Реферат
«Психология профессионального самоопределения в гуманистической перспективе»
- 11 страниц
Введение….3
1. Понятие «профессионального самоопределения»….4
2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)….5
3. Психология профессионального самоопределения в гуманистической перспективе…6
Заключение…9
Список используемой литературы….10
Выбор профессии – первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. А поскольку профессиональное самоопределение является центральным ядром личностного и социального самоопределения, мы можем сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности. Статистические данные показывают, что количество безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество фактов самоубийств, личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость формирования новых методик, проведения исследований, направленных на профессиональную помощь школьникам старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны. Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.
Проблеме психологии профессионального самоопределения в гуманистической перспективе большое количество авторов посвятили свои работы К.Хорни, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова, Н.А. Коновалова, Н.А. Даниличева, Л.А.Балакирева, В.М.Данюк, А.К.Маркова, Дж.Сьюпер, Э.Ф.Зеер, Н.Б.Стамбулова, Ю.П.Поваренков, Г. Шихи и др.
1. Понятие «профессионального самоопределения»
Наиболее распространенным является следующее понимание профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» . Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников, приведем цитату из их работы «Профориентация»: «Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения» .
Наиболее распространенным является следующее понимание профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение».
Было проведено исследование особенностей внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников, в ходе него выявлены факторы формирования, особенности протекания и способы разрешения этих конфликтов.
Полученные результаты имеют большую теоретическую и практическую ценность: во-первых, на их основе можно продолжать исследования (увеличить выборку, выявить динамику подобных внутриличностных конфликтов во времени, на основе выводов о разрешении конфликтов создать методы работы и проверить их применимость и результативность и т.д.), во-вторых, полученные мной данные можно использовать в профориентационной работе (выявлять внутриличностные конфликты с помощью интервью и пользоваться способами их разрешения при консультации).
Таким образом, можно облегчить процесс выбора профессии, уменьшить вероятность разочарования в выбранной профессии и последующих деструкций личности.
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.
2. Гордеева Н.Н. Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки: диссертация . доктора педагогических наук : 13.00.08. – Челябинск, 2002.
2. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. «Психология профессионального успеха». – Санкт-Петербург, ООО «СЛП», 2003.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М., 2005.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков : на примере 8-9 классов : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.07. – М., 2006.
6. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С.Волков, Н.Д.Волкова. – М.: Академический проект, 2007.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: ИНФРА-М, 2007.
8. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности : Ярославль, 2001.
9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004.
10. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2005.
11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие, 2 -е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 2001.
Тема: | «Психология профессионального самоопределения в гуманистической перспективе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 11 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Дипломная работа:
Представление учащихся о счастье как факторе их личностного самоопределения
Курсовая работа:
Психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов старших курсов
Дипломная работа:
Изучение профессиональной направленности старшеклассников
Дипломная работа:
Интерактивные методы обучения в процессе профессионального самоопределения