4994 просмотров
фото автора

Автор: Nikolina

Введение

1. Роль и место социального педагога в системе социальных служб

2. Взаимодействие социального педагога с различными социальными службами

2.1. Социальный педагог в учреждениях системы образования

2.2. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

2.3. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

2.4. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы

Заключение

Список использованной литературы

В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, поли-тической, социальной жизни. Сегодня можно предвидеть, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем, которые в первую оче-редь скажутся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. В связи с этим возникла острая потребность в разви-тии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрож-дение социальной педагогики как науки и области педагогической практики.

В педагогической сфере еще в 60-70-е годы были предприняты попыт-ки ввести специалистов, непосредственно сориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспита-тельной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, ра-ботники внешкольных учреждений, клубов, комнат школьника и др.). Уро-вень развития социальной педагогики на этом этапе может быть обозначен как организационно-эмпирический.

На рубеже 70-80-х годов общественная потребность, достижения и опыт практической работы в социуме вывели проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-экономических и молодежных жилых ком-плексов, разновозрастных объединений по месту жительства, клубов по ин-тересам формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, меж-ведомственного подхода. Изменился характер взаимодействия школы с дру-гими институтами (от организующего - к педагогическому центру микрорай-она).

Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессио-нально подготовленных кадров, специально сориентированных на социаль-но-педагогическую работу с детьми как самостоятельную профессию. Функ-ции данной работы растворялись и распределялись между традиционно дей-ствующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обес-печения, спорта, культуры, милиции, к тому же функционально крайне слабо связанными между собой.

Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно но-вому уровню развития социально-педагогической работы: от отдельных очагов пе-редового опыта - к выходу на государственный уровень решения проблемы, к соз-данию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.

Могут быть выделены, например, социальные педагоги-организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, се-мейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. Практикой показана нецелесообразность каких-либо ограничений и реко-мендаций извне в данных вопросах. Эти подходы определяются в зависимо-сти от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфи-ки, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты соци-ально-педагогической деятельности интегрированы в лице общинного соци-ального педагога, который является по сути профессиональным проводником социальной политики.

Важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы со специальными учреждениями, где работают соци-альные педагоги, сориентированные на определенную сферу социума (обще-образовательное учреждение, детский сад, специализированное учреждение и т.д.) или на работу с определенными категориями (дети, молодежь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).

Социальный педагог - это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.

Социальный педагог - своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет социаль-ный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловече-ских ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликт-ные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответст-вующими специалистами.

Местом работы социального педагога могут быть :

• социально-педагогические и социально-психологические службы уч-реждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов и пр.);

• социальные службы специализированных учреждений (семейных дет-ских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для де-тей с отклонениями в развитии и др.);

• социальные службы муниципальных органов и их учреждений (соци-ально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социаль-ной педагогики и социальной работы);

• службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гос-тиные, парки, игровые площадки и др.);

• валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профи-лактории, реабилитационные комплексы).

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная еди-ница образовательных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социально-педагогической помощи, детских и молодежных общест-венных организаций, фондов. Более конкретный ответ на этот вопрос также заложен в специфике региона, области, района, города и определяется степе-нью развитости системы социальных служб, уровнем управления ею.

Социальная служба (ее специалисты и волонтеры) является главным субъектом государства в социально-педагогической деятельности.

С введением в стране института социальных педагогов, социальных работников, практических психологов развивается процесс создания ком-плексной медико-психолого-педагогической службы. Виды и направления деятельности комплексных (многопрофильных) соц.служб, их подходы, со-четания, кадровое и матер. обеспечение многообразны, имеют еще и ведом-ственные особенности (в России каждое бюджетное учреждение соц.сферы «приписано» к определенному ведомству).

Особое значение имеет выделение оснований для типологии социаль-ных служб и классификаций форм социально-педагогической деятельности. В основе типологии и классификаций могут лежать различные основания, но все они сводятся к следующему: работа с проблемой клиента.

Если взять за основание классификации социально-педагогических служб проблему клиента, то в этом случае можно говорить о следующих службах:

а) служба социально-педагогической поддержки: выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциаль-ного поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им различного рода помощи;

б) служба социально-педагогической реабилитации: социальная и пси-холого-педагогическая помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Если взять за основание классификации перечень направлений и услуг, то все службы делятся на две группы: профильные (например служба плани-рования семьи) и многопрофильные, комплексные (например медико-психолого-педагогическая служба помощи населению).

Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, мате-риальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение со-циальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внеш-ней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса .

С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерст-ва), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятель-ности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вер-тикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ве-домств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молоде-жи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики.

Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установ-лении связей и контактов личности, семьи и со специалистами — психолога-ми, социальными работниками, врачами, юристами, представителями орга-нов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи с различными социальными службами микрорайона, района, города, учрежде-ниями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы своей работы, способы решения личных и социальных проблем, ме-ры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.

Через систему взаимодействия образовательно-воспитательных учреж-дений и других социальных служб социальный педагог воздействует на соз-нание, чувства, волю, поведение в целях формирования у детей общественно значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов и т.п.

Всё большей результативности достигает совместная деятельность со-циального педагога с органами в вопросах профилактики и поддержки несо-вершеннолетних в социуме.

1. Введение в новую профессию: Социально-исторический контекст // Соци-альная работа. – 1994, - №1, с. 13.

2. Мардахаев JI.B. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пе-нитенциарных учреждениях // Социальная педагогика / Под ред. В. А Ни-китина. - М, 1998. - С. 187-212.

3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. – Сверд-ловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

5. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства РФ от 17 августа 1995 г. № 4.

6. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676

7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. - М., 2000. - С. 204-205.

8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

9. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. -Казань, Изд-во КГУ, 1996.

Примечания к работе

15 ссылок на источники

Покупка готовой работы
Тема: «Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 150 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика