Курсовая работа
«Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб»
- 30 страниц
Введение
1. Роль и место социального педагога в системе социальных служб
2. Взаимодействие социального педагога с различными социальными службами
2.1. Социальный педагог в учреждениях системы образования
2.2. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения
2.3. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения
2.4. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы
Заключение
Список использованной литературы
В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, поли-тической, социальной жизни. Сегодня можно предвидеть, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем, которые в первую оче-редь скажутся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. В связи с этим возникла острая потребность в разви-тии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрож-дение социальной педагогики как науки и области педагогической практики.
В педагогической сфере еще в 60-70-е годы были предприняты попыт-ки ввести специалистов, непосредственно сориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспита-тельной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, ра-ботники внешкольных учреждений, клубов, комнат школьника и др.). Уро-вень развития социальной педагогики на этом этапе может быть обозначен как организационно-эмпирический.
На рубеже 70-80-х годов общественная потребность, достижения и опыт практической работы в социуме вывели проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-экономических и молодежных жилых ком-плексов, разновозрастных объединений по месту жительства, клубов по ин-тересам формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, меж-ведомственного подхода. Изменился характер взаимодействия школы с дру-гими институтами (от организующего - к педагогическому центру микрорай-она).
Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессио-нально подготовленных кадров, специально сориентированных на социаль-но-педагогическую работу с детьми как самостоятельную профессию. Функ-ции данной работы растворялись и распределялись между традиционно дей-ствующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обес-печения, спорта, культуры, милиции, к тому же функционально крайне слабо связанными между собой.
Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно но-вому уровню развития социально-педагогической работы: от отдельных очагов пе-редового опыта - к выходу на государственный уровень решения проблемы, к соз-данию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.
Могут быть выделены, например, социальные педагоги-организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, се-мейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. Практикой показана нецелесообразность каких-либо ограничений и реко-мендаций извне в данных вопросах. Эти подходы определяются в зависимо-сти от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфи-ки, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты соци-ально-педагогической деятельности интегрированы в лице общинного соци-ального педагога, который является по сути профессиональным проводником социальной политики.
Важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы со специальными учреждениями, где работают соци-альные педагоги, сориентированные на определенную сферу социума (обще-образовательное учреждение, детский сад, специализированное учреждение и т.д.) или на работу с определенными категориями (дети, молодежь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).
Социальный педагог - это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.
Социальный педагог - своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет социаль-ный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловече-ских ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликт-ные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответст-вующими специалистами.
Местом работы социального педагога могут быть :
• социально-педагогические и социально-психологические службы уч-реждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов и пр.);
• социальные службы специализированных учреждений (семейных дет-ских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для де-тей с отклонениями в развитии и др.);
• социальные службы муниципальных органов и их учреждений (соци-ально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социаль-ной педагогики и социальной работы);
• службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гос-тиные, парки, игровые площадки и др.);
• валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профи-лактории, реабилитационные комплексы).
Таким образом, социальный педагог может работать как штатная еди-ница образовательных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социально-педагогической помощи, детских и молодежных общест-венных организаций, фондов. Более конкретный ответ на этот вопрос также заложен в специфике региона, области, района, города и определяется степе-нью развитости системы социальных служб, уровнем управления ею.
Социальная служба (ее специалисты и волонтеры) является главным субъектом государства в социально-педагогической деятельности.
С введением в стране института социальных педагогов, социальных работников, практических психологов развивается процесс создания ком-плексной медико-психолого-педагогической службы. Виды и направления деятельности комплексных (многопрофильных) соц.служб, их подходы, со-четания, кадровое и матер. обеспечение многообразны, имеют еще и ведом-ственные особенности (в России каждое бюджетное учреждение соц.сферы «приписано» к определенному ведомству).
Особое значение имеет выделение оснований для типологии социаль-ных служб и классификаций форм социально-педагогической деятельности. В основе типологии и классификаций могут лежать различные основания, но все они сводятся к следующему: работа с проблемой клиента.
Если взять за основание классификации социально-педагогических служб проблему клиента, то в этом случае можно говорить о следующих службах:
а) служба социально-педагогической поддержки: выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциаль-ного поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им различного рода помощи;
б) служба социально-педагогической реабилитации: социальная и пси-холого-педагогическая помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Если взять за основание классификации перечень направлений и услуг, то все службы делятся на две группы: профильные (например служба плани-рования семьи) и многопрофильные, комплексные (например медико-психолого-педагогическая служба помощи населению).
Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, мате-риальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение со-циальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внеш-ней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса .
С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерст-ва), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятель-ности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вер-тикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ве-домств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молоде-жи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики.
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установ-лении связей и контактов личности, семьи и со специалистами — психолога-ми, социальными работниками, врачами, юристами, представителями орга-нов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи с различными социальными службами микрорайона, района, города, учрежде-ниями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы своей работы, способы решения личных и социальных проблем, ме-ры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.
Через систему взаимодействия образовательно-воспитательных учреж-дений и других социальных служб социальный педагог воздействует на соз-нание, чувства, волю, поведение в целях формирования у детей общественно значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов и т.п.
Всё большей результативности достигает совместная деятельность со-циального педагога с органами в вопросах профилактики и поддержки несо-вершеннолетних в социуме.
1. Введение в новую профессию: Социально-исторический контекст // Соци-альная работа. – 1994, - №1, с. 13.
2. Мардахаев JI.B. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пе-нитенциарных учреждениях // Социальная педагогика / Под ред. В. А Ни-китина. - М, 1998. - С. 187-212.
3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. – Сверд-ловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
5. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства РФ от 17 августа 1995 г. № 4.
6. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676
7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. - М., 2000. - С. 204-205.
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
9. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. -Казань, Изд-во КГУ, 1996.
15 ссылок на источники
Тема: | «Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Рабочий стол социального педагога детского дома
Магистерская работа:
Проектирование процесса технико-тактической подготовки юношей 16-17 лет в баскетболе средствами интерактивных технологий
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования
ВКР:
Методика обучения декоративно-прикладному искусству в среднем профессиональном образовании комплект ювелирных украшений «фессалия»
Дипломная работа:
Содержание проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального общего образовании